III Командная педагогическая олимпиада-универсиада

Главная

CASE STUDY: сотворчество студента и преподавателя

CASE STUDY: сотворчество студента и преподавателя

Ольга Александровна Мазуренко
Содержание проекта
«CASE STUDY: сотворчество студента и преподавателя»

1. Название команды «Тула»;
2. Педагогический результат:
Основой профессиональной компетентности современного педагога является умение анализировать разнообразные педагогические ситуации, возникающие в профессиональной деятельности, и формулировать на основе такого анализа подлинно педагогические задачи. Важнейшим профессиональными качествами педагога сегодня становится гибкость и креативность его профессионального мышления, позволяющие учителю выходить за рамки проверенных временем и опытом подходов к процессу обучения и воспитания, избежать шаблонов во взаимодействии с обучающимися.
Использование технологии «Кейс-стади» (CASE STUDY) в процессе изучения педагогических дисциплин в вузе позволяет подготовить будущих учителей к работе с разнообразными профессионально-педагогическими проблемными ситуациями. С помощью данного метода будущие педагоги учатся анализировать информацию, ставить перед собой систему задач и прогнозировать результат своей деятельности в каждом конкретном случае.
В данном проекте предлагается эффективный способ работы с кейсами, содержащими педагогические ситуации. Организация занятия в непосредственном общении студентов между собой и с преподавателем сделает процесс обучения увлекательным и позволит студентам получить необходимые знания для эффективной учебной и будущей профессиональной деятельности.
Цели действия:
1. способствовать освоению обучающимися понятий «педагогическая ситуация»; «педагогическая задача»; «case study»; «кейс»; виды педагогических задач, решаемых учителем в процессе педагогической деятельности;
2. формировать умение выделять проблемы из педагогических ситуаций, ставить задачи и определять способы их решения;
3. научить применять на практике алгоритмы решения педагогических ситуаций.

Схема действий представляет собой этапы работы над кейсами на учебном занятии.

I.Этап
Знакомство. Постановка целей и задач.
Цели этапа
Установка на учебное занятие.

Педагогический эффект этапа – мотивация участников к освоению способов решения педагогических ситуаций, постановке педагогических задач и определению способов их решения.

Содержание
Выступление преподавателей: объявление темы, цели, задач и основных этапов занятия. Знакомство участников.

Время
5 мин.

II Этап
Формирование команд.
Цели этапа
Развитие способностей к совместной работе с коллегами.

Педагогический эффект этапа – осознание собственных потребностей и ожиданий от работы в команде.

Содержание
1. Диагностика представлений студентов об основных понятиях темы занятия.

2. На основе результатов диагностики происходит деление участников на микро-группы.

3. Обсуждение результатов диагностики.

Время
10 мин.

III Этап
Лекция
Цели этапа
Ознакомление участников проекта с технологией CASE STUDY.

Педагогический эффект этапа – получение новых знаний посредством вступления в диалог с преподавателем и участников друг с другом, осмысление и систематизация информации по ходу ее поступления.

Содержание
Лекция с элементами беседы и презентация.
1) Введение в проблему.
2) Рассмотрение понятия CASE STUDY.
3) История метода.
4) Виды кейсов.
5) CASE STUDY в педагогической науке.
6) Алгоритм решения кейсов.

Время
30 мин.

IV Этап
Групповая работа.
Цели этапа
Развитие умений решать проблемные педагогические ситуации различных типов (конфликтные, ситуации отношений, ситуации поведения). Формирование умений работы с кейсами.

Педагогические эффекты этапа – развитие способностей взаимодействия с коллегами; овладение способностью к восприятию, анализу и обобщению информации, постановке цели, определению задач и путей их решения. Овладение способами работы с кейсами с целью грамотного применения данной технологии в дальнейшей профессиональной деятельности.

Содержание
Под руководством тьюторов обучающиеся, разделенные на микро-группы, знакомятся с содержанием кейсов и решают их по существующим алгоритмам.

Время
60 мин.

V Этап
Защита результатов групповой работы с кейсами.

Цели этапа
Развитие презентационных умений обучаемых.

Педагогический эффект этапа - создание ситуации успеха для стимулирования мотивации освоения CASE STUDY и инновационных технологий в целом и их применения в педагогической деятельности.

Содержание
1. Микро-группы демонстрируют результаты своей деятельности.
2. Рефлексия обучаемыми опыта своей деятельности на занятии.

Время
30 мин.

VI Этап
Рефлексивный этап. Подведение итогов занятия.

Цели этапа
Осмысление логики решения педагогических кейсов.

Педагогический эффект этапа – развитие умений решения различных педагогических ситуаций.

Содержание
1. Участники обсуждают, эффективность этапов занятия, собственную личностную позицию, опыт собственной педагогической деятельности.

2. Рефлексия обучающимися собственного потенциала к решению педагогических задач.

3. Организаторы занятия подводят итоги, награждают участников.

Время
10 мин.

2. Условия, которым должны удовлетворять обучаемые, для того чтобы результат мог быть продемонстрирован: студенты педагогического вуза, I-II курс.
3. Средства отбора: педагогические измерения, которые позволяют отобрать обучаемых: анкета, позволяющая установить степень осведомленности студентов об основных понятиях технологии CASE STUDY.
4. Концептуальные позиции.
1. Компетентностный подход в образовании (И.А. Зимняя, А.В.Хуторской, А.П. Тряпицына и др.). Согласно компетентностному подходу, результатом образования является сформированность компетенций как способностей применять знания, умения и личностные качества в типовых и нестандартных профессиональных ситуациях.
2. Интерактивные технологии (Н.Н. Соколов, Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова и др.). Интерактивные технологии строятся на межсубъектном взаимодействии участников образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей преподавателя и каждого отдельного обучающегося.
3. Метод CASE STUDY (А.С. Еремин, М.Р. Варданян и др.). Целью кейс-метода является анализ ситуации совместными усилиями группы и выработка практического решения. Кейс представляет собой описание ситуации из реальной педагогической практики.
5. Средства фиксации достигнутого результата: оценка решения проблемных учебных кейсов будет проводиться по критериям: логичность, креативность, аргументированность.
6. Распределение функций в команде определяется двумя параметрами:
1) сущностью занятия, его структурой и ролями, исполняемыми на разных этапах занятия;
2) содержанием каждого из этапов занятия: подготовительного, реализации и рефлексии.


