Построение образа жизненной цели

Ольга Александровна Мазуренко
Проект: ПОСТРОЕНИЕ ОБРАЗА ЖИЗНЕННОЙ ЦЕЛИ

Название команды: Первый ВУЗ Алтая
Результат: сформированный образ жизненной цели.
Форма работы: социально-психологический тренинг по формированию умения вы-страивать образ жизненной цели.
Цели:
– сформировать понятие образа жизненной цели; обучить участников объективным технологиям постановки целей.
– формирование уверенности и собственной ответственности в достижении целей; актуализация представлений о своих сильных сторонах через построение жизнен-ных целей
– развитие способности выстраивать собственные жизненные цели для самореализа-ции, развитие самосознания и формирование своей внутренней жизненной страте-гии.
Составляющие человеческого развития:
– Общие составляющие человеческого развития: развитие познавательных мысли-тельных процессов, таких как: анализ, синтез, систематизация, а также качества мыслительной деятельности и процессов (самостоятельности и креативности). Раз-витие элементов учебной деятельности (принятие учебной задачи, её планирова-ние, рефлексия).
– Предметная составляющая: представление о жизненных целях, умение самостоя-тельно выстраивать образ жизненной цели.
– Надпредметная составляющая: представление о системе потребностей человека, определяющих его жизненные цели, через концепцию А. Маслоу.

Целевой группой проекта являются участники:
– юношеского и молодого возраста (18 - 30 лет), с различной направленностью в об-разовании;
– проявляющие интерес и имеющие потребности в определении жизненных целей.

Средства отбора:
– беседа с участниками с целью выявления у них интереса и потребности в выстраи-вании образа жизненной цели;
– включенное наблюдение с целью восприятия поведенческих реакций участников группы и выявление их активности и заинтересованности в предложенной теме.

Схема действий:
Мотивационный этап:
– вызов мотивации и интереса к предложенной теме с использованием метафориче-ских методов;
Содержательно-целевой этап:
– Постановка учебной задачи перед обучающимися и выяснение её принятия через сообщение о назначении цели в жизни и её функциях;
Организационно-деятельностный этап:
– Обозначение ориентировочной основы организации процесса построения жизнен-ной цели;
– Самостоятельное построение образа персональной жизненной цели с использова-нием ориентировочной основы;
– Рефлексия результатов самостоятельного построения образа жизненной цели;
Контрольно-оценочный этап:
– Контроль и проверка сформированности умения выстраивать образ жизненной це-ли с использованием кейс-метода.

Концептуальные позиции:
Деятельностный подход (А. Н. Леонтьев и др.)
Согласно этому подходу, субъект в своих деяниях не только обнаруживается и прояв-ляется; он в них созидается и определяется. Тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его са-мого.
Концепция поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной и др.)
Организация внешней деятельности, способствующая переходу внешних действий ум-ственные, является основой рационального управления процессом усвоения знаний, навыков, умений. Согласно этой теории, формирование умственных действий прохо-дит по ряду этапов от внешних действий к внутренним с использованием ориентиро-вочной основы.
Концепция педагогической поддержки (О.С. Газмана и др.)
Процесс определения собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоле-ния препятствий, мешающих сохранить своё человеческое достоинство и самостоя-тельно достигать желаемых результатов в обучении, саморазвитии, общении с помо-щью педагогической поддержки.

Средства фиксации достигнутого результата
Когнитивные показатели:
– Знания об уровнях потребностей человека, как системно-образующих для форми-рования образа жизненной цели;
– Представление о роли жизненной цели в становлении человека;
– Знания о том, как самостоятельно и целостно выстраивать образ жизненной цели.
Поведенческо-деятельностные показатели:
– Выполнение действий по построению жизненной цели, используя ориентировоч-ную основу;
– Проявление умений по построению образа жизненной цели и умений применять их в нестандартных ситуациях;
– Наличие активности в выполнении деятельности;
Эмоционально-волевые показатели:
– Проявление интереса к построению образа жизненной цели;
– Проявление умений преодолевать препятствия, в процессе построения образа жиз-ненной цели.
Уровни достигнутого результата
Высокий уровень: Обучающийся выделяет образ жизненной цели, выстраивает ее из всех структурных компонентов потребностей человека, понимает роль жизненной цели. Само-стоятельно создает полную ориентировочную основу.
Средний уровень: Обучающийся выделяет образ жизненной цели, выстраивает ориенти-ровочную основу самостоятельно, но не полно.
Низкий уровень: Обучающийся принимает ориентировочную основу в готовом виде, с по-мощью неё выстраивает образ жизненной цели.

