Командная педагогическая олимпиада "Ломоносов"

Главная

Формальное, неформальное, информальное

Формальное, неформальное, информальное

Алексей Владиславович Боровских
Содержание проекта

Актуальность содержания заявленного проекта
Успешный переход к экономике и обществу, основанному на знании, должен сопрово-ждаться процессом непрерывного образования - учения длиною в жизнь. В условиях непре-рывного образования должна решаться задача подготовки компетентного человека, который способен адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни и активно воздейст-вовать на них. Известный термин «образование длиною в жизнь» выделяет временной фак-тор непрерывного образования. Недавно появился термин «образование шириною в жизнь» (lifewide learning), который акцентирует не только постоянство процесса обучения, но и раз-нообразие его форм, выделяются формальное, неформальное и информальное образование.
До сих пор при формировании политики в области российского образования учитыва-лось лишь его формальная форма. Сегодня жесткие рамки формальной системы размывают-ся, что нашло отражение в российской модели образования — 2020 для экономики, осно-ванной на знаниях, где говорится, что «современная гибкая незаконченная образовательная траектория человека строится на основе не только формального, но и неформального и ин-формального образования».

Цели и задачи проекта:
 Познакомить участников с понятием формального, неформального и информального образования, их местом в системе отечественного и зарубежного образования;
 Проанализировать документы, в которых находят отражение формальное, нефор-мальное и информальное образование;
 Познакомить участников с подходами и методологией неформального образования;
 Продемонстрировать технологию разработки занятия в системе неформального об-разования;
 Осмыслить и критически оценить возможности использования полученных знаний в дальнейшей профессиональной деятельности.

Развиваемые в рамках проекта компетенции участников:
 Знание и понимание места формального, неформального и информального образо-вания в системе отечественного и зарубежного образования.
 Понимание связи формального и неформального образования.
 Знание и понимание методологии неформального образования.
 Умение проектировать учебные сессии, используя методологию неформального об-разования.
 Умение работать в команде.
 Навык педагогической рефлексии.

Технология:
Проект реализуется с использованием интерактивных методов обучения. Участники учатся чему-то новому благодаря группе. Роль ведущих сводится к разработке плана занятия. Результат работы и успешность проекта во многом зависит от активности каждого участни-ка.

Целевой группой проекта являются учителя и преподаватели, студенты педагогиче-ских специальностей, работники и активисты общественных организаций, реализующие или планирующие реализовывать программы неформального образования.

Отбор в учебную группу основан на принципе добровольного участия.

Реализация проекта будет осуществляться в несколько этапов – «сессий». Структура каждой сессии отображена на рисунке 1.

== Рис. 1. Структура сессии в рамках реализации проекта -- см. файл заявки

На этапе реализации (трехчасовое занятие) будет строиться на основе методологии не-формального образования, предлагаемой Советом Европы.
Проект включает следующие сессии:
 энерджайзер: активное упражнение, позволяющее включиться в ситуацию «здесь и теперь», мобилизовать внимание, интеллектуальную активность;
 постановка целей: участники самостоятельно ставят и реализуют внешние цели в процессе занятия, одновременно начинают ставить и реализовывать внутренние цели, то есть учатся управлять собой и своим поведением; данный блок позволяет осознанно участвовать в последующей работе, повышает мотивацию; также данный блок позволяет преподавателю гибко подходить к планированию;
 установление правил работы группы: группа совместно с преподавателем уста-навливает для себя правила работы;
 блок упражнений (получения нового опыта) с анализом: блок упражнений фор-мируется преподавателем, исходя из конкретных целей и задач, поставленных перед груп-пой; при этом следует учитывать уровень группы, возрастные особенности участников;
 общая рефлексия по занятию, которая включает упражнения, направленные на получение и передачу обратной связи, подведение эмоциональных и рациональных итогов работы.

