КПО-У-2

2-я командная педагогическая олимпиада-универсиада

Город
Москва, Россия
Место
МГУ
Регистрация
Регистрация закрыта

2-я командная педагогическая олимпиада-универсиада

Главная

Актуализация проблемы ценностного отношения к семье у студенческой молодежи в поликультурном социуме

Актуализация проблемы ценностного отношения к семье у студенческой молодежи в поликультурном социуме

Анна Ильинична Калинина
Содержание проекта «Актуализация проблемы ценностного отношения к семье у студенческой молодежи в поликультурном социуме»

Научная проблема, на решение которой направлен проект обусловлена наличием существенного противоречия между кризисным состоянием института семьи и аксиологической парадигмой образования, создающей возможности формирования ценностного отношения у студентов на брак и семью; диалектической взаимосвязью культурных традиций брака и семьи и ценностных отношений студенчества и недостаточной возможностью их гармонизации в процессе интеграции внеучебной деятельности вуза с социальными институтами.
Для решения данной проблемы была создана педагогическая команда - «ИДЕЯ» (Инициативность – Доверие – Единство – Яркость), в состав которой вошли представители Педагогического института СКФУ: 4 кандидата педагогических наук, 1аспирант 2-го года обучения, 2 магистранта.
Педагогический результат, на который будет нацелена работа команда — повышение степени ценностного отношения к институту семьи у современной студенческой молодежи посредством актуализации потребностей и интересов к проблемам:
- создания семьи с учетом актуальных проблем современного общество (традиционные и нетрадиционные браки, межнациональные браки, неравные браки и др.);
- построения супружеских и детско-родительских отношений;
- соотнесения ценностей супругов с ранее сформированной моделью семьи, национальными традициями и особенностями организации быта.
Для реализации проекта в его осуществлении должны быть задействованы студенты высших учебных заведений любых курсов (в возрасте от 16 до 25 лет).
Необходимо разделение студентов в 4 группы численностью не более 12 человек (занятия проходят одновременно в различных аудиториях – тематических мастерских).
Занятия со студентами будут проходить в форме инновационных мастер-классов в 4 тематических мастерских по следующим направлениям:
1) «Проблема культуры семейной жизни» - ценность семьи; виды семей, студенческая семья как отдельный вид; семья и этикет; семья и здоровый образ жизни; семейные традиции, национальные традиции семьи; воспитание детей; культура сексуальных отношений; досуг в семье; межнациональные браки.
2) «Арт-педагогические технологии как условие формирования семейных ценностей» - элементы гештальт-терапии, арт-коллаж, сюжетно-ролевая игра «Я – студент, Я – родитель, Я – супруг», построение модели идеальной семьи, искусство – семейные ценности и смыслы.
3) «Генеалогическое древо - использование инфокоммуникационных ресурсов» – особенности и технология создания сайта, обеспечивающего установление родственных связей, их взаимных интересов с проведением тематических форумов, предполагающих организацию встреч и культурного досуга, получение он-лайн и оф-лайн психолого-педагогической помощи и поддержки в вопросах семьи и брака.
4) «Инклюзивное образование: за и против» - особенности формирования ценностей гуманного отношения к лицам с ОВЗ, особенности психолого-педагогической работы с семьями, имеющих детей-инвалидов.
После работы 4-х групп слушателей в тематических мастерских происходит их объединение в общую аудиторию с целью обсуждения заинтересовавших вопросов в рамках проведения круглого стола «СемьЯ». Его специфика заключается в возможности принять участие в дискуссии по всем обозначенным аспектам проблемы вне зависимости от участия в выбранной тематической мастерской, и представить свое видение данного вопроса для всей аудитории. Далее будет проведена диагностика сформированных ценностных ориентаций студентов в виде анкетирования. Рефлексивный компонент будет реализован в процессе выполнения «Техники аквариум» в микро-группах.
Концептуальные позиции
Особый интерес к вопросам семьи и брака приходится на период до середины 90-х годов XX века. Характерен интерес к проблеме сходства - различия супругов в плане личностных характеристик, а также ролевых и ценностных отношений (А.Н. Волкова, А.К. Дмитренко, Т.В. Галкина, Д.В. Ольшанский, А.П. Ощепкова, Б.М. Петухов, К.Витек, Д. Майерс и др.); исследовались факторы супружеской совместимости и их влияние на стабильность брака. Большой перечень работ посвящен проблеме ориентаций супругов в сфере семейных ролей (Н.Н. Обозов, Н.Ф. Федотова, В.В. Матина, Е.В. Антонюк и др.). На необходимость учета в исследованиях изменений, происходящих в семье на разных стадиях ее жизни, указывают Ю.Е. Алешина, А.Н. Волкова, Т.М. Мишина, Т.А. Гурко и др. Проблемы молодой семьи нашли свое отражение в работах Э.К. Васильевой, С.И. Голода, Т.А. Гурко, Л.М. Ивановой, С.В. Ковалев, М.С. Мацковского, З.Н. Файнбурга, А.Г. Харчева.
