КПО-У-2

2-я командная педагогическая олимпиада-универсиада

Город
Москва, Россия
Место
МГУ
Регистрация
Регистрация закрыта
Сказочная математика

Анна Ильинична Калинина
Содержание проекта "Сказочная математика"

1. название команды Математический парадокс

2. педагогический результат Проект предполагает поиск новых подходов к совершенствованию у младших школьников знаний о нумерации, вычислительных умений и умений решать задачи на материале сюжетов русских народных сказок в процессе формирования у них познавательных универсальных учебных действий (в соответствии с требованиями ФГОС). Система предлагаемых математических заданий для детей предусматривает организацию деятельности по «путешествию по русским народным сказкам». Путешествуя, помогая героям сказок, сочувствуя им, дети могут самостоятельно выполнять задания, направленные на формирование познавательных УУД и математическое развитие.

3. условия Дети 6-8 лет (учащиеся 1 класса начальной общеобразовательной школы)

4. средства отбора Учащиеся 1 класса начальной общеобразовательной школы должны знать нумерацию чисел в пределах 100, уметь выполнять действия сложения и вычитания чисел в пределах 100, знать понятие «задача», уметь решать простые задачи (в одно действие)

5. концептуальные позиции В науке в достаточной степени раскрыты вопросы методики математического образования детей младшего школьного возраста (Н. Б Истомина, Т. Е. Демидова, М. И. Моро, Л. Г. Петерсон и др.); теории русских народных сказок и их образовательного потенциала (В. П. Аникин, А. Н. Афанасьев, Ф. М. Буслаев, Н. М. Ведерникова, М. С. Жиров, С. Н. Зенин, В. Пропп, Э. В. Померанцева, и др.); вопросы о важности освоения учениками универсальных учебных действий (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, Т. А. Гнеушева, О. А. Карабанова, В. В Павлова и др). Ведутся исследования проблемы создания доступных и интересных математических заданий. Однако аналогов по проблеме использования сюжетов русских народных сказок при формировании у младших школьников знаний о нумерации, формировании у них вычислительных умений и умений решать задачи, которые способствовали бы и формированию познавательных УУД, нами не выявлено.
Актуальность проблемы обусловлена наличием следующих противоречий:
• между необходимостью математического образования детей младшего школьного возраста с опорой на их опыт и интерес и недостаточной разработанностью данного вопроса в методике;
• между необходимостью формирования познавательных УУД у детей в соответствии с новыми Федеральными Государственными Требованиями к структуре Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования и недостаточной разработкой дидактических материалов, направленных на решение данной задачи;
• между наличием большого количества репродуктивных математических заданий для детей младшего школьного возраста и необходимостью реализации развивающих целей образования.
Таким образом, проблема состоит в теоретическом обосновании и практическом апробировании методики совершенствования у младших школьников знаний о нумерации, вычислительных умений и умений решать задачи в процессе развития познавательных УУД. В данном возрасте очень важно начать формировать общеучебные УУД, логические УУД, умения ставить и решать проблемы, а также формировать мотивацию, эмоциональную сферу личности ребенка и познавательный интерес к изучению математики. При этом необходимо учитывать интересы детей, предлагать материал в интересной и доступной форме. Мы предлагаем использовать сюжеты русских народных сказок.

6. средства фиксации достигнутого результата Совершенствование у младших школьников знаний о нумерации, вычислительных умений и умений решать задачи. Предполагаются контрольные работы по математике, в которые включены задания (на знание нумерации чисел, примеры, задачи) репродуктивного и творческого характера. Задания из каждого раздела математики оцениваются по десятибалльной шкале (шкала оценок по математике Н.И. Кузнецовой, Г. И. Куколевой, А. Я. Суховой).

7. распределение функций Разработка проекта – все участники команды. Осуществление проекта на реальных обучающихся – Н. С. Жуйкова.

