КПО-У-2

2-я командная педагогическая олимпиада-универсиада

Город
Москва, Россия
Место
МГУ
Регистрация
Регистрация закрыта

2-я командная педагогическая олимпиада-универсиада

Главная

Обучение младших школьников русскому языку средствами субъктивизации

Обучение младших школьников русскому языку средствами субъктивизации

Анна Ильинична Калинина
Содержание проекта "Обучение младших школьников русскому языку средствами субъктивизации"

Планируется познакомить слушателей с теоретическими и практическими основами методики обучения младших школьников русскому языку средствами субъективизации.
Цель: обогатить методический арсенал слушателей через ознакомление с инновационной методикой обучения русскому языку, направленной на комплексное интеллектуальное развитие младших школьников и, как следствие, на повышение качества их обучения данной дисциплине.
Схема действий:
1. Познакомить с понятием субъективизации.
2. Дать представление о средствах субъективизации и принципах её реализации в процессе обучения русскому языку.
3. Познакомить с практическими способами и приёмами обучения младших школьников средствами субъективизации на разных структурных этапах урока русского языка (минутки чистописания, словарно-орфографической работы и т.д.).
4. Привлечение слушателей к самостоятельной разработке практических приёмов обучения на разных структурных этапах урока, осуществляемых средствами субъективизации.

Условия, которым должны удовлетворять обучаемые: студенты педагогического факультета (специальность – начальное образование)
Концептуальные обоснования
Под субъективизацией понимается качественно новый уровень организации учебного процесса, предусматривающий прямое, непосредственное участие школьника в планировании и проведении всех или большинства структурных этапов урока.
Обучаясь по данной методике, школьник параллельно выполняет две роли. С одной стороны, он выступает в привычной ему роли ученика, с другой стороны, учащемуся передаётся часть функций учителя. Учащийся с той или иной долей самостоятельности, на основе специально разработанных упражнений определяет и формулирует тему урока, его дидактическую цель, принимает активное участие в изучении нового учебного материала; предопределяет содержание учебной деятельности на минутке чистописания, во время словарно-орфографической работы; составляет задание к выполняемым на уроках упражнениям. Деятельность школьника с первых дней обучения становится предельно осознанной и активной, очень увлекательной, направленной на развитие важнейших качеств интеллекта.
Основной акцент в процессе реализации данной методики делается на комплексное (природосообразное) интеллектуальное развитие младших школьников, т.е. на одновременное формирование и совершенствование ряда его важнейших интеллектуальных качеств (различных свойств внимания, разных видов памяти, аналитико-синтетического, словесно-логического и абстрактного мышления, устной связной речи), от которых в первую очередь зависит качество обучения русскому языку.
В качестве основных средств субъективизации выступают:
1) систематическое использование антиципации в процессе обучения русскому языку;
2) целенаправленное развитие разных видов мышления школьников, в первую очередь абстрактного и словесно-логического;
3) интенсивное задействование устной связной речи учащихся на разных этапах урока русского языка.

Построение и проведение урока русского языка средствами субъективизации осуществляется по общедидактическим и новым принципам обучения. К числу новых принципов относятся следующие.
1. Принцип опережающего отражения в сознании учащегося предстоящей ему учебной деятельности. Заключается в специфическом построении урока и использовании таких заданий и упражнений, которые позволяют учащимся определить и сформулировать содержание разных структурных этапов урока до их проведения.
2. Принцип комплексного воздействия на интеллект учащихся. Предполагает, что учитель так организует урок, использует такие методы, приёмы, упражнения, задания, которые, наряду с формированием языковых знаний и умений и на их основе способствуют выработке и совершенствованию важнейших интеллектуальных качеств детей. Набор их может быть различен, но в количественном плане не менее четырёх (например, сосредоточенность внимания, оперативная память, логическое мышление, устная связная речь и др.).
3. Принцип аргументированного, доказательного, обоснованного ответа школьника. Заключается в использовании на разных структурных этапах урока русского языка таких приемов работы, которые с первых дней обучения ориентируют учащихся на полный ответ, сформулированный преимущественно в виде текста.
В урок русского языка вводится новый структурный этап (мобилизующий) и существенно меняется методика проведения традиционных структурных этапов урока (минутки чистописания, словарно-орфографической работы и др.)

Средства фиксации достигнутого результата. Основным показателем успешного результата проекта является понимание сущности предлагаемой методики обучения и сформированное умение обучаемых самостоятельно разработать простейшие практические приёмы обучения на разных структурных этапах урока, осуществляемого средствами субъективизации (мобилизующий этап, минутка чистописания, закрепление и т.д.)
Показатели достигнутого результата:
1. Практический приём разработан полно, правильно и точно для каждого структурного этапа урока русского языка в соответствии с рассматриваемой методикой.
2. Приём разработан частично, имеются неточности в формулировке заданий.
3. Разработанный прием не соответствует принципам субъективизации.

Распределение функций: исполнительная роль осуществляется всеми членами команды (Макарова Мария Александровна, Мелехина Ирина Васильевна, Ушакова Юлия Андреевна).

