Командная педагогическая олимпиада "Ломоносов"

Главная

Развитие оценочных компетенций учителей через освоение педагогического действия рецензирования

Развитие оценочных компетенций учителей через освоение педагогического действия рецензирования

Алексей Владиславович Боровских
Содержание проекта
ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ ОЦЕНОЧНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ ОСВОЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ РЕЦЕНЗИРОВАНИЯ

Одной из составляющих профессиональной компетентности учителя является его способность понять, оценить динамику процессов развития учеников и воздействия на их ход. В основе такой способности лежит готовность к осуществлению оценочной деятельности и готовность использовать рациональные способы оценивания. Действие по рецензированию является одним из таких способов.

Исходя из понимания сущности оценочной компетенции учителя, а также на основе личностно-деятельностного подхода к обучению, нами предлагается Проект по развитию оценочных компетенций учителей через освоение педагогического действия рецензирования.

Действие рецензирования является одним из компонентов, составляющих оценочную деятельность учителя, и обеспечивающего объективность оценки педагогом результатов учебной деятельности ученика.

Педагогическое действие рецензирование результатов деятельности ученика, как и любое другое действие, состоит из трех функциональных компонентов: ориентировочного, исполнительного и контрольно-корректировочного. Рассмотрим содержание каждого из них, т.е. построим промежуточные модели исходных педагогических действий по рецензированию.

Ориентировочный компонент рецензирования включает в себя цель и предмет действия. Целью рецензирования являются объективация оценки результатов работы учеников, выявление достоинств и явных недостатков работы, выявление проблем (внешних и внутренних), требующих дополнительной проработки. Предметом рецензирования может выступать любой элемент учебной деятельности ученика: письменная работа (домашнее задание, самостоятельная работа на уроке), устный ответ, проектная работа и т.д.

Исполнительный компонент рецензирования составляет набор действий-операций, а также определенную совокупность содержательных и операционных знаний, которые обеспечивают реализацию этого действия.

Контрольно-корректировочный компонент включает набор указаний и обоснование тех операций, выполнение которых позволит достичь поставленной цели и внести изменения в составленный план действий.

Принципы, лежащие в основе развития действия:
- преемственности – обозначает то, что на каждом последующем этапе развития действия учитываются уже ранее приобретенные способы оценочной деятельности ;
- целостность проявляется в единстве, а также органических связях разнообразных компонентов и элементов, образующих целостную систему действия по рецензированию, способствующую развитию оценочной компетенции учителей;
- принцип многоуровневости развития действия – выступает как ракурс отслеживания динамики изменения формируемого действия, когда в нем последовательно выделяются признаки, способные на каждом из уровней в совокупности отражать целостность развиваемого действия. При этом каждый уровень дает свою картину развития действия.

В соответствие с обозначенными принципами, механизм развития действия рецензирования будет осуществляться следующем образом.

На первом этапе осуществляется входной контроль с целью диагностики развития действия по рецензированию. В соответствии с результатами диагностики, формируются учебные группы, для которых предлагаются задания соответствующие их уровню развития.

На втором этапе каждая группа осваивает систему действий-операций, необходимых для рецензирования результатов учебной деятельности школьников (письменных работ, устных выступлений, проектов).

На третьем этапе производится итоговый контроль и оценка развития действия рецензирования.

В предлагаемой нами структуре развития действия взаимодействуют два равноценных субъекта: учитель (представляющие Проект) и ученики (участники), отношения между ними строятся на взаимном уважении, партнерстве, сотрудничестве. Причем, взаимодействие субъектов на втором этапе характеризуется активно-дяетельностными формами организации учебной работы.

Результатом нашего обучения является учитель, компетентный в реализации рецензирования как элемента оценочной деятельности. Высший уровень развития действия по рецензированию проявляется через умение учителя:
 обращать внимание на приращения ученика в учебной деятельности;
 подробно объяснять основания итоговой оценки;
 обозначать «зону ближайшего развития ученика»;
 формулировать руководство к действию по развитию у ученика учебных умений – осуществлять информационную «помощь в понимании, усвоении и практическом применении знаний по теме».