Ксения Васильевна Екимова
Здравствуйте, уважаемые авторы проекта! Ответьте, пожалуйста, на такие вопросы: предполагаете ли вы проведение входной диагностики для отбора детей? сколько детей-первоклашек может принять участие в вашем проекте? имеет ли значение для вас, по какой программе учатся дети?
С уважением, Екимова К.В. Команда "Тула"

Александр Сергеевич Самойлов
Уважаемые авторы проекта "Сказочная математика"
Ответьте на вопрос:
Как вы определяете понятия "познавательные УУД" и "математическое развитие"?
Самойлов Александр, команда "Тула"

Наталья Владимировна Раззарёнова
Здравствуйте,уважаемые авторы!
Из Вашего проекта не понятно как Вы будете использовать сюжеты русских народных сказок для решения поставленных Вами проблем. Это будут сюжетные задачи? Если да, то что Вы предложите нового?
В пункте «средствах отбора» перечислены некоторые требования к знаниям и умениям учащихся первого класса, а не сами СРЕДСТВА отбора

С уважением,Раззаренова Наталья,команда "МАГАДАН"

Анна Александровна Герасименко
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Скажите, пожалуйста, разрешит ли третье противоречие вашего проекта выбранный способ включения сюжета сказок в процесс обучения математике?
С уважением, Герасименко Анна, Команда "ПиМНО".

Наталия Сергеевна Жуйкова
Благодарим вас за вопрос. Под познавательными УУД мы понимаем умения учащихся учиться, т.е. самостоятельно ставить перед собой учебную (познавательную) цель, усваивать, а затем самостоятельно выбирать способы выполнения действия, применять данные умения в незнакомой ситуации. В нашем случае учащиеся самостоятельно ставят цель (выполнить задание, решить задачу), за счет организации урока учащиеся активно усваивают алгоритм выполнения (задания, решения задачи), затем на основе закрепленного опыта могут выполнить встретившееся задание самостоятельно.
Под математическим развитием мы понимаем работу над развитием абстрактно-логического мышления, которое необходимо для усвоения начального курса математики. Математическое развитие происходит за счет того, что выполняя математическое задание, решая текстовую задачу, учащиеся выполняют: анализ, выбор арифметических действий, синтез, усваивают и запоминают терминологию, относящуюся к заданию, к задаче.
С уважением команда «Математический парадокс».

Добавлено спустя 10 минут:
Благодарим вас за вопрос. Для решения, выделенных нами, проблем мы будем использовать сюжеты русских народных сказок следующим образом: во-перавых, составление математических заданий, текстовых задач; во-вторых, героев русских народных сказок для проведения уроков, в-третьих, построить уроки, в форме путешествия по сказке.
В нашем случае, это будут сюжетные задачи. Основываясь на анализе методической литературы по теме решение задач, а также анализе конспектов учителей в журналах «Начальная школа», можно сказать, что составление заданий и задач по сюжетам русских народных сказок, проведение уроков в подобной тематике, до нас не разрабатывалось и не проводилось. Тем самым мы можем говорить о новизне и актуальности нашего проекта.
Для проведения нашего проекта не предусматриваются какие-либо средства отбора учащихся, нам необходимы дети 7-8 лет (первоклассники), знакомые с понятием задача.
С уважением команда «Математический парадокс».

Добавлено спустя 17 минут:
Благодарим вас за вопрос. Выделенный нами способ включения русских народных сказок в уроки математики, безусловно, поможет разрешить третьего противоречие. Объясняется это тем, что при составлении заданий и задач будут предусмотрены задания и задачи на поисковой, творческой основе. Репродуктивные задания мы не исключаем в нашем проекте, они предусмотрены для первичного закрепления.
С уважением команда «Математический парадокс».

Дмитрий Дмитриевич Карчагин
Уважаемая команда, при изучении вашего проекта у нас возник вопрос: так как в начальной школе широко используются сюжеты сказок при обучении различным предметам, в чем состоит новизна данного проекта?

Сергей Владимирович Туркенич
Здравствуйте, уважаемые авторы проекта!
Использование именно русских народных сказок - это концептуальное положение Вашего проекта? Как Вам кажется использование сказок различных стран мира (мировой классики жанра) применимо в Вашей модели обучения?

С уважением, Туркенич Сергей, команда «The old school».

Наталия Сергеевна Жуйкова
Благодарим вас за вопрос. Согласны с вами, что использование русских народных сказок в начальной школе достаточно распространено, но хотим отметить, что при анализе методической литературы по теме нашего проекта, а также анализе конспектов учителей в журналах «Начальная школа», можно сказать, что составление заданий и задач по сюжетам русских народных сказок, проведение уроков в подобной тематике, до нас не разрабатывалось и не проводилось. Тем самым мы можем говорить о новизне и актуальности нашего проекта. С уважением команда «Математический парадокс».

Добавлено спустя 4 минуты:
Благодарим вас за вопрос. Использование русских народных сказок в нашем проекте является концептуальным положением. Использование сказок различных стран мира (мировой классики жанра) будет также применимо в нашей модели обучения, но это будет основанием для создания уже нового проекта. С уважением команда «Математический парадокс».

