Командная педагогическая олимпиада "Ломоносов"

Главная

Развитие опыта профессионального самопознания и самооценки будущего педагога в процессе проектировочной деятельности (на примере конструирования историко-краеведческой игры для школьников «Тайны Тульского Кремля»)

Развитие опыта профессионального самопознания и самооценки будущего педагога в процессе проектировочной деятельности (на примере конструирования историко-краеведческой игры для школьников «Тайны Тульского Кремля»)

Алексей Владиславович Боровских
Содержание проекта «Развитие опыта профессионального самопознания и самооценки будущего педагога в процессе проектировочной деятельности (на примере конструирования историко-краеведческой игры для школьников «Тайны Тульского Кремля»)»

1. Педагогический результат.
Опыт профессионального самопознания и самооценки будущего педагога. Формируется в процессе проектировочной деятельности студентов (на примере конструирования историко-краеведческой игры для школьников «Тайны Тульского Кремля»)

Цели действия: сформировать мотивацию профессионального самопознания, освоить его логику, алгоритмы самоанализа и самооценки, процедуры применения диагностических методик, ориентированных на выявление особенностей профессионального мышления, профессионально значимых умений и качеств личности будущего педагога. Проектировочная деятельность, осваиваемая в процессе конструирования дидактической (историко-краеведческой) игры рассматривается как пространство становления опыта профессионального самопознания студентов.

Проект предполагает развитие сферы самосознания личности, направленности, опыта, познавательных процессов.

Схема действий предполагает этапы освоения опыта профессионального самопознания в процедурах проектирования дидактической игры.

== Таблица -- см. файл заявки


2. Условия, которым должны удовлетворять обучаемые, для того, чтобы результат мог быть продемонстрирован: профессионально-ориентированная аудитория, владеющая основными педагогическими категориями и начальными навыками межличностного взаимодействия в команде.

3. Средства отбора: педагогические измерения, которые позволяют отобрать обучаемых: тест для диагностики профессиональной мотивации педагогов; тест на выявление основ педагогических знаний; тест на выявление навыков межличностного взаимодействия, коммуникативной культуры, организаторских умений.

4. Концептуальные позиции.
1. Компетентностный подход в образовании (Зимняя И.А., Хуторской А.В., Тряпицына А.П. и др.). Результат образовательного процесса – сформированные компетенции как способности применять знания, умения и личностные качества для решения типовых задач в реальных ситуациях профессиональной деятельности.
2. Идеи образования как поликультурного диалога (Бахтин М.М., Библер В.С., Орлов А.А. и др.). В структуре образовательного пространства поликультурность проявляется по вертикали – цели образования, его содержание и технологии, субъекты образовательного процесса и их взаимодействие; по горизонтали – межличностное индивидуальное и групповое общение студентов в вузе и социуме.
3. Концепция творческого саморазвития В.И. Андреева. Творчество будущего педагога предполагает комплексное и вариативное использование им всей совокупности основных теоретических знаний и практических умений, видение проблемы в педагогической ситуации и осмысление путей ее решения, понимание ребенка, готовность встать на его позицию, способность к педагогической рефлексии, к критической оценке самого себя в различных планируемых и спонтанно возникающих педагогических ситуациях.
4. Концепции личностно-ориентированного обучения (Сериков В.В. и др.), в основе которой субъект-субъектные отношения участников образовательного процесса, их диалогическое общение, не только информационный, но и эмоционально-ценностный обмен.
5. Концепция методологии деятельности А.М. Новикова, где деятельность рассматривается как целостная система с четкими характеристиками, структурой (субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат) и процессом ее осуществления. Фазы цикла деятельности: проектирование, технологическая, рефлексивная.

5. Средства фиксации достигнутого результата: методика оценки профессиональной направленности личности учителя (Рогов В.И.); методика диагностики коммуникативной социальной компетентности; тест Гилфорда (модифицированный); методики диагностики сформированности педагогических знаний по проблеме педагогического проектирования; методика диагностики уровня профессионального мышления (Кашапов М.М.).

6. Распределение функций в команде определяется двумя параметрами:
1) сущностью педагогического практикума, его структурой и ролями, исполняемыми на разных этапах тренинга (модераторы, эксперты, ассистенты);
2) содержанием каждого этапа игры: подготовительного, реализации (работа по «станциям»), анализа и рефлексии.


Николай Владимирович Копытов
Алена, проект, действительно, как и наш, направлен на профессиональное развитие педагога. Но в его методологической основе лежит "1. Компетентностный подход в образовании (Зимняя И.А., Хуторской А.В., Тряпицына А.П. и др.). 2. Идеи образования как поликультурного диалога (Бахтин М.М., Библер В.С., Орлов А.А. и др.)." Не считаете ли Вы, что компетентностный и культурологический подход являются взаимоисключающими? Как Вы планируете снять их противоречивость? Спасибо.

Алена Александровна Извольская
Здравствуйте, Николай! Благодарим за вопрос. Мы считаем, что выделенные Вами подходы не исключают друг друга. На Ваши замечания следует ответить, что в структуре компетентности уже заложены определенные ценности студента, который взаимодействует с ценностной системой преподавателя. Следовательно, необходимо осуществлять диалог между двумя субъектами образовательного процесса вуза.

Мария Александровна Анисимова
Добрый день! Нас привлекла широта Ваших замыслов. Но, к сожалению, мы не увидели цель Вашего проекта, а обозначенные цели действий восприняты нами как его задачи. Нельзя ли выстроить их иерархию?

Алена Александровна Извольская
Здравствуйте, Мария! Приятно, что наш проект Вас заинтересовал.

Вы отмечаете:
Но, к сожалению, мы не увидели цель Вашего проекта


Цель проекта указана в самом начале (ведь цель - это и есть предполагаемый результат): развитие опыта самопознания в процессе проектировочной
деятельности.

