КПО-У-2

2-я командная педагогическая олимпиада-универсиада

Город
Москва, Россия
Место
МГУ
Регистрация
Регистрация закрыта
Методология? Это просто!

Анна Ильинична Калинина
Содержание проекта
"МЕТОДОЛОГИЯ? ЭТО ПРОСТО!"


Через двадцать лет вы будете более сожалеть о том, чего не сделали, чем о том, что вы сделали. Поэтому отбросьте сомнения. Уплывайте прочь от безопасной гавани. Исследуйте. Мечтайте. Открывайте.
Марк Твен


1. Педагогический результат
Методологическая культура – одна из составляющих компетентностей современного специалиста. Сегодня педагог, не имеющий методологической культуры и умения использовать результаты исследования в практической деятельности, не может соответствовать запросам современного рынка труда.

Вузовская подготовка не предполагает детального знакомства с методами исследования, с выстраиванием методологического аппарата, с обработкой и интерпретацией полученных результатов исследования. Неподготовленность к поисковой работе приводит чаще всего к тому, что специалист не способен применять теоретические знания в собственной практической деятельности.

Таким образом, в проекте предлагается современный, эффективный способ обучения методологии исследования на основе использования технологии «эдьютеймент» (еdutaiment) - обучение через развлечение, а именно в форме тренинга. Использование этой технологии позволит сделать увлекательным процесс изучения такого трудно воспринимаемого для большинства современных студентов предмета как методология исследовательской деятельности, даст им возможность через организованную в неформальной обстановке совместную деятельность получить необходимые знания для эффективной учебной и профессиональной деятельности.

Цели действия: формировать у будущих специалистов методологическую культуру, способствовать развитию их исследовательской компетентности, освоению логики выстраивания методологического аппарата исследования.
Схема действий представляет собой этапы работы над методологическим аппаратом исследования в процессе интеллектуального тренинга «Методология? Это просто!»


№ Этап - Цели этапа-Содержание-Время
1 Знакомство. Постановка целей и задач. Установка на учебное занятие-тренинг.

Педагогический эффект этапа – мотивация участников к освоению методологической культуры как базы для профессионально грамотного вычленения исследовательских задач.
1. Выступление ведущего: объявление темы, цели, задач, основных этапов и правил занятия-тренинга. Знакомство участников.

2. Рефлексия обучаемыми своей готовности к организации исследования.

3. Выступление тренеров: сущность тренинга, особенности его проведения, значимость методологических знаний в профессиональном становлении.

4. Обсуждение результатов диагностики.
20 мин.
2 Создание команд. Определение и выбор ролей Развитие способностей к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе; профессиональному взаимодействию с участниками исследовательской деятельности.
Педагогический эффект этапа - осознание собственных потребностей и ожиданий от работы в команде. 1. На основе результатов диагностики происходит деление участников на микро-группы

2. Рефлексия обучаемыми своей роли и места в структуре деятельности микро-группы.

3. Диагностика типа мышления.

4. Обсуждение результатов диагностики.
10 мин.
3 Подготовка проектов исследования Формирование методологической культуры будущих специалистов посредством включения обучаемых в деятельность по разработке ключевых положений методологического аппарата исследования.

Педагогические эффекты этапа - развитие умений проектирования, способностей к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе; овладение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения.
Под руководством тренеров-экспертов группа студентов, разделенная на микро-группы по типу мышления, проходят по этапам разработки ключевых положений методологического аппарата исследования: проблема, противоречия, цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, методы исследования.
Предполагается проведение четырех этапов:
1) «Как увидеть проблему?»
2) «Цель, задача, объект, предмет: что? зачем? для чего?»
3) «Гипотеза, ау!»
4) «Методы, сколько вас?»
За проведение каждого этапа отвечает тренер-эксперт.
Этапы имеют обущую структуру: теоретическое введение, практическую часть и рефлексию участниками этапа полученного опыта.
Этапы отличаются друг от друга по форме проведения: дискуссия, мозговой штурм, работа с текстами и др.
В ходе практической части каждого этапа микро-группы будут получать персональные практические задания, спроектированные с учетом результатов диагностики микро-группы.
60 мин.

4 Самостоятельная работа и демонстрация продукта исследования Развитие навыков самостоятельной работы, коммуникативных, исследовательских, презентационных умений обучаемых.
Педагогический эффект этапа - создание ситуации успеха для стимулирования мотивации к исследовательской деятельности. 1. По завершении работы тренеров, каждой микро-группе предлагается задание для самостоятельной работы, требующее от студентов применения полученных в ходе тренинга навыков разработки методологического аппарата исследования.

2. Микро-группы демонстрируют свои микро-проекты.