Распределение функций в команде:

I. Проектная составляющая:
Капитан (организатор, мотиватор): лидер, соединяет усилия членов группы в единое целое, контролирует деятельность команды, выполняет руководительские функции. (Го-ловеев Иван)
Генератор идей: выполняет функцию источника идей, создаёт новые предложения и предлагает способы их реализации, участвует в обсуждении проектов других команд (Са-бада Татьяна)
Исследователь ресурсов: предлагает новые идеи, является связующим звеном команды с внешней средой, участвует в обсуждении проектов других команд (Мананникова Полина)
Оцениватель-аналитик: анализирует деятельность команды, даёт её оценку, делает логи-ческие выводы и заключения, участвует в обсуждении проектов других команд (Лобчико-ва Кристина)
Завершитель: концентрирует усилия на выполнении заданий должным образом и в дета-лях, участвует в обсуждении проектов других команд (Дивнич Софья)

II. Исполнительная составляющая:
Капитан команды: наблюдает за работой команды, дает обратную связь, готовит фото и видео отчет, помогает в оформлении саморецензии и рецензии проектов других команд (Головеев Иван)
Реализаторы (ведущие): формируют образ жизненной цели у обучающихся, исполняют основные этапы проекта, следят за сроками и качеством выполнения работы, проводят са-морефлексию выполненной деятельности. (Мананникова Полина, Сабада Татьяна)
Ассистенты: помогают воплотить идеи в реальность, несут ответственность за техниче-скую реализацию проекта, участвуют в рецензировании проектов других команд. (Лобчи-кова Кристина, Дивнич Софья)


Иван Фёдорович Головеев
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, а что Вы будите показывать на очном туре олимпиады? Заранее спасибо за ответ!


Уважаемая Екатерина,
Благодарим вас за проявленный интерес к нашему проекту.
Нам не совсем понятна ваша формулировка вопроса, касающаяся "что Вы будите показывать на очном туре олимпиады". Речь идет о наглядно-демонстративном материале, который мы будем использовать или вопрос о чем-то другом?
Уточните пожалуйста, что Вы имели ввиду под словом "показывать".

С уважением, капитан команды
Головеев Иван


Ольга Игоревна Тряпкина
Под словом "показывать" имеется ввиду сл.: какие формы и методы проведения занятий будут использованы?

Доброго времени суток, уважаемые участники олимпиады!Прошу прощения, если вмешиваюсь не в свое дело, но у команды Первого ВУЗа Алтая четко выделена форма работы, в которой нам сообщается, что планируется проведение тренинга, направленного на формирование умения выстраивать образ жизненной цели. А также описана схема действий во время проведения тренинга.

Благодарю, команду Первого ВУЗа Алтая, за столь актуальный, необходимый и полезный проект.

С уважением, капитан команды "Горячие Сердца"
Тряпкина Ольга

Анна Алексеевна Костюченко
Здравствуйте, команда "Первый ВУЗ Алтая"! В своем проекте вы предлагаете решение важной и актуальной для молодежи проблемы. Уточните, пожалуйста, в чем состоит новизна вашего тренинга? Заранее спасибо за ответ!
С уважением, команда "Тула".

Екатерина Олеговна Метелева
Доброго времени суток, команда! Меня интересует следующий вопрос: почему выбрана аудитория, которая уже имеет какое-либо образование? Возможно ли реализовать ваш проект на старшеклассниках, для них ваша работа может быть актуальнее, чем для предложенной аудитории?
Спасибо за ответ, команда "Парадокс".

Полина Евгеньевна Мананникова
Под словом "показывать" имеется ввиду сл.: какие формы и методы проведения занятий будут использованы?

Как справедливо заметила команда "Горячие сердца", в своём проекте мы описали форму и методы реализации нашего проекта.С ними Вы можете ещё раз ознакомиться, прочитав проект.
С уважением, команда "Первый ВУЗ Алтая".

Добавлено спустя 3 минуты:
Под словом "показывать" имеется ввиду сл.: какие формы и методы проведения занятий будут использованы?

