Сохраним культурное наследие России

Алексей Владиславович Боровских
Содержание проекта

Педагогический результат:
Продукт проекта – электронная презентация на тему «Сохраним культурное наследие России»

Дидактические цели (знать):
- тенденции духовной жизни России в современное время;
- понятие «культурное наследие», «усадьба», её характерные черты;
- роли, которые играла усадьба на протяжении веков в культурной жизни общества;
- историю создания усадьбы Орловых-Давыдовых;
- современное состояние усадьбы Орловых-Давыдовых.

Воспитательные цели:
- создать условия для формирования чувства любви к малой родине;
- создать условия для формирования чувства патриотизма;
- создать условия для осознания необходимости сохранения культурных ценностей.
Развивающие цели (развивать):
- поисковые умения;
- умения выделять главное и анализировать полученную информацию;
- умения презентовать продукт;
- коммуникативные умения.

1. Планирование:
Учитель: организует проблемную ситуацию, мотивирует наглядностью обращение к субъектному опыту учеников (см. Приложение № 1);
Ученики: работают фронтально под руководством учителя, распределяют обязанности в группе, выбирают тему для подгруппы, определяют сроки выполнения, планируют свою деятельность;
Итог: определены группы, распределены роли (темы), сроки, вид общего продукта групп, выдвинута идея сохранения культурного наследия.

2. Аналитический этап.
Цель: самостоятельный поиск информации, её систематизация и анализ.
Учитель: выполняет консультирующую функцию.
Ученик:
- определяет цель (будущий результат работы): подготовить материал к электронной презентации по теме своего задания;
- актуализирует субъектный опыт;
- осуществляет поиск и сбор информации по рабочим листам (см. Приложение № 2) с помощью алгоритмов (см. Приложение № 3), предоставленными учителем.
- организует работу в группах над темами:
1. Роль, которую играла усадьба на протяжении столетия.
2. История создания усадьбы Орловых-Давыдовых.
3. Современное состояние усадьбы Орловых-Давыдовых.
Итог: систематизация информации по теме каждой группы, которая будет использована в электронной презентации.

3. Этап обобщения информации.
Цель: создать презентацию каждой группе, презентовать её, составить общую презентацию.
Учитель:
- предъявляет алгоритмы составлением презентации;
- оказывает консультативную помощь группам по обобщению полученных результатов.
Ученик:
- создает электронную презентацию группы;
- представляет электронную презентацию группы;
- объединяет в единое целое полученную каждой группой информацию;
- выстраивает логическую схему выводов для общей электронной презентации;
- создает общую электронную презентацию.
Итог: создание общей электронной презентации.

4. Представление полученных результатов работы (презентация).
Цель: представить общую презентацию, осмыслить полученные данные и способы достижения результата.
Учитель:
- оценивает выполненную работу по критериям (см. Средства фиксации результата);
- организует осмысление проделанной работы (см. Приложение № 4).
Ученик:
- представляет презентацию (см. Приложение № 5);
- описывает приёмы, при помощи которых была получена и проанализирована информация;
- демонстрирует приобретенные знания и умения;
- оценивает деятельность одноклассников других групп.

Итог: электронная презентация «Сохраним культурное наследие России»

Условия: учащиеся 10 класса общеобразовательной школы, изучающие обществознание на базовом уровне.

Средства отбора: не используются, т.к. в работе принимают участие все ученики.

Концептуальные позиции:

