КПО-У-2

2-я командная педагогическая олимпиада-универсиада

Город
Москва, Россия
Место
МГУ
Регистрация
Регистрация закрыта
Культура народов – мир и единство

Анна Ильинична Калинина
Содержание проекта "Культура народов – мир и единство"
Название команды: Импульс (г. Саранск)

В существующих программах подготовки и переподготовки учителей до сих пор не находит должного отражения огромная область этнокультурного знания, позволяющая понять ценности, смысл и значение наследия прошлого в развитии личности, общества и человечества в целом. Значительная часть российского учительства не владеет полным объемом информации по традиционной народной культуре, не умеет использовать богатейший ее педагогический потенциал в воспитательно-образовательной практике, не имеет навыков интеграции народных традиций в современный педагогический процесс. В современной образовательной практике имеется определенный спектр педагогических технологий, которые применяются с целью повышения заинтересованности и мотивации к познанию культуры того или иного этноса в учебно-воспитательном процессе. Одной из эффективных форм, на наш взгляд, являются квест-технологии.
Квест – это разновидность игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету.

Учитывая актуальность заявленной проблемы нами планируется проведение квеста. Цель – способствовать формированию у студентов этнокультурной осведомленности, посредством их приобщения к культуре народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
– формировать знания и представления о культуре и опыте народов, проживающих на территории Российской Федерации;
– способствовать осознанию своего сходства и отличия от других этнических групп;
– формировать позитивное отношение к этнокультурному разнообразию;
– воспитывать толерантность, патриотизм, уважение к своему и другим народам.
Квест в рамках реализации нашего проекта – это выполнение проблемных заданий с элементами игры. Квест предполагает поиск решения, разгадку тайны. Весь сюжет игры изобилует различными подсказками, которые и помогают решить, как же именно можно справиться с той или иной возникшей трудностью. Таким образом, прохождение квеста чем-то напоминает решение своеобразной логической головоломки. Каждый участник игры является не только объектом воздействия, но и сознательным субъектом процесса. Один из принципов данной квест-технологии – ненавязчивость обучения.
В процессе реализации проекта обучающиеся решают ряд задач, продвигаясь по заранее продуманному сюжету. Сюжет основывается на том, что участники игры помогают страннице, собирающей кулинарные рецепты по всему миру, разузнать секреты поваров некоторых народов, проживающих на территории Российской Федерации. Продвигаясь по сюжету, «помощники» понимают, что помощь нужна не только их новой знакомой, но и всей деревне, в которой развивается действие. За выполнение задания на каждой станции выдаются артефакты, без которых в дальнейшем невозможно прохождение квеста. У игроков появляется возможность проявить себя в интеллектуальном плане, при решении проблемных задач, отвечая на вопросы, касающиеся культуры, традиций различных народов, а также работая с устным народным творчеством этносов нашей страны; и творчески – в танцах, пении.

Принципиальная схема прохождения квеста:
1. Прохождение маршрута.
2. Решение второстепенных задач.
3. Решение основной проблемы.
4. Рефлексия и оценка.
Структура процесса:
1. Организационный этап. Постановка проблемы главным персонажем игры.
2. Прохождение маршрута.
2.1. Знакомство со всеми персонажами и их историями.
2.2. Построение логической цепочки.
2.3. Прохождение каждой станции, главным условием которого является обязательное выполнение задания. Переход к следующей станции без артефакта, выданным на предыдущей, невозможно.
3. Выполнение главного задания.
4. Подведение итогов.
Условия, которым должны удовлетворять обучаемые:
Желательно, чтобы студенты были представителями различных этносов.
Планируемое время проведения 2 часа.
Средства отбора:
Не имеет значения знание/незнание родного языка, традиций,
обрядов, культуры своего этноса.