В рамках работы над проектом, мы опираемся:
 На Концепцию образования «длинною» и «шириною» в жизнь;
 На идеи контекстного образования (В. Вербицкий);
 На идеи компетентностного подхода;
 На методологию неформального образования Совета Европы;
 На теорию опытного обучение Колба.

Средства фиксации достигнутого результата:
 Наблюдение за активностью участников (экспертная оценка);
 Самоанализ работы участников по ходу реализации проекта (в рамках рефлексии);
 Анкетирование участников по итогам проекта (сопоставление ожидания и полученно-го результата).

== Таблица -- см. файл заявки

Распределение функций в команде: оба участника работают совместно и на этапе подготовки, и на этапе реализации проекта.

Инна Сергеевна Попова
Критерии успешности проекта (из заявки):

Степень активности участников (экспертная оценка):
Успешно: высокая
Удовлетворительно: средняя
Слабо: низкая

Самоанализ (в рамках рефлексии):
Успешно: Дают анализ происходящих событий, накладывают полученные знания на имеющийся опыт, понимают, как можно применить знания в дальнейшем
Удовлетворительно: Дают анализ отдельных событий, накладывают часть полученных знаний на имеющийся опыт, иногда приводят примеры, как можно применить полученный опыт в дальнейшем
Слабо: Участники дают эмоциональный анализ происходящего, не связывают полученную информацию с профессиональной деятельностью

Анкетирование по итогам проекта (сопоставление ожидания и полученного результата):
Успешно: Ожидания участников оправдались, опасения не подтвердились.
Удовлетворительно: Ожидания участников в большинстве случаев оправдались, опасения не подтвердились.
Слабо: Ожидания участников не совсем оправдались, опасения частично подтвердились.

Добавлено спустя 14 минуты:
Структура сессии (из заявки):
1. Упражнение (новый опыт)
2. Анализ полученного опыта
3. Как опыт соотносится с реальностью
4. Как использовать полученные знания в дальнейшем


Анна Дмитриевна Жукова
День добрый от команды "Soilmen"!

Полагаю, Вы ждете от меня конструктивной критики или заковыристых вопросов, но у меня нет претензий к вашей заявке.

Наоборот, мне хотелось бы отметить её сильные стороны:

1) актуальная тема;
2) Хороший выбор целевой группы: полагаю, что все участники олимпиады подходят под ваши критерии отбора;
3) продуманность средств фиксации результата.

Отличная заявка! Команда молодцом!

Николай Владимирович Копытов
Команда "Континуум" из Барнаула рада увидеть в Вашем лице единомышленников. Мы как и Вы опираемся на концепцию контекстного обучения. Однако хотели бы Вам заметить, что инициалы Вербицкого Вы назвали неправильно. Доктора педагогических наук, профессора, члена РАО Вербицкого зовут Андрей Александрович. В этой связи хотелось бы у Вас уточнить, как его концепция конкретно прослеживается в Вашем проекте. Спасибо.

Ксения Анатольевна Баженова
Здравствуйте!
А я представила себя участником занятия и появились вопросы:
1) Если "роль ведущих сводится к разработке плана занятия", то означает ли это, что замысел занятия и его реализацию делают другие участники-позиционеры?
2) "Участники учатся чему-то новому благодаря группе".Чему конкретно я смогу научиться, работая в вашей группе?
3) Правильно ли я поняла, что занятия проводятся с целью научить различать три вида "образования"?

Инна Сергеевна Попова
Коллеги, благодарим за вопросы, отзывы и замечания.

Команде Магадан: т.к. под информальным образованием мы понимаем индивидуальную познавательную деятельность, сопровождающая нашу повседневную жизнь, не носящую целенаправленный характер, то в рамках проекта мы предполагаем лишь рассмотреть только понятие ИО.

