Преодолевая барьеры общения

Ольга Александровна Мазуренко
Содержание проекта
1. название команды – Феникс.
2. педагогический результат
Тема: «Преодолевая барьеры общения: игра как средство развития креативности и умения работать в коллективе».
Цели:
Общая:
1. создание условий для развития творческих способностей учащихся и умения работать в коллективе;
2. пробуждение интереса к истории.

Предметная:
1. раскрыть значение Великих географических открытий в повседневной жизни современного человека (европейца);
2. проследить становление культуры питания европейцев.
3. выявить последовательность открытия отдельных территорий материков и частей акватории океанов.

Надпредметная:
1. способствовать становлению смысловых единиц жизни (СЕЖ):
• смыслы-мотивы,
• смыслы-интересы,
• смыслы-цели,
• смыслы-переживания,
• смыслы-отношения.

СЕЖ определяются:
• по содержанию (понятия, социальные нормы, ценности, идеалы);
• по форме существования, функционально, то есть реализация в деятельности (умения, действия, поступки, роли).
На философском уровне: СЕЖ—постоянные отношения человека:
к себе – «Я сам»;
к другим – «Я - сын», «Я - друг», «Я-ученик»;
к миру – «Я - гражданин».
2. способствовать формированию общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе.

1.а)Организационный момент
(10 мин.)

б) Действия организаторов
Предложение участникам олимпиады принять участие в игре (по желанию, не более 16 человек).
Помощь в формировании команды

в) Действия участников
Формирование команды:
• Название команды;
• Эмблема (символ) команды;
• Выбор капитана.

2.а)Вызов (мотивация)
(6 мин.)

б)Действия организаторов
«Представьте, что Вы человек эпохи Средневековья (Нового времени, современности). Выберите из предложенных продуктов те, которые соответствуют вашей эпохе».
Организация пространства:
на столе представлено блюдо и шведский стол из овощей и фруктов. К столу вызывается несколько человек.

в) Действия участников
На столе представлено блюдо и шведский стол из овощей и фруктов.
К столу приглашаются три человека из команды.
Задание:
Необходимо выбрать из предложенных продуктов те, которые соответствуют выбранной эпохе.

3.а)Осмысление

3.1 а)«Компас Колумба»
(шифр Цезаря)
(10 мин.)

б)Действия организаторов
Организаторы выдают «компас» команде и объясняют задание:
«Компас Колумба» (Шифр Цезаря) — вид шифра подстановки, в котором каждый символ в открытом тексте заменяется символом находящимся на некотором постоянном числе позиций левее или правее него в алфавите. Например, в шифре со сдвигом 3 А была бы заменена на Г, Б станет Д, и так далее.

Команде необходимо за отведённое время расшифровать фразу (слово). По окончанию отведенного времени капитан команды должен предоставить окончательную расшифровку фразы (слова)».

«Компас Колумба» будет направлять команду на последующие испытания.


в) Действия участников
Задание: за отведённое время команда должна расшифровать закодированную фразу (слово). По окончанию отведенного времени капитан команды предоставляет организаторам окончательную расшифровку фразы (слова).


3.2. а)«Карта открытий»
(17 мин.)

б)Действия организаторов
Организаторы выдают полотно с изображением карты Великих географических открытий (материки и маршруты открытий) и мяч (символизирует корабль).

«Вся команда берёт полотно по периметру. Задача команды за отведённое время прокатить мяч по маршруту, отмеченному на полотне-карте. Нельзя касаться мяча руками. Нельзя допускать, чтобы мяч выкатывался за пределы маршрута. Если мяч выкатился – команда начинает испытание с начала».

Организаторы следят за тем, чтобы команда не нарушала правила игры, следят за временем. По ходу испытания организаторы эмоционально поддерживают команду. В качестве фона звучит музыка.

в) Действия участников
Задание: вся команда берет карту (полотно) по периметру.
Задача команды прокатить мяч (не касаясь его руками) по отмеченным на карте (полотне) маршрутам исследователей (не выходя за их пределы). Мяч символизирует корабль, полотно – карту.

3.3 а)«Компас Колумба»
(5 мин.)

б)Действия организаторов
См. п. 2.1.
в) Действия участников
См. п. 2.1.
3.4. а)«Затерянные штормом»
(20 мин.)
б)Действия организаторов
Организаторы раздают участникам повязки на глаза.
Организаторы объясняют задание.
«Команда выстраивается цепочкой друг за другом. Руки необходимо положить на плечи впереди стоящего члена команды. Повязками, которые мы вам выдали, вы завязываете глаза впереди стоящему участнику. С не завязанными глазами остается только один участник – последний в цепочке. Задача команды за определённое время обойти препятствия. Нельзя использовать слова или звуки. Цепочка не должна разъединяться».

