Власть и общество в истории

Взаимоотношения власти и общества в историческом аспекте

Город
Москва, Росія
Место
МГУ
Регистрация
Регистрация закрыта

Взаимоотношения власти и общества в историческом аспекте

Головна

Государственная власть и устройство России глазами М.М. сперанского

Государственная власть и устройство России глазами М.М. сперанского

Майя Александровна Алексенко
Государственная власть глазами М.М. Сперанского
Как мыслитель Сперанский сформировался в начале XIX в. Широкая образованность позволила ему познакомиться с основными направлениями политической мысли в западноевропейских странах. Он испытал влияние французских просветителей, немецкой политической школы. Однако его собственная политическая теория была оригинальной. Глубокая религиозность мыслителя обусловила его философские позиции [1, с. 40-41].
Политическая доктрина М. М. Сперанского опирается на глубокие познания в политических теориях как античных, так и современных ему европейских мыслителей [1, с. 42]. Политические идеалы Сперанского не явились плодом случайного изучения наследия отечественных и зарубежных мыслителей. Он еще в юные годы размышлял о государственном устройстве, о чем доказывает проповедь, произнесенная им 8 октября 1791 г., будучи девятнадцатилетним юношей. Уже тогда он интересовался основными вопросами государственной жизни, социально-политическими проблемами общества. «Премудрый государь» может высоко поднять в глазах света свое правление, «ему может удивляться свет», – провозглашал он в проповеди в Александро-Невской лавре. – Но, если ты не будешь на троне человек… не низойдешь с престола для отрения слез последнего из твоих подданных… тогда, ты будешь только… злодей…». Это был первый проблеск политической мысли Сперанского [1, с. 42].
Проповедь эта значительна и интересна, так как характеризует мировоззрение будущего выдающегося юриста России. Молодой проповедник касается жизни целых человеческих обществ. Действительно, в проповедях Сперанского, в его записках сказывается не только понимание настоящего положения вещей, но и глубокое знание исторического прошлого, свое весьма оригинальное понимание его [1, с. 42].
Россия, по мнению Сперанского, в своем историческом развитии прошла три ступени: в Средние века – удельщина; в Новое время – абсолютная монархия, а в настоящий период – промышленное состояние, которое требует конституционного ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем подданным (безопасность личности, сохранность собственности и обеспечение личных политических прав) [2]. Россия, полагал он, ждет перемен, но не революционным путем, как в странах Запада, а исключительно эволюционным, «через правильные законы», жалованные императором народу. «Реформация государства производится десятилетиями и веками, а не в два-три года» («О постепенности усовершенствования Российского»).
В своих проектах государственных преобразований Сперанский мечтал о конституционной монархии, которая бы позволила «правление доселе самодержавное учредить на непременном законе» [2]. Законность форм осуществления власти Сперанский связывал с необходимостью разделения властей. Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно. Глава исполнительной власти – монарх – участвует в деятельности Думы, но «никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважается в Думе». Мнение Думы свободно, и поэтому монарх не может «ни уничтожить законов, ни обезобразить их» [2].
Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающейся высшим судебным органом – Сенатом. Три власти управляют государством подобно тому, как человек – своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению [2].
Сперанский предусмотрел и возможность объединения усилий различных властей для согласного их действия в Государственном совете, состоящем частично из лиц, назначаемых монархом, а частично избранных по избирательным законам . Государственный совет заседает под председательством царя, он обладает правом законодательной инициативы, но законы, «коими вводится какая-либо перемена в отношении сил государственных или в отношении частных лиц между собой», утверждаются непременно и исключительно Государственной думой. Таким образом, Государственная дума имеет законодательный статус [2].
Организация местной власти предполагает введение коллегиального управления сверху донизу через систему представительных органов – дум: губернских, уездных и волостных, избираемых на многоступенчатой основе.
Порядок, в устроенном таким образом государстве, охраняется законами. Одним просвещением и деятельностью просвещенных монархов невозможно достичь политических результатов [2]. Конституционная монархия, основанная на законе, должна опираться на квалифицированный чиновничий аппарат, обеспечивающий ее функциональную деятельность. Для осуществления такого проекта Сперанский предложил и провел два закона о чиновниках: «О придворных званиях» (3 апреля 1809 г.) и «Об экзаменах на чин» (6 августа 1809 г.).
К крепостному праву Сперанский относился отрицательно. «Крепостничество, – писал он, – несовместимо с цивилизованной государственностью. И нет никакого основания считать, что в России оно не могло бы уничтожиться, если будут приняты к тому действительные меры". «Каким образом, – спрашивал он, – ремесла в городах могут совершенствоваться без соревнования ремесленников, когда они рассеяны в рабстве?» [2].
Однако немедленной отмены крепостного права Сперанский опасался, полагая, что россияне, получив свободу, обратятся «к кочевому образу жизни». Он предложил двухэтапную схему: вначале ограничиваются крестьянские повинности, производится личное освобождение крестьян от помещиков, а затем к крестьянам возвращается «древнее право перехода» (Юрьев день). Землю предполагалось оставить за помещиками, но с предоставлением крестьянам права ее приобретения [2].
Проекты Сперанского вызывали резкую критику в адрес реформатора со стороны дворян, которые были весьма недовольны указами о чиновниках, ущемлявших их привилегии, а в социальных проектах Сперанского усматривали ущемление своих земельных прав (не без основания). На него посыпались обвинения в «возжигании 6yнтов» и даже в «способствовании истребления дворянства» [2]. В конечном итоге судьба «великого чиновника» была решена, и он был отстранен от службы и отправлен в ссылку.
Таким образом, мы видим, как из простого мальчика из Владимирской губернии Сперанский превратился в настоящего реформатора. Его феноменальный ум и уникальная работоспособность были готовы изменить существующий порядок вещей в России, но к этому были не готовы правительство и император Александр I.

Литература:
[1] Чибиряев, С.А. Великий русский реформатор. Жизнь, деятельность, политические взгляды М.М. Сперанского. – М., 1993.
[2] История политических и правовых учений. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/istoria-politicheskih-i-pravovyh-ucheniy-2/55.htm.

Ксения Дмитриевна Веринчук
К сожалению, никак не могу назвать этот доклад в полной мере докладом. Ваша работа больше напоминает реферат. Отсутствует постановка проблемы, цели и задачи работы.
Что особенно важно для историка, не используются источники - прежде всего "Введение к уложению государственных законов", указы и переписка.
Для такой темы, как Сперанский, очень мало литературы. У нас немало хороших биографий - от "Жизни графа Сперанского" барона Корфа (1861) до "Светила русской бюрократии" В. А. Томсинова (1997), не говоря о специальных исследованиях.
Что касается собственно анализа политических взглядов Сперанского, он удовлетворителен, но не исчерпывающ. Хорошо было бы подытожить все Вами сказанное, ясно сформулировать его взгляды.
Спасибо.