Академический союз студентов

Ольга Александровна Мазуренко
Содержание проекта «Академический Союз Студентов»

1. Название команды: «Академички»
2. Педагогический результат. Актуальность проекта вызвана тем фактом, что во всем мире большое значение приобретают интеграционные процессы, происходящие практически во всех отраслях – науке, промышленности, экономике и, конечно же, образовании. Основной целью такой интеграции является создание единого образовательного пространства, в котором студенты имели бы возможность для всестороннего развития, получения самого различного спектра знаний не только из выбранной отрасли знания, но и из других предметных областей, обмена опытом и, как следствие, создание междисциплинарных проектов, исследований. Более того, общеизвестным фактом является то, что развитие науки связано с постоянным её обогащением за счет слияния или взаимопроникновения нескольких её отраслей, примером чему могут служить педагогическая психология, биоинженерия, молекулярная биология и др.
Образовательные стандарты нового поколения декларируют возможность выбора студентом собственного образовательного маршрута, спектра изучаемых дисциплин, однаков рамках отдельно взятых учебных заведений интеграция различных направлений подготовки и обмен опытом между студентами развиты недостаточно. Студенты не имеют возможности ознакомления со спецификой организации учебного процесса на других факультетах. Многочисленные объединения и мероприятия, созданные на базе вузов и направленные на взаимодействие студентов разных факультетов, не решают проблему взаимодействия студентов и преподавателей в учебном процессе, создания открытого образовательного пространства.
Наш проект предполагает создание единого образовательного пространства образовательного учреждения на примере вуза через организацию и проведение системы педагогических действий: мастер-классов, семинаров, круглых столов, а также интегрированных занятий. Принцип работы «Академического союза студентов» заключается в предоставлении студентам возможности взаимопосещения лекционных и практических занятий, а также проведение в вузе специально организованных междисциплинарных занятий.
Цель проекта – создать условия для взаимодействия студентов и преподавателей различных направлений подготовки
Задачи проекта:
 создать образовательную среду для взаимодействия студентов разных факультетов в процессе учебной деятельности;
 способствовать формированию компетентной профессиональной личности;
 формирование у студентов коммуникативной, педагогической и познавательной компетентностей.
Результатом работы «АСС» должно стать:
 расширение спектра знаний студентов в различных научных областях;
 совместные проекты студентов вуза;
 участие в студентов в междисциплинарных конкурсах и грантовой деятельности.
Данный союз позволит не только расширить кругозор студента, но и помочь ему найти себя, положительно повлиять на характер его учебной деятельности. Мы предоставляем возможность студенту не просто познакомиться с другим факультетом и особенностями организации образовательного процесса, а также найти новых друзей, с которыми можно будет участвовать не только в учебной деятельности, но и в научно-исследовательской деятельности вуза.
3. Условия отбора участников проекта. В проекте могут принять участие все желающие студенты, не имеющие академической задолженности по результатам сессии. Обязательным условием является оформление заявки на участие, которая рассматривается организаторами проекта совместно с деканами факультетов и директорам институтов университета.
4. Средства отбора представлены портфолио студентов, а также заявками на участие в проекте, заверенными у деканов факультетов и директоров институтов вузов. Также организаторы составляют график посещаемости, учитывающий расписание занятий всех субъектов педагогического процесса: студентов и преподавателей, задействованных в реализации проекта.
5. Концептуальные позиции. Методологическую основу проекта составили исследования, посвященные интеграции в образовании(Бражник Е.И., Вьюнова Н.И., Данилюк А.Я., Каримова Р.М., Нюдюрмугамедов А.Н., Сергеев Н.К.); компетентностному подходу (Бермус А.Г., Зимняя И.А., Сериков В.В. Хуторской А.В.); индивидуализации образования (Ковалева Т.М., Колесникова И.А., Якиманская И.С.).
6. Средства фиксации достигнутого результатавключают в себя анкету для участников, а также выступления участников проекта на итоговой конференции (семинаре, круглом столе и т.п.). Оценка степени достижения поставленных целей предполагает обсуждение приобретенного в ходе проекта опыта, самооценку достижений, определение уровня сформированности заявленных в целевом блоке компетентностей. Проект будет считаться успешным в случае выявления положительной динамики сформированности указанных компетентностей, а также устойчивой мотивации студентов к установлению контактов с представителями других отраслей наук (направлений подготовки) или занятию исследованиями на стыке наук.
7. Распределение функций. Реализация проекта осуществляется двумя его разработчиками (Лосева Мария и Соколова Любовь) в соответствии с его логикой.


Софья Евгеньевна Дивнич
Здраствуйте, уважаемая команда "Академички"!
Предусмотренное вами создание Академических союзов студентов, является актуальной общественно-социальной проблемой многих ВУЗов России. Но несмотря на это, у нас возник вопрос: какие педагогические результаты планируется получить в ходе реализации Вашего проекта? Как соотносятся общественно-социальные результаты с педагогическими результатами?