Человечество сегодня стоит перед необходимостью глубокого преобразования всех сфер общественной жизни. В нашем обществе в настоящее время нет критической массы гуманизма.
Выход из этого кризиса лежит на путях изменения отношения к отдельному человеку и повышения его роли и личной ответственности за судьбу страны.
В этом состоит необходимость и актуальность гуманистического воспитания.
Такое воспитание, с нашей точки зрения, - целенаправленное управление не ребенком, а процессом его развития.
Гуманистическое воспитание мы видим не в прямом воздействии на ребенка, а во взаимодействии с ним конкретных людей, их микрогрупп и коллективов.
Гуманистическое воспитание возможно лишь в том случае, если педагог будет решать все основные вопросы обучения и воспитания с учетом потребностей и интересов самих детей, если каждый учитель будет стремиться понять ребенка, осознавая при этом, что такое понимание является основой социальной и нравственной защиты ребенка.
Для нас обретение личности - это всегда обретение культуры.
Каждый учитель вправе выбирать свои методы и формы работы, свою педагогическую технологию, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка. Наши основные технологии – это создание творческих проектов и педагогика ТРИЗ. Проект – это отличная подготовка школьников к тому, чтобы они думали и говорили самостоятельно. Они учатся открыто высказывать свои идеи и мнения; осознавать, что их идеи могут воплотиться в жизнеспособные проекты; иметь свой голос и слышать другого; самостоятельно находить пути решения проблем в нестандартных ситуациях.

Принципы, на которых основана наша техника, близки принципам ТРИЗ:
1.принцип свободы выбора и ответственности за свой выбор;
2.принцип открытости. «Не только давать знания – но и показывать их границы»;
3 принцип обратной связи;
4.принцип идеальности.
На основе данной педагогической концепции мы разрабатываем проект. А работа над проектом активно побуждает участников вторгаться в незнакомые области знаний, искать пути решения возникающих проблем. Задачей педагога при таком подходе является не столько результат совместных усилий ученика, сколько путь достижения результата.

Средства фиксации достигнутого результата:
1. Разнообразие источников информации – максимум 2 балла.
2 балла - ученики работают как с печатными, так и с электронными источниками информации.
1 балл - ученики работают только с печатными или с электронными источниками информации.

2. Организация презентации результатов проектной деятельности – максимум 15 баллов. Вступление к презентации (0-2 балла):
2 балла - вступление соответствует теме работы, содержит интересные сведения об объекте работы, формирует интерес к работе.
1 балл - вступление соответствует теме, но не содержит сведений, «подогревающих» интерес аудитории к теме работы.
Изложение результатов работы (1-6 баллов):
6-5 баллов - выделено главное в содержании работы, приведено большое количество фактов, доказывающих точку зрения автора работы, проявлено свободное владение материалом при ответе на дополнительные вопросы.
4-3 балла - попытка выделить главное в содержании работы сочетается с пересказом; приведено некоторое количество фактов, недостаточное владение материалом при ответах на вопросы.
2-1 балл - изложено малое количество фактов, владение материалом отсутствует.
Общий вывод по работе (0-2 балла):
2 балла - вывод имеет развернутый характер и содержит обобщение, а не повторение фактов, приведенных в работе, имеет прямую связь с целью работы.
1 балл - вывод имеет сжатый, неразвернутый характер, не содержит обобщения изложенных фактов, имеет связь с целью работы.
Использование наглядности (1-3 балла).
3 балла - обращения к средствам наглядности системны.
2 балла - обращение к средствам наглядности несистемно.
1 балл - обращение к средствам наглядности имеет единичный характер.
Качество речи (0-2 балла):
2 балла - характеристики речи (громкость, интонационная окраска, темп и др.) в высшей степени способствуют продуктивной коммуникации; речь выразительна.
1 балл – характеристики речи не препятствуют продуктивной коммуникации.
0 баллов - речь не способствует продуктивной коммуникации.

3. Качество электронной презентации – максимум 5 баллов (баллы суммируются).
1 балл - соответствие иллюстративного материала теме выступления;
1 балл - оптимальное сочетание цвета и размера шрифта текста на слайдах;
1 балл - наличие заголовков и подписей к иллюстрациям;
1 балл - оптимальность текстовой информации на слайде (не «перегружать» слайд текстом);
1 балл - соответствие общего оформления электронной презентации теме выступления.

