Место, куда хочется вернуться

Алексей Владиславович Боровских
Содержание проекта

1. Педагогический результат, который будет демонстрировать команда и краткое описание педагогических действий

Педагогический результат: освоение участниками занятий цикла проектирования на разном учебном материале

Что планируется сделать: организовать пространство аудитории для проведения занятий участниками олимпиады и создать средство для фиксации событий Олимпиады.

Каковы цели действия: проектирование и оформление участниками олимпиады образо-вательного пространства, опыта участия в Олимпиаде.

Какие общие, частные и предметные составляющие человеческого развития предпо-лагается затронуть:

Возможность участников работать в команде (группе), умение выделять существенные характеристики при работе с понятиями, умение моделировать, освоенность схемы создания проекта и ответственность за его реализацию, создание опыта.

Схема действий:
Проведение цикла занятий:
1) «Это не просто картина, она …»
Цель занятия – предоставить учащимся пройти цикл: «замысливание – изображение (во-площение замысла) – демонстрация – оценка» при работе с понятием «образовательное про-странство». Для этого учащимся необходимо выделить существенные характеристики и средства для его фиксации.

Ценность данной работы в том, что участники используют свой опыт проектирования, получают возможность применить этот опыт в новой ситуации.

Для ведущего становятся видны интересы участников в проектировании образовательного пространства.

Форма проведения занятия: работа по группам, общее заседание.

Время на проведение: 1 астрон. час, в середине первого, начало второго дня Олимпиады.
Подготовка к занятию: время на вынос мебели из аудитории (20 мин),

Результат: выделение схемы проектирования, оформление аудитории для проведения за-нятий Олимпиады.

Необходимые условия и средства: возможность передвигать мебель в аудитории (вынести ее за пределы кабинета), краски и кисти, фломастеры, альбомы и ватманы, помощь мужчин в подготовке аудитории.

2) «Математика через искусство» (воплощение цикла на творческом материале)
Два слоя: предметный – математика, проектный – удержание цикла проектирования. Ат-мосфера занятия – творческая.
Цель занятия – предоставить возможность переноса способов работы с понятием (поиск средств отображения существенных характеристик) на другой материал, что способствует созданию атмосферы пробности. Для этого учащимся необходимо выделить существенные характеристики и средства для его фиксации.
Ценность данной работы в том, что для участников появляется возможность самовыра-жения в картинах, красках, что создает определенную доверительную эмоциональную атмо-сферу; создает атмосферу авторства, возможность обнаружить знакомый способ действова-ния в творческой ситуации; возможность неформального, но содержательного общения друг с другом.
Ведущий может провести диагностику понимания таких понятий как форма, доказатель-ство, объем. Критерий понимания – представление учащимися существенных характеристик понятия в образе и способность объяснить свой образ.
Форма проведения занятия: индивидуальная работа, обсуждение за чаем, предметное об-щение.

Необходимые условия и средства: краски (акварель, гуашь) и кисти, фломастеры, альбомы и ватманы, листы формата А4 для написания эссе, возможность приготовить чай для участ-ников занятия, аудитория, которая была задействована на занятии 1.

Время на проведение: 1 астрон. час, второй день Олимпиады.

Результат: выделение схемы проектирования, оформление аудитории для проведения за-нятий Олимпиады.

3) «Оставь свой след в истории»
Два слоя: предметный – история, проектный – удержание цикла проектирования. Атмо-сфера занятия – учебная.
Цель занятия – создать проект фиксации событий Олимпиады и создать схему реализа-ции проекта посредствам организации ситуации обращения учеников к собственному зна-нию для восстановления исторического события с использованием различных средств: логи-ка события, составление карты событий, чтение и понимание текста. Предоставить возмож-ность пройти цикл: «замысливание – изображение (воплощение замысла) – демонстрация – оценка» при работе с понятием «событие».
Ценность данной работы в том, что для участников появляется возможность пробы соз-дания продукта на краткосрочном мероприятии, таком как Олимпиада.
Ведущий может провести диагностику понимания базового цикла занятий, значимости мероприятий (превращение их в событие), происходящих на Олимпиаде.
Форма проведения занятия: работа в группах, общее заседание, фронтальная работа.
Необходимые условия и средства: краски (акварель, гуашь) и кисти, фломастеры, альбомы и ватманы, листы формата А4 для написания эссе, возможность приготовить чай для участ-ников занятия, аудитория, которая была задействована на занятии 1.
Время на проведение: 1 астрон. час, второй день Олимпиады, через занятие после второго занятия цикла.
Результат: выделение схемы проектирования, оформление аудитории для проведения за-нятий Олимпиады.