3. Рефлексия коммуникативных, исследовательских, презентационных умений обучаемых.
30 мин.
6 Рефлексивный этап Осмыслить логику выстраивания методологического аппарата исследования.
Педагогический эффект этапа - развитие способностей выявлять проблемы для изучения в культурно-образовательном и социально-экономическом пространстве региона и страны.
1. Участники обсуждают актуальные проблемы в различных областях наук, эффективность этапов занятия, собственную личностную позицию, опыт собственной исследовательской деятельности.

2. Рефлексия собственного потенциала к исследовательской деятельности.
15 мин.
7 Подведение итогов Обобщение опыта овладения методологией в ходе взаимодействия участников. 1. Организаторы тренинга-занятия подводят итоги, награждают участников.

(Таблица доступна по ссылке внизу сообщения)

2. Обобщение обучаемыми своего опыта в сфере методологии исследования. 10 мин.

2. Условия, которым должны удовлетворять обучаемые, для того, чтобы результат мог быть продемонстрирован: профессионально ориентированная аудитория (10-12 человек) студенты педагогического вуза, I-II курс, обучающиеся по ФГОС третьего поколения.

3. Средства отбора: педагогические измерения, которые позволяют отобрать обучаемых: тест на выявление типа мышления.

4. Концептуальные позиции.
1. Компетентностный подход в образовании (И.А. Зимняя, А.В.Хуторской, А.П. Тряпицына и др.). Результат образовательного процесса – сформированные компетенции как способности применять знания, умения и личностные качества для решения типовых и нестандартных задач в реальных ситуациях профессиональной деятельности.
2. Идеи образования как поликультурного диалога (М.М. Бахтин, В.С. Библер, А.А. Орлов и др.). В структуре образовательного пространства поликультурность проявляется по вертикали – цели образования, его содержание и технологии, субъекты образовательного процесса и их взаимодействие; по горизонтали – межличностное индивидуальное и групповое общение студентов в вузе и социуме.
3. Концепция творческого саморазвития В.И. Андреева. Творчество будущего педагога предполагает комплексное и вариативное использование им всей совокупности основных теоретических знаний и практических умений, видение проблемы в педагогической ситуации и осмысление путей ее решения, понимание ребенка, готовность встать на его позицию, способность к педагогической рефлексии, к критической оценке самого себя в различных планируемых и спонтанно возникающих педагогических ситуациях.
4. Концепции личностно-ориентированного обучения (В.В. Сериков и др.), в основе которой субъект-субъектные отношения участников образовательного процесса, их диалогическое общение, не только информационный, но и эмоционально-ценностный обмен.
6. Концепция методологии деятельности А.М. Новикова, где методология рассматривается как учение об организации деятельности вообще, не касаясь содержания деятельности вообще.

5. Средства фиксации достигнутого результата: оценка мини-проектов, выполненных студентами, будет происходить по критериям: логичность, креативность, полнота.

6. Распределение функций в команде определяется двумя параметрами:
1) сущностью занятия, его структурой и ролями, исполняемыми на разных этапах тренинга (ведущий, трененры-эксперты, ассистенты);
2) содержанием каждого этапа игры: подготовительного, реализации (работа на этапах), анализа и рефлексии.
Исполнительская часть проекта осуществляется всей командой.

Текст проекта доступен по ссылке:
http://narod.ru/disk/63880391001.32b782bda0fe9f93f88d680a375ea218/%D0%A1%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0.docx.html

Альфия Гамировна Шумовская
Уважаемые авторы проекта "Методология? это просто!". Прокомментируйте, пожалуйста, следующее: на первом этапе (Знакомство) вы предлагаете обсудить результаты диагностики, однако ранее вы не пишете, что будете проводить какую-либо диагностику именно на первом этапе. Что это будет за диагностика? С уважением, капитан команды "Baikal teacher"

Наталья Владимировна Раззарёнова
Здравствуйте,уважаемые авторы проекта "Методология?Это просто!"
При отборе обучаемых для своего проекта Вы предполагаете провести тест на выявление типа мышления. Скажите, участников с каким типом мышления Вы планируете выбрать для реализации проекта?
И еще… Что Вы подразумеваете под словами «продукт исследования»?

С уважением,Раззаренова Наталья,команда "МАГАДАН"

Анна Александровна Герасименко
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
В своём проекте вы указали те теоретические позиции, которых придерживаетесь. Скажите, пожалуйста, учитывался ли вами опыт, накопленный другими педагогами-теоретиками по осмыслению вопросов методологии педагогики и формированию методологической культуры, таких как: В.В.Краевский, Е.В.Бережная, В.И.Загвязинский?
С уважением, Герасименко Анна, команда "ПиМНО".

Добавлено спустя 6 минут:
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Скажите, пожалуйста, всем ли необходимо иметь представление о методах исследования и методологической культуре? Наш вопрос не случаен, ведь двухуровневая система образования - бакалавриат-магистратура - не предполагает наделение бакалавра исследовательскими умениями (компетенциями). Это вынесено на уровень магистратуры.
С уважением, Герасименко Анна, команда "ПиМНО".

