Лекция – это интересно!

Алексей Владиславович Боровских
Содержание проекта:
Лекция на тему: «Снежный идол».

I. Аннотация: Человеку, желающему серьезно подойти к вопросу лепки снеговика, ждет разочарование: специальной литературы по этом вопросу нет. Один из немногих трудов на данную тему – исследование британского историка Триши Кьюсак – все внимание уделяется культурному значению снеговика…
Вопросам изготовления снеговика, о снеговике как символе половой дискриминации будет посвящено данное занятие.

Цели и задачи: формирование и развитие критического мышления студентов.

Задачи:
1. Обучающие – расширение представлений студентов об области знания, выносимое на занятие.
2. Развивающие – совершенствование приемов работы с текстом (информационные умения); навыков аналитической и рефлексивной деятельности (интеллектуальные умения); техники самопрезентации, ораторского мастерства, устного выступления перед аудиторией, функционально-ролевого и межличностного общения (коммуникативные
умения).
3. Воспитательные – формирование гуманистического мировоззрения, общечеловеческих ценностей.

Форма работы: лекция. На лекционном занятии обучающие будут включены в групповые и индивидуальные виды деятельности посредством выполнения самостоятельной групповой работы и индивидуальных упражнений.

Методы: прогнозирование, чтение текста с разметкой, мысленное моделирование, дискуссия.

Средства: комплект текстов, маркеры, листы бумаги А3.

Виды деятельности, в которую будут вовлечены учащиеся: Изучение исследовательских источников, конспектирование, маркирование, работа в микрогруппах, подготовка сообщений, выполнение упражнений.

II. Условия, которым должны удовлетворять обучаемые, для того, чтобы результат мог быть продемонстрирован: Студенческая аудитория в количестве 20 человек вне зависимости от половозрастной характеристики. Специальных средств отбора не нужно.

III. Концептуальные позиции:
В основе разработки занятия лежит идея активизации и интенсификации деятельности учащихся, данная идея опирается на ведущий принцип активности учащихся в процессе включения в педагогический процесс. А это означает необходимость реализации специальных управленческих педагогических воздействий, активизирующих деятельность учащихся посредством технологий проблемного обучения, а также коммуникативных технологий. В основе стратегии проведения лекции лежат теоретические принципы и идеи Л.С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, а также теоретические и практические разработки И.О. Загашева, С. И. Заир-Бека

IV. Средства фиксации

== Таблица -- см. файл заявки

V. Распределение функций в команде:
Дегтярева В.В. – эксперт
Никитенко М.С. – консультант
Адушева З.Г. – учитель
Жуйков А.В. – учитель, капитан команды
Цыганова Е.С. – тайм-менеджер
Копыленко В.А. – генератор идей
Корнюш Е.А. - координатор команды


Ольга Галкина
Уважаемые авторы!
вы указываете в качестве формы вашего проекта лекцию, однако, судя по описанию, работа больше похожа на практическое занятие.
уточните пожалуйста, как будет происходить непосредственно само занятие?
Спасибо

Алена Александровна Извольская
Здравствуйте! Интересно было познакомиться с Вашим проектом.
Поясните, пожалуйста, как Вы планируете отследить, решены ли в ходе занятия воспитательные задачи проекта? Как вы предлагаете измерить сформированность гуманистического мировоззрения и общечеловеческих ценностей (какие Вы имеете в виду)?
Спасибо.

Ольга Галкина
Скажите пожалуйста, при изучении какой дисциплины предполагается реализовать Ваш проект?

Елена Александровна Изосимова
Здравствуйте! Очень понравился ваш проект, креативно, интересно, ново. Скажем так, совсем не похож на уже привычные и заезженые! Так держать! Молодцы.
Только один вопрос - какая из идей появилась первой: использовать данную статью (и только потом идея лекции), или же сначала идея лекции, а потом уже в руки попался труд Кьюсак?
Спасибо.

