КПО-У-2

2-я командная педагогическая олимпиада-универсиада

Город
Москва, Россия
Место
МГУ
Регистрация
Регистрация закрыта

2-я командная педагогическая олимпиада-универсиада

Главная

Традиционные и новые формы коммуникативной социализации современной молодёжи

Традиционные и новые формы коммуникативной социализации современной молодёжи

Анна Ильинична Калинина
Содержание проекта "Традиционные и новые формы коммуникативной социализации современной молодёжи"

I. Название команды – The old school.

II. Краткое описание педагогических действий. Педагогический результат.
1. Содержание проекта.
- Актуальность проекта:
Человек, как биосоциальное существо нуждается в коммуникации. Коммуникационное взаимодействие - это и потребность человека и инструмент развития социальных систем человеческой социализации. Современный этап развития постиндустриального информационного общества диктует новые приоритеты осуществления социализации человека.
Становление человека как личности и члена общества сегодня происходит в качественно новой социально - культурной среде, характеризующейся интенсивным взаимодействием в едином многоязычном и поликультурном мире.
В этих условиях решающим фактором успешной социализации человека становятся умения коммуникативного взаимодействия между субъектами общественно - исторического процесса, что дает основание ставить вопрос о коммуникативной социализации как самостоятельной проблеме социализации человека.
Изменившиеся условия социализации человека выдвигают новые требования к системе образования. Сегодня перед педагогами остро стоит решение таких задач, как консолидация общества, сохранение единого социокультурного пространства страны, преодоление этнонациональной напряженности, социальных конфликтов и других, которые неразрывно связаны с уровнем коммуникативного развития человека и общества. Современное общество нуждается в высоко нравственных, образованных, коммуникативно-социализированных членах общества, способных к конструктивному сотрудничеству для реализации «общего дела».
- Цели пректа:
А. Образовательная – скорректировать в сознании обучаемых место и роль коммуникации как фактора играющего решающую роль в формирования мировоззрения молодого человека, а так же осуществления им выбора модели поведенческой активности. Изложить и эмпирически проверить различные формы коммуникационного воздействия агентов социализации на молодёжь.
Б. Воспитательная – указать на значимость коммуникации в процессе формирования морально-нравственных ориентиров молодёжи.
- Задачи проекта:
А. Ознакомить обучающихся с понятием и особенностями коммуникативной социализации современной молодёжи;
Б. Применить формы и методы обучения, раскрывающие особенности коммуникативного воздействия каждого из агентов социализации;
В. Скорректировать умения обучающихся распознавать явные и латентные формы коммуникативного воздействия;
Г. Продемонстрировать технологию проведения занятия при помощи интерактивных методов обучения и методов проблемного обучения.
Д. Решить вопрос о возможности применения полученных знаний, умений и навыков, фундаментальных идей в повседневной жизни и профессиональной деятельности.
- Объект: система педагогических явлений связанных с коммуникативной составляющей процесса социализации молодёжи в возрасте 18-28 лет.
- Предмет: процесс реализации коммуникативных потребностей субъектов исследования в ходе их социализации.
2. Краткое описание педагогических действий:
- оргмомент;
- целепологание, рефлексия;
- основная часть реализации проекта состоит из 4-х блоков по 40 минут с перерывами по 5 минут между первым-вторым и третим– четвёртым блоками и 10 минут между вторым- третим блоком.
Каждый блок посвящён работе с одним из агентов социализации в проблемном поле коммуникации. Так:
1-й блок- семья, ближайшее окружение;
2-й блок- система образования, государственные и социальные институты;
3-й блок- средства массовой информации;
4-й блок всемирная сеть Интернет.
Обучающимся предстоит точечно соприкоснуться с каждым из агентов ощутив сильные и слабые стороны воздействия каждого из них, оценить целенаправленность и мотивацию их воздействия и т.д.
В процессе реализации поставленной цели и задач обучаемым предстоит освоить формы работы при помощи: методики «вопроса – ответа», процедуры «Обсуждения вполголоса», методики клиники, методики «лабиринта», методики эстафеты, свободно плавающей дискуссии, метода «от противного», метода «исключения», методов моделирования;
- заключительный этап. Рефлексия. Оценка участников. Подведение итогов.
3. Педагогический результат (развиваемые в рамках проекта компетенции участников).
А. Умение качественно передавать информацию (в т.ч. учебную);
Б Умение пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи информации (в т.ч. учебной);
В. Умение организовывать и поддерживать педагогический (в т.ч. учебный) диалог;
Г. Умение активно слушать.
Д. Умение ориентироваться в коммуникативной ситуации;
Е. Умение распознавать скрытые мотивы и психологические защиты;
Ж. Умение понимать эмоциональное состояние собеседника и др.

