ВКУS

Ольга Александровна Мазуренко
Название команды: Птицы счастья

Название проект: ВКУS
Целевая аудитория проекта: общественность (потенциальные волонтеры), готовые к социальному сопровождению детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации
Идея проекта: Быть волонтером – просто, требуется только желание не остаться безучастным, каждый может научить детей делать то, что приносит ему удовольствие и является полезным для успешной социальной адаптации таких детей. Очевидно, что возможности у будущих или настоящих педагогов значительно шире, чем у других, так как они обладают профессиональными компетенциями. Поэтому в задачи проекта входит не только создание условий для развития мотивационной готовности к участию в волонтерской работе, но и показать на собственном примере, как это можно претворить в жизнь. Главное, показать аудитории механизмы воплощения их идей в реальные дела.
Педагогический результат: повышение мотивационной готовности представителей педагогического сообщества реализовывать волонтерские функции посредством актуализации потребности межличностного взаимодействия участников при реализации совместной задачи, осознания и принятия собственных внутриличностных ресурсов, сопричастности к результативному решению общей командной задачи, осознания значимости личного участия в оказании помощи и поддержки детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, разработки модели подготовки волонтеров к работе с детьми – воспитанниками детских домов. Главная идея проекта -обучение через наращивание опыта сопровождения
Актуальность проекта:
Роль семьи в развитии человека, его субъектности и индивидуальности не сравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами. Ребенок, который развивается в особых социальных условиях – вне семьи – испытывает определённые трудности в процессе социализации, формирование таких значимых для современного человека характеристик как автономность, самостоятельность, инициативность, половая идентичность и т.п. происходит значительно сложнее. А ведь без этих новообразований ребенок не может стать субъектом межличностных отношений, активно и успешно решать задачи жизнедеятельности.

Несмотря на усилия, предпринимаемые со стороны государства и общества, тенденция к уменьшению количества детей, проживающих в условиях детского дома, к сожалению, незначительная, а функционирующая в настоящее время система профессиональной помощи таким детям не может охватить вниманием весь спектр трудностей и проблем, с которыми сталкиваются такие дети в самостоятельной жизни.
В российском обществе давно назрела необходимость в разрушении негативных образов девиантного детства. В развитых странах равные возможности людей с особыми потребностями на получение образования, развитие, профессионализацию являются их неотъемлемым правом. Поэтому создание инструментов для комфортной интеграции детей, оказавшихся в особой жизненной ситуации, в общество является очень актуальной задачей.
Проектом, удовлетворяющим потребности в инновационном инструменте социализации и реабилитации детей в трудной жизненной ситуации, может стать сеть мастер-студий.
Уникальность терапевтического потенциала в том, что в рамках работы мастер-студий каждый ребенок легко может найти свою нишу в общей деятельности, работа в мастер-студии не просто интересное времяпровождение или даже конкретное обучение, но и сильная мотивация борьбы за жизнь, преодоление внутренних комплексов, страхов, навык совместной работы, раскрытие творческого потенциала, возможность почувствовать себя нужными, ценными (и в этом плане полноценными).
Мы предполагаем, что отлаженная работа волонтеров поможет оптимизировать процесс социализации детей, создать условия для успешного вхождения ребенка в мир сложных, но таких ярких и удивительных социальных отношений.

