КПО-У-2

2-я командная педагогическая олимпиада-универсиада

Город
Москва, Россия
Место
МГУ
Регистрация
Регистрация закрыта
Да будет идея!

Анна Ильинична Калинина
Содержание проекта «Да будет идея!»

1. Название команды: «Baikal teacher»

2. Педагогический результат и краткое описание педагогических действий:

Эпиграфом к данному проекту являются слова И. Канта: «Любое человеческое знание начинается с интуиции, переходит к понятиям и завершается идеями». Суть проекта заключается в том, что члены команды работают над нахождением актуальной проблемы в области образования, формулируют идею будущего исследования и оформляют ее в виде модели.
Педагогический результат, который будет демонстрировать команда – оформленная идея исследования в виде модели.
Планируется проведение занятия по работе над актуальной проблемой исследования с помощью креативных техник, что позволит эффективно решить поставленную цель перед членами команды (сформулировать и оформить идею).
Цели действия: проектирование творческого занятия; разработка комплекса креативных техник для развития умений формулировать и оформлять выдвинутую идею; поиск актуальных проблем в образовании в научной и публицистической литературе.
Общие, предметные и надпредметные составляющие:
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
- готовность к взаимодействию со всеми членами команды, к работе в микрогруппе;
- способность нести ответственность за результаты своей команды;
- способность логически верно строить устную и письменную речь;
- способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики;
- умения и навыки проектирования и моделирования;
- освоение алгоритма создания замысла исследования.

Схема действий:
Занятие будет осуществляться двумя этапами:
1 этап – знакомство с креативными техниками.
На данном этапе членами команды будут представлены креативные техники: ментальные карты, кластер, письменный пул, техника «переворот», причинно-следственная диаграмма. Члены команды будут отрабатывать умения и навыки использования данных техник на различных примерах.
2 этап – работа над идеей исследования.
Данный этап включает в себя следующие действия:
- ознакомление с представленными актуальными проблемами в образовании;
- определение с конкретной проблемой в образовании, над которой будут работать члены команды с представлением обоснования выбора;
- работа над выбранной проблемой с помощью креативных техник, усвоенных на 1 этапе;
- формулирование идеи исследования;
- оформление идеи исследования в виде модели. Защита модели.
Примечание: предполагается, что виды моделей члены команды уже знают.

3. Условия, которым должны удовлетворять обучаемые, для того, чтобы результат мог быть продемонстрирован:

Члены команды одного года обучения (одногруппники), прошедшие обучение по дисциплине «Методы исследования в педагогике», проявившие желание принять участие в олимпиаде.

4. Средства отбора: те педагогические измерения, которые позволяют отобрать обучаемых, удовлетворяющих перечисленным в п. 3 требованиям:

Заинтересованность в олимпиаде, желание реализовать полученные знания, умения, навыки, опыт при изучении дисциплины «Методы исследования в педагогике» на практике.

5. Концептуальные позиции:

В основе проекта лежат компетентностный и деятельностный подходы. Ориентация на компетентностный подход в данном проекте означает усиление знаниевого компонента с позиций практической реализации. Тем самым предполагается овладение личностью способностями использовать знания и умения для эффективных и продуктивных действий в различных ситуациях, достигая при этом высокий уровень личностного развития и опыта. Данный подход предполагает формирование у личности определенных компетенций и компетентностей. В реализации данного проекта будут формироваться ключевые и предметные компетенции. Особое внимание будет уделено исследовательской и командной компетенциям. В процессе работы над проектом членами команды будут использованы исследовательские, эвристические и рефлексивные методы. С помощью исследовательских и эвристических методов предполагается развивать умения и навыки студентов в решении научно-исследовательских творческих задач. Рефлексия в данном проекте подразумевает действия в трех направлениях: на собственную деятельность (осмысление результатов собственных личностных изменений), на деятельность преподавателя (моделируется будущая профессиональная деятельность студента) и на деятельность других студентов (в работе в команде).
Опираясь на сущность деятельностного подхода, в данном проекте будет осуществляться не просто деятельность как таковая, а совместная деятельность всех членов команды в реализации целей и задач проекта. Педагог не дает готовый образец (в нашем случае готовую идею), а совместно с исполнителями осуществляет поисковую деятельность, создает особое взаимодействие, что приводит к возникновению новой идеи. Так, педагог олицетворяет новое лицо преподавателя - исследователь, консультант, руководитель проектов, обозначенное в проекте «Российское образование – 2020: модель образования для инновационной экономики» (А.Е. Волков, Я.И. Кузьминов, И.М. Реморенко, Б.Л. Рудник, И.Д. Фрумин, Л.И. Якобсон).

