III Командная педагогическая олимпиада-универсиада

Главная

Тренинг как интерактивная технология формирования компетентности социального взаимодействия подростков

Тренинг как интерактивная технология формирования компетентности социального взаимодействия подростков

Ольга Александровна Мазуренко
Тренинг как интерактивная технология формирования компетентности социального взаимодействия подростков

Формирование компетентности социального взаимодействия в подростковом возрасте является актуальной проблемой современных педагогики и психологии в связи с тем, что межличностное общение является важным условием развития личности. В этот период происходит коренная ломка прежних интересов и отношений ребенка, обостряются внутренние и внешние конфликты, появляются разные формы нарушающего поведения и агрессивности, как протеста по поводу неудовлетворенности своим положением в обществе, в группе, в семье.
Многие личностные проблемы в подростковом возрасте, по мнению И.А. Зимней, М.Д. Лаптевой, Э.В Матюхиной, Л.А.Петровской, С.В. Духновского и др., связаны с недостатком умений организовать и регулировать межличностное общение, навыков сотрудничества, что влечет за собой отчужденность, конфликтность и агрессию в межличностных отношениях подростка. Важной областью социального поведения подростков является среда сверстников, позволяющая удовлетворить потребность в самореализации, принадлежности к группе, личностном признании у сверстников. Все выше сказанное позволяет сформулировать проблему исследования: какие психолого-педагогические технологии будут оптимальными для решения задачи формирования компетенций социального взаимодействия в реальной подростковой группе?
По нашему мнению, наиболее продуктивные результаты работы в подростковой среде дают интерактивные методы обучения. К интерактивным методам относятся обучающие и игровые технологии, не дающие готовые знания, а побуждающие обучаемых к самостоятельному поиску, среди которых модерация, групповая дискуссия, имитационные, дидактические, деловые, ролевые игры и др. [5].
Цели и задачи проекта: выполнить теоретический анализ литературы по теме исследования; организовать исследование параметров, характеризующих компетенции социального взаимодействия подростков; разработать и апробировать программу социально-психологического тренинга, направленного на формирование конструктивных форм межличностного взаимодействия в процессе обучения; обосновать эффективность разработанной программы.
В качестве объекта исследования выступили компетенции социального взаимодействия подростка. Предметом исследования явилась динамика параметров, характеризующих компетенции социального взаимодействия под воздействием интерактивных технологий социально-психологического тренинга. Цель исследования – оценить изменения параметров, характеризующих компетенции социального взаимодействия подростков реальной группы, которые произойдут под воздействием интерактивных технологий, включенных в содержание социально-психологического тренинга. В проекте была выдвинута гипотеза о том, что специально подобранные интерактивные методы, включенные в программу социально-психологического тренинга, будут способствовать снижению конфликтности, отчужденности и агрессивности подростков, что в свою очередь будет способствовать гармонизации межличностных отношений в учебной группе и оптимизировать образовательный процесс, строящийся на сотрудничестве.
Методологическая основа исследования: концептуальные положения, разработанные В.Н.Мясищевым, получившие дальнейшее развитие в трудах А.А.Бодалева, Л.И.Божович, В.В.Давыдова, В.А.Зобкова, А.К.Марковой, Б.А.Сосновского и др., в их работах подчеркивается особая значимость общения для становления личности и деятельности, особенно в подростковом возрасте; теоретические положения и методические разработки И.А. Зимней, раскрывающей содержание важнейших ключевых социальных компетенций и подходы к их формированию; исследования Л.В. Куликова и С.В.Духновского [1], рассматривающие проблему гармонизации межличностных отношений, которые разворачиваются в определенной ситуации взаимодействия и могут носить формально-деловой и интимно-личностный характер; а также положения, посвященные методологии тренинга. Теоретический анализ позволил определить тренинг как «многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия» [3]. В работах Л.А. Петровской социально-психологический тренинг определяется как форма психологического воздействия в процессе интенсивного обучения в групповом контексте [4]. Ю.Н. Емельянов определяет тренинг как группу методов развития способностей к обучению и овладению любыми сложными видами деятельности, в том числе и учебными [2]. По мнению С.И. Макшанова в тренинге изменения могут происходить на четырех уровнях: когнитивном, уровне поведения, уровне отношений и установок, личностном уровне. Отличительной особенностью тренинга является применение разнообразных интерактивных методов, позволяющих создать среду, в которой преднамеренные изменения становятся возможными [3].