В нашем проекте проблема ценностей семьи и ценностных отношений является центральной.
Изучению ценностных отношений студенческой молодежи посвящены работы: Е.А. Васиной, И.В. Дубровиной, Т.Н. Кухтевич, Н.Б. Лисовской, Т.Г. Сухановой. В социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях раскрыта структура и динамика ценностных отношений личности в юношеском возрасте (Е.А. Васина, Т.Г. Суханова, К.Д. Шафранская), роль ценностных отношений в механизме социальной регуляции поведения (Р.В. Алишаускене, В. Н. Куницына, М.В. Шмулеская, взаимосвязи ценностных отношений с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности (Н.Б. Лисовская, Е.Ф. Рыбалко) и т.д. Исследуется специфическая роль содержательно-смысловых и структурно-динамических характеристик системы ценностных отношений личности в их связи с особенностями личности и факторами социализации в юношеском возрасте (Л.А. Гегель, Г.С. Ентелис).
На наш взгляд, проблема ценностных отношений должна быть решена с позиций целостного, системного подхода к изучению человеческой индивидуальности. Это выражает наиболее прогрессивную тенденцию современной науки и позволяет рассматривать ценностные отношения как сложное, многокомпонентное, иерархически организованное образование, детерминированное, с одной стороны, факторами социализации, с другой стороны — всей системой организованной целенаправленной педагогической деятельности.
Снижение ценности семьи приводит ко всё более широкому распространению среди студентов разнообразных способов самореализации во всех сферах жизнедеятельности, исключая семейную. Причины замещения семейных ценностей другими рассматривали в своих работах А.А. Попов, В.И. Максименков, Л. Хозяинова, а также зарубежные исследователи Э. Бек, М. Боуэн, X. Бриджер., Э. Кейн, Э. Кэтчер, Л. Оконевски, Л. Саймон, супруги Салмон, С. Смит, Б. Фогль и другие.
Средства фиксации достигнутого результата:
Для выявления динамики изменения степени сформированности и развития ценностных семейных ориентаций студентам будет предложена анкета, включающая компонент рефлексии и самооценки. Также в процессе проведения круглого стола будут зафиксированы основные жизненные позиции, характерные для данной аудитории, как общие, так и личностно-индивидуальные. Вывод о результатах реализованного проекта делает экспертная группа команды «ИДЕЯ» во время проведения техники «Аквариум». В процессе проведения данной технологии участниками проекта будут выполнены творческие задания в микро-группах, отражающие динамику изменения их ценностных ориентаций к проблеме семьи.
В процессе подготовки данного проекта были использованы следующие методы:
Обзорно-аналитический метод, позволяющий изучить и проанализировать по библиографическим источникам состояние исследований по заявленной проблеме в мировой науке и практике, выявить и уточнить содержание основных направлений, концепций и подходов в решении проблемы формирования у студентов ценностного отношения к семье в условиях вуза как открытого социокультурного института.
Психодиагностический метод, с помощью которого происходит фиксация и описание эмпирических данных.
Экспериментальный метод, направленный на выявление эффективности реализуемых педагогических мастерских.
Метод статистического анализа экспериментальных данных, позволяющий количественные показатели привести в систему и выявить эффективность последующего расширения и функционирования проекта.
Научные подходы: системный, аксиологический, гуманистический, экопсихологический, психодидактический, индивидуально-дифференцированный.
Распределение функций
Разработка, подготовка и реализация проекта осуществляется всеми членами команды:
Теоретическая подготовка материалов проекта – Уварова Н.Н., Позднякова И.Р.
Разработка практической составляющей тематических мастерских: «Проблема культуры семейной жизни» - Уварова Н.Н., Позднякова И.Р.; «Арт-педагогические технологии как условие формирования семейных ценностей» -.Ахмедова Э.М.; «Генеалогическое древо - использование инфокоммуникационных ресурсов» – Акиншина А.В., Бузан С.Ю.; «Инклюзивное образование: за и против» - Кириллова М.И.
Технологическая поддержка проекта – Рыбакова А.А.
Проведение психолого-педагогической диагностики – Рыбакова А.А.