Концептуальные позиции:
Этнокультурный подход к образованию. Подход, опирающийся на принципы этнокультурности, культуротворчества (Е.В. Бондаревская), природосообразности (Я.А. Коменский, М.В. Ломоносов, К.Д. Ушинский и др.), толерантности, диалога культур, связи образования с этнокультурной просветительской практикой и этнокультурной средой, основанный на учете ключевых этнокультурных традиций в образовании с целью формирования этнокультурной личности в ходе социализации и инкультурации, обладающей развитым этническим самосознанием, личностной этнической культурой, толерантностью и базовыми социокультурными идентичностями (гражданская, конфессиональная), способной к восприятию и ретрансляции этнокультуры, к межэтническому и межкультурному общению.
Компетентностный подход. (В.И. Байденко, Э. Зеер, Э.М. Коротков)
Его смыслообразующими конструктами являются компетенции – способность специалиста применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Культурологический подход. (И.В. Арябкина, И.И. Зарецкая, Н.Б. Крылова, Е.П. Олесина)
Предполагает рассмотрение феномена культуры в качестве стержневого в понимании и объяснении человека, его сознания и жизнедеятельности. В логике данного подхода различные аспекты сущности человека как субъекта культуры, в частности, сознание, самосознание, духовность, нравственность, творчество, понимаются в «иерархическом сопряжении», как грани целостного культурного человека.

В основе реализации проекта лежат следующие идеи:
1. Идея познаваемости мира культуры / этнокультуры. Каждая этнокультура имеет собственные уникальные характеристики, свойства, проявления, которые в итоге и выражают своеобразие мира культуры. Практическое познание позволяет проверять полученные знания опытным путем. Критерием оценки результатов познания в этом случае становится истинность или ложность.
2. Идея отношений единичного, особенного и общего в познании объектов этнокультуры / культуры. Каждый предмет этнокультуры одновременно и сходен с другими подобными предметами, имеет общие свойства с ними, но также и отличен от них. Реальный процесс познания явлений этнокультуры протекает как единство двух направлений движения мысли – от единичного к особенному и общему и наоборот, иначе говоря, данная идея позволяет использовать для познания этнокультурных явлений двух методов – индукции и дедукции.
Средства фиксации достигнутого результата
Результат достигнут вполне успешно – участниками сразу верно выстроена логическая цепочка; время, затраченное на каждую станцию не превышает 5 минут; выполнение итогового задания не вызвало серьезных трудностей, на этапе рефлексии демонстрируют обширные знания о культуре народов, проживающих на территории нашей страны (знания о кулинарии, песенном и танцевальным творчестве, декоративно-прикладном искусстве).

Результат достигнут успешно – участниками сразу верно выстроена логическая цепочка; время, затраченное на каждую станцию не превышает 8 минут; выполнение итогового задания вызвало некоторые трудности, имеются неточности в демонстрации знаний о культуре народов, проживающих на территории нашей страны.
Результат достигнут удовлетворительно – участниками верно выстроена логическая цепочка; время, затраченное на каждую станцию не превышает 10 минут, выполнение задания вызвало трудности, демонстрируют ошибочные знания о культуре народов, проживающих на территории РФ.
Результат достигнут слабо – логическая цепочка выстроена не сразу; затрачено значительное количество времени, итоговое задание не выполнено, имеют фрагментарные представления о культуре народов, населяющих территорию РФ.
Провалом считается неверное выстраивание логической цепочки, соответственно, нерешение основной проблемы.

Распределение функций в команде:
Исполнительная часть осуществляется всей командой (6 человек).

Александр Сергеевич Самойлов
Уважаемые авторы проекта "Культура народов – мир и единство"
Ответьте, пожалуйста, почему для реализации проекта была выбрана именно форма квеста?
Самойлов Александр, команда "Тула"

Олег Павлович Минов
Уважаемые авторы проекта "Культура народов – мир и единство"
Скажите, пожалуйста, традиции, каких народов будут положены в основу квеста и чем обуславливается выбор именно этих народов, ведь Россия многонациональное государство в котором проживает порядка 180 народов?
С уважением, Минов Олег, команда «The old school».

Анна Александровна Герасименко
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Скажите, пожалуйста, будет ли способствовать выбранная вами форма - игра - формированию у студентов этнокультурной осведомлённости? Ведь её формирование - длительный и систематический процесс, который протекает с момента осознания ребёнком себя как личности. Какие ещё мероприятия, помимо игры, вы могли бы посоветовать для формирования этнокультурной осведомлённости у студентов?
С Уважением, Герасименко Анна, команда "ПиМНО"

Дмитрий Дмитриевич Карчагин
Уважаемая команда "Импульс", я нахожу этот проект очень интересным, актуальным, а самое главное - жизнеспособным. По моему мнению, данный проект обретет широкую поддержку со стороны общественности. Идея реализации проекта через квест очень свежа и раннее не использована, что выводит его на совершенно новый уровень, преодолевая одну из важнейших проблем при реализации - низкий уровень мотивации к участию.