III. Условия, которым должны удовлетворять обучаемые.
Целевой группой проекта являются молодые люди в возрасте 18-28 лет, среднее школьное образование.

IV. Средства отбора.
Спектр отбора обучающихся в группу достаточно широк и может включать в себя представителей следующих социальных групп: учащиеся, студенты, учителя, преподаватели, рабочая молодёжь - все те, кому интересны процессы коммуникативной социализации. Пол участника значения не имеет. Главным критерием отбора является возраст (18-28 лет) и наличие среднего школьного образования. Логика отбора базируется на том тезисе, что каждый участник является агентом социализации в рамках своей группы в пределах своих социальных компетенций.

V. Концептуальные позиции.
1. Теоретической базой для разработки проекта послужили работы учёных исследующих общие проблемы социализации, сущность и содержание этого процесса, таких как: Ю.Г. Волков, М.К. Горшков, А.В. Дмитриев, Г.Е. Зборовский, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, И.П. Савченко, С.П. Степанов, В.И. Чупров и др. А также труды исследователей изучавших основные аналы получения информации (вербальные, визуальные, аудио и т.д.) Р. Арнхейма, Р. Барта, Г. Почепцова, У. Эко и др.
Кроме того, для понимания проблемы социализации в виртуальном пространстве важное значение имели следующие направления исследований: концепция информационного общества, которая разрабатывалась в различных вариантах и под различными названиями («постиндустриальное», «информациональное» общество) такими учеными, как Ж. Фурастье, Э. Масуда, М. Маклюэн, Р. Айрис, Т. Стоуньер, Дж. Мартин и др.; исследование феномена суб- и контркультур в работах С. Коэна, Т. Роззака и др.; социологический анализ виртуальной реальности и виртуальных сообществ (работы С. В. Бондаренко, П. Коллока, Н.В. Щербины и др.). А также исследования, посвященные эволюции сетей знаний (Р. Левитта, П. Монга, С. Вассермана и др.).
В проекте так же затрагиваются теоретические основы социальных аспектов компьютеризации изложенных в работах И.В. Соколова, К.К. Колин и др. Проблемы создания мультидисциплинарной отрасли знаний, посвященной анализу проблем, связанных с Интернетом, киберпространством, киберкультурой, жизнью Интернет-сообществ –киберсоциологии (В.И. Добреньков и А.И. Кравченко идр.).
2. В основе методологической базы проекта лежит методика проблемного обучения изложенного в работах Т.В. Кудрявцева, А.М. Матюшкина, З.И. Калмыкова В. Оконя и др. Суть его заключается в том, что перед обучающимися ставится проблема, познавательная задача, и обучающиеся (при непосредственном участии руководителя или самостоятельно) исследуют пути и способы ее решения.
Кроме того в проекте применяются основные положения теории формирования коммуникативных умений при помощи интерактивных методов обучения. Основные тенденции развития данного направления в отечественной и зарубежной науке, а также различные подходы к решению данной проблемы, рассмотрены в многочисленных психологических исследованиях В. А. Канн-Калика, Л. А. Петровской, Г. М. Андреевой. Они стали основой для разработки педагогических аспектов проблемы формирования коммуникативных умений. Основные особенности понятий «общение» и «коммуникация» проанализированы в философской (А.А. Брудный, М.С. Каган, Б.Д. Парыгин), в психологической (В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, Л.С. Выготский, Г.М. Андреева, Б. Г. Ананьев, Ю.М. Жуков), и педагогической (В.А. Сухомлинский, В.Я. Ляудис, А.В. Мудрик) литературе.

VI. Средства фиксации достигнутого результата.
Показатели указывающие на то, что результат достигнут:
1. Наблюдение за активностью участников (наблюдение производит член команды непосредственно не задействованный в активной форме проведения мероприятия);
2. Самооценка участников;
3. Взаимооценка участников;
4. Оценка деятельности участников ведущим по окончании каждого этапа в отдельности и по окончании занятия в целом.
Оценка осуществляется по 10-ти бальной шкале.