Анна Александровна Герасименко
Добрый день уважаемы авторы.
В своём проекте вы указываете, что дети должны соответствовать возрасту 6-8 лет. Не предполагаете ли вы, что психологические особенности детей 6, 7, 8 лет очень различны в качественном и количественном отношении. Не вызовет ли это трудности для реализации проекта? Не планируете ли вы сузить группу детей по возрастному критерию?
С уважением, Герасименко Анна, команда "ПиМНО".

Карина Рафиковна Саттарова
Здравствуйте, уважаемые авторы проекта!
Меня, как учителя начальных классов, весьма заинтересовал ваш проект. Однако у меня возник следующий вопрос: на очном этапе данной олимпиады в качестве участников будут предложены студенты, как вы планируете демонстрацию своего проекта? Усложните задания? Или же представите проект в том виде, в котором он есть?

Наталия Сергеевна Жуйкова
Здравствуйте, уважаемые авторы проекта! Ответьте, пожалуйста, на такие вопросы: предполагаете ли вы проведение входной диагностики для отбора детей? сколько детей-первоклашек может принять участие в вашем проекте? имеет ли значение для вас, по какой программе учатся дети?
С уважением, Екимова К.В. Команда "Тула"

Благодарим вас за вопрос. Для реализации нашего проекта не важно, по какой программе учатся дети, важно, чтобы они знали нумерацию чисел в пределах 100, были знакомы с понятием «задача». Желательно, чтобы в нашем проекте смогли принять участие дети одного класса ( до 26 человек). С уважением команда «Математический парадокс».

Добавлено спустя 1 минуту:
Здравствуйте, уважаемые авторы проекта! Ответьте, пожалуйста, на такие вопросы: предполагаете ли вы проведение входной диагностики для отбора детей? сколько детей-первоклашек может принять участие в вашем проекте? имеет ли значение для вас, по какой программе учатся дети?
С уважением, Екимова К.В. Команда "Тула"

Благодарим вас за вопрос. Для реализации нашего проекта не важно, по какой программе учатся дети, важно, чтобы они знали нумерацию чисел в пределах 100, были знакомы с понятием «задача». Желательно, чтобы в нашем проекте смогли принять участие дети одного класса ( до 26 человек). С уважением команда «Математический парадокс».

Добавлено спустя 4 минуты:
Добрый день уважаемы авторы.
В своём проекте вы указываете, что дети должны соответствовать возрасту 6-8 лет. Не предполагаете ли вы, что психологические особенности детей 6, 7, 8 лет очень различны в качественном и количественном отношении. Не вызовет ли это трудности для реализации проекта? Не планируете ли вы сузить группу детей по возрастному критерию?
С уважением, Герасименко Анна, команда "ПиМНО".

Благодарим вас за вопрос. Мы ориентируемся на первоклассников, а в первый класс могут быть зачислены дети 6, 7, 8 лет. Сужать возрастные критерии мы не считаем целесообразным. С уважением команда "Математический парадокс".

Добавлено спустя 5 минут:
Здравствуйте, уважаемые авторы проекта!
Меня, как учителя начальных классов, весьма заинтересовал ваш проект. Однако у меня возник следующий вопрос: на очном этапе данной олимпиады в качестве участников будут предложены студенты, как вы планируете демонстрацию своего проекта? Усложните задания? Или же представите проект в том виде, в котором он есть?

Благодарим вас за вопрос. Мы надеемся, что у нас будет возможность реализовать наш проект с учащимися первого класса, однако, если такой возможности не будет, мы готовы продемонстрировать наш проект на предложенной аудитории. С уважением команда "Математический парадокс".

Наталья Николаевна Уварова
Уважаемые авторы проекта! Используются ли в вашем проекте авторские сказки или только русская народная сказка является концептуальной основой вашего проекта? Желаем удачи! Уварова Н.Н. и команда "Идея"

Наталия Сергеевна Жуйкова
Уважаемые авторы проекта! Используются ли в вашем проекте авторские сказки или только русская народная сказка является концептуальной основой вашего проекта? Желаем удачи! Уварова Н.Н. и команда "Идея"

Благодарим вас за вопрос. В нашем проекте будут использованы только русские народные сказки. Использование русских народных сказок в нашем проекте является концептуальным положением. С уважением команда «Математический парадокс».