4. Критерии оценивания работы в группе – максимум 12 баллов.
Работа лидера (0 – 6 баллов):
5-6 баллов – лидер эффективно работает по привлечению каждого члена группы к выполнению задачи, обеспечивает создание доброжелательного эмоционального климата в группе.
3-4 балла – лидер эпизодически вспоминал о своих обязанностях;
1-2 балла - лидер не справился со своими обязанностями (или предпринимал единичные попытки).
Организованность группы (0 – 6 баллов):
5-6 баллов – группа работала организованно, сплоченно, дисциплинировано, каждый член выполнял свою задачу и делегированные ему обязанности;
3-4 балла – работа была организована, однако обязанности не распределены, задача выполнена не в полной мере;
1-2 балла - организация в группе отсутствовала, дисциплина не соблюдалась, задача не выполнена.

Распределение функций в команде: Исполнительная часть осуществляется всей командой.

Приложение № 1
Иллюстративный материал, необходимый для создания проблемной ситуации на первом этапе

== Рисунок -- см. фал заявки

Приложение № 2.

Рабочий лист группы № 1. «Значение усадьбы в 18 – 19 вв.».
1. Изучите следующие источники информации:
http://his.1september.ru/2003/34/14.htm - изучение истории русской усадьбы вообще;
http://testan.narod.ru/article/usad.htm - история усадьбоведения: с начала по ХХ в.;
http://www.usadba.ru/history/russian - история усадьбы 18 в.
2. Найдите ответы на следующие вопросы:
• Что такое «усадьба»?
• Каковы её характерные черты?
• Какую роль играла усадьба в культурном развитии общества?
3. Представьте найденную информацию в виде электронной презентации PowerPoint с использованием иллюстраций.

Рабочий лист группы № 2. «История создания усадьбы Орловых-Давыдовых».
1. Изучите следующие источники информации:
http://news.samaratoday.ru/showNews.php?id=78435 - появление усадьбы;
http://www.ng.ru/regions/2002-07-09/4_ruins.html - появление усадьбы;
http://www.tltkompas.ru/article/index.php?ELEMENT_ID=2916 - экономическое состояние усадьбы, культурное развитие.
2. Найдите ответы на следующие вопросы:
• Когда появилась усадьба в Усолье?
• Когда усадьба стала вотчиной Орловых-Давыдовых?
• Какую роль играла усадьба Орловых-Давыдовых в культурном развитии Самарской губернии?
3. Представьте найденную информацию в виде электронной презентации PowerPoint с использованием иллюстраций.

Рабочий лист группы № 3. «Современное состояние усадьбы Орловых-Давыдовых».
1. Изучите следующие источники информации:
http://deminanta.livejournal.com/15595.html - усадьба - строительный завод, разрушение здания;
http://www.445000.ru/2007/06/16/vodnyi-marshrut-1-v-grafskoe-imenie - гибель усадьбы;
http://www.ng.ru/regions/2002-07-09/4_ruins.html - усадьба под контролем государства;
http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=260&level1=main&level2=articles – запустение усадьбы.
2. Найдите ответы на следующие вопросы:
• Как сложилась судьба усадьбы Орловых-Давыдовых после революции 1917 г.?
• Как изменяется состояние усадьбы на рубеже 20 – 21 вв.?
• Какие усилия предпринимаются государством для её сохранения?
3. Представьте найденную информацию в виде электронной презентации PowerPoint с использованием иллюстраций.

Приложение № 3
АЛГОРИТМ
выделения главного/существенного в тексте
1.Прочитай внимательно текст.
2.Подчеркни незнакомые тебе слова.
3.Выясни значение этих слов.
4.Определи основную мысль в тексте.
5.Раздели текст на части по смыслу.
6.Дай заглавие каждой части и внеси её в 1 колонку таблицы «О чем говорится?» (см.ниже). Будь предельно краток: учти, что содержание этой колонки – словосочетание.

О чем говорится? Что говорится? Выводы

7.Читая текст повторно, выделяй главное/существенное в каждой смысловой части текста («Что говорится?»).
8.Сформулируй выводы: кратко обобщи материал, представленный во 2 колонке «Что говорится?»

