КПО-У-2

2-я командная педагогическая олимпиада-универсиада

Город
Москва, Россия
Место
МГУ
Регистрация
Регистрация закрыта
Не родись красивым, а родись счастливым

Анна Ильинична Калинина
ПРОЕКТ «Не родись красивым, а родись счастливым»

«Счастье подобно бабочке.
Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает.
Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи,
оно придет и тихонько сядет вам на плечо.»
В. Франкл


1) Актуальность проекта определяется тем, что счастье – одна из вечных человеческих целей и ценностей. Но сложная духовно-социальная атмосфера нашего общества, падение культуры и господство квази-ценностей сопровождаются утратой эмоционального благополучия, чувством незащищенности. Отсутствие счастья в жизни ведет к понижению жизненного тонуса, пессимизму, агрессии, извращенным вариантам эрзац-счастья. Осложненный социально-психологический климат, неудовлетворенность жизнью, угрюмость и раздражение стали нормой. Закономерное стремление к счастью зачастую разрешается молодежью за счет искусственных допингов, таких, как наркотики, алкоголь, никотин, секс. Представление о счастье у взрослых, в том числе у педагогов, нередко искажено, сведено к предметному обладанию и чувственному удовольствию. Результаты исследований свидетельствуют, что только 11% школьных педагогов ставят задачу содействия развития способности ребенка быть счастливым. Остальные считают, что счастье – личное дело каждого. Категория счастья доступна, проста и понятна на житейском уровне, но в профессионально-педагогическом плане счастье становится сложнейшей теоретической и практической проблемой.

2) Проект направлен на разрешение противоречия между искаженными, противоречивыми представлениями педагогов, родителей и детей о счастье, сведением счастья к предметному обладанию и чувственному удовольствию, игнорированием педагогами детского желания счастья, возложением ответственности за счастье на непедагогические факторы, с одной стороны, и закономерным стремлении детей к счастью, их потребностью в проживании счастья, движущей ролью счастья в жизни человека, с другой стороны.

3) Суть проекта заключается в развитии готовности будущих педагогов к формированию способности ребенка быть счастливым посредством реализации феликсологического подхода в обучении и воспитании.

4) Проблема, разрешаемая проектом, заключается в системном педагогическом научно-методическом обосновании подготовки педагогов к реализации феликсологического подхода в обучении и воспитании как средства развития способности ребенка быть сча-стливым.

5) Концептуальные позиции проекта

Методологической основой проекта являются: фелицитология как философия счастья (Аквинский, Аристотель, Гельвеций, Сенека, Феербах, Б.И. Попов и др.); психология счастья (М. Аргайл, Р. Брэдбери, Т. Голас, Л. Жуховицкий, К. Кейтс, Т. Марез, Р. Саелиан, В. Франкл, Э. Фромм и др.); педагогика счастья (Ш.А. Амонашвили, У. Глассер, Е.П. Павлова, Н.Е. Щуркова и др.).
Гипотеза проекта базируется на предположении о том, что образовательный процесс может быть успешно совершенствован, если:
- общество, родители, школа и педагог как взаимодействующие субъекты феликсологиче-ского воспитания феликсологически готовы к организации образовательного процесса: осознают роль, функции, суть счастья, его характеристики, показатели, факторы, уровни и признаки, содержание и разновидности счастья; предвидят феликсологический продукт обучения и воспитания и несут ответственность за формирование способности ребенка быть счастливым;
- в основу системы обучения и воспитания положен феликсологический подход;
- в феликсологически нацеленном образовательном процесс деятельностно формируются ценности ребенка, развиваются его ценностное восприятие, субъектные качества, умения взаимодействия с миром;
- реализуются преемственные связи в феликсологически ориентированном педагоги-ческом процессе в системе непрерывного образования;
- система профессионально-педагогического образования последовательно реализует про-граммы феликсологической подготовки будущего педагога.