Наталия Сергеевна Жуйкова
Уважаемые авторы проекта «Актуализация проблемы ценностного отношения к семье у студенческой молодежи в поликультурном социуме». Скажите, пожалуйста, по какому принципу будут разделены студенты на 4 группы для работы в тематических мастерских? Чем обусловлен выбор именно таких направлений работы тематических мастерских? С уважением команда «Математический парадокс».

Александр Сергеевич Самойлов
Уважаемые авторы проекта «Актуализация проблемы ценностного отношения к семье у студенческой молодежи в поликультурном социуме»
Скажите, пожалуйста, по каким критериям и показателям будет оцениваться успешность реализации проекта?
Самойлов Александр, команда "Тула"

Наталья Николаевна Уварова
Уважаемый Александр! Спасибо за вопрос! Наша команда в ходе реализации проекта планирует на заключительном этапе провести диагностическое исследование (самоанализ, рефлексия, защита выполненных студентами творческих проектов и др.), направленное на выявление динамики формирования ценностного отношения к семье у современного студенчества. Критерием успешности реализации нашего проекта будет свидетельствовать положительная динамика формирования ценнгостей у студентов.

Сергей Владимирович Туркенич
Здравствуйте, уважаемые авторы проекта «Актуализация проблемы ценностного отношения к семье у студенческой молодежи в поликультурном социуме». Здравствуйте, Наталья и Александр.
Если позволите, присоединюсь к возникшему обсуждению.
Наталья, Вы указываете, что: "Критерием успешности реализации нашего проекта будет свидетельствовать положительная динамика формирования ценностей у студентов." Скажите, насколько корректно можно проследить динамику изменения ценностных ориентиров личности студента по прошествии всего лишь одного мероприятия. Ведь такая динамика может быть основана не на качественном изменении, а, например, на эмоциональном возбуждении, возникшем в результате восприятия мастерски подаваемого преподавателем материала в ходе реализации проекта. Насколько объективны результаты самооценки студента, о чём они могут свидетельствовать? По каким критериям будут оцениваться суждения, полученные в результате рефлексии? Предусмотрены ли проектом более конкретные способы оценки результатов достигнутых в ходе проделанной работы в рамках реализации проекта педагогом проводящим мероприятие?

С уважением, Туркенич Сергей, команда «The old school».


Ирина Робертовна Позднякова
Добрый день, уважаемый Сергей. Эмоциональный отклик студентов, о котором вы упоминаете в своем вопросе, также является результатом педагогической работы. Причем такой результат в процессе формирования ценностных ориентиров молодежи является достаточно значимым, ведь ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда представляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве её элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не подкрепленное эмоциональными образами, не учитывающее её приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включённое в систему. Так как реализация проекта предусматривает четкое построение педагогических действий по формированию ценностных смыслов и ориентиров, то есть основания говорить не о хаотичном эмоциональном возбуждении, а о планомерно выстраиваемых эмоционально-смысловых жизнеобразах. Говоря о мастерски преподаваемом материале в ходе реализации проекта, нужно подчеркнуть, что педагогическая техника, а также широта, инновационность используемых методов, эмоциональный фон занятий играет важную роль в процессе формирования таких эмоциональных образов, которые окажут влияние на ценностные установки и ориентации.