Показателями правильно составленной рецензии являются следующие компоненты:
• благодарность за выполненную работу;
 перечисление достижений ученика;
 анализ ошибок с комментированием;
 обоснование выставляемой оценки;
 установка на успех в последующих работах и практическом применении полученных знаний.

Предполагается осуществление исполнительской части проекта всеми членами команды.

Ксения Васильевна Климчук
Здравствуйте! Ваш проект очень важен и имеет практическое назначение. Ведь научиться рецензировать, по моему мнению, должен каждый человек, а учитель тем более!!! Возникло несколько вопросов: кто будет в качестве обучаемых, только учителя? Как вы думаете, эффективна ли при рецензировании групповая работа? Спасибо!


Алена Александровна Извольская
Добрый вечер! Ваш проект привлек внимание нашей команды. Не могли бы Вы пояснить, какие результаты деятельности учащихся будут предоставлены для рецензирования. Спасибо.

Наша команда заинтересовалась Вашим проектом, так как он тоже (как и наш) посвящен становлению студента как будущего профессионала. Мы (команда "Тула") будем очень признательны Вам, если Вы выскажете свои замечания и предложения по нашему проекту. Благодарим за сотрудничество!

Андрей Юрьевич Губанов
Здравствуйте! Что именно будет рецензироваться?
Стихи, проза, тезисы для конференции, сочинение на тему, фото, рисунок и т.п. Кто и в какой срок будет производить этот предмет рецензирования?

Иван Николаевич Шабля
Содержание проекта
ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ ОЦЕНОЧНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ ОСВОЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ РЕЦЕНЗИРОВАНИЯ

Одной из составляющих профессиональной компетентности учителя является его способность понять, оценить динамику процессов развития учеников и воздействия на их ход. В основе такой способности лежит готовность к осуществлению оценочной деятельности и готовность использовать рациональные способы оценивания. Действие по рецензированию является одним из таких способов.

Исходя из понимания сущности оценочной компетенции учителя, а также на основе личностно-деятельностного подхода к обучению, нами предлагается Проект по развитию оценочных компетенций учителей через освоение педагогического действия рецензирования.

Действие рецензирования является одним из компонентов, составляющих оценочную деятельность учителя, и обеспечивающего объективность оценки педагогом результатов учебной деятельности ученика.

Педагогическое действие рецензирование результатов деятельности ученика, как и любое другое действие, состоит из трех функциональных компонентов: ориентировочного, исполнительного и контрольно-корректировочного. Рассмотрим содержание каждого из них, т.е. построим промежуточные модели исходных педагогических действий по рецензированию.

Ориентировочный компонент рецензирования включает в себя цель и предмет действия. Целью рецензирования являются объективация оценки результатов работы учеников, выявление достоинств и явных недостатков работы, выявление проблем (внешних и внутренних), требующих дополнительной проработки. Предметом рецензирования может выступать любой элемент учебной деятельности ученика: письменная работа (домашнее задание, самостоятельная работа на уроке), устный ответ, проектная работа и т.д.

Исполнительный компонент рецензирования составляет набор действий-операций, а также определенную совокупность содержательных и операционных знаний, которые обеспечивают реализацию этого действия.

Контрольно-корректировочный компонент включает набор указаний и обоснование тех операций, выполнение которых позволит достичь поставленной цели и внести изменения в составленный план действий.

Принципы, лежащие в основе развития действия:
- преемственности – обозначает то, что на каждом последующем этапе развития действия учитываются уже ранее приобретенные способы оценочной деятельности ;
- целостность проявляется в единстве, а также органических связях разнообразных компонентов и элементов, образующих целостную систему действия по рецензированию, способствующую развитию оценочной компетенции учителей;
- принцип многоуровневости развития действия – выступает как ракурс отслеживания динамики изменения формируемого действия, когда в нем последовательно выделяются признаки, способные на каждом из уровней в совокупности отражать целостность развиваемого действия. При этом каждый уровень дает свою картину развития действия.

В соответствие с обозначенными принципами, механизм развития действия рецензирования будет осуществляться следующем образом.

На первом этапе осуществляется входной контроль с целью диагностики развития действия по рецензированию. В соответствии с результатами диагностики, формируются учебные группы, для которых предлагаются задания соответствующие их уровню развития.

На втором этапе каждая группа осваивает систему действий-операций, необходимых для рецензирования результатов учебной деятельности школьников (письменных работ, устных выступлений, проектов).