Организаторы следят за тем, чтобы команда не нарушала правила игры, следят за временем. Во время проведения испытания звучит музыка. Организаторы обеспечивают музыкальный ряд.

в) Действия участников
Вся команда становится цепочкой (друг за другом, руки кладут на плечи впереди стоящему участнику). Всем завязываются глаза, за исключением последнего в цепочке. Задача: без использования слов и звуков обойти препятствия.

3.5. а)«Компас Колумба»(5 мин.) б), в)аналогично См. п. 2.1.
3.6. «Встреча» (15 мин.)
б)Действия организаторов
Организаторы объясняют задание:
«Команде необходимо организовать встречу мореплавателей из Старого Света с аборигенами Нового Света. Вы должны взять на себя определённые роли (мореплаватели/аборигены) и показать встречу в виде драматизации/пантомимы. Возможен варианты на выбор: танец, выступление вождя, общение на выдуманном языке (с переводом). Можно придумать свой вариант встречи. Главный критерий оценки – нестандартный креативный подход. На выполнение задания отводится ограниченное количество времени».

Организаторы предоставляют команде необходимый реквизит.

Организаторы следят за временем. По ходу испытания организаторы эмоционально поддерживают команду, создают благоприятную атмосферу, возможен диалог с командой. Во время подготовки к испытанию звучит музыка. Организаторы обеспечивают музыкальный ряд.

в) Действия участников
Задание: команде необходимо организовать встречу мореплавателей с аборигенами (племенами майя, ацтеков, инков).
Предполагаемый результат: танец, выступление вождя, общение на выдуманном языке и т. д.(на выбор).

3.7. а)«Компас Колумба» (5 мин.)б), в)аналогично См. п. 2.1.
3.8. а) "Жертвоприношение"(10 мин.)

б)Действия организаторов
Организаторы объясняют задание.
«Один из членов команды ложится спиной на стол. Команда становится вокруг участника, и подкладывают под его тело вытянутые указательные пальцы рук. Задача команды поднять участника на пальцах до уровня плеч. Во время подъема нельзя поворачивать ладони вниз. Не забывайте, что время ограничено».

Организаторы следят за тем, чтобы команда не нарушала правила игры, следят за временем. По ходу испытания организаторы эмоционально поддерживают команду, создают благоприятную обстановку. Во время подготовки к испытанию звучит музыка. Организаторы обеспечивают музыкальный ряд.

в) Действия участников
Доброволец ложится спиной на стол, вокруг него становятся остальные участники команды, которые подкладывают под его тело указательные
пальцы своих рук (руки при этом расположены ладонями
вверх или внутрь, но только не вниз).
По команде организатора они поднимают руки до уровня плеч, и доброволец оказывается
в воздухе, лежа, в буквальном смысле, на пальцах своих товарищей.
(Группа, даже состоящая преимущественно
из девушек, без особого труда поднимает таким способом
участников весом до 70 — 80 кг.)

3.9. а)«Компас Колумба» (5 мин.)б), в)аналогично См. п. 2.1.
3.10. «Путь домой» (15 мин.)
б)Действия организаторов
Организаторы
заранее готовят конструкцию: поверхность, с привязанными веревками (количество веревок соответствует количеству участников команды) и шар (который кладется на поверхность в середине конструкции).

Организаторы объясняют задание.
«На столе команда может увидеть определённую конструкцию. Задача команды за ограниченное количество времени пронести с помощью этой конструкции шар из пункта «А» в пункт «Б». Каждый участник может взяться только за одну верёвку. Во время испытания нельзя допустить, чтобы шар скатился с поверхности. Если шар упадёт, команда начинает испытание сначала».

Организаторы следят за тем, чтобы команда не нарушала правила игры, следят за временем. По ходу испытания организаторы эмоционально поддерживают команду, создают благоприятную обстановку. Обеспечивают музыкальное сопровождение.

в) Действия участников
Участники берутся за концы веревок (каждый за свою веревку). Задача команды: пронести конструкцию, не уронив шар.

3.11.а)«Компас Колумба» (5 мин.)б), в)аналогично См. п. 2.1.
3.12.а)«Приятные воспоминания» (7 мин.)