Юлия Андреевна Ушакова
Анна, здравствуйте.
Методика может быть применима в той или иной степени при обучении младших школьников русскому языку на основе любого учебно-методического комплекта, изменения больше касаются технологии проведения урока.

Александр Сергеевич Самойлов
Уважаемые авторы проекта "Обучение младших школьников русскому языку средствами субъктивизации"
Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
Как вы определяете понятия "инновация" и "педагогическая инновация"?
В чем состоит инновационность, предлагаемой вами методики обучения русскому языку?
Самойлов Александр, команда "Тула"

Анна Александровна Герасименко
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Скажите, пожалуйста, кто является целевой группой вашего проекта? Студенты, или младшие школьники? Из содержания проекта это не очень понятно. Вы планируете обучать студентов работе с младшими школьниками в контексте выбранной вами темы или предполагаете формирование у самих школьников субъектного отношения к тексту?
С уважением, Герасименко Анна, команда "ПиМНО".


Дмитрий Дмитриевич Карчагин
Уважаемый автор проекта, в процессе ознакомления с вашим проектом у меня возникло некоторое число вопросов по представленной работе:
1) какими именно способами вы планируете привлекать слушателей и мотивировать их на разработку практических приемов обучения на разных структурных этапах урока, осуществляемых средствами субъективизации?
2) в чем заключается новизна данного проекта?
Спасибо за внимание!

Юлия Андреевна Ушакова
Уважаемый автор проекта, в процессе ознакомления с вашим проектом у меня возникло некоторое число вопросов по представленной работе:
1) какими именно способами вы планируете привлекать слушателей и мотивировать их на разработку практических приемов обучения на разных структурных этапах урока, осуществляемых средствами субъективизации?
2) в чем заключается новизна данного проекта?
Спасибо за внимание!


Дмитрий, здравствуйте.
Планируется, что слушателями будут студенты педагогических специальностей, которые собираются работать в школе. Им будет интересно знакомство с инновационной методикой обучения русскому языку, а яркие, красочные примеры упражнений послужат мотивацией к созданию своих собственных приемов.
Новизна проекта заключается в способе представления методики обучения младших школьников русскому языку средствами субъективизации.

Добавлено спустя 44 минуты:
Уважаемые авторы проекта "Обучение младших школьников русскому языку средствами субъктивизации"
Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
Как вы определяете понятия "инновация" и "педагогическая инновация"?
В чем состоит инновационность, предлагаемой вами методики обучения русскому языку?
Самойлов Александр, команда "Тула"


Александр, здравствуйте.
Инновация – это нововведение, новшество, изменение. Педагогическая инновация – нововведение в учебно-воспитательный процесс.
Инновационность, предлагаемой нами методики, состоит в содержании и организации процесса обучения русскому языку.
Инновации в содержании:
1. Вводится новый тип упражнений - комплексные интеллектуально-речевые.
2. Включаются тексты воспитывающе-познавательного характера с заданиями, стимулирующими развитие важнейших интеллектуальных качеств ребёнка, его лингвистических знаний и речевых умений.
3. Увеличивается объём использования малых фольклорных жанров (пословиц, поговорок, фразеологических оборотов) на разных этапах урока и изменение способов работы с ними.
4. С новыми языковыми категориями и словарными словами школьники работают как с понятиями, самостоятельно формулируя их лексическое значение.
Инновации в содержании процесса обучения:
1. Вводится новый структурный этап урока - мобилизующий.
2. Используются новые принципы обучения (антиципация, комплексное воздействие на интеллект учащихся, интенсивное задействование устной речи школьников)

Анна Александровна Герасименко
Добрый день, авторы проекта!
Вы указали, что планируете обучать школьников русскому языку средствами субъективизации.
Скажите пожалуйста, какой учебно-методический комплекс вы планируете использовать (или ориентируетесь) при построении вашего проекта вообще и урока русского языка в частности?
С уважением, Герасименко Анна, команда "ПиМНО".

Наталья Николаевна Уварова
Уважаемые авторы проекта! в проекте указано, что "основным показателем успешного результата проекта является понимание сущности предлагаемой методики обучения и сформированное умение обучаемых самостоятельно разработать простейшие практические приёмы обучения на разных структурных этапах урока, осуществляемого средствами субъективизации (мобилизующий этап, минутка чистописания, закрепление и т.д.)". Скажите, пожалуйста, какие средства вы будете использовать для оценки сформированности практических навыков. Желаем Вам удачи! Уварова Н.Н. и команда "Идея"

Юлия Андреевна Ушакова
Наталья, здравствуйте.
Для оценки сформированности практических навыков предполагается использовать упражнения, которые должны быть составлены участниками олимпиады для разных структурных этапов урока русского языка (минутки чистописания, словарно-орфографической работы, закрепления изученного материала), проводимых по принципам рассматриваемой методики. Показатели достигнутого результата даны в части проекта под названием средства фиксации.

Благодарим. Желаем Вам удачи!