Александр Игоревич Мельников
Добрый день, команда Nota bene, очень интригующий проект, если попаду в Москву, обязательно пойду на вашу лекцию. Как вы считаете в чем уникальность вашего проекта? Есть ли у вас так называемая изюминка?

Мария Сергеевна Никитенко
Спасибо за вопросы. Постараемся ответить на каждый.
Ольга, наша методика не привязана к какой либо дисциплине. Поскольку это на наш взгляд не принципиально, да и в регламенте олимпиады указывалось, что это не имеет значение. А предлагаемую методику можно использовать в рамках любой дисциплины.

Елена, спасибо за оценку, у нас родилась идея интересной лекции, а затем стали искать материал, который бы мог наглядно показать преимущества для всех участников, так и выбрали статью Кьюсак.


Лидия Леонидовна Нутрихина
Из плюсов- тема лекции весьма интригует. Но как уже говорилось выше, хорошо бы сузить цели. Честно говоря очень хочется послушать эту лекцию. У нас на первом кусе был такой предмет- "Самостоятельная деятельность студентов". Так вот там, тоже учили как нужно учится, чтоб не утомится. Возможно ваш проект можно использовать в рамках адаптации первокурсников к обучению в университете.


Мария Александровна Анисимова
Добрый вечер! Нам бы хотелось уточнить, на достижение какого педагогического результата Вы ориентируетесь? И не кажется ли Вам, что концептуальные позиции проекта не соответствуют заявленной цели и задачам?

Анна Дмитриевна Жукова
Команда "Soimen" (проект "Как снять оригинальный фильм за 3 часа") приветствует Вас!
Будьте добры, прокомментируйте следующие тезисы цитаты из вашей заявки.
(из списка задач)
1. Обучающие – расширение представлений студентов об области знания, выносимое на занятие.

Какую именно область знания Вы имеете ввиду? Технологию лепки снеговиков? Культурно-политическое значение снежных баб в современном мире? Данный вопрос мне абсолютно непонятен.

Форма работы: лекция . На лекционном занятии обучающие будут включены в групповые и индивидуальные виды деятельности посредством выполнения самостоятельной групповой работы и индивидуальных упражнений.
По определению, лекция (лат. lectio - чтение) — это устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т.д. Уточните, пожалуйста, форму проведения занятия. Я, например, назвала бы ваше занятие лекцией с элементами практического занятия.

Методы: прогнозирование, чтение текста с разметкой, мысленное моделирование, дискуссия.

Насколько мне известно, ни прогнозирование, ни чтение текста с разметкой не являются методами педагогического воздействия. Может быть, в этом списке дан перечень не методов, а форм деятельности на занятии. Уточните, пожалуйста.

В основе разработки занятия лежит идея активизации и интенсификации деятельности учащихся, данная идея опирается на ведущий принцип активности учащихся в процессе включения в педагогический процесс. А это означает необходимость реализации специальных управленческих педагогических воздействий, активизирующих деятельность учащихся посредством технологий проблемного обучения, а также коммуникативных технологий.

Из данного абзаца я, студентка 2го года обучения факультета педагогического образования МГУ, поняла, только то, какие технологии Вы собираетесь использовать. В остальном Вы перечислили основные принципы гуманистического подхода в обучении. Конечно, гуманистический подход - это превосходная концептуальная позиция, но она требует уточнения. Например, какие именно специальные управленческие воздействия Вы будете использовать и т.п.

В целом о проекте. Один из самых оригинальных проектов на игре. Нравится выбор темы, я бы с удовольствием пришла послушать эту лекцию. Интригует перспектива провести дискуссии по столь неоднозначной теме, как роль снеговика в современном обществе. Хотя я опасаюсь, что данная дискуссия рискует превратиться в состязание по ораторскому искусству, так как ввиду отсутствия достаточного понимания проблемной темы, участники могут убеждать не достоверными фактами, а правильной интонацией.

