КПО-У-2

2-я командная педагогическая олимпиада-универсиада

Город
Москва, Росія
Место
МГУ
Регистрация
Регистрация закрыта
Дидактическая игра в начальной школе

Анна Ильинична Калинина
Содержание проекта
"Дидактическая игра в начальной школе"


1). Изменения, происходящие в системе образования, подталкивают педагогов к поискам качественных и эффективных способов организации обучения. Вступивший в силу ФГОС НОО 2 поколения [13] задает новые направления в поисках организации обучения младших школьников. Ведь правильно подобранные и хорошо организованные способы работы помогают формировать необходимые для последующей жизни компетенции; способствуют развитию универсальных учебных действий; содействуют укреплению здоровья школьников. Стандарт ориентирует педагогов строить процесс обучение таким образом, чтобы он был направлен на воспитание и развитие личности учащегося с учётом его возрастных особенностей.
О возрастных особенностях детей младшего школьного возраста имеется большое количество исследований. В частности, И.А. Зимняя в учебнике «Педагогическая психология» отмечает, что в начальной школе у младшего школьника формируются основные элементы ведущей в этот период учебной деятельности, необходимые умения и навыки, развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления [3, с.174]. Однако, несмотря на то, что учебная деятельность является ведущей для младшего школьника, для него по-прежнему сохраняет свою актуальность ведущая деятельность дошкольного периода – игра.
Сущность игры как ведущего вида деятельности, указывает С.Л. Рубинштейн [10], заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра, по его мнению, имеет историческую, а не биологическую природу. В ней отображается история человечества со всеми его трагедиями и комедиями, сильными и слабыми сторонами. Поэтому игру можно рассматривать как элемент передачи из поколения в поколение накопленного историко-культурного опыта и традиций и по этой причине активно использовать в процессе обучения. Вместе с тем при ее использовании в начальной школе необходимо помнить, что «у детей 1-2 классов игра всегда протекает с использованием каких-либо атрибутов, предметов. Но она (игра) реже встречаются у детей 3-4 классов, так как в этом возрасте у младших школьников начинает развиваться тот вид воображения, который называется вербально-мыслительным воображением и который составляет новый этап в развитии ребенка», пишет в своей работе А.Г. Рузская [11, с.150].
Именно игровая деятельность способна плавно приучить ребёнка к новой социальной роли школьника. Поэтому педагогу необходимо применять в педагогическом процессе игровые формы, методы, технологии, особенно на начальных этапах обучения. Игровые формы обучения, как указывается в пособии «Современный урок» [5], отличаются тем, что здесь процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Ведь в ходе игры учащиеся, взяв на себя определенную роль, должны принимать практические решения. А поскольку игровые методы являются «интерактивными и интегративными» [12, с.69], то их использование в процессе обучения в начальной школе соответствует нормам нового Стандарта, делающего акцент на использование именно активных и интерактивных методов обучения.
Обращение к методической литературе позволяет обнаружить довольно большое количество работ по использованию игры в начальной школе, например [1; 2; 4]. В этих работах авторы рассматривают различные аспекты применения игры в учебно-воспитательном процессе, делая акцент на различных его составляющих. В частности Е.А. Богаченко, размышляя о возможностях игры в воспитании школьников, отмечает, что игра выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, пишет автор, она предоставляет ребенку сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей, а с другой – игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций [1, с.17].
Такое толкование игры можно встретить не только у современных исследователей и практиков образования. Например, В.С. Пылаева [9], анализируя влияние дидактических идей выдающегося отечественного педагога К.Д. Ушинского на развитие современной начальной школы, вслед за классиком приходит к выводу о том, что игра для ребенка – это метод познания действительности. Игра, пишет автор, направляется внутренними силами и позволяет ребёнку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры. Это требует от ребенка активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества. Но творчество не появляется само собой, оно воспитывается, оно развивается в результате длительной систематической работы. Развитие игрового творчества проявляется, прежде всего, в постепенном обогащении содержания игры, от богатства и характера которого зависит развитие замысла и средств задуманного.
Вместе с тем игра и учёба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Как указывают в своей статье Е.А. Котельникова и Л.А. Фролова «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребёнку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Переход от игры ко взрослым занятиям слишком резок, между свободной игрой и школьными занятиями получает ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы» [4, с.30]. Задача учителя – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности к учебной. Решающую роль в этом имеют дидактические игры.
Педагогический энциклопедический словарь дает следующее определение понятию «дидактическая игра» – это специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры [7, с.71]. Словарь указывает, что их использование началось в отечественной образовательной практике в 1940–50-е гг., когда они рассматривались лишь как форма работы в дошкольных учреждениях. Но уже в 60 –70-х гг. дидактические игры стали применяться и при обучении младших школьников [7]. С этого периода накоплен большой опыт по применению дидактических игр, который, на наш взгляд, может быть полезен в рамках сегодняшнего образовательного процесса, особенно в рамках организации обучения в начальной школе по новому Стандарту.
