КПО-У-2

2-я командная педагогическая олимпиада-универсиада

Город
Москва, Россия
Место
МГУ
Регистрация
Регистрация закрыта

2-я командная педагогическая олимпиада-универсиада

Главная

Интеллект-карты как неотъемлемый элемент продуктивного усвоения информации

Интеллект-карты как неотъемлемый элемент продуктивного усвоения информации

Анна Ильинична Калинина
Содержание проекта "Интеллект-карты как неотъемлемый элемент продуктивного усвоения информации"

1. название команды «Эврика»
2. педагогический результат Нашей командой планируется:
- ознакомить учащихся с понятием интеллект-карт,
- продемонтрировать возможности интеллек -карт инструмент эффективного структурирования и обработки информации;
- сформировать действия мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал;

3. условия с интеллект-картами не требует специфических условий, допустима учебная атмосфера, созданная в работе с коллективом учащихся

4. средства отбора Мы будем использовать «Тест на эффективность запоминания», который способен отобразить эффективность запоминания, до того как обучаемым будет рассказано об интеллект–картах, тем самым мы отберём в группу обучаемых детей с низкой эффективностью запоминания. Также нами планируется зачитать отрывок текста (см. Приложение 1[Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом виде, пишут "Личные деньги". Интеллект-карта отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.
Хотя прообразы интеллект-карт встречаются в научных трактатах, созданных столетия назад, их широкое использование началось в второй половине XX века благодаря британскому энтузиасту психологу Тони Бьюзену. Он написал 82 книги, одна из которых - "Научите себя думать" включена в перечень 1000 величайших книг тысячелетия. Тони Бьюзен систематизировал использование интеллект-карт, разработал правила и принципы их построения и сделал очень много для распространения и популяризации этой технологии. С его легкой руки интеллект-карты сейчас составляют бизнесмены, ученые, преподаватели, инженеры, дизайнеры и люди многих других профессий.
Чтобы ваши интеллект-карты получались более качественными и, следовательно, более полезными, важно понимать происхождение их структуры.
Каждую мысль, каждый образ или эмоцию можно представить себе, как объект (или узел), от которого расходятся во все стороны десятки, сотни, тысячи ниточек-связей, ведущих к другим объектам (мыслям, образам, эмоциям). Мозг - хранилище информации выглядит как огромная система таких объектов и связей между ними, а мышление можно себе представить, как электрический ток, бегущий по связующим ниточкам, будто по проводам, от одного объекта к другому. Мышление начинается в одном из них и может направиться в любую сторону к разным другим объектам. Мышление как бы "разбегается" от центрального объекта в разные стороны.
Моделью такого процесса (он называется радиантное мышление) и является интеллект-карта. Другими словами, интеллект-карта отражает радиантную структуру мышления - и в этом главный секрет ее эффективности.]), до того, как обучаемые будут ознакомлены с понятием интеллект–карт, и обучены ими пользоваться, и попросим их законспектировать по ходу чтения текста, всё, что они запомнят.

5. концептуальные позиции Интеллект -карты (в оригинале Mind maps®) это
разработка Тони Бьюзена - известного писателя,
лектора и консультанта по вопросам интеллекта,
психологии обучения и проблем мышления.
Теория интеллект-карт была впервые представлена миру
весной 1974 года после публикации книги, которая явилась
прародителем «Супермышления», а именно «Работай
головой». 21 апреля 1995года в Королевском Альберт-холле
состоялся большой праздничный прием по случаю выхода в
свет второго издания «Супермышления».
• Таким образом, интеллект-карты можно
• использовать, чтобы "застенографировать" те
• мысли и идеи, которые проносятся в голове, когда вы
• размышляете над какой-либо задачей.
Но иногда возникает и другая задача. Перед нами огромное
количество информации. Наша задача донести эту
информацию до обучаемых. Перед этим мы
информацию обычно кодируем визуально: или в виде текста,
или в виде таблиц, или в виде графиков, или в виде списков. Но если информация закодирована, например, в виде таблиц – то
нашей голове придется напрячься, чтобы информацию в
подобном виде освоить. А если информация
закодирована в виде интеллект-карт, то это гораздо проще!
• интеллект-карты позволяют так оформить информацию, что мозг легко ее воспримет, ибо информация записана на
• "языке мозга".
• Тезис 1: Если вы хотите как-то зафиксировать тот
"хаос" мыслей, идей, образов, проносящихся в вашей
голове, когда вы о чем-то думаете, в виде таблиц, списков, обычного текста, то это потребует дополнительных
усилий, т.к. для нашего мозга неестественно думать
таким образом. Если же фиксировать этот "хаос" в
виде интеллект-карт, то это будет легко, ясно и понятно.
Тезис 2: Если вы хотите воспринять какую-либо
информацию и для этого оформляете ее в виде
таблиц, списков, обычного текста и т.д., то
вашему мозгу потребуется совершить дополнительную
работу по переводу этой информации на понятный для
него язык. Если же эта информация оформлена в
виде интеллект-карт, то она легко и просто
уложится в вашей голове, потому что записана на
"языке мозга".
Итак, в основе интеллект-карт лежит предположение,
что для человеческого мозга естественно:
• Ассоциативное мышление
• Иерархическое мышление
А также предположение, что для структурирования,
понимания, обработки и запоминания информации лучше
всего подходит:
• Визуальное мышление
Даже для "аудиалов" и "кинестетиков", у которых визуальное
мышление не столь сильно развито. Т.е. в большинстве
случаев "слабая" визуальная система лучше справится с
обработкой и структурированием информации, чем "сильная"
аудиальная или кинестетическая.