Иван Николаевич Шабля
Добрый день!
Мы присоединяемся к коментариям других участников о том, что Ваш проект является оригинальным и интересным. Однако у нас возник ряд вопросов, некоторые из них Вам уже были заданы, поэтому не будем повторяться.
Вместе с тем: разделяете ли Вы понятия "цель" и "задачи". Если да, то каким образом. Ведь не секрет, что цель показывает ориентир для деятельности и её предполагаемый конечный результат, а задачи - это "шаги" по достижению заявленной цели.

Александр Викторович Славолюбов
Комманда "М-АГА-ДАН":
1. Объясните, пожалуйста, почему снеговик – символ половой дискриминации?
2. Какими средствами Вы предполагаете развивать критическое мышление?
Приезжайте к нам в Магадан, у нас до мая снег лежит, будем лепить в апреле снеговика.

Любовь Алексеевна Зотова
Можно уточнить? (заранее прошу прощения, если повторю вопросы предыдущих комментаторов)
1) Какой педагогический результат планируется на выходе, как Вы его планируйте фиксировать и оценивать?
2)
Форма работы: лекция. На лекционном занятии обучающие будут включены в групповые и индивидуальные виды деятельности посредством выполнения самостоятельной групповой работы и индивидуальных упражнений.

Почему Вы назывете такую форму работы лекцией?
3)
В основе стратегии проведения лекции лежат теоретические принципы и идеи Л.С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова

Можно раскрыть это утверждение по-подробнее? Какие именно теоретические идеи и принципы? Судя по Вашему тексту совершенно непонятно например, какое отношение ваш проект имеет например к учению о зоне ближайшего развития Л.С. Выготского, или к теории развивающего обучения Л.В. Занкова, или к концепции периодизации детских возрастов Д.Б. Эльконина или к теории учебной деятельности и методов начального обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова (младшая школа)
Я думаю, этот вопрос требует отдельных развёрнутых пояснений.

Мария Сергеевна Никитенко
Спасибо за вопрос.
Хотелось бы ответить от лица всей команды. Мы считаем, что одна из самых непростых форм организации познавательной деятельности студентов является лекция. В традиционном понимании это некий монолог преподавателя, транслирующего некую информацию в студенческую аудиторию, которая может одновременно спать, заниматься своими делами и никак не включена в этот процесс. Считаем, что традиционное восприятие лекции как монолога преподавателя в совремнных условиях образовательного пространства необходимо менять. Поэтому мы предлагаем иной взгляд и подход на проведение лекционного занятия, которое включает в себя и традиционную часть, работу с текстом лекции, и некоторые задания по материалам этой лекции в процессе самого занятия. При этом, организация работы студентов предполагается не только индивидуальная, но также и групповая. Условно занятие можно разбить на следующие этапы: актуализация проблемы, непосредственно сам ход с предлагаемыми заданиями, рефлексия.

Любовь Алексеевна Зотова
Извините, но по крайне мере мой вопрос был про другое. Для скорости сошлюсь на Википедию:):
Лекция (лат. lectio - чтение) — устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т.д.
Т.е. не должна ли предлагаемая Вами форма работы называться другим термином, если она отличается от трационной лекции?
Поэтому мы предлагаем иной взгляд и подход на проведение лекционного занятия, которое включает в себя и традиционную часть, работу с текстом лекции, и некоторые задания по материалам этой лекции в процессе самого занятия.

Вам не кажется, что Вы просто объединяйте лекционно-семинарскую форму обучения в рамки одного занятия?Т.е. приблизительно как в традиционной классно-урочной системе когда в одно занятие вполне умещается:
-объяснения учителя
-работа с текстом учебника по этой теме
-выполнение заданий по теме

Мария Сергеевна Никитенко
спасибо за вопрос.
Считаем, что одним занятием не решить таких глобальных целей. Это скорее стратегическая задача, решаемая посредством реализации оперативных задач, вовлекая студентов в работу в микрогруппе, где они вынуждены простраивать отношения, уметь слушать и корректно выражать свое мнение, договариваться, принимать другую точку зрения, что необходимо для конечного результата. Понимаем, что пободные задачи решаются посредством серии занятий, ровно как и у других коамнд, кстати.

