КПО-У-2

2-я командная педагогическая олимпиада-универсиада

Город
Москва, Россия
Место
МГУ
Регистрация
Регистрация закрыта
DOCENDO DISCIMUS

Анна Ильинична Калинина
Содержание проекта DOCENDO DISCIMUS

1. название команды МАГАДАН

2. педагогический результат краткое описание демонстрируемых педагогических действий (что планируется сделать, каковы цели действия, какие общие, предметные и надпредметные составляющие человеческого развития предполагается затронуть, схема действий)

В проекте предлагаются способы индивидуализации обучения, при которых в качестве преподавателей выступают сами учащиеся, закрепляя изученный материал способом «обучения других». Первоочередная задача преподавателя: разработать подходящие его ученикам учебные материалы - предмет их обсуждения.

Цель педагогического действия: организовать учебное общение учащихся в диадах для построения ориентировочной основы действия с максимальной долей самостоятельности каждым учеником. Для этого предлагаются две схемы взаимодействия:

Схема 1: «Зеркало»
Для того чтобы организовать учебное общение в схеме «Зеркало», необходимо выбрать две независимые, но связанные темы, а группу учеников разделить на две подгруппы. На первом этапе обучения первая подгруппа изучает одну тему, вторая – другую, взаимодействуя в диадах. Преподаватель при этом выступает в качестве консультанта. На втором этапе учащиеся обучают друг друга, объединяясь в диады из разных подгрупп. При этом преподаватель выступает в качестве организатора, роль консультанта меняется на роль наблюдателя: он вмешивается в процесс обучения только в крайних случаях.

Схема 2: «Каскад»
Для того чтобы организовать учебное общение в схеме «Каскад» необходимо сначала провести опережающее обучение небольшой группы учащихся, назовем этот этап обучения «первым порогом каскада» (1-ПК). 1-ПК может быть проведен как на уроке, так и в неурочное время одним ведущим учителем, с помощью других учителей математики, с помощью студентов или учащихся старших классов. Численность учеников 1-ПК, зависит от числа обучающих, в идеале обучение уже на первом пороге должно быть индивидуализировано. Далее проводится обучение второй группы учащихся: «второй порог каскада» (2-ПК) силами учеников первой группы при взаимодействии в диадах (численность учеников второй группы равна численности учеников первой). Учитель при этом выступает в роли наблюдателя и вмешивается в процесс только в случае явных ошибок. Затем ученики первой и второй группы обучают третью группу учащихся, опять же взаимодействуя в диадах (3-ПК). Чаще всего, на третьем пороге каскада взаимодействует весь класс. На этом этапе учитель получает возможность уделить больше внимания самым слабым ученикам, не включенным ни в одну из групп.
Для первого порога каскада может быть отобрана как группа продвинутых учащихся, так и, наоборот, группа учащихся, имеющих удовлетворительную оценку. Запуск на группе не очень сильных учеников более эффективен, поскольку именно они больше нуждаются в громкоречевом этапе.
Предполагается затронуть следующие составляющие человеческого развития:
Общие составляющие: коммуникативность, любознательность, критичность мышления;
Предметные составляющие: умение работать с математическим текстом, вести диалог с целью понимания учебных материалов;
Надпредметные составляющие: умение самостоятельно ставить цели, строить ориентировочную основу действия, умение выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки, умение оперировать символьными объектами.

3. условия которым должны удовлетворять обучаемые, для того, чтобы результат мог быть продемонстрирован

Обучаемые должны знать арифметику, определение и свойства степени с натуральным показателем, но не быть знакомы с темами: «Арифметическая и геометрическая прогрессия», «Степень с целым показателем» (в идеале учащиеся 7-8 классов).

4. средства отбора педагогические измерения, которые позволяют отобрать обучаемых, удовлетворяющих перечисленным в п. 3 требованиям

Входной тест.

5. концептуальные позиции с точки зрения каких педагогических концепций, теорий, принципов, эмпирических приемов и методов, эвристических соображений и т.п. команда рассматривает свое предстоящее действие

(эти концептуальные позиции не подлежат оценке, хотя будут обсуждаться; основное назначение этого раздела – фиксация той системы представлений, которую использует команда и того языка, на котором с ней имеет смысл разговаривать)

Хорошо известно, что применение теории П.Я. Гальперина в практике обучения при условии творческого психологического моделирования конкретной ситуации (см., например, статью А.И.Подольского ) дает самые высокие результаты. Но, сложность в реализации этой теории в том, что «… и построение ориентировочной основы действия с максимальной долей самостоятельности каждым учеником, и пооперационный контроль на первых этапах процессах усвоения, и самоконтроль действия во внешней форме невозможно организовать на традиционном уроке при классно-урочной форме организации. Для этого необходимо индивидуализировать обучение» .