В проекте были использованы следующие методы: анализ теоретических источников; тестирование с применением методик «Субъективная оценка межличностных отношений» (СОМО) С.В. Духновского, тест «Рука» Э. Вагнера, опросник «Выявление форм агрессивных и враждебных реакций» А.Басса и А.Дарки; метод математической статистики (U - критерий Манна-Уитни); социально-психологический тренинг.
В качестве эмпирической базы исследования была выбрана МБОУ СОШ № 15 г. Владимира. Исследовательскую выборку составили учащиеся 9 «А» и 9 «Б» класса (возраст 14-15 лет) в количестве 40 человек, 18 мальчиков, 22 девочек.
Проект реализовывался на протяжении четырех этапов.
Диагностический этап – исследование параметров, характеризующих компетенции социального взаимодействия подростков, составивших выборку исследования. В рамках этапа были сформированы эквивалентные, по интересующим нас характеристикам, экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы. Просветительский этап – проблемные лекции, модерация совместных обсуждений, дискуссий. Цель этапа: сформировать теоретические представления о межличностных отношениях, их видах, явлениях, затрудняющих конструктивное общение. Основной этап – подбор интерактивных технологий, разработка и реализация программы социально-психологического тренинга (СПТ). Цель этапа – предложить конструктивные поведенческие альтернативы, которые помогут подростку гармонизировать межличностные отношения со сверстниками, обучить эффективным способам общения и сотрудничества. Итоговый этап – подведение итогов реализации программы, диагностика произошедших изменений в параметрах межличностных отношений. Структура занятий в общем виде включала ритуал встречи, модерацию, групповые дискуссии, проблемные лекции, упражнения, имитационные и ролевые игры, групповую и индивидуальную рефлексию, обратную связь.
Критериями эффективности реализации программы являются: на когнитивном уровне: формирование знаний и представлений об общении как специфической деятельности личности в подростковом возрасте; на поведенческом уровне: апробация новых, конструктивных способов взаимодействия со сверстниками; коррекция сложившихся форм взаимодействия в группе; на уровне установок и отношений личности: изменение сформировавшихся установок по отношению к членам классного коллектива, к собственным средствам взаимодействия.
Исследование на первом этапе проекта позволило сделать вывод, что для подростков характерны вербальная агрессия, физическая агрессия, подозрительность, косвенная агрессия и раздражительность, дисгармония межличностных отношений, проявляющаяся в отчужденности, напряженности и конфликтности.
После реализации программы СПТ при повторном диагностическом исследовании были выявлены значимые различия с помощью U-критерия Манна-Уитни (при p≤0,01) по параметрам напряженности, отчужденности, конфликтности, агрессивности в КГ и ЭГ.
Анализ результатов повторного тестирования с применением опросника А.Басса, А.Дарки выявил достоверные различия по индексу враждебности и индексу агрессии
Повторное использование теста «Рука» Э.Вагнера выявило значимые изменения (при р≤0,01) по параметру склонность к социальной кооперации в отношениях.
Подростки, входящие в ЭГ смогли значительно повысить уровень успеваемости (с 3,1 балла до 3,9). В контрольной же группе подобных изменений не отмечено (3,2 → 3,3). На достоверном уровне было доказано, что различия в развитии учащихся ЭГ и КГ являются значительными, хотя изначально, как уже упоминалось, различий между данными группами выявлено не было.
Сопоставляя результаты исследования с выдвинутым предположением, о том, что специально подобранные интерактивные методы, включенные в программу социально-психологического тренинга, будут способствовать гармонизации межличностных отношений в учебной группе и оптимизировать образовательный процесс, строящийся на сотрудничестве, можно утверждать, что гипотеза подтвердилась.
Практическая значимость проекта: теоретический материал, а также разработанная программа социально-психологического тренинга, основанная на интерактивных технологиях, может быть использована для решения задач формирования компетенций социального взаимодействия, гармонизации межличностных отношений подростков, активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся, что позволит подросткам активно и конструктивно проявлять свою индивидуальность в ситуациях социального взаимодействия.
Перспективой развития проекта является внедрение программы в образовательный процесс школы. Гармонизация отношений в классных коллективах будет способствовать улучшению социально-психологического климата и как следствие оптимизации учебной деятельности, строящейся на поисково-исполнительском и творческом уровнях активности учащихся, самостоятельном поиске решения проблем.