Задачи ведущего для реализации каждого занятия: поставить задачу, создать условия для комфортной атмосферы выполнения задания, организовать коммуникацию (принимать вер-сии участников), отследить результативность (описание хода реализации занятия, провести опрос), организовать рефлексивное обсуждение. С одной стороны, ведущий – носитель за-мысла своего занятия, а с другой – ведущий занятия – организатор продуктивной коммуни-кации.

Действия учащихся: задавать вопросы на понимание задания, выполнять задание, предла-гать версии, участвовать в коммуникации, оформить результат.

2. Условия, которым должны удовлетворять обучаемые, для того, чтобы результат мог быть продемонстрирован: Члены команд-участниц олимпиады и студенты ФПО одно-го года обучения (желательно, одногруппники), проявивших желание принять участие в реа-лизации замысла.

3. Средства отбора: Заинтересованность в реализации проекта, проявленная на заочном туре в обсуждении, явном обозначении желания участвовать. Для участия приглашаются участники проектных команд и студенты ФПО МГУ (12 – 16 человек), которые могут посе-тить все занятия.

4. Концептуальные позиции. В основу работы нашей кафедры положен деятельностный подход. Поэтому, создание педагогической задачи мы видим как описание замысла и цели, результата, средств и действий, ресурсов, которые необходимы для реализации проекта. В этом ключе разработаны и защищены ряд диссертационных работ. Одна из них, работа Ю.Г. Юдиной «Педагогическое обеспечение становления индивидуальных образовательных траекторий учащихся 5-7 классов». В процессе работы над ней, совместно с учителями-предметниками экспериментальных классов, были созданы проекты учебных «особых» заня-тий для школьников 5–7 классов по истории, математики, биологии. Занятия ориентированы на создание осознанного отношения к обучению на предметах; к организации образователь-ного пространства школы, класса; к содержательному предметному общению. Базовыми деятельностями учащихся являются – учебно-проектная и учебно-исследовательская. Для нас представляется интерес провести такие занятия с участниками олимпиады, которые бы позволили сделать пространство олимпиады значимым и запоминающимся. Вслед за А.М. Ароновым, О.В. Знаменской, К.Н. Поливановой мы считаем, что «учебно-проектная деятельность» учащихся такой вид проектной деятельности, в процессе которой учащийся самостоятельно реализует определенную систему учебных проектов, которые по структуре аналогичны проектам взрослых, но направлены, прежде всего, на осознание учащимся себя и своей роли в обществе посредством культуры. Результатом проектной деятельности (Ю.В Громыко, Г.П. Щедровицкий) является создание организационных схем реализации проекта, поэтому в основу нашей работы положен цикл создания проекта (например, Н.Г. Алексеев, Ю.Г. Юдина). Для нас важным является возможность проведения педагогиче-ского эксперимента: сохранить замысел занятий, разработанных для школьников, но реали-зовать занятия для участников Олимпиады – студентов и молодых преподавателей.

5. Средства фиксации достигнутого результата:
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Средства диагностики: Для диагностики будет использовано построение профиля резуль-тативности, 5 уровней.
Средства фиксации результата: наблюдение за участниками проекта, наличие и качество продукта, эссе участников занятий
Показатели: эмоциональное состояние после занятий, действия участников после занятий, удержание позиции ведущим.
Результативность проекта определяется следующими количественными параметрами:
•Количество участников, принимающих участие в создании летописи Олимпиады (в от-ношении к числу участников Олимпиады).
•Количество участников Олимпиады, получивших диплом I, II, III степени, среди тех, кто принимал участие в проведении занятий (в отношении к числу участников, принимав-ших участие в проведении занятий).

6. Проверка: Содержание эссе участников, индивидуальные творческие задания на выде-ление этапов цикла создание продукта.

7. Распределение функций в команде: замысливание проекта осуществляется при уча-стии всей команды.

Администратор проекта и капитан команды: Полякова Татьяна Ивановна.
Исполнитель проекта: Кутенкова Виктория Викторовна.
Руководитель проекта, соисполнитель проекта: Баженова Ксения Анатольевна