Добавлено спустя 33 минуты:
Здравствуйте,уважаемые авторы!
Скажите,пожалуйста,что нового в предлагаемых Вами мастер-классах?

С уважением,Раззаренова Наталья,команда "МАГАДАН"


Уважаемая, Наталья! Спасибо за вопрос по теме нашего проекта. Мастер-классы как современная форма проведения занятий уникальны по своей сути. Предлагаемые нами обучающие тренинги-семинары предназначены для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения ценностных ориентиров личности и обмена уже имеющимся опытом участников,а также расширения кругозора и приобщения к новым знаниям и актуализации существующих. Обязательное использование интерактивных методов, которое подразумевает такая форма организации занятий, позволит в привлекательной форме проиллюстрировать ситуации из реальной жизни, дать студентам возможность продемонстрировать собственные жизненные смысли и ориентиры в отношении семьи, а также попытаться убедительно представить их в процессе практической реализации творческих мини-проектов.

Наталья Николаевна Уварова
Уважаемый Сергей! Большое спасибо Вам за столь внимательное изучение нашего проекта. Нам приятно, что возникают конструктивные вопросы. Постараюсь на все ответить:
1. Так как мы все поставлены в определенные временные рамки (по условиям конкурса) реализации проекта, то проследить динамику мы как раз можем по реакции участников на предложенный нами проект. Формирование ценностей проходит в течение всей жизни человека. Наша задача - актуализировать ценностно-смысловые ориентации молодежи в вопросах семьи.
2.В ходе реализации проекта будут предложены вопросы, выявляющие взгляды и отношение студентов на семью до и после проведения проекта (рефлексия). Критерии следующие: заинтересованность проблемой, четкость жизненных установок, умение доказывать свою собственную позицию.
3. Объективность самооценки будет подкреплена проведением диагностических исследований по анкете «Семья как ценность» и методике М. Рокича «Ценностные ориентации».

Сергей Владимирович Туркенич
Уважаемые Ирина и Наталья, спасибо за Ваши подробные ответы! Выбранная Вами тематика действительно максимально актуальна современным проблемам как российского, так и белорусского общества (наша команда представляет учебные заведения находящиеся в Республике Беларусь). Динамика заключения браков и их сохранения по данным статистики в наших странах, мягко говоря, удручающая. А если проанализировать те социальные проблемы, которые возникают в результате неразрешённых противоречий в околосемейной и семейной среде (проблемы рождаемости, ненадлежащие воспитание детей, алкоголизация населения на почве семейных конфликтов и т.д.), то картина и вовсе печальна. И проблема далеко не всегда кроется в материальном неблагополучии, а лежит в плоскости неправильных ментальных установок и банальной неграмотности. Значительное количество таких проблем можно решить ещё на стадии социализации человека в учреждении образования...
Данные Вами разъяснения по особенностям реализации проекта удовлетворили моё любопытство. Искренне желаю вам успехов в реализации вашего проекта!

С уважением, Туркенич С.В., команда The old school.

Наталья Николаевна Уварова
Здравствуйте, уважаемая Наталия! Спасибо за вопрос. Разделение студентов на 4 группы предполагается с учетом их заинтересованности в конкретной теме, которая выявляется по средствам предварительного мини опроса. каждая группа будет обозначена своим символом. Выбор направлений работы тематических мастерских обусловлен их актуальностью для современной молодежи, а так же тем, что в состав нашей команды, входят специалисты, имеющие углубленное изучение соответствующих вопросов и методическую подготовку по каждому направлению тематических мастерских.
С уважением, Уварова Наталья, команда "ИДЕЯ".