Екатерина Викторовна ЕВПЛОВА
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, а что Вы будите показывать на очном туре олимпиады, конкретные тренинги? Почему они не представлены? Заранее спасибо за ответ!

Гурген Тенгизович Нозадзе
Здравствуйте команда "ЮППИ"!Разъясните пожалуйста на сколько по времени рассчитан ваш проект? и возможно ли за это время сформировать компетенции?
С уважением, команда "Тула"!

Дарья Сергеевна Хало
Здравствуйте! Скажите, на какую возрастную аудиторию рассчитан Ваш проект? С уважением, команда Южного Федерального университета.

Татьяна Сергеевна Авдеенко
Здравствуйте! Каким конкретно образом проводился диагностический этап?
С уважением, команда Южного Федерального университета.

Елена Валерьевна Панченко
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, а что Вы будите показывать на очном туре олимпиады, конкретные тренинги? Почему они не представлены? Заранее спасибо за ответ!



Добрый день, Екатерина!Формат представления проекта не позволил представить всю программу тренинга. Она состоит из 12 занятий, на очном туре олимпиады мы будем показывать мини-тренинг, который будет состоять из следующих этапов:
1) Этап создания работоспособности группы;
2)Эта ориентации, в рамках которого осуществляется срез агрессивных, конструктивных и неуверенных форм поведения;
3) Этап отработки, в котором предполагается развитие выделенных компетенций.
С уважением, команда "ЮППИ".

Добавлено спустя 5 минут:
Здравствуйте команда "ЮППИ"!Разъясните пожалуйста на сколько по времени рассчитан ваш проект? и возможно ли за это время сформировать компетенции?
С уважением, команда "Тула"!



Здравствуйте, команда "Тула"!Наш проект рассчитан на 3 месяца активной работы с подростками- 12 встреч по 4-6 часов.
Мы считаем, что возможно освоение алгоритмов конструктивного поведения как важной составляющей развития компетенций. К тому же в процессе занятий, подростки получат знания о законах коммуникаций и освоят техники саморегуляции эмоциональных состояний.
С уважением, команда "ЮППИ"!

Добавлено спустя 6 минут:
Здравствуйте! Скажите, на какую возрастную аудиторию рассчитан Ваш проект? С уважением, команда Южного Федерального университета.


Добрый день, команда Южного Федерального университета!
Наш проект рассчитан на подростковый возраст.
С уважением, Команда "ЮППИ" г. Владимир!

Добавлено спустя 11 минуту:
Здравствуйте! Каким конкретно образом проводился диагностический этап?
С уважением, команда Южного Федерального университета.


Здравствуйте, команда Южного Федерального университета!
Диагностический этап осуществлялся с помощью тестирования с применением методик «Субъективная оценка межличностных отношений» (СОМО) С.В. Духновского, тест «Рука» Э. Вагнера, опросник «Выявление форм агрессивных и враждебных реакций» А.Басса и А.Дарки. Полученные в ходе диагностики количественные и качественные данные анализировались, а также применялся метод математической статистики (U - критерий Манна-Уитни).
Диагностика проводилась до воздействия и после.
С уважением, команда "ЮППИ"!