У меня возник следующий вопрос: на какой промежуток времени рассчитана реализация данного проекта? Какие мероприятия, кроме квеста, вы планируете провести в рамках данного проекта?
Спасибо за внимание!

Эльмира Магомедгаджиевна Ахмедова
Уважаемая команда "Импульс", у меня возник вопрос схожий с Дмитрием, только меня интересуют не только какие мероприятия, кроме квеста, вы планируете провести, но планируется ли использование еще каких-либо элементов педагогических технологий для формирования этнокультурной осведомленности? С уважением, Ахмедова Эльмира, команда "ИДЕЯ"

Наталья Николаевна Уварова
Здравствуйте, уважаемые авторы проекта "Культура народов – мир и единство"
Абсолютно поддерживаю вашу команду в необходимости проведения таких мероприятий. считаем, что одной из причин конфликтов между представителями разных национальностей является именно незнание культуры другого народа. Скажите пожалуйста, каким образом Вы планируете формирование этнической толерантности у современной студенческой молодежи?
С уважением, Уварова Наталья. Команда "Идея"

Карина Рафиковна Саттарова
Уважаемые авторы проекта "Культура народов – мир и единство"
Ответьте, пожалуйста, почему для реализации проекта была выбрана именно форма квеста?
Самойлов Александр, команда "Тула"

Александр Самойлов, как известно, представители этнических элит сетуют на то, что молодежь «совсем не знает ни своей национальности, ни содружественных ей», нигилизм по отношению к этнической культуре весьма характерен для современной молодежи. Таким образом, этничность возводится в ранг нормативности, где важным становится воспроизведение тех нормативов («нужно знать свою культуру и культуру других этносов», «нужно знать свой язык, историю»), которые являются необходимыми для актуализации идентификации молодежи со «своим» этносом, а также для формирования этнокультурной компетентности. В связи с этим, выбор данной формы обусловлен несколькими аспектами: во-первых, увлекает и ненавязчиво заинтересовывает рассматриваемой проблемой студентов, во-вторых, применение квест-технологий позволяет добиваться результативности при обучении, при этом разнообразить деятельность обучаемых игровыми приемами, в-третьих, использование формы квеста способствует расширению кругозора, развитию познавательной деятельности, формированию определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности.

Добавлено спустя 7 минут:
Уважаемые авторы проекта "Культура народов – мир и единство"
Скажите, пожалуйста, традиции, каких народов будут положены в основу квеста и чем обуславливается выбор именно этих народов, ведь Россия многонациональное государство в котором проживает порядка 180 народов?
С уважением, Минов Олег, команда «The old school».

Уважаемый Олег, изначально квест был построен на основе традиций 3 основных народов, проживающих на территории нашей республики (Мордовии): русских, мордвы и татар. Но с учетом того, что данный проект мы предлагаем на Всероссийском конкурсе, было решено несколько расширить географию. Совершенно ясно, что охватить весь многонациональный состав России не получится при всем желании. Поэтому разработка дополнена традициями народов, которые проживают на территории Мордовии в не очень больших количествах, но встречающихся во многих регионах нашей страны, а также по соседству с республикой. Их выбор обусловлен тем, что информацию о культуре того или иного этноса можно получить из первых уст.

Добавлено спустя 28 минут:
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Скажите, пожалуйста, будет ли способствовать выбранная вами форма - игра - формированию у студентов этнокультурной осведомлённости? Ведь её формирование - длительный и систематический процесс, который протекает с момента осознания ребёнком себя как личности. Какие ещё мероприятия, помимо игры, вы могли бы посоветовать для формирования этнокультурной осведомлённости у студентов?
С Уважением, Герасименко Анна, команда "ПиМНО"

Добрый день, Анна! Подчеркнем, цель нашего проекта – способствовать формированию у студентов этнокультурной осведомленности, посредством их приобщения к культуре народов, проживающих на территории Российской Федерации. Итоги данного квеста не выступают как конечный результат. Главное, на данном этапе заинтересовать проблемой, пусть посредством несколько ограниченного круга этносов, но увлечь студентов и «дать толчок» для дальнейшего изучения других культур. Квест, по нашему мнению, является именно той формой, которая позволяет решить поставленные задачи.