6) Философские, культурологические и социально-психологические основы проекта

Счастье – это духовная субстанция динамического процесса проживания человеком высокой удовлетворенности жизнью.
С социальной позиции, счастье – наилучшие условия для благоприятнейшего развития человека и наилучшие условия для общественного развития. С философской позиции, счастье отражает оценочное отношение к жизни как таковой и к проживаемой собственной индивидуальной жизни. С психологической точки зрения, счастье – осознаваемое человеком высокое положительное эмоциональное состояние, проживаемое в течении жизни.
С позиции культурологической, счастье – это отражение исторически формирующегося представления человечества об эталоне жизни, жизни желаемой, о жизни, которая представляла бы собою высочайший образец назначения человека как наивысшего органического существа на земле, способного конструировать жизнь.
Счастье выполняет сохранную и поддерживающую функции. Счастье – вектор жиз-ненной направленности. Образ счастья кардинально влияет на всю систему ценностей личности, поведения, деятельности, содержание, характер и стиль жизни.
Счастье носит социальный, субъектный, амбивалентный, динамичный характер.
Основные характеристики счастья: временные, предметные, пространственные.
Счастье, как и другие социально-психологические явления, подвержено «диагностике». Параметры – длительность, осознанность, сила эмоционального напряжения, степень интенсивности и напряженности эмоционального проживания личностью счастья.
Факторы счастья – это некие потенциальные агенты, способные вызвать в ходе взаимодействия человека с миром состояние высокой удовлетворенностью жизнью.
Факторы (агенты) счастья: 1) бытийное существование на земле, острое ощущение в себе жизни и себя как живого, острые положительные переживания в связи с окружающей природой, ощущения своих физических сил, ловкости, красоты тела, физической свободы; 2) моменты удовлетворения материальных потребностей организма человека, ситуации органического комфорта, осознание свободы от постоянных поисков средств существования; 3) процесс общения, приятельства, товарищества, дружбы и любви, общение опосредованное произведениями искусства и литературы, взаимодействие с животными; 4) созидательная деятельность, творчество; 5) влияние на жизнь, усовершенст-вование социальной или индивидуальной жизни, конструирование судьбы, социально-исторического или индивидуально-психологического развития.
Счастье проявляется в случае перехода объективного фактора счастья в субъективный агент счастья.
Иерархия факторов счастья индивидуальна и неповторима.
Ступенчатость в постижении счастья жизни: «счастье бытия» – «счастье бытования» – «счастье общения» – «счастье творчества» – «счастье преобразования».

Каждый возрастной этап в развитии личности проявляет сензитивность к воздействию определенных факторов счастья.

7) Педагогические основы проекта

С позиций педагогики для будущего учителя счастье предстает как условие развития ребенка, фактор его физического и духовного восхождения к культуре человечества.
Гуманистическое воспитание выдвигает категорию счастья в качестве цели воспитания.
Педагогической аспект проблемы счастья отражается для будущих педагогов в понятиях «феликсология воспитания», «феликсологическое воспитание», «феликсологический подход в воспитании», «феликсологическая способность».
Феликсологическая подготовка будущего педагога предполагает освоение им в ходе профессионального-педагогического образования когнитивного, деятельностного, эмоцио-нального-волевого и креативного аспектов феликсологического педагогического подхода.
Феликсология образования – это научно-педагогическое направление теоретической мысли педагога и соответствующей практической деятельности по развитию способности ребенка быть счастливым.
Целью феликсологического воспитания является педагогическое содействие развитию способности ребенка проживать счастье жизни во всех ее проявлениях.
Субъекты феликсологического воспитания – общество, родители, школа и педагог в их взаимодействии. Субъектом феликсологического воспитания могло бы выступить общество. Но наше общество, подвластное экономическому кризису, криминальным структурам, сего-дня не имеет ни силы, ни способности играть такую роль. Родители – самый сильный потенциальный субъект феликсологического воспитания. Их стиль жизни, выборы, тематика бесед, пример, оценки, рассказы могли бы и иногда способны оказать влияние на процесса феликсологического воспитания. Но несчастные родители не могут воспитать счастливых детей. Сегодня семьи нередко не могут справиться с проблемами выживания и семейного сохранения. Родители склонны к тому, чтобы считать счастье ребенка результатом ими заработанных и приобретенных материальных благ. Часто родители перекладывают заботу о счастье ребенка и на школу, на профессионализм педагога, на удачу и случай. Гуманистическая роль педагогической профессии определяет ведущую роль педагога в феликсологическом воспитании ребенка.
Роль педагога в процессе «феликсогенеза» состоит в том, что в образовательном про-цессе должны быть деятельностно сформированы ценности ребенка, развиты его ценностное восприятие, субъектные качества, умения взаимодействия с миром. Именно педагог обладает потенциальной возможностью содействия развитию способности ребенка воспринимать и выявлять ценностную значимость объектов. Педагог организует деятельность детей, от него зависит содержание индивидуальной и групповой деятельности воспитанников. Ошибочно думать, что формирование способности ребенка к счастью целиком зависит от педагога, что такая способность есть исключительно результат труда взрослого. Субъектом счастья является только сам ребенок. Он сам сооружает, если умеет свое счастье, он же его проживает. Роль педагога – помочь, содействовать, создать условия.
Быть субъектом феликсологического воспитания – это значит суметь инициировать формирование у детей осознание счастливых минут жизни и содействовать общему оцениванию жизни в соотнесении ее хода с представлением о счастливой жизни. Наша задача – развить феликсологические способности ребенка.
Феликсологическая готовность педагога предполагает осознание им роли, функций, сути счастья, его характеристик, показателей, факторов, уровней и признаков, содержания и разновидностей счастья; предвидение феликсологического продукт образования и ответственность за формирование способности ребенка быть счастливым.