С уважением, команда "Первый ВУЗ Алтая".

Иван Иванович Павлов
Здравствуйте, коллеги!
Из каких этапов состоит проектная работа (ход проектирования)? И можно раскрыть функциональное распределение ведущих во время очного тура?
С благодарностью, команда "Полярная звезда"

Мария Сергеевна Лосева
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, а что Вы будите показывать на очном туре олимпиады? Заранее спасибо за ответ!


Добрый день, Екатерина! Благодарим за Ваш вопрос.
В очном туре предполагается проведение комплекса мероприятий, направленных на обучение порядку разработки и внедрению АСС (академического союза студентов) в деятельность любого вуза. Будет смоделирована работа АСС в форме интегрированного учебного занятия и отчетной конференции для определения результатов реализации проекта.

Здраствуйте, уважаемая команда "Академички"!
Предусмотренное вами создание Академических союзов студентов, является актуальной общественно-социальной проблемой многих ВУЗов России. Но несмотря на это, у нас возник вопрос: какие педагогические результаты планируется получить в ходе реализации Вашего проекта? Как соотносятся общественно-социальные результаты с педагогическими результатами?


С уважением, команда "Первый ВУЗ Алтая".


Уважаемая команда "Первый ВУЗ Алтая"!
В качестве педагогических результатов нашего проекта будут выступать сформированные у его участников коммуникативные, познавательные компетенции, проявляющиеся в способности установления контактов со студентами (преподавателями) длягих научных отраслей (направлений подготовки); совместной работы с ними в учебной и научной деятельности; готовностью к самостоятельной познавательной и научно-исследовательской деятельности.
В нашем понимании социальная значимость проекта, прописанная в обосновании актуальности, является предпосылкой формирования у студентов заявленных выше компетенций. Только личность, готовая к работе с представителями различных отраслей наук, т.е. обладающая необходимыми для этого знаниями, умениями, навыками, сможет быть вовлечена в работу над междисциплинарными проектами, исследованиями на стыке наук и т.п.
Благодарим за проявленный к нашему проекту интерес!

С уважением, команда "Академички".

Екатерина Вячеславовна Игонина
Знакомство с проектом вызвало несколько вопросов, из которых будет задан (по причине наличия соответствующих научных и профессиональных интересов) следующий: в силу каких причин в качестве средства отбора участников проекта выбрано портфолио? что предлагается потенциальным участникам проекта в него включать? каким образом будет проводится его оценивание?

Анна Алексеевна Костюченко
Здравствуйте, уважаемые участники команды «Академички»! В своем проекте вы отмечаете, что результатом его реализации должны стать сформированные компетенции. Уточните, пожалуйста, как вы определите, удалось ли достичь планируемого результата или нет? И возник еще один вопрос. Компетенция включает в себя знания, умения, навыки и личностные качества специалиста. Скажите, пожалуйста, как вы продиагностируете последний компонент? Заранее благодарим за ответ.
С уважением, команда "Тула".

Мария Сергеевна Лосева
Здравствуйте, коллеги!
Из каких этапов состоит проектная работа (ход проектирования)? И можно раскрыть функциональное распределение ведущих во время очного тура?
С благодарностью, команда "Полярная звезда"


Здравствуйте, команда "Полярная звезда"!
Нам не совсем понятно, что именно вы подразумеваете под этапами проектной работы. Если имеется в виду ход реализации проекта, то он состоит из следующих этапов:
1. Подготовительный, целью которого является составление необходимой документации, в том числе графика взаимопосещений студентами занятий, определение уровней сформированности у потенциальных участников заявленных в нашем проекте компетенций.
Данный этап включает в себя два подэтапа:
1.1. Диагностический. На уровне АСС на данном этапе осуществляется анализ портфолио участников, анкетирование.
1.2. Организационный. На уровне АСС проводится работа по составлению графиков посещения занятий, оформление заявок от участников, согласование их с преподавателями и деканатами.
2. Деятельностный, на котором осуществляются запланированные мероприятия для студентов (лекции и семинары на других факультетах, специально подготовленные междисциплинарные занятия, круглые столы и др.)
3. Рефлексивно-оценочный, предполагающий проведение отчетного мероприятия для участников проекта (семинара/круглого стола/конференции) с целью обсуждения его итогов, обмена мнениями, оценки и самооценки качества проведения занятий и их значения в процессе формирования у студентов коммуникативной и познавательной компетенций.
На уровне очного этапа олимпиады каждый из этапов будет реализован через систему интерактивных средств обучения участников технологии организации АСС в вузе. В частности, подготовительый этап включает в себя дискуссию по проблемам интеграции научных направлений и факультетов, создания единого образовательного пространства вуза; знакомство со структурой и содержанием портфолио, порядком его анализа; ознакомление с анкетами для участников АСС;
на организационном этапе участникам будет предложено интегрированное занятие (лекция или семинар), в ходе которого будет проиллюстрирован принцип и технология организации занятий в реальных условиях вуза;
в ходе реализации рефлексивно-оценочного этапа участникам будет предложено принять участие в круглом столе по итогам проведенного занятия и представить в наиболее удобной форме (письменной, устной, графической) отчет об участии в проекте.