На третьем этапе производится итоговый контроль и оценка развития действия рецензирования.

В предлагаемой нами структуре развития действия взаимодействуют два равноценных субъекта: учитель (представляющие Проект) и ученики (участники), отношения между ними строятся на взаимном уважении, партнерстве, сотрудничестве. Причем, взаимодействие субъектов на втором этапе характеризуется активно-дяетельностными формами организации учебной работы.

Результатом нашего обучения является учитель, компетентный в реализации рецензирования как элемента оценочной деятельности. Высший уровень развития действия по рецензированию проявляется через умение учителя:
 обращать внимание на приращения ученика в учебной деятельности;
 подробно объяснять основания итоговой оценки;
 обозначать «зону ближайшего развития ученика»;
 формулировать руководство к действию по развитию у ученика учебных умений – осуществлять информационную «помощь в понимании, усвоении и практическом применении знаний по теме».

Показателями правильно составленной рецензии являются следующие компоненты:
• благодарность за выполненную работу;
 перечисление достижений ученика;
 анализ ошибок с комментированием;
 обоснование выставляемой оценки;
 установка на успех в последующих работах и практическом применении полученных знаний.

Предполагается осуществление исполнительской части проекта всеми членами команды.


Добрый день! Ваш проект является очень важным и актуальным в сегодняшних услових. Ведь от того, насколько учитель умеет правильно и грамотно оценить работу учащихся, зависит многое. Но у нас возник вопрос: как Вы планируете за одно занятие научить учителя (слушаткля) таким образом, чтобы он стал компетентным в рецензировании. Правомерно ли назувать учителя "результатом обучения"? Ведь не секрет, что обычно результам образовательного процесса являются ЗУНы (компетенции).

Николай Владимирович Копытов
Здравствуйте! Педагогическое рецензирование, вероятно, отличается от других непедагогических видов рецензирования. В чем его специфика? Спасибо.

Ксения Анатольевна Баженова
Добрый вечер! Грамотно писать рецензию - очень важное умение, но на каком этапе реализации вашего проекта обсуждается, что такое рецензия?
Какая деятльеность обучаемых подвергается рецензированию в вашем проекте?
И каков замысел занятий?

Елена Валерьевна Мельникова
Добрый вечер!
Рецензированию могут быть подвержены как проекты учащихся, так и другие виды работ (статьи, рефераты, доклады, письменные работы).

Добавлено спустя 3 минуты:
Здравствуйте!
Рецензированию будут подвергаться работы учащихся: статьи, рефераты, проекты, письменные работы. Предмет рецензирования будет предлагаться нашей командой в готовом виде.

Добавлено спустя 23 минуты:
Добрый вечер!
Спасибо за внимание к работе!
Хотелось бы прокомментировать Ваше высказывание. Компетенции мы не отождествляем с ЗУНами, компетенции - это готовность и способность осуществлять действия. Однако, компетентный человек не может быть незнающим. В основе - знание. В нашем проекте результатом является освоение действия рецензирования, а не компетентности.

Добавлено спустя 28 минут:
Толкование понятия рецензия обсуждалось на первоначальном этапе проекта.
Рецензированию подвергаются письменные работы учащихся.

Елена Валерьевна Мельникова
Здравствуйте!
Спасибо за вопрос.
В качестве обучаемых могут быть не только учителя, но и студенты и все желающие. Умение рецензировать работу востребовано не только в педагогической профессии (это особенно актуально), но и в других сферах деятельности, где человек включается в процессы оценивания и самооценивания.

Добавлено спустя 22 часа 51 минуту:
Здравствуйте! Педагогическое рецензирование, вероятно, отличается от других непедагогических видов рецензирования. В чем его специфика? Спасибо.

Здравствуйте! Спасибо за вопрос.
Мы считаем, что если человек осуществляет действие рецензирование , то осуществляет оценочную деятельность поэтому - это педагогическая категория. "Педагогическое" рецензирование может отличаться формой представления конечного продукта.

Добавлено спустя 2 дня 23 часа 21 минуту:
Уважаемые коллеги!
Спасибо за внимание к нашему проекту. Всем удачи в очном туре. До встречи.