"Здровые школьники - здоровая нация"

Елена Ефимовна Мамаева
Проектная деятельность школьников и представителей социума. Форма организации проекта - мастерская. В проекте выявляются основные проблемы образования, подчеркивается проблема, связанная со здоровьем школьников, нации. Предлагается основной концептуальный подход по реализацию идеи проекта. Расшифруются механизмы, пути решения выдвинутой проблемы. В проекте учитывается региональная особенность, физико-климатические условия проживания.


Елена Ефимовна Мамаева
Проект
«Здоровые школьники – здоровая нация»

Актуальность проекта: Проведенные Научным исследовательским институтом гигиены и охраны здоровья детей Российской Федерации исследованиями выявлено ухудшение показателей физического развития школьников, сохраняются высокие уровни элементарно-зависимых заболеваний (гастриты и дуодениты, болезни желчного пузыря и желчевыводящих путей, сахарный диабет). Около 10 процентов детей школьного возраста имеют сниженные антропометрические характеристики. Низкая масса тела у детей и ее дефицит выявляются в 3 раза чаще, чем десять лет назад. Около 7 процентов школьников страдают ожирением.
Сложившаяся ситуация требует новых подходов к образовательному процессу и необходимости внедрения здоровьесберегающей педагогики в образовательных учреждениях. В этом и заключается актуальность создания проекта «Здоровые школьники – здоровая нация»

Идея: каждый творец своего здоровья

Цель: создание модели идеально здорового школьника.

Задачи:
1. определение состояния здоровья школьников с приведением статистических данных по стране и республике;
2. выявление проблем, связанных со здоровьем в современном обществе;
3. сопоставление проблем, выдвинутых разными представителями общества;
4. поиск путей, механизмов решения проблем (подпроблем);
5. организация презентации и публичного обсуждения проблемы участниками;
6. обобщение механизмов реализации, предложенных участниками, представление модели.

Методическое описание проекта

Идея: без участия самих школьников, проблему их здоровья не решить

Форма учебной деятельности: педагогическая мастерская. Такая форма работы вовлекает всех в продуктивную учебную деятельность, обеспечивает субъект-субъектное взаимодействие всех участников. Четкая поэтапность работы групп направляет на поиск проблем и позволяет сориентироваться в конкретных проблемных ситуациях.

Участники проекта: школьники старших классов (желательное участие разных представителей социума); количество участников: от 25-30. Ведущий – учитель, тьюторы, промоутеры - школьники (заранее подготовленные). Оператор – учитель информатики или школьник, владеющий ПК.

Тип занятия: систематизация и обобщение знаний. Школьники, используя предоставленные информационно-справочные материалы, а также на основе жизненного опыта анализируют и сопоставляют данные для создания модели.

Технология обучения: проектная деятельность, ролевая игра. Проектная деятельность обеспечивает творческую деятельность школьников, не дифференцируя их по уровням знания. Данная деятельность развивает коммуникативные способности, умение работать в команде. Создание модели (продукта проекта) – обеспечивает ситуацию успеха. Ролевая игра способствует профориентации, развивает чувство ответственности, обеспечивает комфортную среду для реализации потенциала школьника.

Методы: проблемное обучение, поисково-эвристические, дискуссия, моделирование. Проблемная ситуация создает благоприятные условия для рассмотрения вопроса с разных точек зрения, является стимулом продуктивной творческой мыслительной деятельности. Поисково-эвристические методы способствуют установлению причинно-следственных, логических связей, подводят к открытию новых знаний, разрешению поставленных проблем. Дискуссия развивает культуру общения, «рождает истину» - подводит к единому решению. Моделирование развивает творческое воображение, систематизирует все компоненты.

Структура и содержание работы педагогической мастерской

Семья

Какие условия создать в семье для воспитания здорового ребенка?
1. Жилищно-бытовые условия.
2. Питание.
3. Отношение родителей к здоровью (забота о своем здоровье).
4. Здоровьесберегающие семейные традиции, ценности.
5. Семейное хозяйство (трудотерапия, экологически чистые продукты, позитивное отношение к физическому труду).
6. Семейные традиции народов Севера

Экологи

Как улучшить состояние окружающей среды?