Анна Александровна Герасименко
Здравствуйте, уважаемые авторы проекта!
Скажите, пожалуйста, возможно ли сформировать ценностное отношение к семье за одно мероприятие? Не считаете ли вы, что формирование ценностного отношения к семье - длительный процесс. Будет ли это мероприятие звеном в системе мероприятий по схожей тематике или оно будет носить единичный эпизодический характер? Проясните, пожалуйста.
С уважением, Герасименко Анна, команда "ПиМНО"

Наталья Николаевна Уварова
Здравствуйте, уважаемая Анна! Спасибо за вопрос. Несмотря на то, что данный вопрос уже обсуждался на форуме, с удовольствием отвечаю Вам. Мы, конечно, понимаем, что формирование ценностей невозможно за одно занятие, и мы не ставим перед собой такую цель. А хотим показать необходимость актуализации ценностно-смысловых ориентаций молодежи в вопросах семьи. Уверена, что Вы поддержите необходимость проведения педагогической работы с молодежью в данном направлении. Если говорить о процессе формирования ценностей у современной студенческой молодежи, занятия по этой теме в нашем вузе проходит регулярно. Нами подготовлен проект и оформлена заявка на Грант Президента РФ – 2013 создания молодежного научно-исследовательского центра, с целью модернизация инновационной инфраструктуры педагогического института Северо-Кавказского федерального университета в направлении обеспечения ее внутренней целостности и комплексности для подготовки выпускников, обладающих инновационным мировоззрением, и для эффективной реализации наукоёмких инновационных разработок с потенциалом коммерциализации; раскрытие творческого потенциала, повышение уровня профессионально-личностной компетентности и социально-общественной активности студентов в условиях инновационного кластера (комплекса). Надеемся, что реализация нашего проекта станет существенным вкладом в решении поставленных перед нами задач. Приглашаем всех к сотрудничеству!
С уважением, Уварова Наталья. Команда «ИДЕЯ»

Дмитрий Дмитриевич Карчагин
Уважаемые авторы проекта, при ознакомлении с вашей работой у нас возник следующий вопрос: имеет ли значение семейное положение студентов при их отборе в экспериментальную группу?

Эльмира Магомедгаджиевна Ахмедова
Уважаемый Дмитрий, спасибо за вопрос!Так как возрастная категория варьирует от 16 до 25 лет, и естественно большая часть студентов которым за двадцать будут состоять в браке, однако это не будет для них помехой для участия в экспериментальной группе. Критерием для участия будет прежде всего заинтересованность студентов. Но участие студентов еще не состоящих в браке является более актуальным для формирования у них ценностных отношений к семье до вступления в брак. С уважением, Ахмедова Эльмира. Команда "ИДЕЯ"

Наталья Николаевна Уварова
Здравствуйте, уважаемый Сергей! Мы рады, что наши ответы удовлетворили Ваше любопытство. Спасибо Вам, что так высоко оценили наш проект. Мы надеемся на плодотворную конкуренцию (в хорошем смысле этого слова) - так как именно "соперничество" помогает найти плюсы и скорректировать замечания в собственной деятельности. Мы тоже желаем Вам удачной реализации Вашего проекта. Надеемся, что работа на этом не закончится. Хотелось бы Вам предложить сотрудничество с нашей командой, как представителя Северо-Кавказского федерального университета. Мы готовы выполнять с Вами творческие, креативные, социальные и другие виды проектов. В частности, на нашей базе планируется открытие молодежного научно-исследовательского центра (руководитель я - Уварова Н.Н.), который будет способствовать повышению уровня профессионально-личностной компетентности и социально-общественной активности студентов в условиях инновационного кластера (комплекса). Предлагаем Вам вступить в наш кластер. Если есть необходимость, мы можем провести курсы повышения квалификации (на договорной основе) "Инновационные подходы к организации и управлению процессом разработки социально-значимых студенческих проектов"
Надеемся на плодотворное сотрудничество!
С уважением, Уварова Н.Н. Команда "Идея"