Краткое резюме проекта: Проект ВКУS направлен на развитие социальной компетентности студентов, молодых ученых, преподавателей, учителей и формирование готовности включиться в систему социально-педагогической поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, посредством реализации волонтерских программ. Ведущей идеей проекта ВКУS является пробуждение вкуса к жизни во всех ее проявлениях у всех участников проекта. В названии проекта ключевой является последняя буква S – символизирующая не только результат успешного сопровождения детей и развития у них таких жизненно важных качеств как активность, инициативность, самостоятельность, креативность, коммуникативность, уверенность в себе и своих силах, бытовая компетентность, что в целом способствует развитию ребенка как субъекта жизнедеятельности, но и осознание и принятие своей ценности как участника волонтерского движения.
Для реализации проекта в его осуществлении должны быть задействованы студенты средних и высших учебных заведений любых курсов (количество 30 человек). Этапы реализации:
1. Дискуссионная площадка: «Волонтер – профессия или стиль жизни?»
2. Тренинг самопрезентации участников.
3. Групповая работа: одновременно в разных аудиториях проходят мастер-классы для 4 подгруппы по 5-7 человек в каждой. Примерная содержательная направленность мастер-классов:
• Мастер-класс «Soul-art»: использование возможностей арт-терапии как инструмента социального развития личности;
• Мастер-класс «Эстетика ВКУSа»: развитие умений формирования личного имиджа и разработки стилистики образа;
• Мастер-класс «Одиночество в сети?»: идеи нетворкинга как инструмента выстраивания доверительных и долгосрочных отношений с людьми, взаимопомощи, сетевого сотрудничества;
• Мастер-класс «Мульти-Варка»: реализация социально-бытовых умений, развитие установок на правильное пищевое поведение посредством танцетерапии.
4. Рефлексия участников. По завершению работы мастер-классов участники объединяются в одной аудитории. В ходе последнего этапа групповой работы всем участникам группы предлагается поделиться своими чувствами, замеченным ими сходством своих переживаний и жизненных ситуаций с переживаниями, жизненным опытом других участников. На этом этапе участники, игравшие роли воспитанников детских домов, могут снять с себя эти роли, осмыслить переживания и опыт, почувствовать свою общность с другими. Таким образом, участник проекта получает возможность, используя свою спонтанность и креативность, войти в контакт с собственным прошлым и приобрести навыки, которые станут ему необходимы в будущем через приобретение опыта совместного проживания и переживания своих проблем, амбиций, фантазий и страхов. Данный этап предполагает максимальную вовлеченность всех присутствующих в исследование своей готовности к участию в волонтерской работе (самодиагностика).

Концептуальные позиции проекта:
Научные исследования, раскрывающие психологические особенности развития детей сирот И.В. Дубровиной, Л.Г. Жедуновой, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Л.И. Шипицыной, И.А. Фурманова и др.
Компетентностный и субъектно-деятельностный походы. Компетентностный поход позволяет акцентировать внимание как на необходимости развития у детей, попавших в сложную жизненную ситуацию, умений успешно решать задачи жизнедеятельности, опираясь на личный опыт и знания, которые были сформированы в процессе общения с волонтерами, так и необходимость формирования социально-педагогической компетентности самих волонтеров, важной для оказания эффективной помощи детям.
Субъектно-деятельностный подход определяет специфику взаимодействия волонтера и ребенка, реализация которого осуществляется посредством актуализации следующих компонентов:
1. Принятие детских взглядов
Необходимо переключиться с взрослого отношения к детскому благополучию на подход, учитывающий точку зрения ребенка, признающий субъективные детские взгляды на их личное благополучие и роль детей в качестве наблюдателей за жизнью, что является предпочтительным методом оценки их благополучия.

2. Побуждение раскрытия индивидуального потенциала каждого ребенка
Следует учитывать, как дети могут полностью раскрыть их богатый потенциал на основе идей развития и процветания, благодаря успешному преодолению преград и устойчивости, а также на базе признания качеств, которые придают смысл, цель и направление жизни каждого человека.

3. Акцент на сильных сторонах и разных способах мышления
Нужно четко делать акцент на сильных сторонах ребенка, стимулируя развитие их положительных качеств, убеждений, моральных устоев, моделей поведения и способностей, чтобы предоставить ребенку ресурсы, необходимые для успешного самосовершенствования в течение жизни, а также для понимания и применения различных способов общения, восприятия информации и обучения.

4. Сущность и качество отношений как приоритет
Необходимо правильно использовать серьезное и всеохватывающее влияние общения и нахождения в обществе на ребенка. Способность развивать, поддерживать и укреплять наше взаимодействие с окружающими имеет фундаментальное значение для благополучия детей, их обучения и приобретения ими жизненного опыта.

5. Целостный подход
Концепция «обучения тому, как обучаться» охватывает не только наращивание интеллектуального потенциала, но также затрагивает эмоциональные, социальные и познавательные аспекты, которые необходимы для тех, кто обучается в течение всей своей жизни и склонен к упорству, любознательности, самопознанию и сотрудничеству. Это требует целостного подхода к личности человека, к процессу обучения и ко всей системе.

Ожидаемые результаты проекта, предлагаемые способы контроля и оценки достижения ожидаемых результатов, обоснование устойчивости результатов проекта Вкуs по окончании его реализации

Практический результат проекта — это обретение детьми и волонтерами новых жизненных умений и уникального опыта жизнедеятельности, позволяющего позитивно смотреть на мир, получать удовольствие от жизни.
Участие детей в российских и международных фестивалях.
Организация выставок детских работ
Использование интересных и добрых продуктов детского творчества в качестве позитивного информационного повода для СМИ. Это поможет привлечь внимание общественности к проблеме социальной изоляции детей, будет способствовать формированию толерантного отношения к детям со стороны общества.