VII. Распределение функций в команде.
Участники работают совместно на этапе подготовки. Поочерёдно на этапе реализации.

Ирина Робертовна Позднякова
Уважаемые авторы проекта! Скажите, пожалуйста, в чем разница между традиционно используемым термином "институты социализации" и термином, который используется в данном проекте "агенты социализации", принципиальны ли эти различия? В современных условиях модернизации образования происходит ориентация на формирование не умений, а компетенций. Предполагаемый Вами результат формирования умений не учитывает данных тенденций? И возможно ли сформировать такой широкий спектр умений за период реализации предложенного проекта?
С уважением, участник команды "Идея" Ирина Позднякова

Сергей Владимирович Туркенич
Здравствуйте Ирина. Спасибо за Ваши интересные и актуальные вопросы! Если позволите, я буду нумеровать ответы в порядке поступления вопросов.
1. Термины "институты социализации" и "агенты социализации" действительно близки по своему смысловому определению. Более того в современной литературе отмечается неоднозначный подход к этим понятиям. Так например, одни авторы определяют агентов социализации как: «группы и социальные контексты, в рамках которых совершаются процессы социализации» (Энтони Гидденс). К ним относят людей и социальные институты совокупно.
Второй подход, основывается на разделении понятий. Так: люди (родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи и т.д.) - это агенты социализации; социальные институты (семья, образовательные учреждения, государство, церковь и т.д.) - это институты социализации.
При составлении проекта, наша команда исходила из первого подхода к понятию "агенты социализации", при учёте некоторых положений второго подхода (в частности к понятию «институты социализации»).
2. Такие исследователи, теоретики как: Зимняя И.А., Бондаревская Е.В. Каптерев П.Ф. Евдокимова Н.В. и многие другие достаточно полно описывают понятие и содержание, структуру и даже подходы к формированию у обучающихся необходимых в процессе обучения компетенций. Разработанный нашей командой проект, конечно же, разделяет компетентностный подход в образовательном процессе (что указано в п.3), однако особое внимание при описании проекта было уделено именно формированию умений.
3. В подавляющем большинстве случаев за одно-два занятия полностью сформировать какие-либо умения невозможно в принципе, в том числе и в нашем случае. Производимые в процессе реализации проекта действия направлены на формирование, коррекцию, развитие тех или иных умений, а так же приобретение соответствующих навыков на пути к формированию умений указанных в п.3 проекта.

С уважением, Туркенич С.В.

Анна Александровна Герасименко
Здравствуйте, уважаемы коллеги!
В вашем проекте вы планируете привлекать к работе студентов 18-28 лет. Скажите, пожалуйста, нельзя ли начинать процесс социализации ранее, например, в старшем школьном возрасте (10-11 кл.). Почему вы выбрали именно эту группу?
С уважением, Герасименко Анна, команда "ПиМНО"

Сергей Владимирович Туркенич
Здравствуйте, Анна!
Не вполне понятна первая часть Вашего вопроса. Как известно, процесс социализации начинается в раннем детстве и продолжается вплоть до смерти человека.
Выбор возрастной группы в диапазоне 18-28 лет обуславливается тем, что в этом возрасте процесс вторичной социализации проявляется в наиболее активной форме. Человек уже получил среднее образование, получил базисные знания о ценностях общества, сформировал основные модели своего поведения в социуме. В этом возрасте молодой человек вступает в активную фазу своей поведенческой активности - поступает в ВУЗ, устраивается на работу и создаёт фундамент своего карьерного роста, создаёт семью и т.д. Именно этот период является важнейшим этапом обуславливающим дальнейшую судьбу человека.
Более того в этом возрасте человек наиболее мобилен, работоспособен, инициативен как в производственных, так и межличностных отношениях.
Однако, специфика современного общества такова, что как в процессе первичной социализации, так и на всём протяжении вторичной социализации человек подвержен разностороннему влиянию агентов социализации, к сожалению, часто - это воздействие деструктивно, т.е. человеку прививаются деструктивные ценности (аморальность, нигилизм, эгоизм, ценности и обычаи криминальной культуры и т.д.). Многие проблемы современного общества лежат в плоскости отсутствия у членов социума навыков конструктивного общения, основанного на взаимопонимании для разрешения конфликтов и их превенции. Наш проект помогает научиться устранить указанные выше противоречия.

С уважением, Туркенич Сергей.

Эльмира Магомедгаджиевна Ахмедова
Уважаемая команда The old school, считаю ваш проект "Традиционные и новые формы коммуникативной социализации современной молодёжи" весьма актуальным, способствующим становлению человека как личности и члена общества сегодня. С уважением, Ахмедова Эльмира, команда "ИДЕЯ".