Учебник И.П. Подласого «Педагогика начальной школы» указывает на то, что для начальной школы дидактические игры, это преимущественно игры по правилам. Дети воспринимают правила как условия, поддерживающие игровой замысел, поэтому их необходимо тщательно продумывать и сообщать детям заранее. Общий принцип организации такого рода игр, пишет автор, это включение в их содержание практических жизненных ситуаций [8, c.228].
Дидактические игры принято различать по различным основаниям, например: по обучающему содержанию; по степени познавательной активности детей в игре; по способам организации и взаимодействию учащихся; по роли преподавателя в игровой деятельности. Приводить подробную характеристику каждого основания с входящими в него видами дидактической игры не является задачей нашего исследования, поскольку их количество очень велико и разнообразно. Однако педагогу при организации игры каждого вида необходимо помнить об общей схеме развития педагогического процесса (наличие обязательных смысловых компонентов: мотивационного, целевого, контрольно-коррекционного, диагностического и др.). Кроме того, нужно помнить, что результативность дидактических игр, как отмечает Т.П. Сальникова [6, с.85], зависит от: 1) систематического использования и целенаправленного построения игровых программ; 2) сочетания их с обычными упражнениями. Поэтому применение дидактических игр на уроках должно быть подчинено определенной логике и выстроено в систему.
Также в независимости от вида используемой дидактической игры ее применение на уроке в начальной школе позволяет делать следующее:
1) формировать мотивацию на обучение;
2) оценивать изначальный уровень подготовленности учащихся;
3) оценить степень владения материалом и умение переводить его из пассивного состояния (знания) в активное – выполнение практических действий;
4) получить учащимся собственный опыт учебно-игровой деятельности, отработать имеющиеся и них умения;
5) развить умение анализировать, прогнозировать, делать выводы.
Однако все это возможно лишь при соблюдении следующих условий, которым советует следовать И.П. Подласый:
1) игра должна вытекать из логики учебно-воспитательного процесса;
2) иметь запоминающееся название;
3) содержать действительно игровые элементы;
4) иметь обязательные правила, которые нельзя нарушать;
5) содержать в себе элементы (считалки, рифмы, стихи), которые лучше запоминаются в хоровом исполнении [8, с.229].
Выполнение этих правил позволит сделать процесс обучения интересным и привлекательным для детей.
Помимо всего этого при организации и проведении дидактических игр необходимо помнить и о сложностях, которые могут возникать у педагога. К сложностям исследователи процесса организации дидактической игры, также педагоги-практики в большинстве своем относят:
1) кажущуюся простоту и доступность игры;
2) потребность в больших временных затратах при ее подготовке;
3) ухудшение поведения учащихся во время проведения игры за счет эмоционального подъема;
4) ограниченность численности участников игры.
Знание этих сложностей позволит начинающим педагогам лучше подготовиться к профессиональной деятельности посредством продумывания возможных способов предотвращения затруднений.
Проект будет проведён на уроке математики в 3 классе по учебнику Л.Г. Петерсон. Данная программа довольна сложна для усвоения и требует от учащихся развитости мышления, коммуникации, общих психических процессов. Данные качества не у всех учащихся могут быть одинаково хорошо сформированы, что мешает усвоению программы всеми детьми. Дидактическая игра призвана помочь в решении этой проблемы. Проект предполагает построение учебного процесса более лёгким для усвоения учащимися, преподнесение сложного материала доступным для детей языком и способом действия без возникновения особых умственных и психических затруднений.
Список литературы, используемый для построения основания теоретической позиции:
1. Богаченко Е.А. Игра как современный метод воспитания / Е.А. Богаченко // Начальная школа. – 2010 – № 6. – С. 16–19.
2. Братанов Т.А. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками / Т.А. Братанов // Начальная школа. – 2008 – № 5. – С. 41–43.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 384 с.
4. Котельникова Е.А. Использование дидактической игры при обучении орфографии / Е.А. Котельникова, Л.А. Фролова // Начальная школа. – 2009 – № 10. – С. 30–32.
5. Кульневич С.В. Современный урок: научно-практическое пособие / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Учитель», 2005. – Часть II. – 288 с.
6. Педагогические технологии: учебное пособие / Авт.-сост. Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
7. Педагогический энциклопедический словарь // Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
8. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учебник для студентов пед. уч-щ и колледжей / И.П. Подласый. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 463 с.
9. Пылаева В.С. Дидактические идеи К.Д. Ушинского в современной начальной школе / В.С. Пылаева // Начальная школа. –2008 – № 7. – С. 4–8.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебник / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2009. – 713 с.
11. Рузская А.Г. Некоторые особенности воображения младшего школьника: в кн.: Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровская, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 147–150.
12. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.С. Паниной. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 176 с.
13. ФГОС НОО 2 поколения: Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. № 373 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рфминистерство