Создание сайта проекта, который станет местом встречи, обмена впечатлениями, и творческими идеями для детей и волонтеров, участвующих в проекте, а также зрителей. Кроме того, посредством этого сайта у желающих появится возможность предложить свою помощь.
Увеличение количества мастер-классов (и мест их проведения).
Привлечение новых специалистов и волонтеров.
Привлечение психологов, с целью объективного контроля и оценки изменения психологических показателей целевой аудитории.
Отзывы детей как показатель эффективности деятельности.

Объективно оценить достижение конечной цели данного проекта очень сложно, но существует ряд показателей, которые косвенно могут отражать эффективность осуществления отдельных задач:
• Стабильность посещения мастер-классов — интерес детей к работе в мастер-студии.
• Степень удовлетворенности работой мастер-студией
• Рост количества детей, желающих заниматься в мастер-студии
• Рост волонтеров, желающих включиться в реализацию новых направлений мастер-студии.
• Реакция СМИ на деятельность студии.
• Число желающих помогать работе по развитию студии.
• Посещаемость сайта.
Основными методами мониторинга качества работы мастер –студии могут стать анкетирование и интервьюирование целевой аудитории – участников проекта с целью выявления степени мотивационной готовности, определения степени осознания участниками проекта собственных жизненных ресурсов.


Ольга Игоревна Тряпкина
Здравствуйте!Мы рады приветствовать команду "Птицы счастья". Вопрос к команде по реализации проекта. Вы рассматриваете два подхода. Субъектно-деятельностный подход - он будет реализовываться при взаимодействии волонтера и ребенка посредством актуализации пяти нижеописанных компонентов. Каким образом будет проходить фиксация результатов каждого компонента? И следующий вопрос возник при прочтении практического результата проекта. Все описанные результаты ваша команда планирует достичь за время отведенное на реализацию проекта, т.е. за 2-3 часа? Или эти результаты являются дальнейшей перспективой развития проекта?
С уважением, команда "Горячие Сердца"


Полина Евгеньевна Мананникова
Приветствуем команду "Птицы счастья"!
Разработанный Вами проект "ВКУS " вызвал у нас большой интерес и уважение!Он довольно масштабный, многогранный и оригинальный. Видно, что в него вложена большая душа. Вместе с тем, у нас всё-таки возникает вопрос: как на уровне целей и результатов разводятся контексты аудиторий, с которыми Вы намерены работать? Проект адресован подготовке волонтёров, работающих с детьми, или детскому волонтёрскому движению?

С уважением, команда "Первый ВУЗ Алтая"

Линар Шамилевич Сулейманов
Здравствуйте команда "Птицы счастья".
Актуальность вашего проекта не вызывает сомнений, но есть несколько вопросов, а именно:
- каким образом будет проходить тренинг самопрезентации?
-не совсем понимаю, как будет проходить третий этап. Мастер класс будет длиться все 2-2.5 часа для каждой группы, или будет смена деятельности?
С уважением, команда "УдГУ ПРОФИ"

Михаил Сергеевич Новиков
Спасибо за вопрос!
Уважаемая команда «Горячие сердца!» Вы абсолютно правильно отметили ведущий подход, положенный в основу нашего проекта. Однако считаем важным обратить внимание, что субъектно-деятельностный подход предполагает обязательное включение ребенка в разные виды деятельности, именно это способствует развитию субъектных проявлений ребенка. А принципы, представленные в проекте, в большей степени, относятся к процессу взаимодействия как некие постулаты, обеспечивающие результативность общения, но не предполагаем это фиксировать.
Мы не планируем развить все умения участников проекта за 2-3 часа. Не случайно вторым подходом, лежащим в основе нашего проекта, является компетентностный подход – предполагающий наращивание умений в реальной жизнедеятельности ребенка. Поэтому, вы абсолютно правильно уловили суть проекта – вооружить основными умениями, которые дальше обогащаются и развиваются самим субъектом.
С уважением, команда "Птицы счастья"

Гурген Тенгизович Нозадзе
Уважаемая команда "Птицы счастья", ответьте, пожалуйста, на вопрос: в чем состоит педагогическая цель вашего проекта?
Спасибо за внимание!С уважением, команда "Тула".

Михаил Сергеевич Новиков
Огромное спасибо за Ваш отзыв! Желаем удачи!

Добавлено спустя 2 минуты:
Уважаемая команда "Полярная звезда" спасибо за Вашу оценку! Желаем Вам удачи, а Вашему проекту высоких отзывов!

