Содержание проекта «Развитие опыта профессионального самопознания и самооценки будущего педагога в процессе проектировочной деятельности (на примере конструирования историко-краеведческой игры для школьников «Тайны Тульского Кремля»)»
1. Педагогический результат.
Опыт профессионального самопознания и самооценки будущего педагога. Формируется в процессе проектировочной деятельности студентов (на примере конструирования историко-краеведческой игры для школьников «Тайны Тульского Кремля»)
Цели действия: сформировать мотивацию профессионального самопознания, освоить его логику, алгоритмы самоанализа и самооценки, процедуры применения диагностических методик, ориентированных на выявление особенностей профессионального мышления, профессионально значимых умений и качеств личности будущего педагога. Проектировочная деятельность, осваиваемая в процессе конструирования дидактической (историко-краеведческой) игры рассматривается как пространство становления опыта профессионального самопознания студентов.
Проект предполагает развитие сферы самосознания личности, направленности, опыта, познавательных процессов.
Схема действий предполагает этапы освоения опыта профессионального самопознания в процедурах проектирования дидактической игры.
== Таблица -- см. файл заявки
2. Условия, которым должны удовлетворять обучаемые, для того, чтобы результат мог быть продемонстрирован: профессионально-ориентированная аудитория, владеющая основными педагогическими категориями и начальными навыками межличностного взаимодействия в команде.
3. Средства отбора: педагогические измерения, которые позволяют отобрать обучаемых: тест для диагностики профессиональной мотивации педагогов; тест на выявление основ педагогических знаний; тест на выявление навыков межличностного взаимодействия, коммуникативной культуры, организаторских умений.
4. Концептуальные позиции.
1. Компетентностный подход в образовании (Зимняя И.А., Хуторской А.В., Тряпицына А.П. и др.). Результат образовательного процесса – сформированные компетенции как способности применять знания, умения и личностные качества для решения типовых задач в реальных ситуациях профессиональной деятельности.
2. Идеи образования как поликультурного диалога (Бахтин М.М., Библер В.С., Орлов А.А. и др.). В структуре образовательного пространства поликультурность проявляется по вертикали – цели образования, его содержание и технологии, субъекты образовательного процесса и их взаимодействие; по горизонтали – межличностное индивидуальное и групповое общение студентов в вузе и социуме.
3. Концепция творческого саморазвития В.И. Андреева. Творчество будущего педагога предполагает комплексное и вариативное использование им всей совокупности основных теоретических знаний и практических умений, видение проблемы в педагогической ситуации и осмысление путей ее решения, понимание ребенка, готовность встать на его позицию, способность к педагогической рефлексии, к критической оценке самого себя в различных планируемых и спонтанно возникающих педагогических ситуациях.
4. Концепции личностно-ориентированного обучения (Сериков В.В. и др.), в основе которой субъект-субъектные отношения участников образовательного процесса, их диалогическое общение, не только информационный, но и эмоционально-ценностный обмен.
5. Концепция методологии деятельности А.М. Новикова, где деятельность рассматривается как целостная система с четкими характеристиками, структурой (субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат) и процессом ее осуществления. Фазы цикла деятельности: проектирование, технологическая, рефлексивная.
5. Средства фиксации достигнутого результата: методика оценки профессиональной направленности личности учителя (Рогов В.И.); методика диагностики коммуникативной социальной компетентности; тест Гилфорда (модифицированный); методики диагностики сформированности педагогических знаний по проблеме педагогического проектирования; методика диагностики уровня профессионального мышления (Кашапов М.М.).
6. Распределение функций в команде определяется двумя параметрами:
1) сущностью педагогического практикума, его структурой и ролями, исполняемыми на разных этапах тренинга (модераторы, эксперты, ассистенты);
2) содержанием каждого этапа игры: подготовительного, реализации (работа по «станциям»), анализа и рефлексии.
Командная педагогическая олимпиада "Ломоносов"
Командная педагогическая олимпиада "Ломоносов"
Город
Москва, Россия
Место
МГУ
Регистрация
Регистрация закрыта