2). Проект предполагает проведение серии дидактических игр, одна из которых будет продемонстрирована на уроке. Целью их проведения является задача сделать процесс обучения более интересным для младших школьников. При осуществлении проекта планируется выполнение коммуникативной задачи – развитие речи детей, умения рассуждать, вести беседу, высказывать своё мнение; умение педагога адаптировать учебный материал под возможности учеников данного класса.
Этапы проведения дидактической игры:
- постановка проблемы по теме урока
- введение новых знаний
- отработка приобретённых знаний на конкретных примерах
- закрепление полученных знаний при выполнении упражнений
- анализ урока (обсуждение успехов учеников, что было интересным на уроке, пожелания и замечания)
Предметными составляющими являются приобретение конкретных знаний по теме урока. Надпредметными являются такие составляющие, как умение мыслить, выслушивать мнение товарища и высказывать свои предположения, применение навыка письма, чтения, умения анализировать полученные сведения, классифицировать изученные понятия.
3). Проект планируется реализовывать с детьми 3 класса общеобразовательной школы.
4). Учащиеся 3 класса должны соответствовать физическим и психическим характеристикам данного возрастного периода: обладать развитым логическим мышлением, развитыми психическими функциями (способности анализировать, синтезировать, воображать, запоминать, воспроизводить и т.п.), обладать развитой коммуникационной сферой (находить общий язык со сверстниками и взрослыми).
5). Оценка результата предполагает наличие количественных и качественных изменений в классе. Количественные изменения предполагают усвоение детьми темы урока, понимание изученного материала, применение полученных знаний на практике. Качественные изменения предполагают наличие у детей заинтересованности в приобретении новых знаний, инициативности в поиске решении проблемы и поставленной перед детьми задачи, наличие положительного эмоционального фона на всём протяжении урока.
6). Команда распределяет свои функции следующим образом:
- Герасименко Анна Александровна – ведущий дидактической игры
- Шабля Иван Николаевич – модератор, помощник
- Карповская Наталья Сергеевна – техническая поддержка

Сергей Владимирович Туркенич
Здравствуйте, уважаемые авторы проекта!
Поясните пожалуйста, действительно ли целью Вашего проекта, может являться задача (как указано в тексте заявки)?

С уважением, Туркенич Сергей, команда «The old school».

Олег Павлович Минов
Здравствуйте, уважаемые авторы проекта "Дидактическая игра в начальной школе"
Скажите, пожалуйста, имеет ли значение предмет, на котором Вы планируете проведение дидактические игры?
С уважением, Минов Олег, команда «The old school».