ОБУЧЕНИЕ
В контексте обучения, интеллект-карты можно использовать для следующих задач:
1. Конспектирование
• Учебников, книг, статей
• Лекций на слух
2. Написание статей/рефератов/курсовых
3. Анализ/понимание
4. Запоминание, конспектирование.
Часто бывает, что прочли учебник, вроде все поняли, но за 2-4 недели промежутка между прочтением и сдачей экзамена информационно сложно. И часто, чтобы вспомнить весь материал необходимо заново прочитать 200-300 страниц учебника.
• Но удобнее 2-3 страницы конспектов, которые бы с 90% точностью позволили бы восстановить в голове информацию о прочитанных 200-300 страницах.
Именно это и позволяют сделать интеллект-карты.
Написание статей/рефератов/курсовых
Как часто бывает, что смотрим на белый лист бумаги, ждем когда же придет муза, а ее все нет и нет, или пишем, пишем текст, и вдруг попадаем в тупик, текст дальше не льется, что делать, как вырваться из творческого тупика?
Хороший вариант: сначала набросать план нужного материала в виде интеллект-карты. И потом уже на этот скелет наращивать весь остальной текст.
Пример:



Анализ/понимание
Бывает так, что прочли страницу текста, и - ничего не понятно. Прочли еще раз - опять непонятно. Или у автора слишком сложные мысли, или они слишком перепутаны. Возникает желание разложить эти мысли по полочкам, чтобы в них не плутать, а четко и ясно понимать, что из чего следует.
Использование карт позволяет
1. Лучше понять ход мыслей автора.
2. Увидеть логические ошибки и противоречия, которые автор допускает.
3. Лучше проанализировать текст.
4. Дополнить своими мыслями.

Запоминание
Иногда требуется запомнить какую-то информацию (перевести ее в долговременную память). Для этого также отлично подходят интеллект-карты, т.к. требуется запоминать не 100 страниц текста, а 100 ключевых слов. Что гораздо проще!
Для того, чтобы карта отложилась в долговременной памяти необходимо ее повторить несколько раз.
По Тони Бьюзену: После одного часа учебной работы оптимальными интервалами времени для повторения пройденного материала являются следующие:
• Спустя 10 минут – повторение в течение 10 минут
• Спустя 1 сутки – повторение в течение 2-4 минут
• Спустя 1 неделю – повторение в течение 2 минут
• Спустя 1 месяц – повторение в течение 2 минут
• Спустя 3 месяца – повторение в течение 2 минут
• Спустя 6 месяцев – повторение в течение 2 минут
• Спустя 1 год – повторение в течение 2 минут
В результате усвоенный материал окажется закрепленным в долговременной памяти.
*Повторение подразумевает, что вы пробуете
• по памяти воссоздать карту,
• и лишь потом сравниваете то, что вы вспомнили с оригиналом.