8) Технология реализации проекта

Феликсологическая подготовка будущего педагога предполагает прохождение им самим следующих этапов феликсологического воспитания:
1. предотвращение ситуаций несчастья;
2. создание благоприятного социально-психологического климата в группе;
3. выделение из бесконечного многообразия текущей повседневности счастливой сущно-сти проживаемого момента и обозначение мгновения как счастливого;
4. яркое, выразительное, пленительное высказывание собственного проживания счастья;
5. прослеживание состояния группы, коррекция негативного и поддержка позитивного;
6. оснащение участников самыми разными жизненно важными умениями.
Содержание этапов:
1. помня о факторах счастья, организуем деятельность группы так, чтобы каждому было психологически и физически комфортно во время работы, корректируем взаимоотношения в группе, содействуем индивидуальным успехам, преобразуем конкретные обстоятельства;
2. средствами «психологического подкрепления», «Я-сообщения», «педагогической под-держки», «просьбы о помощи», «авансирования», «оправдания поведения», интерьера, му-зыкального фона, юмора и шутки, нарядного внешнего вида, добрых пожеланий, занима-тельных и интересных видов деятельности создаем «счастье школьной жизни»;
3. осуществляем постоянное акцентирование счастья «здесь» и «сейчас» (например, мето-дикой «Будильник»);
4. всеми средствами педагогической техники (голосом, мимикой, пластикой, темпо-ритмом движений, мелодикой движений), актерским мастерством естественно и на глазах аудитории проживаем минуту счастья;
5. фиксируем состояние группы, меняем его на позитивное доступными средствами;
6. формируем умения саморегуляции, самоконтроля, самооценки, самовоспитания; уме-ния видеть и слышать, отзываться, проектировать и достигать цель.
Формы, методы и средства реализации проекта: методика «предъявление мира» («пре-зентация мира»); методика «предъявление своего «Я»; анализ притч, преданий, легенд и афоризмов феликсологического содержания; беседа о феномене счастья; методика «недопи-санное суждение»; «свободный разговор»; наблюдение; игровые методики; методика «рису-ем счастье» и анализ детских рисунков; анализ художественного образа счастья; анализ пер-соналий великих людей; анализ видеофильмов; анализ опыта феликсологического воспита-ния; анкетирование, тестирование; методы математической обработки данных и др.
Предполагаемый педагогический результат проекта носит комплексный характер.
Основные воспитательные результаты: активизация процесса самопознания, со-действие формированию потребности личности в счастье, мотива быть счастливым, установки на счастье; педагогически целесообразные ценностно-эмоциональные отношения будущего педагога к процессу своей феликсологической подготовки: ответственность за формирование способности ребенка быть счастливым; осознание будущими педагогами функций и сути счастья, своей роли в процессе становления счастливой личности; интерес к феликсологической педагогической проблематике и др.
Основные дидактические результаты: сформированные представления будущих педагогов о счастье как позитивном векторе жизненной направленности, его социальном, субъектном, нематериальном, амбивалентном, динамичном характере; основных агентах и факторах счастья, сензитивности различных возрастных этапов к их воздействию; знания характеристик, показателей, уровней и признаков, содержания и разновидностей счастья; представления о феликсологическом продукте обучения и воспитания; умения реализовать феликсологически центрированные педагогические методики, творчески их адаптировать и диагностировать результаты их реализации в образовательном процессе и др.
Основные развивающие результаты: умение выражать свою точку зрения, слушать и слышать собеседника, конструктивно воспринимать противоположное мнение, анализи-ровать накопленный педагогический опыт и др.
Проект будет совместно реализован всеми участниками команды.
Всем участникам командной педагогической олимпиады хочется пожелать, чтобы птица счастья всегда была с Вами, в Ваших сердцах. Чтобы Вы были счастливы от того, что сол-нышко светит и день новый наступает! Пусть Вашим жизненным девизом будет: «Хочешь быть счастливым – будь им»!!!