6. средства фиксации достигнутого результата
педагогические измерения и способ их интерпретации, позволяющий утверждать, что результат достигнут (желательно градуированный, то есть: какие показатели означают, что результат достигнут вполне успешно, успешно, удовлетворительно, слабо, какие означают провал) измерения могут производиться как в конце, так и в процессе исполнения проекта
Средства фиксации достигнутого результата:
• Выходной тест по пройденным темам;
• Анкета оценки эмоциональной удовлетворенности учащихся обучением (методика Т.Ю. Веселяевой).
Оценивание достигнутого результата:
По максимальному результату из замеров (с помощью заявленных средств):
Результаты среднего балла выходного теста по пройденной теме: провал – ниже 1, слабо – от 1 до 2, удовлетворительно – от 2 до 3, вполне успешно – от 3 до 4, успешно – от 4 до 5.
Результаты среднего балла анкеты эмоциональной удовлетворенности учащихся обучением: провал – ниже 2, слабо – от 2 до 2,9; удовлетворительно – от 3 до 3,9; вполне успешно – от 4 до 4,5; успешно – от 4,6 до 5.

7. распределение функций в команде
(оно может быть различным, исполнительная часть может осуществляться как всей командой, так и ее частью, или вообще только одним из ее членов)
Исполнительскую часть действия осуществляет Петрова Оксана Александровна, ассистирует Раззаренова Наталья Владимировна

Текст проекта доступен по ссылке:
http://narod.ru/disk/63880136001.31324d507fb48d1424f4bd7ab133d789/%D0%A1%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0.docx.html


Оксана Александровна Петрова
Извините, а стоит ли повторять все пункты схемы описания проекта? мы их знаем ...

Марина здравствуйте. Мы не повторяли все пункты схемы описания проекта, а заполняли предложенную организаторами таблицу в соответствии с требованиями, сформулированными в положении об Олимпиаде. Эту таблицу можно увидеть, пройдя по ссылке.

Мария Александровна Макарова
При предложенной Вами форме закрепления изученного материала, кто проводит оценку знаний учащихся: учитель или сами ученики? И для каких типов урока подходит данная форма обучения?

Александр Сергеевич Самойлов
Уважаемые авторы проекта "DOCENDO DISCIMUS"
Уточните, пожалуйста, какие результаты должны демонстрировать обучающиеся после реализации проекта?
Самойлов Александр, команда "Тула"

Оксана Александровна Петрова
Здравствуйте Мария.
Оценку знаний учащихся проводит, конечно, учитель. Закрепление материала в форме обучения других можно организовать на любом уроке, кроме, естественно, урока оценки знаний. Но, предложенные техники создавались именно для урока изучения нового материала.

Оксана Александровна Петрова
Уважаемые авторы проекта "DOCENDO DISCIMUS"
Уточните, пожалуйста, какие результаты должны демонстрировать обучающиеся после реализации проекта?
Самойлов Александр, команда "Тула"


Здравствуйте Александр!
Обучающиеся должны продемонстрировать прочное усвоение предложенного материала и высокую эмоциональную оценку удовлетворенностью обучением (обратите внимание на средства фиксации достигнутого результата и критерии его оценки в нашем проекте)

Наталия Сергеевна Жуйкова
Уважаемые авторы проекта « DOCENDO DISCIMUS», скажите, пожалуйста, может ли такой способ индивидуализации обучения быть универсальным и может ли использоваться в курсе начальной школы?
По какому принципу будут разделены ученики на подгруппы, в предложенных вами, схемах?
Чем вызван интерес к созданию такого проекта? С уважением команда «Математический парадокс».

Ирина Робертовна Позднякова
Добрый день, уважаемые авторы проекта! Внимательно ознакомившись с содержанием Вашего проекта, хочется уточнить несколько моментов. Название вашего проекта представлено не научной формулировкой темы, в связи с чем были ожидания увидеть раскрытие ее смысла в цели проекта, выдвигаемой Вами. Однако целью проекта Вами выдвигается процесс организации занятия, но ведь у каждого процесса есть результат. Как Вы считаете, что же должно выступать целью, процесс или же его результат? В то же время, предлагаемые в проекте диагностики, направлены на определение уровня полученных знаний и, собственно говоря, на выявление полученного эмоционального удовлетворения от занятия. По этому поводу возникает вопрос, как же будет определяться, достигнута цель или нет, ведь диагностики имеют совсем другую направленность?