Задачи проекта, действительно, описаны в пункте "Цели действия", их иерархия полностью совпадает с их последовательностью в тексте:
1) сформировать мотивацию профессионального самопознания,
2) освоить его логику, алгоритмы самоанализа и самооценки, процедуры применения диагностических методик, ориентированных на выявление особенностей профессионального мышления, профессионально значимых умений и качеств личности будущего педагога.


Светлана Игоревна Шевченко
Алёна, добрый день!
Проект действительно интересный.
Вы пишите, что в содержание Вашего проекта входит развитие опыта профессионального самопознания и самооценки будущих педагогов, т.е. Вы имеете ввиду, что все школьники , принимающие участие в проекте после окончания школы будут поступать в пед.вуз или пед.суз? Можно ли говорить о профориентировании в ходе реализации или по окончании реализации Вашего проекта? Спасибо!

Алена Александровна Извольская
Добрый вечер, Анна!
Благодарим за интерес к нашему проекту. Если у нас появиться шанс реализовать проект в рамках Олимпиады, будем рады видеть Вас на занятии!

Добавлено спустя 10 минут:
Здравствуйте, Светлана!
Спасибо за вопрос. Наш проект ориентирован на
"профессионально-ориентированную аудиторию, владеющую основными педагогическими категориями и начальными навыками межличностного взаимодействия в команде"

Иными словами, в качестве обучаемых могут выступать студенты педагогических вузов или учащиеся других высших учебных заведений, проявляющие интерес к педагогической деятельности.
Именно студенты должны осуществить проектировочную деятельность по созданию историко-краеведческой игры для школьников.
А мы на занятии поможем им это сделать и акцентируем внимание на опыте профессионального самопознания и самооценки, усилив рефлексивный аспект занятия.

Ксения Анатольевна Баженова
Алена, здравствуйте!
Вопрос на понимание: Что такое "Опыт профессионального самопознания"?
Объясните, пожалуйста, на конкретном примере.
Например, если я просто перечисляю свои действия (отрыла книгу, выбрала материал, составила план занятия и т.п.) - означает ли это, что у меня есть опыт самопознания?

Алена Александровна Извольская
Добрый день, Ксения!
Спасибо за Вопрос.
Под профессиональным самопознанием мы понимаем особый феномен человеческой психики, обусловливающий саморегуляцию личностью своих действий в профессиональной сфере на основе познания профессиональных требований, своих профессиональных возможностей и эмоционального отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности. Не отрицаем также и позиции А.К. Марковой, утверждающей, что профессиональное самосознание есть "комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как профессионалу".
Соответственно, под опытом профессионального самопознания следует понимать эмпирическое познание субъектом профессиональной деятельности своих действий в профессиональной сфере на основе знания профессиональных требований, своих профессиональных возможностей и эмоционального отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности.
Например, если я просто перечисляю свои действия (отрыла книгу, выбрала материал, составила план занятия и т.п.) - означает ли это, что у меня есть опыт самопознания?

Процесс самопознания невозможен без понимания студентом (будущим педагогом) цели своих действий. Однако понимание не следует отождествлять со знанием (как в Вашем примере). Описанные Вами действия характеризуют преподавателя с низким уровнем развития способности к самопознанию (по Г.И. Метельскому) с неустойчивым, фрагментарным, несистемным отражением собственных действий.

Ксения Анатольевна Баженова
Алена, спасибо большое за ответ подробный. А приведите пример (может быть из вашей практики), когда можно наблюдать высокий уровень самопознания.

Алена Александровна Извольская
Добрый вечер, Ксения!
Благодарим за интерес к нашему проекту.
Высокий уровень развития способности к самопознанию характеризуется наличием единства осведомительной и регулятивной функций в профессиональной деятельности, которые проявляются у педагогов (и студентов, проходящих практику в общеобразовательных учреждениях) как при восприятии учащихся, так и в процессе самопознания. Если, взаимодействуя с учащимися, педагог накапливает информацию о них с целью регуляции их деятельности, то представления и понятия о себе, складывающиеся в результате самоотражения, способствуют регуляции его исполнительной деятельности и в целом росту профессионального мастерства педагога.
Необходимо также отметить, что система знаний и умений, приобретаемая учителем в процессе познания личности учащегося и самопознания, является одним из важнейших условий творческого решения педагогических задач и служит предпосылкой совершенствования педагога как субъекта труда, познания и общения.


Команда "Тула" благодарит всех участников Олимпиады, проявивших интерес к нашему проекту

Наталья Игоревна Косолапова
Здравствуйте Алена!
Вас приветствует команда из Курска!
На наш взгляд Ваш проект – это добротный мастер-класс, продуманный как структурно, так и процессуально!
С удовольствием стали бы свидетелями его реализации!

Алена Александровна Извольская
Спасибо за добрые слова!
Если у нас появиться шанс реализовать проект в рамках Олимпиады, будем рады видеть Вас на занятии!

Добавлено спустя 6 часов 48 минут:
Уважаемые коллеги!
Команда "Тула" благодарит вас за полезные советы и теплые слова в адрес нашего проекта!

Елена Валерьевна Мельникова
Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, какими средствами Вы планируете формировать мотивацию профессионального самопознания у слушателей?

Алена Александровна Извольская
Добрый день!
Благодарим за вопрос.
Одной из задач нашего занятия является формирование потребности в установлении социальных связей, формировании стойкой мотивации к профессиональной деятельности посредством знакомства с технологией педагогического проектирования историко-краеведческой игры. Самопознание в нашем проекте выступает как потребность анализировать собственные мотивы и чувства в ходе профессиональной деятельности.