III Командная педагогическая олимпиада-универсиада

Главная

Поиск новых подходов к совершенствованию у младших школьников умений решать задачи

Поиск новых подходов к совершенствованию у младших школьников умений решать задачи

Ольга Александровна Мазуренко
1.Команда ПАРАДОКС
2.Педагогический результат:
Проект предполагает поиск новых подходов к совершенствованию у младших школьников умений решать задачи в процессе формирования у них познавательных и личностных универсальных учебных действий (в соответствии с требованиями ФГОС). Разработаны для младших школьников математические задания и предложены условия их использования, которые предусматривают организацию деятельности по обучению решению арифметических задач и ознакомлению младших школьников с историческими сведениями об известных людях России.
3.Условия
Учащиеся начальной общеобразовательной школы.
4.Средства отбора
Учащиеся начальной общеобразовательной школы должны знать понятие «задача» и уметь решать простые арифметические задачи.
5.Концептуальные позиции
В науке в достаточной степени раскрыты вопросы методики математического образования детей младшего школьного возраста (Н. Б Истомина, Т. Е. Демидова, М. И. Моро, Л. Г. Петерсон и др.); вопросы изучения исторического материала в общеобразовательной школе (Е. Е. Вяземский, М. Т. Студеникин и др.); вопросы о важности освоения учениками универсальных учебных действий (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др). Ведутся исследования проблемы создания доступных и интересных математических заданий. Однако математических заданий, составленных на историческом материале об известных людях России, крайне мало, и методика использования исторических сведений на уроках математики в начальной школе недостаточно разработана. При анализе учебно-методических комплектов для начальной школы, методических рекомендация к ним, а так же учебных и методических пособий нами не были выявлены условия использования исторических сведений об известных людях России, способствующие как эффективному совершенствованию у младших школьников умений решать арифметические задачи, так и
формированию познавательных и личностных универсальных учебных действий.
Актуальность проблемы обусловлена наличием следующих противоречий:
• между наличием большого количества репродуктивных и однообразных математических заданий для детей младшего школьного возраста и необходимостью реализации развивающих и воспитательных целей образования;
• между необходимостью математического образования детей младшего школьного возраста с опорой на их познавательный интерес к окружающему миру, в частности к известным людям России, и недостаточной разработанностью данного вопроса в методике начального курса математики;
• между необходимостью формирования познавательных и личностных УУД у детей в соответствии с новыми Федеральными Государственными Требованиями к структуре Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования и недостаточной разработкой дидактических материалов, направленных на решение данной задачи.
Таким образом, проблема состоит в теоретическом обосновании и практическом апробировании методики совершенствования у младших школьников умений решать задачи в процессе развития познавательных и личностных универсальных учебных действий. В данном возрасте очень важно формировать мотивацию и познавательный интерес к урокам математики и решению задач. При этом необходимо учитывать интересы детей, предлагать математический материал, связанный с окружающей действительностью. Мы предлагаем при обучении младших школьников решению задач использовать исторические сведения об известных людях России. Но при этом учителю необходимо соблюдать определенные условия, при которых исторические сведения не отвлекают от математики, а способствуют ее эффективному усвоению.
6.Средства фиксации достигнутого результата:
Совершенствование у младших школьников умений решать задачи. Предполагаются контрольные работы по математике, в которые включены задачи репродуктивного и творческого характера, диагностики развития личностных и познавательных УУД (методики «Ты гражданином быть обязан», «Лесенка» и др.).
7. распределение функций:
Разработка проекта – все участники команды. Осуществление проекта на реальных обучающихся – проведение фрагментов уроков Вершинина О. А., Метелева Е. О., разработка текстов задач для начальной школы с использованием исторических сведений об известных людях России – Ивасенко Е. С., проведение диагностик и их интерпретация – Ивасенко Е. С., разработка условий, способствующих совершен-ствованию у младших школьников умений решать арифметические задачи и формированию познавательных и личностных УУД – все участники команды.


Ольга Игоревна Тряпкина
Доброго времени суток, команда Парадокс! Нас интересует вопрос об условиях, которые вы предлагаете младшим школьникам при выполнении математических заданий.Также в вашем проекте оговаривается вопрос о том, что учителю необходимо соблюдать определенные условия, при которых исторические сведения не отвлекают от математики, а способствуют ее эффективному усвоению. Что это за условия?И каким образом они будут соблюдаться?
Заранее благодарим за ответ!
С уважением, команда "Горячие Сердца"

Екатерина Олеговна Метелева
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, а что Вы будите показывать на очном туре олимпиады? Заранее спасибо за ответ!

Здравствуйте, Екатерина! На очном туре мы будем готовы показать фрагменты уроков, продемонстрировать методику работы над текстовыми задачами разных видов и уровней сложности.

Добавлено спустя 21 час 41 минуту:
Здравствуйте, команда "Горячие Сердца"! готовы ответить на ваш вопрос следующим образом. Обучение решению задач на основе исторических сведений идет под руководством учителя и учитель прежде всего уделяет внимание математике. Соответственно, учитель не дает учащимся переключится на исторический материал! Наше условие то, что работу по обучению решению задач с использованием исторического материала нужно начинать с 1-го класса, так как чем раньше включен исторический материал, тем качественнее будет проходить обучение решению данных задач и не будут учащиеся отвлекаться на исторический материал, а он будет способствовать закреплению именно математических навыков. Так же на уроках математики исторический материал обладает лаконичностью, краткостью.