О чем говорится?
Что говорится?
Выводы

Об украшении утюга.

Утюги как предмет домашней утвари зачастую были затейливо украшены. В ход шли металлические, чаще всего медные, накладки в форме сердечек, целующихся голубей и тому подобного. Особый интерес представляет украшение ручки.

Украшались все части утюга накладными деталями.

АЛГОРИТМ
работы в группе
1. Работа учителя:
• подготовка задания
• постановка задач
• инструктаж (+ критерии оценивания)
2. Работа группы:
• распределение обязанностей (лидер, аналитик, хронометрист)
• лидер опрашивает всех, как они поняли поставленную задачу
• определение тактики выполнения задания (распределение заданий по частям или мозговой штурм)
• обобщение всех заданий
• определить, кто будет выступать от группы
3. Предъявление результатов работы в группах
4. Выступление аналитика и учителя
5. Организация оценивания по критериям

АЛГОРИТМ
составления конспекта по найденной информации.
1. Придумай вступление, соответствующее теме работы. Можешь использовать информацию, найденную тобой по теме. Допускается цитирование.
2. Обязательно сделай переход к основной части работы. Например: «Перейдём к основной части» (возможны варианты перехода).
3. Основная часть конспекта содержит характеристику объекта (объектов) по свойствам. Содержание основной части должно иметь структуру. Обязательно наличие переходов (связей) между частями основного текста. Например: «Какова же конструкция утюга?», «Перейдём к рассмотрению конструкции утюга», «Остановимся на украшении утюгов», «Обратим внимание на украшение утюгов» и др.
4. Характеризуя каждое свойство объекта, попытайся сформулировать микровывод, т. е. очень кратко обобщить информацию.
5. Осуществи переход к заключительной части работы. Например: «В результате проделанной работы можно сформулировать выводы».
6. Сформулируй общий вывод по работе. Для этого просмотри все сделанные ранее микровыводы, обратись ещё раз к цели работы. Сформулируй вывод, включающий в себя микровыводы. Постарайся установить причинно-следственные связи в изученной тобой информации об объекте. Например:
«Древнерусская булава была только дополнительным оружием воина для того, чтобы оглушить, а не убить противника.
Основным элементом булавы являлось навершие. Расположенные на нём кубы, шипы должны были нанести наибольший ущерб противнику в бою.
Навершие булавы чаще выплавляли из металлов.
С течением времени булава становится символом авторитета, силы, власти правителя».

АЛГОРИТМ
составления опорного конспекта
1.Прочитай составленный тобою связный конспект темы (печатный текст).
2.Подумай, в какие крупные блоки можно объединить всю информацию (не более 5). Например: по теме «Щит» -
•вид щита;
•вид изнутри;
•украшение;
•как и из чего делали щит.
3.Дай название каждому блоку. Например: «форма, размер, объем», «украшение», «конструкция».
4.Придумай, как в форме знака (знаков), символа (символов), рисунка (рисунков) передать информацию, содержащуюся в блоке.
5.Можешь использовать ключевые слова, разные способы их написания (шрифт, язык). Пиши печатными буквами, применяй жирный шрифт, если надо.
6.Опорный конспект располагается на альбомном листе, имеет название. Например: «Опорный конспект по теме: «Щит древнерусского воина».
7.В завершении обведи все изображения на опорном конспекте черной гелевой ручкой, чтоб было ярче и чётче видно то, что ты сделал.


Приложение № 4
Рефлексия
1.Каковы были Ваши обязанности в рамках данного проекта
2.Какие знания и умения Вы приобрели во время работы над проектом
3.Как вы оцениваете свой вклад в конечный результат по 5-ти балльной шкале
4.Изложите Ваши предложения по дальнейшему восстановлению и сохранению культурного наследия России.

