Содержание проекта
Актуальность содержания заявленного проекта
Успешный переход к экономике и обществу, основанному на знании, должен сопрово-ждаться процессом непрерывного образования - учения длиною в жизнь. В условиях непре-рывного образования должна решаться задача подготовки компетентного человека, который способен адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни и активно воздейст-вовать на них. Известный термин «образование длиною в жизнь» выделяет временной фак-тор непрерывного образования. Недавно появился термин «образование шириною в жизнь» (lifewide learning), который акцентирует не только постоянство процесса обучения, но и раз-нообразие его форм, выделяются формальное, неформальное и информальное образование.
До сих пор при формировании политики в области российского образования учитыва-лось лишь его формальная форма. Сегодня жесткие рамки формальной системы размывают-ся, что нашло отражение в российской модели образования — 2020 для экономики, осно-ванной на знаниях, где говорится, что «современная гибкая незаконченная образовательная траектория человека строится на основе не только формального, но и неформального и ин-формального образования».
Цели и задачи проекта:
Познакомить участников с понятием формального, неформального и информального образования, их местом в системе отечественного и зарубежного образования;
Проанализировать документы, в которых находят отражение формальное, нефор-мальное и информальное образование;
Познакомить участников с подходами и методологией неформального образования;
Продемонстрировать технологию разработки занятия в системе неформального об-разования;
Осмыслить и критически оценить возможности использования полученных знаний в дальнейшей профессиональной деятельности.
Развиваемые в рамках проекта компетенции участников:
Знание и понимание места формального, неформального и информального образо-вания в системе отечественного и зарубежного образования.
Понимание связи формального и неформального образования.
Знание и понимание методологии неформального образования.
Умение проектировать учебные сессии, используя методологию неформального об-разования.
Умение работать в команде.
Навык педагогической рефлексии.
Технология:
Проект реализуется с использованием интерактивных методов обучения. Участники учатся чему-то новому благодаря группе. Роль ведущих сводится к разработке плана занятия. Результат работы и успешность проекта во многом зависит от активности каждого участни-ка.
Целевой группой проекта являются учителя и преподаватели, студенты педагогиче-ских специальностей, работники и активисты общественных организаций, реализующие или планирующие реализовывать программы неформального образования.
Отбор в учебную группу основан на принципе добровольного участия.
Реализация проекта будет осуществляться в несколько этапов – «сессий». Структура каждой сессии отображена на рисунке 1.
== Рис. 1. Структура сессии в рамках реализации проекта -- см. файл заявки
На этапе реализации (трехчасовое занятие) будет строиться на основе методологии не-формального образования, предлагаемой Советом Европы.
Проект включает следующие сессии:
энерджайзер: активное упражнение, позволяющее включиться в ситуацию «здесь и теперь», мобилизовать внимание, интеллектуальную активность;
постановка целей: участники самостоятельно ставят и реализуют внешние цели в процессе занятия, одновременно начинают ставить и реализовывать внутренние цели, то есть учатся управлять собой и своим поведением; данный блок позволяет осознанно участвовать в последующей работе, повышает мотивацию; также данный блок позволяет преподавателю гибко подходить к планированию;
установление правил работы группы: группа совместно с преподавателем уста-навливает для себя правила работы;
блок упражнений (получения нового опыта) с анализом: блок упражнений фор-мируется преподавателем, исходя из конкретных целей и задач, поставленных перед груп-пой; при этом следует учитывать уровень группы, возрастные особенности участников;
общая рефлексия по занятию, которая включает упражнения, направленные на получение и передачу обратной связи, подведение эмоциональных и рациональных итогов работы.
В рамках работы над проектом, мы опираемся:
На Концепцию образования «длинною» и «шириною» в жизнь;
На идеи контекстного образования (В. Вербицкий);
На идеи компетентностного подхода;
На методологию неформального образования Совета Европы;
На теорию опытного обучение Колба.
Средства фиксации достигнутого результата:
Наблюдение за активностью участников (экспертная оценка);
Самоанализ работы участников по ходу реализации проекта (в рамках рефлексии);
Анкетирование участников по итогам проекта (сопоставление ожидания и полученно-го результата).
== Таблица -- см. файл заявки
Распределение функций в команде: оба участника работают совместно и на этапе подготовки, и на этапе реализации проекта.
Командная педагогическая олимпиада "Ломоносов"
Командная педагогическая олимпиада "Ломоносов"
Город
Москва, Россия
Место
МГУ
Регистрация
Регистрация закрыта