III Командная педагогическая олимпиада-универсиада

Главная

Формирование универсальных учебных действий у обучающихся на уроках русского языка

Формирование универсальных учебных действий у обучающихся на уроках русского языка

Ольга Александровна Мазуренко
В настоящее время приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои успехи. Достижение данной цели возможно благодаря формированию универсальных учебных действий обучающихся.
Цель – сформировать компетенции слушателей по организации освоения учащимися УУД на уроках русского языка.
Схема действий:
1. Познакомить слушателей с понятием «универсальные учебные действия» и их видами;
2. Расширить знания и умения, необходимые для реализации новаций на практике;
3. Познакомить с практическими способами и приёмами формирования УУД на уроках русского языка;
4. Апробировать на практике навыки профессиональной деятельности учителя-словесника в условиях совершенствования структуры и содержания общего образования.
Условия, которым должны удовлетворять обучаемые, для того, чтобы результат мог быть продемонстрирован - студенты филологического факультета (специальность – русский язык и литература), прошедшие педагогическую практику в школе.
Концептуальные позиции:
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Само это понятие, имеющее общепедагогическую и психологическую направленность, в нормативных документах общего образования появляется впервые. Однако это не значит, что до сих пор никто не занимался формированием универсальных учебных действий. Просто такая деятельность не была специально обозначена и не включалась в целеполагание образовательного процесса.
В Федеральном государственном образовательном стандарте универсальные учебные действия сгруппированы в четыре основных блока: личностные; регулятивные, включая саморегуляцию; познавательные, включая логические и знаково-символические; коммуникативные действия.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выбрать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.
Познавательные действия включают исследование, поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Коммуникативные действия обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Исходя из самого названия «универсальные учебные действия», понятно, что их формирование может осуществляться только через систему практических заданий.
Средства фиксации достигнутого результата:
Для изучения сформированности профессиональной компетенции слушателей по организации освоения учащимися УУД на уроках русского языка можно использовать кейсовые задания.
Критерии оценки решения кейсового задания:
1) Эффективность решения проблемной ситуации
2) Обоснованность решения
3) Реальность применения решения на практике
Максимальное количество баллов 15
Распределение функций исполнительная роль осуществляется всеми членами команды.

Екатерина Викторовна ЕВПЛОВА
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, а что Вы будите показывать на очном туре олимпиады, конкретные кейсы? Почему они не представлены? Заранее спасибо за ответ!

Екатерина Олеговна Метелева
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, на какую группу обучающихся рассчитан Ваш проект? Спасибо за ответ. Капитан команда"Парадокс"

Ольга Викторовна Култыгина
Здравствуйте! Скажите, каким образом будет происходить знакомство с понятием и особенностями формирования? Спасибо за ответ.

Иван Иванович Павлов
Доброе время суток! Раскройте пожалуйста вкратце, каким образом достигается поставленная цель? Виды заданий, упражнений других методических приемов? Спасибо!
С уважением команда "Полярная Звезда"

Татьяна Сергеевна Сабада
Приветствуем команду "КОЛОМНА"! Ваш проект вызвал у нас интерес в силу его ясности и стройности.

С уважением, команда "Первый ВУЗ Алтая".

Иван Дмитриевич Зуев
Доброго времени суток, уважаемые участники олимпиады! Какие формы и методы используете вы?

С уважением, команда «УдГУ - ПРОФИ».

Людмила Сергеевна Метликина
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, а что Вы будите показывать на очном туре олимпиады, конкретные кейсы? Почему они не представлены? Заранее спасибо за ответ!

Cпасибо за вопрос. Мы будем предлагать различные виды заданий, направленные на узнавание УУД, их различение, учить составлять задания по русскому языку, формирующие те или иные УУД. Объем слишком большой, поэтому кейсы и задания увидите в очном туре.

Добавлено спустя 1 минуту:
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, на какую группу обучающихся рассчитан Ваш проект? Спасибо за ответ. Капитан команда"Парадокс"

На студентов-филологов, прошедших практику по русскому языку в школе.

Добавлено спустя 3 минуты:
Здравствуйте! Скажите, каким образом будет происходить знакомство с понятием и особенностями формирования? Спасибо за ответ.

Спасибо за вопрос. Так как УУД - это практические навыки, поэтому с особенностями формирования УУд знакомство будет проходить через систему практических заданий.

Добавлено спустя 5 минут:
Доброе время суток! Раскройте пожалуйста вкратце, каким образом достигается поставленная цель? Виды заданий, упражнений других методических приемов? Спасибо!
С уважением команда "Полярная Звезда"

Спасибо за вопрос. поставленная цель будет достигаться через систему разнообразных практических заданий, а проверка уровня сформированности определяется по итогом выполнения кейсовых работ.

Добавлено спустя 12 минуты:
Приветствуем команду "КОЛОМНА"! Ваш проект вызвал у нас интерес в силу его ясности и стройности.

С уважением, команда "Первый ВУЗ Алтая".

Спасибо огромное за поддержку! Желаем вам удачи!

Добавлено спустя 15 минут:
Доброго времени суток, уважаемые участники олимпиады! Какие формы и методы используете вы?

С уважением, команда «УдГУ - ПРОФИ».

спасибо за вопрос! Форма занятия - практикум. мы используем интерактивные методы обучения, позволяющие построить образовательный процесс в соответствии с современными требованиями.

Михаил Сергеевич Новиков
Команда "Коломна", здравствуйте.
Очень интересный и востребованный проект в рамках внедрения ФГОС.
Вопрос: какие метапредметные результаты будут достигнуты в рамках реализации данного проекта?
Желаем удачи!
С уважением команда "Птица счастья"

Елена Васильевна Афанасенкова
Здравствуйте, "Птица счастья", спасибо за вопрос.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

С уважением, "Коломна"

Ольга Игоревна Тряпкина
Доброго времени суток, "Коломна".
Команда "Горячие Сердца", выражает Вам свою благодарность за создание и реализацию данного проекта. На наш взгляд, достижение поставленной цели, просто необходимо в условиях современного образования. Удачи Вам. С уважением, команда "Горячие Сердца".

Оксана Викторовна Голубова
Здравствуйте, команда "Коломна" очень интересный проект.Желаем успехов в реализации.
С уважением, команда "Южного Федерального Университета"

Людмила Сергеевна Метликина
Приветствуем команду "Горячие Сердца".
Спасибо вам огромное за такую оценку нашего труда. Мы от всей души желаем вам удачи:)
С уважением, команда "Коломна"

Добавлено спустя 3 минуты:
Здравствуйте, команда "Коломна" очень интересный проект.Желаем успехов в реализации.
С уважением, команда "Южного Федерального Университета"

Добрый вечер, команда "Южного Федерального Университета"!Вш проект нам тоже понравился. Удачи, еще раз удачи!!!
С уважением, команда "Коломна"