Анна Александровна Герасименко
Здравствуйте, уважаемые авторы проекта!
Скажите, пожалуйста, будет ли выбранная вами форма взаимодействия учащихся (сильный обучает слабого) эффективной для реализации поставленной вами цели?
С уважением, Герасименко Анна, команда "ПиМНО".

Дмитрий Дмитриевич Карчагин
Уважаемая команда "Магадан", в данном проекте мы увидели теорию поэтапного формирования умственных действий В.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной и теория коллективного обучения В. К. Дьяченко. После ознакомления с вашим проектом у нас возникли следующие вопросы:
1) учитывали ли вы при подобном построении обучения возможные риски, неудачи?
2) какие методы и приемы будут вами использованы для мотивации учеников выступлению в качестве педагогов?
3) на решение какой проблемы направлен данный проект?

Наталья Николаевна Уварова
Здравствуйте, уважаемые авторы проекта DOCENDO DISCIMUS. В вашем проекте хорошо описаны роли учителей, учащихся, а Вы выступаете в качестве координатора. Скажите, пожалуйста, в чем тогда новизна Вашего проекта или объясните Вашу роль в реализации его?
С уважением, Уварова Наталья. Команда "ИДЕЯ"

Наталья Владимировна Раззарёнова
Уважаемые авторы проекта « DOCENDO DISCIMUS», скажите, пожалуйста, может ли такой способ индивидуализации обучения быть универсальным и может ли использоваться в курсе начальной школы?
По какому принципу будут разделены ученики на подгруппы, в предложенных вами, схемах?
Чем вызван интерес к созданию такого проекта? С уважением команда «Математический парадокс».


Здравствуйте, уважаемая команда «Математический парадокс» !
Вообще, ни один из способов не может претендовать на универсальность. Но думаем, что предложенные нами схемы могут быть использованы достаточно широко, и в начальной школе тоже. Некоторые магаданские учителя используют такие способы индивидуализации обучения, начиная с пятого класса . И дети 10-11 лет ожесточенно борются за право поучить одноклассника. Сложности в организации взаимодействия нет. Учащиеся очень охотно и легко идут на контакт друг с другом. Сложность заключается в создании учебных материалов для такого взаимодействия.
Для реализации схемы «Каскад» мы делим учеников по уровню их знаний, для реализации схемы «Зеркало» ученики делятся на группы произвольно, например, с помощью жеребьевки.
Наш проект направлен на решение очень важной и труднорешаемой задачи - индивидуализации обучения в средней школе. Изначально мы использовали такую форму взаимодействия учеников, как разновозрастное сотрудничество (эксперимент был проведен для 8-х и 9-х классов). К сожалению, эту схему не всегда можно реализовать, и мы начали думать о других формах организации эффективного сотрудничества учащихся. Так зародились две схемы: «Зеркало» и «Каскад». Опыт их использования показал, что учащиеся слушают и слышат друг друга, очень ответственно помогают выполнять задания и отвечают на возникающие вопросы. Научившись проверять друг друга, они начинают находить ошибки и у себя, т. е. выполняют контрольно-корректирующую функцию действия, которую при традиционной форме обучения берет на себя учитель.

Добавлено спустя 34 минуты:
Добрый день, уважаемые авторы проекта! Внимательно ознакомившись с содержанием Вашего проекта, хочется уточнить несколько моментов. Название вашего проекта представлено не научной формулировкой темы, в связи с чем были ожидания увидеть раскрытие ее смысла в цели проекта, выдвигаемой Вами. Однако целью проекта Вами выдвигается процесс организации занятия, но ведь у каждого процесса есть результат. Как Вы считаете, что же должно выступать целью, процесс или же его результат? В то же время, предлагаемые в проекте диагностики, направлены на определение уровня полученных знаний и, собственно говоря, на выявление полученного эмоционального удовлетворения от занятия. По этому поводу возникает вопрос, как же будет определяться, достигнута цель или нет, ведь диагностики имеют совсем другую направленность?


Здравствуйте, Ирина!
Спасибо, что помогаете нам разобраться в наших целях и планируемых результатах. Но почему Вы считаете, что организация учебного процесса не может быть целью? И посмотрите внимательнее текст нашего проекта, «организовать учебное общение учащихся» - это не цель проекта, а цель ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ.
Цель проекта будет достигнута, если удастся так организовать процесс, что заявленные диагностики выявят прочное усвоение материала и высокую эмоциональную удовлетворенность обучением.