Текст проекта доступен по ссылке:
http://narod.ru/disk/63879537001.0c4dafcd10b6935f98706e0d3acbf035/%D0%90%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F.doc.html

Гурген Тенгизович Нозадзе
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Скажите, пожалуйста:
1. чем обусловлен выбор названия темы проекта?
2. а связан ли каким то образом ваш проект с ФГОС?
3. А не получится ли то, что педагог навяжет ученику свое понимание о счастье?
С уважением, Нозадзе Гурген, команда "Тула"

Мария Александровна Макарова
Скажите, пожалуйста, каким образом вы планируете предотвращать в процессе проекта ситуации несчастья?Каким образом вы будете фиксировать состояние группы и насколько это будет объективно (возможно такое, что человек внутренне несчастлив, а внешние признаки несчастья отсутствуют)? Какими доступными средствами вы будете менять настроение на позитивное?

Александр Сергеевич Самойлов
Уважаемые авторы проекта«Не родись красивым, а родись счастливым»!
Вопросы от команды "Тула":
1. В тексте проекта вы даете определение понятию "феликсологическое воспитание", говоря о том, что это научно-педагогическое направление теоретической мысли педагога и соответствующей практической деятельности по развитию способности ребенка быть счастливым. А что обычное, не феликсологическое воспитание не направлено на развитие способности ребенка быть счастливым?
2. Конечно в современном мире нужно уметь быть счастливым, но известно, что счастье и страдание всегда идут рядом, через страдание сильнее ощущается приход счастья. Не получится ли так, что в процессе воспитания будет создаваться тепличная среда, игнорирующая несчастье, не нанесет ли это еще больший вред, когда ваши воспитанники столкнутся с реальностью?
Самойлов Александр, команда "Тула"

Сергей Владимирович Туркенич
Здравствуйте, уважаемые авторы проекта!
Вами выбрана очень интересная тематика проекта, однако, насколько она интересна, настолько же и сложна, как в гносеологическом аспекте, так и в плане реализации.
Цель проекта в тексте определена как: "Проект направлен на разрешение противоречия между искаженными, противоречивыми представлениями педагогов, родителей и детей о счастье, сведением счастья к предметному обладанию и чувственному удовольствию, игнорированием педагогами детского желания счастья, возложением ответственности за счастье на непедагогические факторы, с одной стороны, и закономерным стремлении детей к счастью...". В приведённом предложении сконцентрированы достаточно громкие заявления близкие к обвинениям практикующих педагогов в некомпетентности. Вследствие чего у нашей команды возник ряд вопросов:
1. Проект рассчитан на работу со всеми детьми или же только с теми, кто подвергся воздействию агентов социализации искажённо воспринимающих и передающих посылы о счастье?
2. Почему материальное обладание и чувственное восприятие не может быть критериями счастья?
3. Обладает ли ваша команда чёткими критериями счастья, по которым его (это понятие) можно было бы ранжировать, измерять и судить о его искажённом восприятии?
4. Как быть с теми обучающимися которые вследствие неких причин (горе в семье, влияние погоды, боли вследствие травмы или заболевания и т.д.) не желают / не могут / не готовы быть счастливыми на момент проведения занятия, не будут ли действия преподавателя направленные на выработку у них счастья делать их ещё более несчастными?

С глубоким уважением, Туркенич Сергей, команда «The old school».

Наталья Владимировна Раззарёнова
Здравствуйте,ув.авторы!
У нас возникли следующие вопросы:
1)Что для Вас счастье?
2)Как Вы планируете фиксировать полученный результат? Как понять, что про проект успешно реализован?

С уважением,Раззаренова Наталья,команда "МАГАДАН"

Анна Александровна Герасименко
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Скажите, пожалуйста, какие формы организации работы педагогов с учащимися вы будете рекомендовать для формирования категории "счастья" у школьников?
С уважением, Герасименко Анна, команда "ПиМНО".


Альфия Гамировна Шумовская
Здравствуйте, уважаемые авторы проекта«Не родись красивым, а родись счастливым»! Очень интересный проект, спасибо. Итак, вы планируете прослеживать состояние группы, в дальнейшем корректировать негативное и поддерживать позитивное. Вопрос: каким образом вы будете осуществляться мониторинг? И в течение какого периода? С уважением, команда "Baikal teacher"

Эльмира Магомедгаджиевна Ахмедова
Уважаемае авторы проекта, какие еще параметры, кроме длительности, осознанности, силы эмоционального напряжения, степени интенсивности и напряженности эмоционального проживания личностью счастья вы можете предложить? С уважением, ахмедова Эльмира, команда "ИДЕЯ".