Команда Soilmen: Спасибо)

Команда Континуум: Благодарим за замечание (действительно в заявке содержится опечатка), благодаря Вам все исправлено.
Мы рады найти единомышленников среди участников.
В основу разработанной нами формы обучения, которую мы называем социально-педагогическим тренингом, активно практикуем и планируем продемонстрировать, положен ряд принципов контекстного обучения: в первую очередь, принцип последовательного динамического
моделирования в образовательной деятельности студентов целостного содержания, форм и условий социально-практической деятельности человека в обществе, принцип проблемности содержания и процесса обучения и воспитания и др. Надеемся, что нам предоставится возможность продемонстрировать разработанный нами проект на практике, тогда будет четко видна связь наших идей и идей А.А. Вербицкого.

Добавлено спустя 16 минут:
Уважаемая Ксения, благодарим Вас за вопросы. Постараемся на них ответить:

1) Мы опираемся на субъектно-деятельностный подход в образовании. И со своей стороны постараемся создать все условия, чтобы те, кто будет участвовать в нашем занятии, стали субъектами образовательного процесса (противопоставляя это понятие объекту образовательного процесса).
В том случае, если группа будет активна, а участники мотивированы, то это позволит каждому из участников научиться большему.
В данном случае речь идет об интерактивном взаимодействии не только участников занятия и преподавателей, но и участников между собой.

2) Вместе с группой Вы сможете достичь целей и задач, которые поставлены в проекте, а также развить компетенции, которые мы тоже указали.

3) Скорее нет, чем да. Проект разработан с целью продемонстрировать технологию разработки занятий, используя методологию неформального образования. Содержание могло бы быть любым. Однако, в связи с тем, что понятие формального, неформального и информального образования являются сравнительно новыми для нашей системы образования (как минимум это касается официальных документов), то мы посчитали такое содержание достаточно актуальным.

Добавлено спустя 6 дней 2 часа 48 минут:
Мы изменили проект. Выкладываем итоговый вариант на форум, так как наш проект не визуализируется в общем списке:

Содержание проекта

Цели и задачи проекта:
 продемонстрировать технологию разработки занятия в форме социально-педагогического тренинга;
 познакомить участников с понятием формального, неформального и информального образования, их местом в системе отечественного и зарубежного образования;
 проанализировать документы, в которых находят отражение формальное, неформальное и информальное образование;
 познакомить участников с подходами и методологией неформального образования;
 осмыслить и критически оценить возможности использования полученных знаний в дальнейшей профессиональной деятельности.

Развиваемые в рамках проекта педагогические компетенции участников:
 знание и понимание места формального, неформального и информального образования в системе отечественного и зарубежного образования;
 понимание связи формального и неформального образования;
 знание и понимание методологии неформального образования;
 умение проектировать учебные сессии в форме социально-педагогического тренинга;
 умение работать в команде;
 умение организовывать групповую работу;
 навык педагогической рефлексии.

Целевой группой проекта являются учителя и преподаватели, студенты педагогических специальностей, работники и активисты общественных организаций, реализующие или планирующие реализовывать программы формального и неформального образования.

Отбор в учебную группу основан на принципе добровольного участия. Размер учебной группы органичен количеством учащихся класса общеобразовательной школы или группы вуза (20 – 25 человек).

Актуальность содержания заявленного проекта
Успешный переход к экономике и обществу, основанному на знании, должен сопровождаться процессом непрерывного образования - учения длиною в жизнь. В условиях непрерывного образования должна решаться задача подготовки компетентного человека, который способен адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни и активно воздействовать на них. Известный термин «образование длиною в жизнь» выделяет временной фактор непрерывного образования. Недавно появился термин «образование шириною в жизнь» (lifewide learning), который акцентирует не только постоянство процесса обучения, но и разнообразие его форм, выделяются формальное, неформальное и информальное образование.
До сих пор при формировании политики в области российского образования учитывалось лишь его формальная форма. Сегодня жесткие рамки формальной системы размываются, что нашло отражение в российской модели образования — 2020 для экономики, основанной на знаниях, где говорится, что «современная гибкая незаконченная образовательная траектория человека строится на основе не только формального, но и неформального и информального образования».