Добавлено спустя 37 минут:
Здравствуйте, уважаемые авторы проекта!
Скажите, пожалуйста, будет ли выбранная вами форма взаимодействия учащихся (сильный обучает слабого) эффективной для реализации поставленной вами цели?
С уважением, Герасименко Анна, команда "ПиМНО".


Здравствуйте,Анна!
Дело в том, что в предложенных нами формах взаимодействия не всегда сильный обучает слабого. Например, для реализации схемы «Зеркало» обучающиеся делятся на две подгруппы произвольным образом (нет какого-то определенного критерия, например, успеваемость). Когда обучаемые начинают работать в диадах из разных подгрупп, возможны несколько вариантов, в том числе и тот, когда сильный обучает слабого, но на следующем этапе они меняются ролями, и уже слабый будет обучать сильного.
Что касается схемы «Каскад», то тут на этапе опережающего обучения можно брать не только группу успешных учеников, но также и не очень успешных, что будет более эффективно, поскольку именно они больше нуждаются в громкоречевом этапе (об этом есть в тексте проекта).

Оксана Александровна Петрова
Здравствуйте, уважаемые авторы проекта DOCENDO DISCIMUS. В вашем проекте хорошо описаны роли учителей, учащихся, а Вы выступаете в качестве координатора. Скажите, пожалуйста, в чем тогда новизна Вашего проекта или объясните Вашу роль в реализации его?
С уважением, Уварова Наталья. Команда "ИДЕЯ"

Здравствуйте, Наталья!
Мы не только координаторы, мы и есть те учителя, которые реализуют проект. Его новизна в предлагаемых схемах индивидуализации обучения. Материалы для взаимодействия учащихся приходится разрабатывать (тесты традиционного учебника для этого не подходят). Задания необходимо подобрать так, чтобы ученик с максимальной степенью самостоятельности приходил к теоретическим выводам (строил ориентировочную основу действия).


Оксана Александровна Петрова
Уважаемая команда "Магадан", в данном проекте мы увидели теорию поэтапного формирования умственных действий В.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной и теория коллективного обучения В. К. Дьяченко. После ознакомления с вашим проектом у нас возникли следующие вопросы:
1) учитывали ли вы при подобном построении обучения возможные риски, неудачи?
2) какие методы и приемы будут вами использованы для мотивации учеников выступлению в качестве педагогов?
3) на решение какой проблемы направлен данный проект?

Уважаемый Дмитрий!
Не совсем понимаем, какие риски и неудачи Вы имеете ввиду. Полагаете, что предлагаемый способ обучения может оказаться хуже традиционного? То, что он намного эффективнее, доказано в достаточно строгом эксперименте, проводимом в городе Магадане. План эксперимента: сравнение статических групп (Д. Кэмпбелл Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. С-П, 1996, с.52). В контрольной группе (151 чел.) обучение проводится в традиционной форме теми же учителями, что и в экспериментальной (154 чел). Успеваемость в моем экспериментальном классе стала статистически значимо выше успеваемости в контрольном классе месяца через полтора. Есть еще результаты, которые мы не ожидали: подростки стали отбирать у учителя управление процессом усвоения. Это, конечно, рискованно для учителя авторитарного стиля. Но он и не возьмется за реализацию подобных схем.
Еще есть риск при демонстрации проекта на олимпиаде. Например, он может оказаться не таким зрелищным, как инсценировка сказки.
Мотивировать учеников выступать в качестве обучающих не требуется, они с удовольствием берут на себя эту роль.
Проблема, на решение которой направлен наш проект, изложена в концептуальных позициях: для реализации теории П.Я. Гальперина на практике необходимо индивидуализировать обучение.

Эльмира Магомедгаджиевна Ахмедова
Уважаемая команда МАГАДАН, считаю ваш проект DOCENDO DISCIMUS весьма интересным. Идея индивидуализации обучения, при которых в качестве преподавателей выступают сами учащиеся актуальна и также способствует формированию студенческого самоуправления. С уважением, Ахмедова Эльмира, команда "ИДЕЯ".

Оксана Александровна Петрова
Уважаемая команда МАГАДАН, считаю ваш проект DOCENDO DISCIMUS весьма интересным. Идея индивидуализации обучения, при которых в качестве преподавателей выступают сами учащиеся актуальна и также способствует формированию студенческого самоуправления. С уважением, Ахмедова Эльмира, команда "ИДЕЯ".

Здравствуйте, Эльмира! Спасибо, очень приятно получать такой отзыв о проекте. Желаем Вам успехов!