Доброго времени суток, уважаемые участники олимпиады!Прошу прощения, если вмешиваюсь не в свое дело, но у команды Первого ВУЗа Алтая четко выделена форма работы, в которой нам сообщается, что планируется проведение тренинга, направленного на формирование умения выстраивать образ жизненной цели. А также описана схема действий во время проведения тренинга.

Благодарю, команду Первого ВУЗа Алтая, за столь актуальный, необходимый и полезный проект.

С уважением, капитан команды "Горячие Сердца"
Тряпкина Ольга




Благодарим команду "Горячие Сердца" за проявленный интерес и ясное видение нашего проекта!
С уважением, команда "Первый ВУЗ Алтая"

Татьяна Сергеевна Сабада
Доброго времени суток, команда! Меня интересует следующий вопрос: почему выбрана аудитория, которая уже имеет какое-либо образование? Возможно ли реализовать ваш проект на старшеклассниках, для них ваша работа может быть актуальнее, чем для предложенной аудитории?
Спасибо за ответ, команда "Парадокс".



Здравствуйте, команда "Парадокс"
Мы согласны с вами, в том что наш проект может быть реализован в работе со старшеклассниками, так как именно в этом возрасте ведущей деятельностью является жизненное самоопределение и проектирование жизненных целей на данном этапе является актуальным.
Однако, мы ориентировались на реальные условия реализации проекта "Построение образа жизненной цели" и на ту аудиторию, которая примет участие в очном туре универсиады, имеющую разные профессиональные интересы и направления образования.
Осмысленное построение образа жизненной цели зависит не всегда от возраста, а от личностной зрелости и расширенности самосознания каждого отдельного человека.

Благодарим за вопрос
С уважением, команда "Первый ВУЗ Алтая"

Добавлено спустя 13 минуты:
Здравствуйте, команда "Первый ВУЗ Алтая"! В своем проекте вы предлагаете решение важной и актуальной для молодежи проблемы. Уточните, пожалуйста, в чем состоит новизна вашего тренинга? Заранее спасибо за ответ!
С уважением, команда "Тула".



Здравствуйте, команда "Тула"!
Новизна нашего проекта заключается в структурировании содержания и построении самого тренинга на деятельностной основе ориентированной на поэтапное формирование образа жизненной цели. Также новизна будет определяться условиями, в которых он будет реализован.

Благодарим за вопрос, команда "Первый ВУЗ Алтая"

Иван Иванович Павлов
Здравствуйте!
Сама тематика проекта "Построение образа жизненной цели" требует продолжения, развития, усовершенствования. За время одного занятия такая цель не достигается. Наверное возможна только установка образа жизненной цели...
В связи с этим вопрос: предусматривается ли возможное продолжение такого тренинга по формированию умения выстраивать образ жизненной цели, учитывая то, что за два часа это не достигается? Спасибо!
С уважением команда "Полярная звезда"

Полина Евгеньевна Мананникова
Здравствуйте!
Сама тематика проекта "Построение образа жизненной цели" требует продолжения, развития, усовершенствования. За время одного занятия такая цель не достигается. Наверное возможна только установка образа жизненной цели...
В связи с этим вопрос: предусматривается ли возможное продолжение такого тренинга по формированию умения выстраивать образ жизненной цели, учитывая то, что за два часа это не достигается? Спасибо!
С уважением команда "Полярная звезда"



Здравствуйте, команда "Полярная звезда"!
Мы благодарим Вас за проявленный интерес к нашему проекту! Мы не ставим перед собой цель усовершенствования и развития жизненной цели. Это делает каждый человек индивидуально в процессе своей жизни. Наш проект направлен на формирование базовых умений, позволяющих проявить образ жизненных целей.

С уважением, команда "Первый ВУЗ Алтая"

Ольга Игоревна Тряпкина
Под словом "показывать" имеется ввиду сл.: какие формы и методы проведения занятий будут использованы?

Как справедливо заметила команда "Горячие сердца", в своём проекте мы описали форму и методы реализации нашего проекта.С ними Вы можете ещё раз ознакомиться, прочитав проект.
С уважением, команда "Первый ВУЗ Алтая".

Добавлено спустя 3 минуты:
Под словом "показывать" имеется ввиду сл.: какие формы и методы проведеrния занятий будут использованы?

Доброго времени суток, уважаемые участники олимпиады!Прошу прощения, если вмешиваюсь не в свое дело, но у команды Первого ВУЗа Алтая четко выделена форма работы, в которой нам сообщается, что планируется проведение тренинга, направленного на формирование умения выстраивать образ жизненной цели. А также описана схема действий во время проведения тренинга.

