Содержание проекта
ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ ОЦЕНОЧНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ ОСВОЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ РЕЦЕНЗИРОВАНИЯ
Одной из составляющих профессиональной компетентности учителя является его способность понять, оценить динамику процессов развития учеников и воздействия на их ход. В основе такой способности лежит готовность к осуществлению оценочной деятельности и готовность использовать рациональные способы оценивания. Действие по рецензированию является одним из таких способов.
Исходя из понимания сущности оценочной компетенции учителя, а также на основе личностно-деятельностного подхода к обучению, нами предлагается Проект по развитию оценочных компетенций учителей через освоение педагогического действия рецензирования.
Действие рецензирования является одним из компонентов, составляющих оценочную деятельность учителя, и обеспечивающего объективность оценки педагогом результатов учебной деятельности ученика.
Педагогическое действие рецензирование результатов деятельности ученика, как и любое другое действие, состоит из трех функциональных компонентов: ориентировочного, исполнительного и контрольно-корректировочного. Рассмотрим содержание каждого из них, т.е. построим промежуточные модели исходных педагогических действий по рецензированию.
Ориентировочный компонент рецензирования включает в себя цель и предмет действия. Целью рецензирования являются объективация оценки результатов работы учеников, выявление достоинств и явных недостатков работы, выявление проблем (внешних и внутренних), требующих дополнительной проработки. Предметом рецензирования может выступать любой элемент учебной деятельности ученика: письменная работа (домашнее задание, самостоятельная работа на уроке), устный ответ, проектная работа и т.д.
Исполнительный компонент рецензирования составляет набор действий-операций, а также определенную совокупность содержательных и операционных знаний, которые обеспечивают реализацию этого действия.
Контрольно-корректировочный компонент включает набор указаний и обоснование тех операций, выполнение которых позволит достичь поставленной цели и внести изменения в составленный план действий.
Принципы, лежащие в основе развития действия:
- преемственности – обозначает то, что на каждом последующем этапе развития действия учитываются уже ранее приобретенные способы оценочной деятельности ;
- целостность проявляется в единстве, а также органических связях разнообразных компонентов и элементов, образующих целостную систему действия по рецензированию, способствующую развитию оценочной компетенции учителей;
- принцип многоуровневости развития действия – выступает как ракурс отслеживания динамики изменения формируемого действия, когда в нем последовательно выделяются признаки, способные на каждом из уровней в совокупности отражать целостность развиваемого действия. При этом каждый уровень дает свою картину развития действия.
В соответствие с обозначенными принципами, механизм развития действия рецензирования будет осуществляться следующем образом.
На первом этапе осуществляется входной контроль с целью диагностики развития действия по рецензированию. В соответствии с результатами диагностики, формируются учебные группы, для которых предлагаются задания соответствующие их уровню развития.
На втором этапе каждая группа осваивает систему действий-операций, необходимых для рецензирования результатов учебной деятельности школьников (письменных работ, устных выступлений, проектов).
На третьем этапе производится итоговый контроль и оценка развития действия рецензирования.
В предлагаемой нами структуре развития действия взаимодействуют два равноценных субъекта: учитель (представляющие Проект) и ученики (участники), отношения между ними строятся на взаимном уважении, партнерстве, сотрудничестве. Причем, взаимодействие субъектов на втором этапе характеризуется активно-дяетельностными формами организации учебной работы.
Результатом нашего обучения является учитель, компетентный в реализации рецензирования как элемента оценочной деятельности. Высший уровень развития действия по рецензированию проявляется через умение учителя:
обращать внимание на приращения ученика в учебной деятельности;
подробно объяснять основания итоговой оценки;
обозначать «зону ближайшего развития ученика»;
формулировать руководство к действию по развитию у ученика учебных умений – осуществлять информационную «помощь в понимании, усвоении и практическом применении знаний по теме».
Показателями правильно составленной рецензии являются следующие компоненты:
• благодарность за выполненную работу;
перечисление достижений ученика;
анализ ошибок с комментированием;
обоснование выставляемой оценки;
установка на успех в последующих работах и практическом применении полученных знаний.
Предполагается осуществление исполнительской части проекта всеми членами команды.
Командная педагогическая олимпиада "Ломоносов"
Командная педагогическая олимпиада "Ломоносов"
Город
Москва, Россия
Место
МГУ
Регистрация
Регистрация закрыта