Добавлено спустя 9 минут:
Уважаемая команда "Первый Вуз Алтая" Спасибо за высокую оценку нашего проекта и интересные вопросы к команде. Вы справедливо заметили, что наш проект имеет разные уровни целей, на этапе взаимодействия с участниками олимпиады мы будет реализовывать цель, направленную на подготовку волонтеров, работающих с детьми, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Однако, наращивание компетенций волонтеров в рамках реализации проекта позволит в дальнейшем обеспечить их готовность работать с такими особыми детьми. Еще раз благодарим за интересный вопрос и надеемся на очную встречу на олимпиаде! Удачи!

Добавлено спустя 15 минут:
Уважаемая команда "УдГУ ПРОФИ", благодарим Вас за вопросы. Про тренинг самопрезентации хотелось бы уточнить, что исходя из цели тренинга он будет направлен на развитие умений самопредъявления себя и своих сильных сторон аудитории. А какова форма данного мероприятия - хотелось бы сохранить небольшую интригу!
Мы конечно же хотим обеспечить смену деятельности, поэтому работа нашей мастер-студии, будет предполагать параллельную реализацию мастер-классов, а участники сами могут выбрать понравившуюся им тему. Спасибо за понимание! Удачи Вам на Олимпиаде!

Добавлено спустя 18 минут:
Уважаемая команда "Тула"! Как отмечено в нашем проекте педагогической целью выступает развитие мотивационной готовности субъектов к участию в волонтерском движении. Спасибо за внимание к нашему проекту и удачи на Олимпиаде!

Ольга Игоревна Тряпкина
Спасибо за вопрос!
Уважаемая команда «Горячие сердца!» Вы абсолютно правильно отметили ведущий подход, положенный в основу нашего проекта. Однако считаем важным обратить внимание, что субъектно-деятельностный подход предполагает обязательное включение ребенка в разные виды деятельности, именно это способствует развитию субъектных проявлений ребенка. А принципы, представленные в проекте, в большей степени, относятся к процессу взаимодействия как некие постулаты, обеспечивающие результативность общения, но не предполагаем это фиксировать.
Мы не планируем развить все умения участников проекта за 2-3 часа. Не случайно вторым подходом, лежащим в основе нашего проекта, является компетентностный подход – предполагающий наращивание умений в реальной жизнедеятельности ребенка. Поэтому, вы абсолютно правильно уловили суть проекта – вооружить основными умениями, которые дальше обогащаются и развиваются самим субъектом.
С уважением, команда "Птицы счастья"

Спасибо Вам за содержательный ответ. Желаем удачи в реализации проекта и надеемся на встречу в очном туре. Еще раз благодарю за внимание.
Капитан команды "Горячие Сердца"
Тряпкина Ольга

Евгения Александровна Блузина
Здравствуйте, команда Птицы Счастья. Действительно интересный и значимый проект.
Хотелось бы узнать, подготовка волонтеров, которые будут проводить мастер-классы, будет подразумеваться? Какие-либо тренинги или небольшой курс. Как будет производиться отбор желающих?
И, если этот проект будет развиваться, где Вы планируете располагать мастер-студии?

Спасибо за внимание. С Уважением, команда УдГУ Профи

Анастасия Николаевна Смирнова
Здравствуйте, команда Птицы Счастья. Действительно интересный и значимый проект.
Хотелось бы узнать, подготовка волонтеров, которые будут проводить мастер-классы, будет подразумеваться? Какие-либо тренинги или небольшой курс. Как будет производиться отбор желающих?
И, если этот проект будет развиваться, где Вы планируете располагать мастер-студии?

Спасибо за внимание. С Уважением, команда УдГУ Профи


Здравствуйте, команда "УдГУ Профи!"
Спасибо за вопрос!
Конечно же, подготовка волонтеров, которые будут проводить мастер-классы осуществляется, т.к. этими волонтерами являются участники команды "Птицы счастья".
Специальный отбор желающих не предполагается, все члены команд, прошедшие во второй тур олимпиады являются участниками мастер-классов / потенциальными волонтерами.
Мастер-студии, в основе которых лежит система мастер-классов, отличаются высокой степенью мобильности, поэтому реализация их работы не предполагает определенной "привязки" к какому-то определенному месту.

С уважением, команда "Птицы счастья"

Михаил Валерьевич Шибанов
Здравствуйте, команда "Птицы счастья"!
Скажите каким образом,волонтеры будут вовлекать детей для того что бы они работали с ними?
Будет ли этот самый проект работать совместно с детскими домами, или это будут конкурирующий скажем так проекты?
С уважением, команда "ЮППИ"!