б)Действия организаторов
Организаторы объясняют задание.
«В течение минуты команде будет продемонстрирована определённая последовательность изображений. Ваша задача запомнить порядок расположения изображений и воспроизвести его. Вам будут предложены фрагменты иллюстраций, из которых вы и будете воспроизводить последовательность. Время воспроизведения также ограничено».

Организаторы демонстрируют участникам расположенную на листе определённую последовательность иллюстраций.

Организаторы следят за тем, чтобы команда не нарушала правила игры, следят за временем. По ходу испытания организаторы эмоционально поддерживают команду, создают благоприятную обстановку.

в) Действия участников
Задача команды за определенный период времени запомнить последовательность и воспроизвести её (собрать пазл при помощи предложенных им фрагментов иллюстраций).

4. Подведение итогов (15 мин.)
б)Действия организаторов
По результатам прохождения каждого испытания организаторы выдают команде предмет.
в)Действия участников
Задание: Команда из полученных предметов создает конечный продукт и презентует его.

5. Рефлексия
«Чемодан, мясорубка, корзина».
«Три вектора «Я – Мы – Дело». Метод незаконченных предложений.
(10 мин.)
б)Действия организаторов
Организаторы вывешивают на доску рисунки чемодана, мясорубки и корзины. Предлагают участникам совершить необходимые действия в отношении рисунков. Организуют работу участников на этапе рефлексии.
в)Действия участников
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки и корзины. В чемодан кладут все знания, которые пригодятся в дальнейшем. В мясорубку – то, что нуждается в переработке. В корзину – то, что нужно выбросить.

Три вектора «Я – Мы – Дело». Что Я сегодня сделал, чем помог коллективу? Что сегодня Мы сделали как коллектив? Что в итоге получилось, что Мы сделали для общего Дела?

Продолжите предложение: «Сегодня на игре я…(научился, узнал, был удивлен и т.д.)».

5. средства отбора: по желанию (не более 16 чел.).
(Игра рассчитана на учеников II концентра (10 класс) в целях сплочения коллектива).

6. концептуальные позиции:
Проект опирается на ключевые положения деятельностного подхода (Д. Дьюи, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А.В. Боровских, Н.Х. Розов). Деятельностные принципы педагогики: 1) основная функция образования – подготовка ребёнка к участию в деятельности человеческого общества; 2) учение человека есть специфический вид деятельности, поэтому и выстраиваться учебная деятельность должна как любая человеческая деятельность, по тем же законам и принципам; 3) педагогическая деятельность есть специфический вид деятельности, являющийся, в широком смысле слова, управленческой, организующей и направленной деятельностью. Реализация принципов целостности (функции элемента в системе не свойством этого отдельного элемента, а свойствами целой системы), универсальности .
Кроме того, используются этапы технологии критического мышления, что учит мыслить критически.
Используются идеи философско-антропологического подхода (Л.М. Лузина)
Смысловые единицы жизни (СЕЖ) – индивидуальная система ценностей и способов взаимодействия с ними, значимые единицы человеческого сознания «для меня». (А.Н. Леонтьев).

6. средства фиксации достигнутого результата:

Наблюдение: наблюдаются ли изменения в коллективе? Происходит ли сплочение?
Критерии:
Образное описание стадий развития коллектива по Лутошкину.
Песчаная россыпь. Люди, которые не связаны между собой; каждый сам по себе. Отсутствует авторитетный центр. Структура формальна, лидерство отсутствует, микрогруппы неустойчивы. Нет устойчивых основ межличностных отношений.
Мягкая глина. Каждый выдвигает цели и интересы, при этом интересуется целями других. Эта группа может принять ту форму, какую захочет лидер, поэтому важна организация. Скрепляющее звено – формальная дисциплина и требования лидера. У членов группы появляется опыт совместной деятельности, общие дела и события, развиваются более устойчивые образования – группы.
Мерцающий маяк. Взаимодействие более активное, нежели на предыдущих стадиях. Группа озабочена тем, чтобы каждый шел верным путем. Появляется желание совместной деятельности. Большое значение имеет эмоциональный фактор, поэтому возникает наибольшая вероятность конфликтов. Происходит развитие социально значимых качеств, укрепление чувства МЫ.
Алый парус. Происходит укрепление, сближение ценностных ориентаций и сплочение группы. Развивается как внутригрупповая, так и межгрупповая активность. Девиз: Один за всех и все за одного. Дружба переплетается с обязанностями, появляется чувство гордости за коллектив при победе, а при поражениях нежелание признавать свои ошибки.
Горящий факел. Взаимодействие наиболее активно. Члены группы полностью открыты лидеру. Группа толерантна и стремится к сотрудничеству, вопреки соперничества. Способны договориться, прийти к соглашению. Ее можно назвать сплоченной и эффективной командой.
Развитие коллектива по Л. И. Новиковой:
1. Стадия сплочения коллектива;
2. Стадия превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся;
3. Стадия, когда, важнейшей заботой коллектива должно быть воспитание каждого ученика, забота о благополучной позиции каждого, правильная регуляция отношений между всеми членами коллектива.
Требования к конечному продукту:
- соответствие эпохе;
- сплоченность (дневник наблюдения, где будет фиксироваться уроень сплоченность);
- креативность
- скорость
Желаемый результат: достигнуть стадии развития коллектива до уровня «Горящий факел» (по Лутошкину).