1. Состояние окружающей среды (атмосферы, гидросферы, литосферы, биосферы).
2. Экологические безопасные технологии (безотходные производства, экологически чистый транспорт, альтернативные виды топлива).
3. Отношение общества, населения к среде обитания (просвещение, пропаганда).
4. Вовлечение школьников к охране природы.
5. Здоровье и Север.

Политики

Как обеспечить эффективность законов, охраняющих здоровье школьников?

1. Дополнения к законам, охраняющим здоровье детей и молодежи.
2. Контроль за исполнением законов, охраняющих здоровье (Рособнадзор, Роспотребнадзор, САНПин, СЭС, МВД).
3. Законодательное обеспечение мегапроекта «Здоровье нации», программы «Здоровье школьников» и подпрограмм.
4. Общество и здоровье школьников.
5. Законодательная защита здоровья северян.

Медики

Как грамотно организовать профилактическую деятельность медицинских работников со школьниками?

1. Качество медицинского обслуживания школьников.
2. Профилактика здорового образа жизни.
3. Связь со школой, семьей и общественностью (консультирование, информирование, просвещение).
4. Ослабленные здоровьем школьники.
5. Выживание в экстремальных условиях Севера.

Школа

Как превратить школу в территорию здоровья, сберегающую и развивающую здоровье школьников?

1. Санитарно-гигиенические нормативы (учебная нагрузка, материальная база, оборудование, освещение, температурно-воздушный режим, шумовой фон, средства обучения).
2. Школьное питание (режим, рацион с учетом условий проживания).
3. Учебная деятельность по развитию физической культуры.
4. Здоровьесберегающие технологии в условиях Севера (формирование ценностного отношения к здоровью).

Школьники

Как вырасти здоровым человеком?

1. Режим дня, питания.
2. Отношение к своему организму («В здоровом теле - здоровый дух», «Сотвори сам свое здоровье»).
3. Вредные привычки.
4. Организация собственной учебной деятельности.
5. Здоровье и родной край.
Информационно-справочные материалы для работы групп педагогической мастерской (см. в заявке)


Анна Дмитриевна Жукова
Цель: создание модели идеально здорового школьника.


То есть участники занятия будут говорить о том, каким должен быть "идеально здоровый школьник", только и всего?
Неинтересная цель какая-то получается. Предлагаю расширить.

Светлана Игоревна Шевченко
Елена, добрый день!
1. Прочитав тезисы Вашего проекта, сразу возник вопрос: не поздно ли говорить со старшими школьниками о здоровье, когда основные привычки уже сформированы? Насколько мне известно, если, например, не приучить ребёнка чистить зубы по вечерам (, а личная гигиена тоже относится к здоровьесберегающей педагогике), то уже в возрасте 14-16 лет менее 30% детей смогут "исправить эту ошибку".
2. Как на практике Вы сможете реализовать свой проект, неужели придётся менять систему образования ( :) ) или Вы предполагаете его реализацию в конкретном заведении, тогда в чём его научно - практическая ценность?


Наталья Игоревна Косолапова
Здравствуйте Елена!
Вас приветствует команда из Курска!
Проблема сохранения и восстановления здоровья школьников действительно важнейшая. Культ здорового организма должен формироваться с раннего детства. Нет уверенности, что методическое решение проблемы позволит достигнуть поставленной цели. Поясните, что Вы подразумеваете, говоря о модели идеально здорового школьника. Это какая-то виртуальная модель?
Поясните Ваш тезис «Создание модели (продукта проекта) – обеспечивает ситуацию успеха».
Спасибо!

Елена Ефимовна Мамаева
Здравствуйте Аня! Создание любой модели - дело сложное. А организация работы групп по созданию модели требует умелого руководства. Это почти на уровне технологии обучения. Спасибо за замечание. Учтем.