Что касается функционала ведущих, то четкого распределения ролей не предполагается, поскольку особенностью нашего проекта является совместная деятельность как участников, так и ведущих.

Надеемся, что ответили на ваши вопросы.

Добавлено спустя 1 час 10 минут:
Знакомство с проектом вызвало несколько вопросов, из которых будет задан (по причине наличия соответствующих научных и профессиональных интересов) следующий: в силу каких причин в качестве средства отбора участников проекта выбрано портфолио? что предлагается потенциальным участникам проекта в него включать? каким образом будет проводится его оценивание?


Уважаемая Екатерина!

Портфолио, предоставляемое потенциальными участниками, включает в себя следующие разделы:
1. Личные данные (анкета).
2. Учебные достижения (копия зачетной книжки, копии дипломов, грамот, сертификатов участия в мероприятиях, связанных с учебной деятельностью - олимпиадах, конкурсах и т.п.).
3. Научные достижения (копии дипломов, грамот, свидетельств, сертификатов участия в научных мероприятиях: конференциях, грантах, симпозиумах, конкурсах и т.п.).
4. Спортивные достижения (копии документов, подтверждающих участие и достижения студента в спортивных соревнованиях различного уровня).
5. Творческие достижения (документы, подтверждающие участие автора в конкурсах, фестивалях, выставках и др. мероприятиях художественно-эстетического направления).
6. Публикации (если они имеются).
7. Участие в АСС (раздел заполняется по мере включения студента в работу АСС и содержит отчеты, листки посещения занятий и другую документацию).

Оценка портфолио предполагает использование методов анализа и контент-анализа содержащихся в нем документов. В то же время, отсутствие у студента достижений по каким-либо направлениям (научному, спортивному, творческому или учебному) не может стать причиной отказа в принятии участия в работе АСС. Портфолио позволяет оценить активность студента, круг его интересов и уровень сформированности у него компетенций. Кроме того, посредством портфолио мы сможем отслеживать динамику развития студентов, формирования у них компетенций в зависимости от характера их включенности в деятельность АСС.

Благодарим за интересные вопросы!

Здравствуйте, уважаемые участники команды «Академички»! В своем проекте вы отмечаете, что результатом его реализации должны стать сформированные компетенции. Уточните, пожалуйста, как вы определите, удалось ли достичь планируемого результата или нет? И возник еще один вопрос. Компетенция включает в себя знания, умения, навыки и личностные качества специалиста. Скажите, пожалуйста, как вы продиагностируете последний компонент? Заранее благодарим за ответ.
С уважением, команда "Тула".


Здравствуйте, команда "Тула"!

При работе над проектом мы ориентировались на работы А.В. Хуторского, который в составе образовательной компетенции выделяет смысловые ориентации, знания, умения, навыки и опыт деятельности ученика (Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций// Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm). В данной схеме нет личностных качеств специалиста (они указаны в связи с понятием "компетентность", т.е. владение компетенцией, как его определение и включают в себя компоненты компетенции). Следовательно, диагностировать указанный Вами компонент мы не будем.

При определении достижения результата нашего проекта будут использованы такие методы диагностики как: анализ результатов деятельности участников, анкетирование, беседа и ряд других.
Как было указано выше, педагогическая цель нашего проекта АСС явялется формирование у студентов коммуникативной и познавательной компетенций.
Уровни сформированности у студента компетенций мы предлагаем следующие (исходя из исследований Г.И. Школьника):
1. низкий
2. средний
3. высокий
Оценка уровня их сформированности будет проводится по четырем критериям:
- знания;
- умения;
- владение (навыки+опыт);
- мотивация (смысловые ориентации).
По каждому критерию разработаны показатели.

Благодарим за Ваши вопросы!

С уважением, команда "Академички"

Михаил Валерьевич Шибанов
Здравствуйте, команда " Академический Союз Студентов"!
В Вашем проекте могут принять участие все желающие, имеющие задолженность, и, так называемые "хвосты", в ходе обучения в ВУЗе. Насколько практически значимым будет Ваш проект среди студентов, которые избегают учебной активности, и, как следствие, дополнительной учебной активности, находясь в рамках Вашего проекта?
С уважением команда "ЮППИ"!