III Командная педагогическая олимпиада-универсиада

Главная

Геномика, протеомика, метаболомика: какая тайна в них скрыта и существует ли между ними связь?

Геномика, протеомика, метаболомика: какая тайна в них скрыта и существует ли между ними связь?

Ольга Александровна Мазуренко
Почему мы выбрали эту тему для создания обучающего проекта?
Одной из причин нашего выбора этой темы является ее актуальность в науке, в современном процессе обучения биологии, а также в повседневной жизни каждого человека. В современном обществе люди сталкиваются с такими проблемами как рождение здоровых детей, поиски причин наследственных заболеваний в конкретной семье, установлением отцовства, поиск родственников. Плюс к этому, данная тема является очень интересной, так как знать способы и принципы передачи наследственной информации, понимать, в чем причины сходства и различия между детьми и родителями, просто знать, какие важные жизненные процессы идут в своем организме – это увлекательно и познавательно. Но и нельзя не затронуть тот факт, что эта тема является одной из самых сложным тем в изучении школьного курса биологии. Здесь рассматриваются множество новых биологических понятий, явлений, процессов, происходящих на молекулярном уровне. Этой теме уделяют внимание два раза в школьном курсе биологии (в 9 и 10 классах) во всех авторских программах.
Понятия о тайнах хранения и передачи наследственной информации о структурах белковых молекул, процессы биосинтеза белка тесно связаны. Поэтому проблемным вопросом нашего проекта мы поставили: «Геномика, протеомика, метаболомика: что изучают эти науки, и какая между ними существует связь
Результат
Педагогическим результатом будет формирование компетентности обучаемых, в рамках выбранного раздела биологии, в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и умение применять полученные знания в новой ситуации.
1. Приемы и методы
Концептуальные позиции: в разработке нашего проекта мы опирались на концепцию прагматизма. Прагматизм (от греч. «прагма»- дело) - философско-педагогическое направление, выступающее за сближение воспитания с жизнью, достижение целей воспитания в практической деятельности. Основные положения этой концепции следующие: школа не должна быть оторвана от жизни, обучение - от воспитания. В учебно-воспитательном процессе необходимо опираться на собственную активность учеников, всемерно ее развивать и стимулировать. Воспитание и обучение осуществляются не в теоретически отвлеченных формах, а в процессе выполнения конкретных практических дел, где учащиеся не только познают мир, но и учатся работать вместе, преодолевать трудности и разногласия. Такая школа может воспитывать людей, умеющих хорошо ориентироваться в жизненных ситуациях. В основе учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка: «...мы должны стать на место ребенка и исходить из них».
Принципы обучения: целостности; наглядности; доступности; активности; последовательности; связи теории с практикой; образовательной рефлексии и др.
Сочетание современных и классических методов обучения: словесные, наглядные, практические, активного обучения, игровые.
2. Условия, которыми должны удовлетворять обучаемые для того, чтобы результат мог быть продемонстрирован: владение понятиями, изучаемыми в предыдущих разделах, интерес к обучению, желание учиться, возраст 15-16 лет и старше.

3. Средства фиксации достигнутого результата
Мы будем использовать косвенное педагогическое измерение в процессе всего исполнения проекта, критерии оценки будут основываться на активности, творческой составляющей, коммуникационные способности.
Раздавать жетоны за каждый правильный ответ ( индивидуальные,) , награды за творчество и индивидуальность ( жетоны другого цвета) в конце командный зачет.
Жетоны красного цвета – за творческий подход к выполнению заданий, зеленого цвета – командные балы за правильно выполнение задания и жетоны желтого цвета – за индивидуальные достижения учащихся.
В соответствии с этим можно выделить, что на уроках будет использоваться бально-рейтинговая система.
Для оценки уровня обученности и усвоения новых понятий предполагается использовать систему тестирования, с применением тестов ЕГЭ для оценки уровня обученности выпускников: уровень А, В и С., в соответствии с требованиями стандарта ( индивидуальный зачет).
4. Распределение функций
Исполнительная часть нашего проекта будет осуществляться всеми членами команды.
Блок 1-Федорченко Ирина
Блок2-Ференс Юлия
Блок3-Яковенко Дарья
Обощение - Минькова Ксения
Оформление, организация - Сафронникова Екатерина
Руководитель – Бабенко Наталья Львовна
5. Схема действий
Проект включает комплекс уроков, которые носят обучающий характер, в ходе которых применяются объяснительно иллюстративный самостоятельные и активные методы обучения. В итоге проводится обобщающее - закрепляющее занятие в игровой форме, на котором организуется и преобладает самостоятельная, творческая, активная деятельность учащихся.
С самого первого занятия мы предлагаем ребятам разделиться на три команды. Деление будет производиться методом случайного выбора квадратов, на обратной стороне которых будет обозначена буква А, В или С, которая соответствует названию будущей команды. Состав и количество команд будет постоянным на протяжении всего проекта.