Приложение № 5

Рекомендации по созданию электронной презентации.
1 слайд. Тема:
Цель:
2 слайд. Изложение информации по 1 вопросу.
На слайде должно быть минимальное количество информации. Используйте гиперссылки, иллюстрации.
3 – 5 слайды. Далее слайды по каждому из оставшихся вопросов (сколько необходимо).
6 слайд. Общий вывод.
7 слайд. Предложения по сохранению культурного наследия.
8 слайд. Источники информации.
Аккуратно используйте оформление слайдов и анимацию. Не стоит перегружать презентацию.
Критерии оценивания качества электронной презентации: 0 – 5 баллов.
а) соответствие иллюстративного материала теме выступления;
б) оптимальное сочетание цвета и размера шрифта текста на слайдах;
в) наличие заголовков и подписей к иллюстрациям;
г) оптимальность текстовой информации на слайде (не «перегружать» слайд текстом);
д) соответствие общего оформления электронной презентации теме выступления.


Инна Ильинична Типочкина
Здравствуйте! В нашем проекте самооценка учащихся своих проектов может осуществляться по критериям, которые даны в приложении.
Спасибо за вопрос!

Добавлено спустя 1 час 41 минуту:
Здравствуйте. Мне немного неясен процесс оценивания. А точнее сказать кто оценивает. Мне кажется было бы эффективно помимо оценки преподавателя ввести самооценку и оценку другими командами. В целом мне проект показался интересным))


Добрый день! Процесс оценивания в нашем проекте осуществляет учитель, также приветствуется самооценка и оценка другими командами на этапе подведения итогов с помощью листов оценивания. Оценивание по предложенным критериям будет проходить следующим образом:
1)оценивание презентации – учителем, взаимнооценивание, самооценивание
2)оценивание работы лидера – учителем, самооценивание
3)оценивание разнообразия источников информации – учителем, самооценивание
4)оценивание качества электронной презентации – учителем, взаимнооценивание
5)оценивание организованности группы – учителем, самооценивание.
Спасибо за вопрос!

Добавлено спустя 1 час 42 минуты:
Добрый вечер! Поясните, пожалуйста, планируется ли самооценка обучаемыми созданных ими проектов.
Спасибо.



Здравствуйте! В нашем проекте самооценка учащихся своих проектов может осуществляться по критериям, которые даны в приложении.
Спасибо за вопрос!

Добавлено спустя 1 час 44 минуты:
"А что у вас на занятии происходить будет? Я этот вопрос сем подряд начал задавать — но ведь хочется понять, что именно предлагается сделать"

Здравствуйте, Щетников Андрей! На занятии группы учащихся работают над созданием презентации (конечного продукта). Форма проведения урока – заседание Круглого стола по теме «Сохраним культурное наследие России».
Спасибо за вопрос!

Добавлено спустя 1 час 45 минут:
Добрый вечер! Как Вы думаете, реальна ли реализация такого насыщенного по содержанию проекта в условиях сжатого времени?


Добрый день! В режиме хронометража дети нашей школы начинают работать с начальной ступени. Учащийся умеет работать с письменной инструкцией, электронными источниками, критериями. Организация данного проекта апробирована в условиях нашей школы на учащихся 10 классов.
Спасибо за вопрос!

Мария Александровна Анисимова
Извините, но мы все-таки не поняли, как Вы предполагаете реализовать свой проект на очном туре олимпиады в условиях сжатого времени?

Инна Ильинична Типочкина
Наш проект рассчитан на 3 часа, как и указано в условиях олимпиады. Все этапы проекта сформулированы так, чтобы уложиться в отведенное количество времени.

Лидия Леонидовна Нутрихина
Здравствуйте. Мне немного неясен процесс оценивания. А точнее сказать кто оценивает. Мне кажется было бы эффективно помимо оценки преподавателя ввести самооценку и оценку другими командами. В целом мне проект показался интересным))

Андрей Иванович Щетников
А что у вас на занятии происходить будет? Я этот вопрос сем подряд начал задавать — но ведь хочется понять, что именно предлагается сделать.

Мария Александровна Анисимова
Добрый вечер! Как Вы думаете, реальна ли реализация такого насыщенного по содержанию проекта в условиях сжатого времени?