Добавлено спустя 41 минуту:
Уважаемая команда "Импульс", я нахожу этот проект очень интересным, актуальным, а самое главное - жизнеспособным. По моему мнению, данный проект обретет широкую поддержку со стороны общественности. Идея реализации проекта через квест очень свежа и раннее не использована, что выводит его на совершенно новый уровень, преодолевая одну из важнейших проблем при реализации - низкий уровень мотивации к участию.

У меня возник следующий вопрос: на какой промежуток времени рассчитана реализация данного проекта? Какие мероприятия, кроме квеста, вы планируете провести в рамках данного проекта?
Спасибо за внимание!

Спасибо Вам за проявленный интерес к предлагаемому нами проекту!
Безусловно, основной формой являются квесты. Они направлены на повышение уровня этнокультурной осведомленности и толерантности студентов, формирование необходимых умений и навыков эффективного межэтнического взаимодействия и т.д. Однако реализация нашего проекта предусматривает также проведение тренингов.
Относительно промежутка времени можно сказать следующее: чем дольше идет период проведения обучающих и воспитательных мероприятий, тем выше уровень этнокультурной компетентности, в целом. Реальная же картина выглядит таким образом, что в подготовке будущих педагогов предмет этнокультурного образования занимает 1-2 семестра, в зависимости от направления подготовки.
Но как отметила Анна Герасименко в своем вопросе – формирование этнокультурной осведомленности - длительный и систематический процесс, который протекает с момента осознания ребёнком себя как личности, мы не ставим перед собой глобальной цели – «сформировать», мы – «способствуем», даем ориентиры, раскрываем многогранность традиций. Считаем, что отведенного времени будет достаточно, с систематичностью мероприятий – раз в 2 недели.
Спасибо!

Добавлено спустя 47 минут:
Уважаемая команда "Импульс", у меня возник вопрос схожий с Дмитрием, только меня интересуют не только какие мероприятия, кроме квеста, вы планируете провести, но планируется ли использование еще каких-либо элементов педагогических технологий для формирования этнокультурной осведомленности? С уважением, Ахмедова Эльмира, команда "ИДЕЯ"

Эльмира Ахмедова, спасибо за вопрос!
Наш проект предлагается в дополнение к обязательному образовательному модулю, посвященному этнокультурному образованию. Поэтому, несомненно, элементы стандартных педагогических технологий будут реализованы на основных занятиях. Особое значение имеют занятия с использованием элементов тренинга, а также выполнение исследовательских проектов.
В условиях конкурса же планируется проведение лишь квеста.

Добавлено спустя 54 минуты:
Здравствуйте, уважаемые авторы проекта "Культура народов – мир и единство"
Абсолютно поддерживаю вашу команду в необходимости проведения таких мероприятий. считаем, что одной из причин конфликтов между представителями разных национальностей является именно незнание культуры другого народа. Скажите пожалуйста, каким образом Вы планируете формирование этнической толерантности у современной студенческой молодежи?
С уважением, Уварова Наталья. Команда "Идея"


Здравствуйте, Наталья!
Воспитание этнической толерантности у современной молодежи гораздо более сложный процесс, нежели формирование этнической осведомленности. На данный случай предусмотрено проведение тренингов, с разбором жизненных ситуаций, обсуждение наиболее ярких случаев проявления толерантности/нетерпимости. Квест, который мы планируем провести в условиях конкурса, преимущественно работает в направлении этнокультурной осведомленности, однако, если учесть, что его участники, а также герои, разных национальностей, и участники помогают героям, то можно говорить о том, что и данный квест частично способствует формированию этнической толерантности.
При любом удобном случае красной нитью, безусловно, проходит формирование этнической толерантности.