7. распределение функций в команде: теоретическая и практическая (исполнительная) части осуществляются всей командой.


Екатерина Александровна Белоусова
Команда "Eidos", спасибо за вопрос.

Реализация проекта в студенческих группах возможна, только требуются некоторые изменения (например, усложнение материала.)

С уважением, команда"ФЕНИКС".

Елена Васильевна Афанасенкова
Здравствуйте, "Феникс". Скажите, а на этапе рефлексии (момент с чемоданом/корзиной/мясорубкой) вы понятия,распределяемые по ним создаете исходя из реализованного проекта?

С уважением, "Коломна"

Екатерина Александровна Белоусова
Здравствуйте,"Коломна".
Нет, участники игры сами их формулируют и распределяют по соответствующим категориям (чемодан/корзина/мясорубка).

С уважением, команда"ФЕНИКС".


Екатерина Олеговна Метелева
Доброго времени суток, команда! Подскажите на какую возрастную аудиторию рассчитан ваш проект? Благодарим за ответ, команда "Парадокс".

Иван Иванович Павлов
Здравствуйте!
Методика оценивания и концептуальная основа имеют ссылки на другие авторы. А что есть авторского в Вашем проекте? Отбор содержания материала? Спасибо!
С уважением команда "Полярная Звезда"

Татьяна Сергеевна Сабада
Здраствуйте, команда " Феникс"! Тема Вашего проекта актуальна, содержательна и интересна!При этом при прочтении у нас не возникло полной ясности при восприятии его содержания. Как пробуждение интереса к истории связано с преодолением барьеров в общении? Скажите как цели, поставленные в Вашем проекте(особенно предметные) соотносятся с заявленной темой? Чем обусловлен выбор целевой аудитории?

С уважением, команда "Первый ВУЗ Алтая"

Людмила Викторовна Соломенникова
Здравствуйте, команда "Феникс"! Тема Вашего проекта очень подробно описана и очень хорошо прослеживается ход действий.
Как название Вашего проекта соответствует его содержанию?
Многое зависит от возраста учащихся и продолжительности игры. Какие особенности выбора учащихся для игры были в Вашем проекте?
С уважение команда "УДГУ-ПРОФИ"

Екатерина Александровна Белоусова
Здравствуйте, уважаемые команды! Благодарим вас за интерес к нашему проекту и за вопросы. Постараемся на них ответить:

Команда"Парадокс", как указано в пункте №5 нашего проекта, игра рассчитана на учеников II концентра (10 класс).

Команда "Полярная Звезда", мы не ставили нашей первоочередной задачей разработку новой методики оценивания степени сплочённости коллектива. А ссылка на Закон об образовании сделана лишь для того, чтобы подчеркнуть актуальность поставленных целей. Наш проект - это сочетание методик, тщательно переработанных, наложенных на исторический материал и адаптированных для достижения поставленных целей.

Команды "Первый ВУЗ Алтая" и "УДГУ-ПРОФИ", основной целью нашего проекта является создание условий для развития творческих способностей учащихся и умения работать в коллективе (отсюда и название проекта). Эту цель мы совместили с предметной. "Преодолевая барьеры общения", работая в коллективе, ученики изучают историю в интересной игровой форме. Соответственно, у учеников развиваются творческие способности проявляется интерес к истории.

Данную целевую аудиторию мы выбрали в связи с тем, что коллектив 10-го класса чаще всего формируется заново. Поэтому проблема преодоления барьеров общения актуальна для данной целевой группы.

С уважением, команда"ФЕНИКС".