Добавлено спустя 10 минут:
Здравствуйте Светлана! Учиться никогда не поздно:) Образование в течение всей жизни - кредо современного человека. Система образования меняется (разве нет?), правда это должно происходить постепенно.
Вообще уже известны здоровьесберегающие технологии обучения; так что мы не открываем Америку, предлагаем один из путей ее решения.
Практическая ценность: позитивное отношение к своему здоровью, здоровьетворчество. Разве это не здорово?!
PS: спасибо за внимание к нашему проекту.

Добавлено спустя 13 минуты:
Здравтстуйте Ксения! Нам кажется, что тема очень актуальная, ведь школьники не блещут здоровьем. Занятия в виде мастерской, "мозгового штурма" - где происходит дискуссия, обмен мнениями, обсуждение - и должны создать модель здорового школьника. Хотели рассмотреть эту проблему со всех сторон.
Спасибо за вопрос. Нам это пригодится.

Добавлено спустя 20 минут:
Приветствуем команду из Курска!
Спасибо за вопрос.
Мы предлагаем свое методическое решение проблемы. Это не означает, что проблема будет окончательно решена. Мы понимаем, что здоровье школьников всей России (и вообще) будет решена созданием одной единственной модели. Мы предлагаем рассмотреть проблему со всех сторон (в форме педагогической мастерской, считая, что школа в этом деле должна быть ведущей). Модель обычно бывает теоретическая.
Создание модели (создают модель учащиеся) в данном случае - конечная цель.
С благодарностью команда из Республики Саха (Якутия).

Наталья Анатольевна Ковалева
Здравствуйте!
я хотела уточнить: на очном туре планируетнся научить проводить такие мероприятия в учебном заведении или научить нас оставаться здоровыми с учетов всех негативных факторов?
Спасибо.

Иван Иванович Павлов
Здравствуйсте, Наталья!
Я участник олимпиады, член команды Республики Саха (Якутия).
Спасибо за вопрос!
Проектная детяльность тем и отличается, что намечаемая цель реализуется в будущем. В ходе педагогической мастерской учащиеся со всеми участниками мероприятия составляют модель. Хотя в настоящее время первостепенная обязанность учителя обучать, воспитание было и есть неотъемлемой частью образовательного процесса, нами выдвигается идея о совместном поиске пути решения поставленной проблемы. Согласитесь, порой мы, взрослые не всегда учитываем мнение школьников, а мнение самого ребенка, его суждение, сам процесс поиска, предложения механизмов реализации проекта, путей решения задачи, является главной ценностью в целом в педагогической деятельности. Всегда легко дать школьникам готовую информацию, знания, но важнее научить ребенка самому добывать знания, решать проблему. Т.е. в проектной деятельности предлагается совместный алгоритм поиска поставленной проблемы. Что касается негативных факторов, они всегда были и есть, но чтобы воздействию этих факторов у каждого человека был состоявшийся здоровый психологический иммунитет, нами предложена попытка организации данной проектной деятельности. Надеюсь, я дал полный ответ на ваш вопрос. Спасибо!

Добавлено спустя 59 минут:
Здравствуйте!
как у вас занятия будут выстроены и почему именно так?
Как тему проекта выбирали?

Здравствуйте, Ксения!
Спасибо за проявленный интерес к нашему проекту!
Осмелюсь добавить в ответе, поскольку являюсь членом команды из Республики Саха (Якутия).
Ответ на первый вопрос: особенность педагогической мастерской, в отличие от произвольной проектной деятельности, заключается в четко последовательном действии всех участников, но при этом мастер не навязывает свою идею, свое мнение. Основной принцип мастерской - это содружество, сомыслие, сотворчество, кооперация. Поэтому этапы мастерской выстроены в четко логической последовательности: совместный поиск проблемы - формулировка проблемы - выдвижение идеи - поиск путей решения проблемы - формулировка механизмов решения проблемы - создание модели, как конечного продукта проекта.
Ответ на второй вопрос: я наверное не ошибусь, если скажу, что проблема здоровья всегда была актуальной. Но в наше время, когда наблюдается ухудшение окружающей среды, печальная статистика здравоохранения, демографическая ситуация, средняя продолжительность жизни россиян, даже провал на зимних олимпийских играх, проблема здоровья особо стоит остро. А основная идея проекта заключается в совместном поиске с детьми проблемы и ее решения.