Благодарю, команду Первого ВУЗа Алтая, за столь актуальный, необходимый и полезный проект.

С уважением, капитан команды "Горячие Сердца"
Тряпкина Ольга




Благодарим команду "Горячие Сердца" за проявленный интерес и ясное видение нашего проекта!
С уважением, команда "Первый ВУЗ Алтая"

С большим интересом примем участие в реализации вашего проекта. Команда " Горячие Сердца "

Татьяна Сергеевна Сабада
Под словом "показывать" имеется ввиду сл.: какие формы и методы проведения занятий будут использованы?

Как справедливо заметила команда "Горячие сердца", в своём проекте мы описали форму и методы реализации нашего проекта.С ними Вы можете ещё раз ознакомиться, прочитав проект.
С уважением, команда "Первый ВУЗ Алтая".

Добавлено спустя 3 минуты:
Под словом "показывать" имеется ввиду сл.: какие формы и методы проведеrния занятий будут использованы?

Доброго времени суток, уважаемые участники олимпиады!Прошу прощения, если вмешиваюсь не в свое дело, но у команды Первого ВУЗа Алтая четко выделена форма работы, в которой нам сообщается, что планируется проведение тренинга, направленного на формирование умения выстраивать образ жизненной цели. А также описана схема действий во время проведения тренинга.

Благодарю, команду Первого ВУЗа Алтая, за столь актуальный, необходимый и полезный проект.

С уважением, капитан команды "Горячие Сердца"
Тряпкина Ольга




Благодарим команду "Горячие Сердца" за проявленный интерес и ясное видение нашего проекта!
С уважением, команда "Первый ВУЗ Алтая"

С большим интересом примем участие в реализации вашего проекта. Команда " Горячие Сердца "


Спасибо команда "Горячие сердца"! У нас тоже вызвал уважение Ваш проект!

Иван Дмитриевич Зуев
Доброго времени суток, уважаемые участники олимпиады! Расскажите пожалуйста поподробнее, как будет проходить «рефлексия результатов самостоятельного построения образа жизненной цели»?

С уважением, команда «УдГУ - ПРОФИ».

Софья Евгеньевна Дивнич
Здравствуйте, команда «УдГУ - ПРОФИ»! Благодарим Вас за проявленный интерес к нашему проекту! Всем участникам будут предложены вопросы для рефлексии результата деятельности на определение затруднений, возникающих при построении образа жизненной цели, на определение эмоционального состояния, на выбор стратегии построения образа жизненной цели, на полноту охвата ориентировочной основы построения образа жизненной цели. Каждый участник будет давать устный отчет, через предложенные вопросы, как для него проходил процесс построения образа жизненной цели.

С уважением, команда "Первый ВУЗ Алтая"

Екатерина Витальевна Сафронникова
Здравствуйте, команда Первый ВУЗ Алтая! Представленный Вами проект по содержанию направлен на молодых людей в возрасте 18-30 лет. Подскажите, какое место в Вашем проекте определено ученику? Так как конференция посвящена "Молодому учителю" и его профессиональному становлению.
С уважением, команда "Методический дебют, или Первый блин...".

Софья Евгеньевна Дивнич
Здравствуйте, команда Первый ВУЗ Алтая! Представленный Вами проект по содержанию направлен на молодых людей в возрасте 18-30 лет. Подскажите, какое место в Вашем проекте определено ученику? Так как конференция посвящена "Молодому учителю" и его профессиональному становлению.
С уважением, команда "Методический дебют, или Первый блин...".



Здравствуйте, команда "Методический дебют, или Первый блин..."! В положении универсиады прописано, что: "1. Командная педагогическая универсиада проводится с целью формирования у будущих и настоящих учителей навыков командной работы и взаимодействия в рамках педагогического сообщества...
2. Основная задача команды:
а. представить свое умение учить в форме проекта (замысла) учебного действия – в заочном туре;
б. представить свое умение учить в форме практической реализации учебного действия – в очном туре;
в. представить свое умение понимать смысл и технику педагогических действий, осуществляемых другими командами, – в заочном и очном туре.
3. В роли «обучаемых» будут выступать сами участники – члены других команд. Команда будет иметь возможность произвести диагностику и отбор в группу «обучаемых» (в простейшем случае – по желанию)".
Состовляя свой проект, мы исходили из общего положения универсиады и не ориентировались на аудиторию общеобразовательной школы.