Приложение 1
Результаты реализации проекта
Образовательные:
• Опыт планирования и реализации участниками цикла «замысливание – изображение (воплощение замысла) – демонстрация – оценка», оформленный через организацию образо-вательного пространства аудитории, летопись событий Олимпиады.
• Опыт организации образовательного пространства учебной аудитории, оформленный через создание схемы-эскиза универсальной аудитории.
• Опыт презентаций результатов участия в реализации проект, оформленный через ана-литическое эссе участника.
Социальные:
• Появление участников олимпиады, осознающих значимость организации образователь-ного пространства Олимпиады.
• Появление на Олимпиаде творческих групп и коллективов, состоящих из участников Олимпиады, ответственных за фиксирование и оформление событий Олимпиады.
• Создание альбома-летописи событий Олимпиады, который в том числе может быть ис-пользован для презентации при проведении следующих Олимпиад.
• Диагностика интересов участников Олимпиады посредствам фиксации их в понятии «событие».
Образовательные эффекты
Осознание участниками реализации занятия значимости организации образовательного пространства. Проявляется, например, через помощь в подготовке аудитории к проведению занятий Олимпиады (инструменты для ведущего занятие, организация места для наблюдате-лей). Организация образовательного пространства аудитории после Олимпиады «на месте».
Приложение 2
Построение профиля результативности
Методика река для определения успешности реализации проекта
Параметры:
1. Эмоциональное состояние участников после занятий;
2. Действия участников после занятий (отношение к собственному проекту);
3. Наличие и качество продукта (летопись, картины, план кабинета);
4. Удержание позиции ведущим;
5. Освоенность цикла действий.
6. Количество участников, принимающих участие в создании летописи Олимпиады (в отношении к числу участников Олимпиады) (желаемый результат – до 50%)
7. Количество участников Олимпиады, получивших диплом I, II, III степени, среди тех, кто принимал участие в проведении занятий (в отношении к числу участни-ков, принимавших участие в проведении занятий) (желаемый результат – до 30%)

Уровень 5. От 81% до 100% участников чувствуют, что их вклад в проведение занятия признается, ценится, имеется моральное удовлетворение. Участники могут откорректировать свои проекты. Получен желаемый продукт
Уровень 4. Большинство (до 80%) участников чувствуют, что их вклад проведение заня-тия признается, однако, пользы от участия в занятии не видят. Продукт получен.
Уровень 3. (50%) Участники частично могут применить (интерпретировать) полученные знания. Продукт получен частично.
Уровень 2. Участники с трудом прослеживают связь между успехами на занятии и же-лаемым результатом (вознаграждением). Продукт получен частично
Уровень 1. Участники чувствуют, что их использовали и обманули. Продукт не получен.

Желаемый профиль означает, что чем ближе показатели уровней после каждого занятия к нему, тем занятие успешнее. Если разрыв более 3 пунктов, то можно говорить о полном про-вале по показателю.

== Рисунок 1. Диаграмма профилей проведенных занятий -- см. файл заявки

Алена Александровна Извольская
Добрый день! Поясните, пожалуйста, цели действия, описанные в Вашем проекте. Каким образом Вы планируете "проектировать и оформлять образовательное пространство и опыт участия в олимпиаде"? Спасибо.


Ксения Анатольевна Баженова
Здравствуйте! Не смогли разобраться с периодичностью Ваших занятий. Вы два раза планируете работать через какой-то интервал?


Николай, здравствуйте! Мы планируем проведение занятий в таком режиме:
Первое занятие - в первый день после обеда - желательно (или в начале второго дня)
Второе занятие - во второй день (с перерывом после первого, если первое во второй день)
Третье занятие - после второго.
Главное, чтобы первое было не вначале первого дня :)

Виктория Викторовна Кутенкова
Добрый день! Поясните, пожалуйста, цели действия, описанные в Вашем проекте. Каким образом Вы планируете "проектировать и оформлять образовательное пространство и опыт участия в олимпиаде"? Спасибо.


Здравствуйте, Алена.
Хочу обратить ваше внимание на концептуальные позиции проекта в поиснении вашего вопроса.
В деятельностном подходе одним из основных видов деятельности является учебно-практическая, а это значит что под формулировкой "проектировать и оформлять образовательное пространство и опыт участия в олимпиаде" подразумевается мероприятие 1го занятия - написание проекта по переоборудованию класса и реализация его (т.е. перестановка), опыт участия в олимпиаде будет оформляться по тому же принципу: спроектировали - реализовали.
Следует подчеркнуть, что главным в нашем проекте является научить действовать по проектной схеме "замысливание - изображение (во-площение замысла) - демонстрация - оценка", т. е. дать понятие об ее универсальности - научить проектировать.
И еще, думаю следует пояснить, что образовательное пространство - это совокупность таких условий (в нашем случает аудиториии), которые позволяют эффективно работать участникам в разных формах - творческой, например, рисовать; учебной - например, фронтальная работа. Главное в первом занятии - выявление назначения использования помещения.


Алена Александровна Извольская
Добрый день! Спасибо за подробный ответ.
Мне стало интересно, а был ли у Вас уже опыт по составлению "Летописи олимпиады" (или другого состязательного мероприятия)?