Александр Сергеевич Самойлов
Доброго времени суток, уважаемые участники заочного тура 2-й командной педагогической олимпиады!
Здравствуйте уважаемая Альфия! Спасибо за Ваш вопрос.
Мы планируем использовать для проведения диагностики методику «Тип мышления» ( Методика определения типа мышления в модификации Г.В.Резапкиной). С данной методикой можно ознакомиться перейдя по ссылке http://www.gurutestov.ru/test/24/

Здравствуйте уважаемая Наталья! Спасибо за Ваш вопрос.
Отвечая на первую его часть, отметим, что мы планируем отобрать участников со следующими типами мышления - предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное, креативность (творческое).

Продукт исследования, с нашей точки зрения, это определенный овеществленный результат исследовательской деятельности.

Здравствуйте уважаемая Анна! Спасибо за Ваши вопросы.
Конечно работы В.В.Краевского, Е.В.Бережной, В.И.Загвязинского в области методологии педагогики и формирования методологической культуры нами изучались. Однако в отношении понимания сущности методологии деятельности вообще и методологии исследования в частности, мы придерживаемся позиции А.М. Новикова.

Отвечая на второй ваш вопрос, уважаемая Анна, хочу отметить, что будет лукавством говорить о том, что бакалавр не должен владеть исследовательскими умениями или исследовательской компетентностью, что не одно и тоже. Думаю ответ очевиден. Бакалавр занимается учебной деятельностью, следовательно представления о методологии деятельности ему явно не повредят. Бакалавру приходится готовить курсовые работы, выпускную квалификациооную работу, а это уже исследовательская деятельность, где без исследовательских умений вообще никак.

Большое спасибо за ваши вопросы.
С уважением, Самойлов Александр, команда "Тула"

Дмитрий Дмитриевич Карчагин
Уважаемые авторы проекта, не будете ли вы так любезны ответить на наш вопрос по вашей работе: каковы сроки реализации вашего проекта? Каким образом данное мероприятие будет вписываться в образовательный процесс? Подразумевает ли ваш проект какое-либо развитие после его реализации? Спасибо за внимание!

Александр Сергеевич Самойлов
Добрый вечер, Дмитрий!
Отвечаем на ваши вопросы по порядку:
1. Сроки реализации нашего проекта - 2 академических часа (1 пара).
2. Данный проект может быть реализован в рамках изучения одного из модулей дисциплины Педагогика: теоретическая педагогика, технология исследовательской деятельности в бакалавриате или в магистратуре в рамках изучения дисциплины "Методология и методы научного исследования".
3. Данный проект представляет собой уменьшенную версию целой череды разработок учебных занятий, поэтому при необходимости может трансформроваться в 4-5 учебных занятий.

Спасибо за ваши вопросы, Дмитрий.
С уважением, Самойлов Александр, команда "Тула"

Эльмира Магомедгаджиевна Ахмедова
Уважаемые авторы проекта "Методология? это просто!" у меня возник такой вопрос - какой педагогический эффект будет на данном этапе , кроме создания ситуации успеха, для стимулирования мотивации к исследовательской деятельности. С уважением, Ахмедова Эльмира, команда "ИДЕЯ".

Анна Александровна Герасименко
Добрый день уважаемые авторы проекта.
В результате работы участники будут демонстрировать "продукты исследования". Что конкретно будут показывать студенты по завершении проекта? Конкретизируйте, пожалуйста.
С уважением, Герасименко Анна, команда "ПиМНО".

Наталья Николаевна Уварова
Уважаемые авторы проекта! Является ли ваш интеллектуальный тренинг «Методология? Это просто!» авторской разработкой? Желаем удачи! Уварова Н.Н. и команда "Идея"

Александр Сергеевич Самойлов
Уважаемая Эльмира, спасибо за ваш вопрос! На этапе самостоятельной работы студенты у студентов будут сформированы навыки самостоятельной работы, коммуникативные и презентационные умения.
С уважением, Самойлов Александр, команда "Тула".

Добавлено спустя 2 минуты:
Уважаемая Анна, спасибо за ваш вопрос. В результате работы на занятии студенты должны продемонстрировать навыки разработки методологического аппарата исследования.
С уважением, Самойлов Александр, команда "Тула"

Добавлено спустя 11 минуту:
Доброго времени суток, Наталья! Спасибо за Ваш вопрос. Наш проект явлется продуктом коллективной деятельности нашей команды и представлет собой реализацию обощенного опыта кафедры педагогики ТГПУ им. Л.Н. Толстого обучения студентов методологии исследовательской деятельности, а также личного опыта исследовательской деятельности участников команды.
Спасибо Вам за теплые слова в адрес нашей команды. Команда Тула", в свою очередь, желает команде "Идея" творческих успехов и выражает надежду на то, что наши команды получат возможность взаимодействовать в рамках очного тура 2-й командной педагогической олимпиады.
С уважением, Самойлов Александр, команда "Тула".