Обобщающее занятие в проекте
Тема :
Проблемный вопрос: «Геномика, протеомика, метаболомика: что изучают эти науки, существует ли между ними связь?»
Цель: Обобщение понятий, касаемых структуры и функций белковых и молекул, нуклеиновых кислот, хранения и передачи генетической информации. Формирование представлений о целостности процессов, происходящих в клетках живых организмов
На этом обобщающем занятии учащиеся участвуя в игре, закрепят изученные ранее понятия, тем самым мы предполагаем, что будет достигнут желаемый результат нашего проекта: формирование компетентности обучаемых, в рамках выбранного раздела биологии, в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и умение применять полученные знания в новой ситуации.
Для завершения проекта, сформированным на первом занятии командам будет предложено выполнить ряд заданий.
Задание 1.
Данное задание несет индивидуальный характер: каждый учащийся получает карточку, в которой представлено несколько генетических задач. Учитывается правильность и скорость выполнения задания.
Задание 2.
Каждая команда должна представить творческие задания: сказку, рассказ, эссе на темы: « Я-аминокислота», «Интересная жизнь белка» « Я самая главная молекула» и опорные конспекты.
По результатам первого задания, команда победителей получит жетон зеленого цвета. Победителей будут определять участники всех команд путем открытого голосования. Дополнительный жетон красного цвета за творческий подход будет выдан команде (или отдельному участнику), представившей наиболее интересное творческое задание.
Задание 3.
Для закрепления пройденного материала и полного понятия изученной информации предлагается учащимся поучаствовать в активной игре, суть которой изложена ниже.
Игра:
Первый этап игры: «Комплементарность»
Каждый участник получает карточку с буквой, означающую одно из 4-х азотистых оснований А, Т, Ц, Г. Задание состоит в следующем: участники «нуклеотиды» по принципу комплементарности должны найти себе пару, и занять соответствующую позицию (стать напротив своей пары и взяться за руки.) Таким образом получится воображаемый участок молекулы ДНК состоящих из трех пар нуклеотидов. Та команда, которая первая справится с заданием получает звание молекулы ДНК и жетон.
Второй этап игры: «Транскрипция»
Этот этап будет проводиться между оставшимися двумя командами. Их целью будет достроить нить РНК, комплементарную ДНК.
Для этого по три человека от каждой команды получают следующий набор букв (нуклеотидов) соответствующий набору нуклеотидов в молекуле РНК. В это время команда ДНК разрывая руки расходится на определенное расстояние друг от друга, изображая раскручивание цепи ДНК. И само задание для шести человек (по 3 от каждой группы) заключается в построение комплементарных цепочек РНК к каждой нити ДНК, сформировавшейся у первой команды.
Таким образом, участники наглядно « продемонстрируют процесс транскрипции».
Третий этап игры: «Трансляция»
Задание для оставшихся шести человек (по 3 от каждой команды). Им предложено с помощью таблицы генетического кода определить к образовавшемуся триплету и-РНК соответствующую аминокислоту и занять нужное место- взаимодействие кодона с антикодоном, начало синтеза белка.
Заключительный этап: Поиск ответ на проблемный вопрос
На каком этапе игры участвовали науки геномика, протеомика и метаболомика? Ответ поясните.
В процессе проведения игры проверяется понимание изучаемой проблемы, эффективное оперирование биологическими понятиями, знаниями и умение применить их в новой ситуации.
Подведение итогов:
Подсчет общего числа заработанных каждой командой и отдельными учащимися жетонов.
Команда, набравшая наибольшее количество жетонов, становится победителем, каждый участник и команды отдельно получают призы.


Екатерина Олеговна Метелева
Доброго времени суток, команда! Подскажи, на очном этапе вы планируете провести с участниками представленное обобщающее занятие? С уважение, команда "Парадокс".