Анна Александровна Герасименко
Здравствуйте Олег, команда «The old school».
Спасибо вам за вопрос.
Методические наработки по включению дидактической игры в процесс обучения младших школьников имеются для всех дисциплин начальной школы. Каждый школьный предмет по-своему обладает возможностью включения игры в него. В ходе реализации нашего проекта планируем включать дидактическую игру на уроке дисциплины "Математика". Этот выбор не случаен, т.к. именно эта дисциплина, не всегда понятная детям, в процессе включения в неё игры позволяет сделать усвоение математических понятий более доступным для них.
С уважением, Герасименко Анна, команда "ПиМНО".

Добавлено спустя 6 минут:
Здравствуйте Сергей, команда "The old school".
Спасибо вам за вопрос.
Целью нашего проекта является способствование формированию интереса (познавательного и не только) к обучению в начальной школе у детей. В своём проекте при формулировании цели мы несколько некорректно употребили слово "задача". Спасибо за указание на неточность.
С уважением, Герасименко Анна, команда "ПиМНО".

Наталья Николаевна Уварова
Здравствуйте, уважаемая Анна!
Современная начальная школа насыщена достаточно большим количеством наработок и игровых технологий (так как игра в начальной школе все-таки остается еще одним из основных видов деятельности школьника на ряду с процессом обучения). Вы ставите перед собой цель - проведение дидактической игры, которая сможет сделать процесс обучения более интересным для младших школьников.Каким образом Вы будете мотивировать младших школьников на участие в Вашей дидактической игре? Чем, разработанная Вами игра, кардинально отличается от других игр?
С уважением, Уварова Н.Н. Команда "Идея"

Анна Александровна Герасименко
Здравствуйте Уварова Н.Н. Команда "Идея".
Спасибо вам за вопрос.
Игра по своей природе - излюбленный вид занятия у дошкольников. Приобретение статуса "школьник" не призывает его резко раз и навсегда отказаться от игры. Просто теперь они занимаются в дидактической игре - игре, которая имеет свои цели, задачи, организованный процесс и нацелена на определённый результат. Эти и другие составляющие компоненты дидактической игры разрабатываются педагогом с тем учётом, чтобы для младшего школьника этот вид занятия был более похож на обычную игру. Так школьник сможет усвоить материал с живым любопытством и в конечном итоге получит некоторые знания. Мотивировать младших школьников на участие в нашей дидактической игре мы планируем, выстроив наш процесс именно таким образом.
Наша дидактическая игра построена одновременно на идеях, уже разработанных методистами, и на идеях самих младших школьников, которыми поделились с нами учителя, студенты-практиканты и к этому мы добавили наш небольшой командный опыт. Учёт особенностей и соединение идей всех сторон педагогического процесса позволяет нам находить новые идеи для организации этого вида деятельности младших школьников, чем и отличается наш проект.
С уважением, Герасименко Анна, команда "ПиМНО".

Ксения Васильевна Екимова
Здравствуйте, уважаемые авторы проекта! Вы в своем проекте предполагаете проведение серии дидактических игр, одна из которых будет продемонстрирована на уроке. Сколько времени вам понадобиться для реализации проекта? Сможете ли вы с помощью одной дидактической игры достичь заявленной цели и решить поставленные задачи?
С уважением, Екимова К.В. Команда "Тула"

Анна Александровна Герасименко
Добрый день, представители команды "Тула"!
Спасибо за вопросы. Постараемся дать на них ответы.
Действительно, проект предполагает серию дидактических игр. В идеале для его реализации мы хотели бы заниматься с учащимися в течении одной четверти (но можно и более...). Но проведение одной игры поможет начать решать поставленные цели и задачи, если не в полной мере, то первый шаг к этому будет положен.
С уважением, Герасименко Анна, команда "ПиМНО".

Эльмира Магомедгаджиевна Ахмедова
Уважаемые участники команды "ПиМНО", считаю ваш проект "Дидактическая игра в начальной школе" актуальным, т.к. вы правильно пояснили, что изменения, происходящие в системе образования, подталкивают педагогов к поискам качественных и эффективных способов организации обучения. С уважением, Ахмедова Эльмира, команда "ИДЕЯ".