Технология реализации проекта
Проект реализуется с использованием интерактивных методов обучения. Результат работы и успешность проекта во многом зависит от готовности каждого участника включиться в субъект-субъектное взаимодействие. Для проекта нами была выбрана форма социально-педагогического тренинга, который мы рассматриваем как форму организации обучения, направленную на получение навыков и компетентностей, необходимых для выполнения общественной и профессиональной деятельности, предполагающую наличие вариативного содержания и обладающую рядом организационных свойств: активность участников, игровой характер работы, обучающая направленность, групповая работа.
Реализация проекта включает следующие этапы, каждый из которых реализуются средствами интерактивных упражнений:
 энерджайзер: активное упражнение, позволяющее включиться в ситуацию «здесь и теперь», мобилизовать внимание, интеллектуальную активность;
 знакомство с программой;
 постановка индивидуальных целей (блок личностного целеполагания): участники самостоятельно ставят и реализуют индивидуальные цели в процессе занятия; данный блок позволяет осознанно участвовать в последующей работе, повышает мотивацию; на практике также данный блок позволяет преподавателю гибко подходить к планированию;
 установление правил работы группы: озвучивается специфика социально-педагогического тренинга как формы обучения, раскрываются особенности субъект-субъектного взаимодействия, устанавливаются правила работы группы;
 основной блок упражнений (получение опыта) с анализом: блок упражнений формируется преподавателем, исходя из конкретных целей и задач, поставленных перед группой; упражнения с одной целью формируют «сессию», схема которой представлена на рисунке 1.
Реализация проекта будет осуществляться в несколько этапов – «сессий». Структура каждой сессии отображена на рисунке 1.







Рис. 1. Структура сессии в рамках реализации проекта
В качестве содержания проекта для олимпиады нами была выбрана актуальная тема формального, неформального и информального образования. В данном блоке участникам будет предложен ряд различных упражнений, предполагающих групповую работу, направленных на реализацию поставленных в проекте задач:

Задача Средство реализации
Познакомить участников с понятием формального, неформального и информального образования, их местом в системе отечественного и зарубежного образования Упражнение «Формальное/неформальное/информальное»
Рефлексия
Проанализировать документы, в которых находят отражение формальное, неформальное и информальное образование Упражнение «Интегратор»
Рефлексия
Познакомить участников с подходами и методологией неформального образования Упражнение «Конструктор»
Рефлексия

 общая рефлексия по занятию включает упражнения, направленные на получение и передачу обратной связи, подведение эмоциональных и рациональных итогов работы, осмысливание возможных путей использования полученных знаний в дальнейшей деятельности.

В рамках работы над проектом мы опираемся:
 на концепцию непрерывного образования «длиною» и «шириною» в жизнь;
 на идеи контекстного образования (А.А. Вербицкий);
 положения компетентностного подхода;
 положения субъектно-деятельностного подхода;
 на методологию неформального образования Совета Европы;
 на теорию опытного обучение Д. Колба.

Средства фиксации достигнутого результата:
 Наблюдение за активностью участников (экспертная оценка);
 Самоанализ работы участников по ходу реализации проекта (в рамках рефлексии);
 Анкетирование участников по итогам проекта (сопоставление ожидания и полученного результата).

Активность
участников Рефлексия
Результаты анкетирования
Успешно
Высокая Дают анализ происходящих событий, накладывают полученные знания на имеющийся опыт, понимают, как можно применить знания в дальнейшем Ожидания участников оправдались, опасения не подтвердились
Удовлетворительно
Средняя Дают анализ отдельных событий, накладывают часть полученных знаний на имеющийся опыт, иногда приводят примеры, как можно применить полученный опыт в дальнейшем Ожидания участников в большинстве случаев оправдались, опасения не подтвердились
Слабо
Низкая Дают эмоциональный анализ происходящего, не связывают полученную информацию с профессиональной деятельностью Ожидания участников не совсем оправдались, опасения частично подтвердились

Распределение функций в команде: оба участника работают совместно и на этапе подготовки, и на этапе реализации проекта.