Татьяна Сергеевна Сабада
Здраствуйте команда «Методический дебют или ПЕРВЫЙ БЛИН…»! Ваш проект нам показалася интересным и необычным! При этом у нас возник один вопрос: в условиях, которым должны соответвовать обучающиеся, вы говорите о необходимости прохождения некоего раздела. О каком разделе Вы ведете речь? Определяется ли он стандартом, программой или учебником?


С уважением, команда "Первый ВУЗ Алтая"

Екатерина Витальевна Сафронникова
Здравствуйте! Мы рады, что Вас заинтересовал наш проект и благодарим Вашу команду за вопрос!
Да, на очном этапе мы планируем провести с участниками конференции обобщающее занятие с элементами обучения и проверкой результативности, применяя игровую методику подачи и рефлексии знаний. С уважением, команда "Методический дебют, или Первый блин..."

Добавлено спустя 3 минуты:
Здравствуйте, команда "Полярная звезда"! Благодарим Вас за вопрос!
Все понятия, которыми мы оперируем в нашем проекте, соответствуют ФГОС. С уважением, команда "Методический дебют, или Первый блин..."

Добавлено спустя 50 минут:
Здравствуйте, команда "Первый ВУЗ Алтая"! Выражаем Вам благодарность за вопрос!
Проект, разработанный нами, рассматривает понятия, предлагаемые ФГОС (ДНК, РНК, ген, белки, нуклеотиды и др.). Эти понятия изучаются в школьном курсе 9 и 10 классах в разделе "Общая биология" в главе "Химический состав клетки". Предлагаемый проект состоит из четырех блоков, каждый из которых является определенным звеном, но в виду большого размера файла, мы не смогли представить вниманию участников весь проект. Надеемся в ближайшее время первые три блока добавят к обсуждению. Именно эти три раздела мы и имели ввиду в условиях, которым должны соответствовать обучающиеся.
С уважением, команда "Методический дебют, или Первый блин...".

Полина Евгеньевна Мананникова
Здравствуйте! Мы рады, что Вас заинтересовал наш проект и благодарим Вашу команду за вопрос!
Да, на очном этапе мы планируем провести с участниками конференции обобщающее занятие с элементами обучения и проверкой результативности, применяя игровую методику подачи и рефлексии знаний. С уважением, команда "Методический дебют, или Первый блин..."

Добавлено спустя 3 минуты:
Здравствуйте, команда "Полярная звезда"! Благодарим Вас за вопрос!
Все понятия, которыми мы оперируем в нашем проекте, соответствуют ФГОС. С уважением, команда "Методический дебют, или Первый блин..."

Добавлено спустя 50 минут:
Здравствуйте, команда "Первый ВУЗ Алтая"! Выражаем Вам благодарность за вопрос!
Проект, разработанный нами, рассматривает понятия, предлагаемые ФГОС (ДНК, РНК, ген, белки, нуклеотиды и др.). Эти понятия изучаются в школьном курсе 9 и 10 классах в разделе "Общая биология" в главе "Химический состав клетки". Предлагаемый проект состоит из четырех блоков, каждый из которых является определенным звеном, но в виду большого размера файла, мы не смогли представить вниманию участников весь проект. Надеемся в ближайшее время первые три блока добавят к обсуждению. Именно эти три раздела мы и имели ввиду в условиях, которым должны соответствовать обучающиеся.
С уважением, команда "Методический дебют, или Первый блин...".

Спасибо за ответ!
С уважением, команда "Первый ВУЗ Алтая"

Евгения Юрьевна Александрова
Уточните, пожалуйста, сформированность каких именно компетенций (на примере рассматриваемой Вами темы) будет представлять педагогический результат, заявленный в проекте?

Елена Васильевна Афанасенкова
Здравствуйте. Ваш проект весьма интересен, но требует специальной подготовки. Скажите, вы будете оценивать работу участников по индивидуальному зачету(ЕГЭ) или по жетонам?

С уважением, "Коломна"

Екатерина Витальевна Сафронникова
Здравствуйте! Спасибо за вопрос. Наш проект обучающий и при его реализации у учащихся формируются все те понятия, которые предъявлены в Государственном Образовательном Стандарте по биологии: владение основополагающими биологическими понятиями, например, выявлять взаимосвязи между строением и функциями клеток; понимать существенные признаки процесса обмена веществ, биосинтеза белков и его механизмов; объяснять механизмы регуляции основных процессов жизнедеятельности в клетке; генетический код, матричный принцип биосинтеза белков и нуклеиновых кислот. С уважением, команда "Методический дебют, или Первый блин..."