Добавлено спустя 4 минуты:
давайте будем это называть "продвинутым вариантом лекции". Наша задача показать в очном туре олимпиады, прежде всего, новые формы работы со студентами. мы ведь с вами не сдаем гос.экзамен по педагогике, а есть задача быть интересными. Судя по множеству откликов, нам это удалось.

Добавлено спустя 10 минут:
[спасибо за комментарии.
Нас удивляет, почему у многих, оставляющих комментарии, больше всего вопросов вызывает привязанность к учебной дисциплине. Ведь идея олимпиады, как нам кажется, не состоит в демонстрации знаний по предмету, а в поиске новых форм, эффектинвых и интересных участникам образвоательного процесса в совремннных условиях. Нам бы очень хотелось поделиться нашими представлениями, а также научиться чему-то новому. Возможно найти для себя те формы работы, которые мы сможем в будущем применять, решив преподавать после окончания Вуза (МЫ НЕ СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА).

Добавлено спустя 13 минуты:
Мария, позвольте с Вами не согласиться. Уже существует методическое пособие Заир-Бека, Загашева по развитию критического мышления через чтение и письмо. Это питерский и московский авторы систематизировали и обобщили опыт организации познавательной деятельности посредством данной технологии.

Екатерина Анатольевна Машурова
Мария, добрый вечер! Мои вопросы были заданы другими участниками. Но мне хотелось бы поддержать вашу идею новой универсальной технологии обучения, применимой в разных сферах. Привязанность же к конкретной дисциплине просто необходима для иллюстративности и наглядности, а с другой стороны - применимость этой технологии в конкретной сфере дает возможность для педагогического творчества.


Наталья Зямиловна Хаймурзина
Доброго времени суток! Очень оригинальный проект представлен. Скажите, пожалуйста, почему такую форму проведения занятия вы называете лекцией?

Наталья Владимировна Захарова
Здравствуйте! Признаться, Вы удивили. А знаете чем больше всего? Тем, что данный проект может быть реализован в принципе на любой теме. Вот, к примеру, Вы бы решили прочитать лекцию о технологии изготовления медвежат Тедди и воспитательной роли игрушки (эстетическое воспитание через любовь к прикладному искусству и животным) :) По сути, сама тема, являясь весьма оригинальной, и неважна. А если важна, чем тогда обусловлен выбор именно такой темы? Ведь целью Вашего проекта является "формирование и развитие критического мышления студентов". То есть содержание темы о лепки снеговика - средство формирования и развития критического мышления? А что явится педагогическим результатом? Презентация изученного материала или развитие критического мышления? (в целях заявлено развитие критического мышления, а не формирование умения создавать презентацию). Спасибо.

Ксения Анатольевна Баженова
здравствуйте!
Проект по яркости интригует, однако, есть качественные вопросы: а зачем это занятие тем, кто на него придет?

Больше похоже на доклад на лженаучной конференции. (кстати, как-то они пропали...)

Мария Сергеевна Никитенко
Ксения, здравствуйте. Согласна что большинство учеников (студентов, школьников) не мотивированы на учебу, и мы постараемся продемонстрировать варианты включения в работу. (если вы об этом)
А если о том, что вам не интересно про снеговиков, я не думаю что было бы интереснее узнать про культуру Майя, или пингвинов. Мы видим цель олимпиады не в соревновании кто больше знает, по какому либо предмету, а в умении преподавать.

Наталья Игоревна Косолапова
Вас приветствует команда из Курска!
На наш взгляд проект интересен не темой, она могла бы быть любой (Есть ли жизнь на Марсе???), а вот учит мыслить, интеллектуально работать, уметь дискутировать, слушать и слышать друг друга – это формирование важнейших параметров развития личности! Желаем удачи! Хотелось бы уточнить, как вы собираетесь оценить результат?

Галина Юрьевна Ярославова
Здравствуйте!!!! Крайне интересный проект!!!! Вопрос от команды "МОСТ" : как конкретно формируете и как конкретно развиваете критическое мышление студентов. Спасибо!