6. средства фиксации достигнутого результата
По окончании обучения, планируется проверить эффективность запоминания с помощью повторного проведения «Теста на эффективность запоминания», а также повторное прочтение текста (приложение 2[Интеллект-карты можно составлять коллективно: рабочей группой, командой, семьей.
Пересмотр интеллект-карт через некоторое время (сутки, неделю, месяц) помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
(Посмотреть, как выглядят примеры mind map, можно здесь)
В наш компьютерный век создано несколько программ, платных и бесплатных, с помощью которых можно рисовать интеллект-карты. Конечно, они получаются более аккуратными и в них легче вносить правки, но не будем забывать, что цель этой технологии - включение обоих полушариев мозга, а это в большей степени достигается работой вручную с карандашом и бумагой.
Областей применения интеллект-карт бесконечное множество. Назовем некоторые из них, проверенные практикой:
Подготовка выступлений и презентаций.
Обдумывание проблем, анализ сложных ситуаций.
Групповая работа: коллективное творчество, мозговой штурм.
Конспектирование (или составление аннотаций) письменных текстов: документации, книг, журнальных статей.
Конспектирование (протоколирование) лекций, выступлений, переговоров.
Планирование.
Принятие решений.
Таким образом, интеллект-карта помогает разобраться в большом количестве информации, представить ее в виде ясной структуры, что помогает ее анализировать, генерировать новые идеи и запоминать.
В заключение вернемся к правилам создания интеллект-карт. Автор технологии Тони Бьюзен подчеркивал, что строгих правил нет, как нет и неправильных карт: вырабатывая свой стиль, менять можно все, лишь бы мышление становилось продуктивнее - для этого интеллект-карты и были придуманы.]), с просьбой законспектировать в виде интеллект - карты услышанную информацию, мы предполагаем, что уровень законспектированного материала будет выше, чем он был до обучения использования интеллект – карт в обучении. Проведя повторную обработку теста на «Эффективность запоминания», (обработка будет проходить пока один из участников зачитывает текст для конспектирования), и нами планируется показать достигнутый результат –улучшение запоминания обучаемыми с помощью графиков, построенных по данным теста до обучения и после обучения.

7. распределение функций капитан команды «Эврика» - Дуракова Алёна Евгеньевна
участник команды – Ефанова Елена Александровна
участник команды – Гиренок Яна Владимировна

Текст проекта доступен по ссылке:
http://narod.ru/disk/63880485001.2c52fff716c4632c6176e7d16ec72c03/2.%D0%A1%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0.doc.html

Александр Сергеевич Самойлов
Уважаемые авторы проекта "Интеллект-карты как неотъемлемый элемент продуктивного усвоения информации"
Ответьте, пожалуйста, на вопрос:
Мы сейчас живем в эпоху информационного общества, когда время устаревания информации значительно уменьшилось, по сравнению с 70-ми годами 20 века, а скорость обновления информации значительно увеличилась. В чем, на ваш взгляд, заключается потенциал интеллект-карт сегодня?
Самойлов Александр, команда "Тула"

Алёна Евгеньевна Дуракова
Спасибо команде "Тула" за вопрос. Считаем, что несравненным является тот факт, что интеллект-карты помогают :принимать решения, планировать своё время, запоминать большие объемы информации, и многое другое, а потенциал использования их сегодня как элемента усвоения и переработки информации находится на высоком уровне, потому что, сама схема составления интеллект-карт и их восприятие, позволяет видоизменять их (добавлять информацию, менять решения или ход действий), отталкиваясь от информации, которую нужно проработать именно сейчас на текущий момент времени. Поэтому использование интеллект-карт именно в процессе обучения, позволяет контролировать процесс обучения в зависимости от хода учебного процесса.

Наталья Владимировна Раззарёнова
Уважаемые участники команды, Вы не пробовали выяснить: кто из отечественных педагогов и психологов занимался логико-графическим структурированием информации?

С уважением,Раззаренова Наталья,команда "МАГАДАН"

Наталия Сергеевна Жуйкова
Уважаемые авторы проекта "Интеллект-карты как неотъемлемый элемент продуктивного усвоения информации" скажите, пожалуйста с учащимися какой возрастной категории вы планируете реализовать данный проект? Возможно ли адаптировать данную работу для учащихся младшего школьного возраста?

Алёна Евгеньевна Дуракова
Спасибо за данный вопрос. Планируем реализацию данного проекта с возрастной категорией подростки. Адаптация данной работы возможна для учащихся младшего школьного возраста, так как именно в этот возрастной этап основная линия развития мышления – переход от наглядно – действенного к наглядно – образному и в конце периода к словесному мышлению. Для более качественного и понятного перехода в процессе обучения младших школьников могут быть использованы интеллект-карты. При их наглядности, они отражают весь объём необходимой информации, которую нужно усвоить или проработать, а также они помогают воспользоваться ей в нужный момент.

Добавлено спустя 55 минут:
Спасибо за вопрос команде «Магадан». Анализируя материал по интеллект-картам за рубежом, где ярким представителем и создателем подхода является Тони Бьюзен, нам хотелось проследить какие разработки были сделаны отечественными учёными. Мы обнаружили, что уже на основе работ Т.Бьюзена, отечественные учёные занялись изучением того вопроса (С. Шипунов, Т.Василенко), а непосредственно логико-графическим структурированием информации в педагогических исследованиях занимались: И.С. Алексеева, Н.Г. Алексеева, Р.Г. Баранцева, И.В. Блауберга, Ф. Капры, А.Г. Кашеваровой, В.В. Налимова, Н.И. Непомнящей, А. Рапопорта, В.Н. Садовского, Ю.А. Саурова, Г.П. Щедровицкого, П.М. Эрдниева и др.