6. Средства фиксации достигнутого результата:

Достигнутый результат оценивается по следующей шкале:
5 баллов – наличие оформленной идеи исследования в виде модели и ее защита.
4 балла – наличие сформулированной идеи исследования (без модели).
3 балла – наличие результативности работы над выбранной проблемой с помощью креативных техник;
2 балла – наличие выбранной конкретной проблемы в образовании с представлением ее обоснования.
1 балл – наличие владения информации об актуальных проблемах в образовании.

7. Распределение функций в команде:

Капитан команды – Шумовская Альфия Гамировна
Исполнитель - Кендач Алена Игоревна
Исполнитель – Русина Анастасия Юрьевна

Текст проекта доступен по ссылке:
http://narod.ru/disk/63879475001.789eb3b4066e0062d71ad397029d9898/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%20%D0%94%D0%B0%20%D0%B1%D1%83%D0%B4%D0%B5%D1%82%20%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D1%8F!.doc.html

Анна Александровна Герасименко
Уважаемые коллеги! Ответьте, пожалуйста, на вопрос - какие конкретно ключевые и предметные компетенции будут сформированы у студентов в результате включения в ваш проект?

Дмитрий Дмитриевич Карчагин
Уважаемая команда «Baikal teacher», ответьте пожалуйста, в чем помимо оформленных моделей может выражаться идея будущего исследования в области образования?

Гурген Тенгизович Нозадзе
Здравствуйте, уважаемые авторы проекта!
Скажите, пожалуйста, а хватит ли одного занятия для достижения поставленных целей?
С уважением, Нозадзе Гурген, команда "Тула"

Наталья Николаевна Уварова
Здравствует, уважаемые авторы проекта! Использование креативных техник в образовательном процессе - это сейчас очень актуальная тема. Однаком мой вопрос заключается в следующем. Почему вы предлагаете пройти обучение лишь студентам, прошедшим обучение по дисциплине «Методы исследования в педагогике»? Почему вы считаете, что это тема не будет интересна другой категории студенческой молодежи?
С уважением, Уварова Н.Н. Команда "Идея"

Альфия Гамировна Шумовская
Здравствуйте. Спасибо за вопрос. Итак, у студентов в процессе данного проекта будут формироваться исследовательские, креативные, командные и коммуникативные компетенции.


Здравствуйте. Спасибо за вопрос. Идея может выражаться, прежде всего, в разных видах моделей (словесное описание, схема, рисунок, карта и др.), а также, в каком-нибудь творческом представлении или креативном решении.


Здравствуйте, уважаемая команда "Тула". Спасибо за вопрос. Разработанное нами занятие как раз рассчитано на достижение поставленной цели (сформулировать и оформить идею) (примерное время проведения - 2 академических часа).

Ксения Васильевна Екимова
Здравствуйте, уважаемые авторы проекта! Использование креативных техник в образовательном процессе в настоящее время является достаточно актуально. Мой вопрос заключается в следующем: чем обусловлен выбор именно таких креативных техник, как ментальные карты, кластер, письменный пул, техника «переворот», причинно-следственная диаграмма?
С уважением, Екимова К.В. Команда "Тула"

Альфия Гамировна Шумовская
Здравствуйте, уважаемая команда "Идея". Спасибо за вопрос. Тему данного проекта можно перенести и на другие условия, и, мы убеждены, что другим категориям студентов будет интересно поучаствовать в данном проекте. Однако выбор категории студентов для участия в олимпиаде был сделан вследствие того, что студенты, прошедшие курс "Методы исследования в педагогике", обладают уже определенными уровнями необходимых компетенций (исследовательские, учебно-познавательными и др.), и данный проект позволит им более углубленно и целенаправленно повысить необходимые уровни компетенций.

Здравствуйте, уважаемая команда "Тула".
Выбор данных креативных методик и техник обусловлен тем, что с их помощью можно более разносторонне, оригинально подойти к решению поставленных задач, т.е. в силу своей специфики данные методики и техники позволяют нестандартно подойти к проблеме и найти способы решения.