Добавлено спустя 7 минут:
Здравствуйте! Спасибо за вопрос и интерес к нашему проекту! По жетонам будет оцениваться индивидуальное участие, активность и творчество преимущественно на одном из этапов, но общая оценка уровня знаний, сформированности биологических понятий, изучаемых в конкретной теме, должна соответствовать программным требованиям и ЕГЭ.
С уважением, команда "Методический дебют, или Первый блин...".


Анна Львовна Колесникова
Добрый день! Интересный проект. Подскажите, Ваш проект содержит ли подробное тематическое планирование, а также требования к уровню подготовки учащихся и есть ли образцы контрольно-измерительных материалов?

Евгения Васильевна Бондаревская
Добрый день команда "Методический дебют, или Первый блин..." ! Очень приятно, что Вы представляете достойный проект!
И все же у меня возникает к Вам ряд вопросов :
- какие методы Вы используете для формирования современной естественно-научной картины мира при изучении биологии?
- учитываете ли Вы новые требования к личности, деятельности и педагогическому профессионализму учителя согласно Федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 гг. и «Стратегии 2020».
С уважением Евгения Васильевна!

Екатерина Витальевна Сафронникова
Добрый день! Спасибо Вам за вопрос! Тематическое планирования наш проект не содержит, так как условия конкурса этого не требуют. Мы выполнили проект в рамках школьной программы и демонстрируем это.
С уважением, команда "Методический дебют, или Первый блин...".

Добавлено спустя 20 минут:
Здравствуйте, уважаемая Евгения Васильевна!
1. Мы используем технологию проектного обучения и различные методологические приемы, которые она может включать в рамках проекта.
2. Да, мы не могли оставить без внимания требования к личности, деятельности и педагогическому профессионализму учителя, так как любая проектная технология учитывает УУД.
Нам очень приятно, что Вас заинтересовал наш проект! Мы участвуем в конкурсе, потому что нас обучают профессионалы своего дела, которые учат нас выполнять все требования и соответствовать им! С уважением к Вам, команда "Методический дебют, или Первый блин...".

Галина Александровна Федоренко
Здравствуйте команда «Методический дебют или ПЕРВЫЙ БЛИН…»! Вы собираетесь проводить на олимпиаде мастер-класс, а Ваш проект уже прошёл апробацию в реальных школьных условиях? Если «да», то какого результата вы достигли?
С уважением команда "Южного Федерального Университета"

Юлия Павловна Яицкова
Здравствуйте команда «Методический дебют или ПЕРВЫЙ БЛИН…» Интересный проект. Какие методические рекомендации вы готовы предложить молодому специалисту в рамках данного проекта?

Екатерина Витальевна Сафронникова
Здравствуйте! Спасибо за вопрос. В своем проекте мы используем различные методы обучения, которые дают в итоге положительный результат! Если наша работа пройдет в финал, то у нас будет хорошая возможность это продемонстрировать.
С уважение, команда "Методический дебют, или Первый блин...".

Александра Георгиевна Петрова
Доброго времени суток.
Скажите пожалуйста, предусмотрено ли использование интерактивных методов обучения в данном проекте?
С уважением, команда "ЮППИ"

Марина Николаевна Мирнова
Здравствуйте команда «Методический дебют или ПЕРВЫЙ БЛИН…»! Ваш проект очень интересный! Я желаю вам удачи и творческих успехов!

Добавлено спустя 4 минуты:
Здравствуйте команда «Методический дебют или ПЕРВЫЙ БЛИН…»! Ваш проект очень интересный! Я желаю вам удачи и творческих успехов!

Екатерина Витальевна Сафронникова
Доброго времени суток.
Скажите пожалуйста, предусмотрено ли использование интерактивных методов обучения в данном проекте?
С уважением, команда "ЮППИ"


Здравствуйте, команда "ЮППИ". Спасибо за вопрос. В нашем проекте мы применяем разные современные методы обучения, в том числе и интерактивный. Мы используем презентации, видео фильмы, электронные схемы и модели.
С уважением, команда "Методический дебют, или Первый блин...".

Добавлено спустя 3 минуты:
Здравствуйте команда «Методический дебют или ПЕРВЫЙ БЛИН…»! Ваш проект очень интересный! Я желаю вам удачи и творческих успехов!


Спасибо Вам огромное за поддержку! Приятно слышать такие слова от наших высококлассных преподавателей!