Анна Александровна Герасименко
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
В своём проекте вы планируете формировать у участников умения работать с информацией. Категория "умение" на сегодняшний день всё реже и реже используется в педагогической и методической литературе, где речь идёт о таких понятиях, как "компетенция" и "компетентность". Какие компетенции будут формироваться у участников вашего проекта?
С уважением, Герасименко Анна, команда "ПиМНО"

Дмитрий Дмитриевич Карчагин
Уважаемая команда "Эврика"! При ознакомлении с вашей работой, у нас возникли следующие вопросы:
1) каким образом на практике будет осуществляться внедрение интеллект-карт в учебный процесс?
2) на какую возрастную группу учащихся рассчитан ваш проект?
Спасибо за внимание!

Алёна Евгеньевна Дуракова
Спасибо за вопрос. Мы планируем реализацию нашего проекта с помощью таких задач: 1. Конспектирование
• Учебников, книг, статей
• Лекций на слух
2. Написание статей/рефератов/курсовых
3. Анализ/понимание
4. Запоминание, конспектирование. на практике формировать такие компетенции как:
Поэтому, мы будем формировать у участников такие учебно-познавательные компетенции как:
• ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
• организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
• задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
• ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы;
• выступать устно и письменно о результатах своего исследования;
• иметь опыт восприятия картины мира.
• владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;
• самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
• ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;

Добавлено спустя 1 минуту:
Спасибо за вопрос. Мы планируем реализацию нашего проекта с помощью таких задач: 1. Конспектирование
• Учебников, книг, статей
• Лекций на слух
2. Написание статей/рефератов/курсовых
3. Анализ/понимание
4. Запоминание, конспектирование. на практике формировать такие компетенции как:
Поэтому, мы будем формировать у участников такие учебно-познавательные компетенции как:
• ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
• организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
• задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
• ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы;
• выступать устно и письменно о результатах своего исследования;
• иметь опыт восприятия картины мира.
• владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;
• самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
• ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;

Добавлено спустя 13 минуты:
Спасибо за вопрос.
1)Нашей командой планируется:
- ознакомить учащихся с понятием интеллект-карт,
- продемонстрировать возможности интеллект-карт инструмент эффективного структурирования и обработки информации;
- сформировать действия мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал; Наша команда знакомит учащихся с понятием интеллект-карт и обучает ими пользоваться, а непосредственное внедрение интеллект-карт на практике в учебном процессе может осуществляться педагогом в процессе знакомства учащихся с новым учебным материалом или повтором уже изученного. Также, если учащиеся уже знакомы с понятием интеллект-карт, то учитель может давать самостоятельные задания – составить интеллект карту по изученному материалу или, используя интеллект-карту законспектировать изучаемый материал, что позволит отображать главные мысли, идеи, события и будет способствовать продуктивному усвоению информации.
2)Возрастная группа, с которой планируется реализация проекта – подростки.

Ксения Васильевна Екимова
Уважаемые авторы проекта! Вопрос у меня к вам такой: возможно (рационально) ли, на ваш взгляд, начать использование интеллект-карт, начиная с начальной школы и почему? интеллект-карта и алгоритм понятия синонимичные для вас?
С уважением, Екимова К.В. Команда "Тула"

Алёна Евгеньевна Дуракова
Спасибо за вопрос команде «Тула». Использование интеллект-карт возможно и очень рационально начинать с младшей школы, потому что - интеллект-карты помогают эффективно структурировать и обрабатывать информацию, мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. Интеллект-карты помогают не только выдавать материал или запоминать его, икать пути решения задачи, а в процессе работы с ними (это собственное составление карт или работа с уже созданными картами), у детей задействованы не только мышление, память, восприятие но и воображение. Интеллект-карты обладают наглядностью, что облегчает работу с материалом для младших школьников. Считаем, что интеллект карта и алгоритм понятия разные. Алгоритм это набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий, то есть при выполнении алгоритма приводит к заранее заданному результату, а работа с ннтеллект-картами, не имеет чётких правил, здесь задействован творческий потенциал, но конечно соблюдаются основные правила работы с интеллект-картами.

Наталья Николаевна Уварова
Уважаемые члены команды! Скажите, пожалуйста, есть ли у вашей команды практический опыт по применению интеллект-карт? С какими трудностями вы сталкивались в процессе реализации данной методики? Желает удачи в этом конкурсе! Уварова Н.Н. и команда "Идея"

Алёна Евгеньевна Дуракова
Спасибо команде "Идея" за вопрос. Есть практический опыт использования интеллект-карт в процессе собственного обучения, опыт успешный, и теперь нам хочется поделиться полученными знаниями, которые помогают в процессе обучения.Думаем, что наш опыт окажется полезен и применим на практике в масштабах КПО.