Анна Алексеевна Костюченко
По-моему, достаточно интересный проект!

Екатерина, благодарим за положительный отзыв о нашем проекте!
С уважением, капитан команды "Тула" Костюченко Анна.

Софья Евгеньевна Дивнич
Здраствуйте, уважаемая команда "Тула"!
Идея сотрудничества в коллективе является основой реализации любого делового общения. В этом мы свами солидарны. При этом, возникает вопрос: какой именно педагогический результат вы планируете получить?

С уважение, команда "Первый ВУЗ Алтая".

Анна Алексеевна Костюченко
Здравствуйте, Софья и команда "Первый ВУЗ Алтая"! Спасибо за вопрос! Для нас в данном проекте важно научить будущих педагогов решать проблемные ситуации, которые могут возникать в педагогической практике. В результате участники проекта должны знать основные понятия по данной проблематике (они заявлены в целях), освоить основные алгоритмы решения педагогических ситуаций, уметь ставить перед собой педагогические задачи, научиться правильно работать с педагогическими кейсами. Мы учим студентов всему этому, чтобы они могли в будущем учить и воспитывать школьников, грамотно решая возникающие проблемы.
С уважением, капитан команды "Тула" Костюченко Анна.

Екатерина Вячеславовна Игонина
Вопрос таков: case study (как и многим другим, активно внедряемым в общей и профессиональной школе) сегодня вряд ли можно кого-то удивить... Что нового вы можете предложить в данной области?

Линар Шамилевич Сулейманов
Здравствуйте, команда "Тула"
К сожалению не удалось понять, какое число участников вам потребуется.
И было бы замечательно узнать, как будет происходить диагностика, есть какие то критерии?
С уважением, команда "УдгУ-ПРОФИ".

Елена Игоревна Галкина
Здравствуйте, Екатерина! Спасибо за вопрос! Новизной нашего проекта является его непосредственная практическая реализация в определенной группе обучающихся, а также создание необходимых условий для достижения планируемых результатов. К новизне можно отнести и логику выстраивания элементов кейсов, которые мы будем предлагать для анализа.

Добавлено спустя 1 минуту:
Здравствуйте, команда "УдгУ-ПРОФИ"! Спасибо за вопрос! Наш проект рассчитан на среднюю студенческую группу - примерно на 20 человек. В качестве критерия для диагностики мы используем знание основных понятий предлагаемой нами темы.

Мария Сергеевна Лосева
Здравствуйте, уважаемая команда "Тула"!
В своем проекте вы указываете необходимость участия в нем тьюторов. В связи с этим у нас такой вопрос: кто выступает в роли тьюторов и каковы их функции? И относительно содержания кейсов подскажите, пожалуйста, есть ли какие-то требования к отбору включенных в них педагогических ситуаций?

С уважением, команда "Академички".

Анна Алексеевна Костюченко
Здравствуйте, уважаемая команда "Академички"! Спасибо за ваш вопрос! Тьюторами будут представители нашей команды. Их задача состоит в организации групповой работы и консультировании обучающихся в процессе решения кейсов.

Ситуации проблемного характера будут взяты из реальной педагогической практики. По виду это будут ситуации деятельности, поведения и отношений.

С уважением, команда "Тула".

Дарья Викторовна Терехова
Здравствуйте, команда "Тула"
К сожалению не удалось понять, какое число участников вам потребуется.
И было бы замечательно узнать, как будет происходить диагностика, есть какие то критерии?
С уважением, команда "УдгУ-ПРОФИ".

Здраствуйте, Сулейманов Линар и команда "УдгУ-ПРОФИ" критериями будут являтся знания о педагогических ситуациях и педагогических задачах, знание алгоритма решения ситуации и умение решать ситуации, подобные предложенным учащимся.
Число участников примерно 20 человек, т.е. средняя студенческая группа.

Михаил Сергеевич Новиков
Уважаемая команда "Тула", здравствуйте.
Ваш Проект безусловно актуален для современной молодежи!
Вопрос: как авторы проекта рассматривают термин "сотворчество"?
Желаем Вам удачи!
С уважением команда "Птицы счастья".

Анна Алексеевна Костюченко
Здравствуйте, Михаил и команда "Птицы счастья"! Спасибо за Ваш вопрос! Сотворчество в данном случае мы понимаем как равноправное участие преподавателя и студентов в обсуждении проблем, изложенных в кейсе. Каждый участник свободно высказывает собственную точку зрения, а потом все вместе приходят к какому-то заключению. Причем решение кейса может быть абсолютно оригинальным.
Мы также желаем успехов вашей команде!
С уважением, команда "Тула".

Ксения Анатольевна Баженова
Здравствуйте, авторы проекта!
1. Скажите, а чем Ваш проект, основанный на известных широко техниках работы с методом Case Study отличается от того, что описано в сценариях занятий в интернете и методики работы с ним?
2. Как вы видите участников вашего занятия? Обязательно ли им быть педагогами?

С уважением, Баженова Ксения,
команда "от 2 до 5"