С уважением, команда "Первый ВУЗ Алтая".


Ксения Анатольевна Баженова
Здравствуйте, авторы! Скажите, а чем образ цели отличается от самой цели?
Какие возможны расхождения между образом и целью?

С уважением,
команда "От 2 до 5"

Полина Евгеньевна Мананникова
Здравствуйте, авторы! Скажите, а чем образ цели отличается от самой цели?
Какие возможны расхождения между образом и целью?

С уважением,
команда "От 2 до 5"

Здравствуйте, команда "От 2 до 5"!
Благодарим Вас за проявленный интерес к нашему проекту!
Безусловно, мы разделяем понятия "образ цели" и " цель".
Образ цели-это визуальное построение модели достигаемого, представление его в сознании, а цель-это идеальный, реальный предмет сознательного стремления субъекта, который достигается в конечном итоге индивидом. К тому же, что образ цели является составной частью сознания человека, а цель - это компонент деятельности, выражающий процесс её реализации. Для того, чтобы деятельность состоялась, сначала необходимо создать образ её предмета стремления в сознании.
С уважением, команда "Первый ВУЗ Алтая"


Иван Фёдорович Головеев
Приведите, пожалуйста, пример, когда и как "человек" работает с образом и целью. И вы в проекте работаете с образом, а не с целью?



Например, нам нужно научить кого-либо, чему-либо. Цель будет иметь место тогда, когда мы учим, то есть выполняем деятельность обучения. Образ цели будет возникать когда мы прогнозируем или планируем, то есть выстраиваем в сознании образ того, как может быть организовано обучение. Цель - это продукт деятельности обучения, а образ цели - это продукт активности сознания, то есть на семинаре мы не будем проживать полностью всю жизнь, а будем выстраивать образ жизненной цели в сознании.

Команда "Первый ВУЗ Алтая"

Ольга Владимировна Гулина
Здравствуйте! Мне хотелось бы уточнить, на какое время рассчитан Ваш тренинг и какие методы используются на организационно-деятельностном этапе?
С уважением, команда ЮППИ

Александра Георгиевна Петрова
Здравствуйте.
Скажите пожалуйста, какими приемами, способами, техниками будет осуществлен мотивационный этап в ходе реализации данного проекта?
С уважением, команда "ЮППИ"

Татьяна Сергеевна Сабада
Здравствуйте! Мне хотелось бы уточнить, на какое время рассчитан Ваш тренинг и какие методы используются на организационно-деятельностном этапе?
С уважением, команда ЮППИ



Здраствуйте, команда ЮППИ! Наш тренинг рассчитан на 2,5-3 часа. В своем обновленном проекте мы более подробно описали методы и способы осуществления нашего тренинга. В частности, на организационно-деятельностном этапе планируется:этап работы с неосознаваемыми целями - «Карта внутренней страны»:
- актуализация неосознаваемых целей, с помощью рисуночных методик на познавание себя.
Этап работы с осознаваемыми целями - «Луч света в тёмном царстве»:
– предъявление ориентировочной основы процесса построения жизненной цели;
– самостоятельное построение образа персональной жизненной цели с использованием ориентировочной основы;
– рефлексия результатов самостоятельного построения образа жизненной цели.

С уважением, команда " Первый ВУЗ Алтая"

Полина Евгеньевна Мананникова
Здравствуйте.
Скажите пожалуйста, какими приемами, способами, техниками будет осуществлен мотивационный этап в ходе реализации данного проекта?
С уважением, команда "ЮППИ"

Здравствуйте, команда ЮППИ!
Благодарим за проявленный интерес к нашему проекту и за столь существенный вопрос.
Мотивационный этап в ходе реализации нашего проекта будет осуществлён при помощи такого метода, как создание «фильма» на жизненную тематику, где мы попытаемся создать единое, комфортное, мобилизующее, эмоциональное пространство, которое настроит на дальнейшую работу в процессе тренинга. Ролевая игра позволит познакомить участников друг с другом и поможет вызвать мотивацию и интерес к предложенной теме. Мотивационный этап в этом случае мы назвали своеобразной метафорой «Здравствуйте!» или «Кино, в котором мы живём».
С уважением, команда "Первый ВУЗ Алтая"