Добавлено спустя 22 часа 47 минут:
Добавлено спустя 21 час 41 минуту:
Здравствуйте, команда "Горячие Сердца"! готовы ответить на ваш вопрос следующим образом. Обучение решению задач на основе исторических сведений идет под руководством учителя и учитель прежде всего уделяет внимание математике. Соответственно, учитель не дает учащимся переключится на исторический материал! Наше условие то, что работу по обучению решению задач с использованием исторического материала нужно начинать с 1-го класса, так как чем раньше включен исторический материал, тем качественнее будет проходить обучение решению данных задач и не будут учащиеся отвлекаться на исторический материал, а он будет способствовать закреплению именно математических навыков. Так же на уроках математики исторический материал обладает лаконичностью, краткостью.

Ольга Викторовна Култыгина
Здравствуйте, команда "Парадокс"! Скажите, на чем основывается ваш выбор исторических личностей, о которых говорится в проекте? Спасибо за ответ.

Иван Иванович Павлов
Здравствуйте!
Интеграция предметных дисциплин всегда вызывает большой интерес. К тому же сама история как предмет на начальных классах не изучается. И смело ее связать с математикой, мне кажется своего рода эксперимент, новый подход. Буду рад поприсутствовать и принять участие на Вашем уроке!)
"Полярная Звезда"


Екатерина Олеговна Метелева
Здравствуйте!
Интеграция предметных дисциплин всегда вызывает большой интерес. К тому же сама история как предмет на начальных классах не изучается. И смело ее связать с математикой, мне кажется своего рода эксперимент, новый подход. Буду рад поприсутствовать и принять участие на Вашем уроке!)
"Полярная Звезда"

Доброго времени суток, Иван! Спасибо за комментарий. С уважением, капитан команды "Парадокс".

Добавлено спустя 10 минут:
Здравствуйте, команда "Парадокс"! Скажите, на чем основывается ваш выбор исторических личностей, о которых говорится в проекте? Спасибо за ответ.

Здравствуйте, Ольга!
Мы анализировал учебники, предназначение для начальных классов и определяли с какими историческими личностями учащиеся знакомятся по программе начального общего образования. Данных, которые включены в программу недостаточно, т.к. история как отдельный предмет не изучается в начальной школе. Поэтому мы посчитали целесообразным включать в содержание математических задач интересные сведения об известных людях России. С уважением, капитан команды "Парадокс".


Екатерина Олеговна Метелева
Здравствуйте!
Скажите, а по каким критериям будет рассматриваться интерес учащихся к известным людям России? Спасибо за ответ,команда "УДГУ-ПРОФИ".

Здравствуйте, Людмила. Интерес детей не главный критерий. Критерием отбора материала является наличие информации об известных людям России в учебниках, предназначенных для начальных классов (а именно с какими историческими личностями учащиеся знакомятся по программе начального общего образования). С уважением, капитан команды "Парадокс".


Екатерина Витальевна Сафронникова
Здравствуйте, команда "Парадокс". К вопросу об исторических личностях. Не кажется ли Вам, что психологически учащимся начальной школы будет сложно ассоциировать задачи и исторические фамилии? С какой целью Вы усложняете учебную программу начальной школы? И нам не совсем понятно, каким образом на очном этапе Вы будете демонстрировать свой проект?
С уважением, команда "Методический дебют, или Первый блин...".

Екатерина Олеговна Метелева
Здравствуйте, команда "Парадокс". К вопросу об исторических личностях. Не кажется ли Вам, что психологически учащимся начальной школы будет сложно ассоциировать задачи и исторические фамилии? С какой целью Вы усложняете учебную программу начальной школы? И нам не совсем понятно, каким образом на очном этапе Вы будете демонстрировать свой проект?
С уважением, команда "Методический дебют, или Первый блин...".


Доброго времени суток! Отвечу так, задачи по содержанию интересные, они соответствуют уровню развития детей, в том плане что задачи составлены как для первоклассников, так и 2-,3-, четвероклассников. Для детей эти задачи не кажутся сложными. Эти задачи уже были внедрены нами к образовательный процесс городских школ. Проект мы будем демонстрировать как урок, фрагменты урока, методические рекомендации для учителей. С уважением, капитан команды "Парадокс".


Михаил Валерьевич Шибанов
Здравствуйте, команда "ПАРАДОКС"!
В вашем подходе происходит смешение дисциплин. Не будет ли история отвлекать учащихся младших классов от математики, как от основной дисциплины? Почему бы не связать задания по математике с известными личностями в рамках этой дисциплины? Какие требования будут предъявляться учителю, который будет применять данную программу на практике?
С уважением команда "ЮППИ"!

Екатерина Олеговна Метелева
Здравствуйте, команда "ЮППИ"! Отвлекать исторический материал от основной дисциплины (математики) не будет! так как при разработке заданий и их использовании на уроках учитываются следующие особенности: 1)Учет возрастных особенностей при отборе содержания исторического материала.
2) Учет уровня развития мышления школьников для формулирования заданий.
3) Проведение работы систематически, начиная с 1 класса.
4)Объем излагаемого исторического материала не должен быть большим по объеме.
Исторические сведения учащиеся получают на уроках окружающего мира, т.е. они уже уже знакомы детям, а уроки математики позволяют раскрывать межпредметные связи, убеждая учащихся в том, что знания математики в жизни нужны.