Я сказал НЕТ

Алексей Владиславович Боровских
Проект социально-педагогического занятия «Я сказал НЕТ».

Миссия - обеспечить профилактику употребления ПАВ среди подростков в условиях школы.

Цель занятия – научить подростков приемам противостояния склонению к употреблению ПАВ.

Задачи занятия:
1. Научить подростков приемам: прямого отказа от употребления ПАВ; избегания ситуации взаимодействия с агентами пропаганды и распространения ПАВ.
2. Формирование у подростка личностной позиции уверенного в себе человека, уверенного в правильности принятого решения, в убежденность вреда употребления ПВА
3. Развитие умения проектировать свое поведение в ситуации склонения к употреблению ПАВ.

Методы обучения: лекция, дискуссия, проблемно-поисковый метод, метод «мозгового штурма», метод примера, игровое моделирование,

Методы воспитания: самонаблюдение, описание чувств, состояний собственных и от лица героев.

Приемы: работа над сценическим поведением и речью героев разного типа, упражнения по распознавания голоса и тактильных ощущений, интонационно-лингвистический тренинговые упражнения, сценические игры, этюды, рефлексивный, релаксационный и коммуникативный тренинговые упражнения.

Принципы организации проекта:
• принцип педагогизации микросреды жизнедеятельности подростка;
•принцип уважения личного достоинства подростка;
•принцип добровольности;
•принцип личностно-ориентированного обучения, учета субъектного опыта подростка.
Субъекты проекта: социальный педагог (классный руководитель), подростки 13-15 лет ( 10- 15 человек).

Условия реализации проекта:
•эффективное сотрудничество и взаимодействие всех субъектов проекта;
•наличие объективной информации о социальных проблемах учащихся общеобразовательной школы;

Критерии эффективности занятия:
- систематизация основных знаний о причинах и следствиях употребления ПАВ у подростков;
- усвоение подростками правил поведения в ситуации приобщения к употреблению ПВА;
- овладение подростками приемами противостояния склонению к употреблению ПАВ;

Методологической основой проектирования социально-педагогического занятия выступает личностно-ориентированная технология.

Оборудование: помещении вмещающее 11- 16 человек, доска, ноутбук с проектором, оценочные листы.

Проект реализуется в течение учебного занятия продолжительностью 90 минут.

Этапы реализации проекта:
Ход занятия:

Таблица -- см. файл заявки

Таблица оценивания:
Инструкция: 2 балла- реализовано в полной мере; 1 балл- реализовано частично; 0- не реализовано.

Критерий оценивания/Самооценка/Оценка зрителей / Оценка педагога

1. Реалистичность представленных событий
2. Эффективность использования заявленных приемов поведения
3. Артистичность

Распределение функций:

ФИО/Содержание деятельности

Нутрихина Лидия Работа на этапах :Организационный момент,
Актуализация имеющихся знаний о вреде употребления ПАВ, изучения нового материала

Амвросова Ольга Проведение тренинговых упражнений

Бушманова Наталья Работа на этапе закрепления изученного материала

Гордиенко Екатерина Работа на этапах
Проверки изученного материала, Итог занятия


Лидия Леонидовна Нутрихина
Здравствуйте! Мы рекомендовали бы дать расшифровку аббривиатуры ПАВ. Многие спрашивают о ее значении.

Здравствуйте.
ПАВ- психоактивные (психотропные) вещества. К такого рода веществам относятся наркотики, алкоголь, табачные изделия. Вообщем стимуляторы.

Добавлено спустя 7 минут:
Скажите, пожалуйста, правильно ли я понимаю, что самым главным результатом в вашем проекте будет то, что участники не станут употреблять ПАВ. А как это можно проконтролировать? Заранее спасибо!


Не совсем точно. Наша цель показать возможные формы, вернее даже сказать эффективные спообы отказа, поведения в ситуации склонения к употреблению ПАВ. И не только показать в теории, но и дать возможность опробовать на практике данные модели поведения. Отследить же это можно в процессе представления этюдов. Рекомендую обратится к полной версии заявки. Спасибо за вопрос :)

Добавлено спустя 15 минут:
Здравствуйте! Поясните, пожалуйста, на каких этапах Вашего занятия планируется использовать "мозговой штурм"? Какие ситуации Вы планируете разыграть (будут ли разыгрываться ситуации с неудачным финалом, чтобы продемонстрировать опыт действий, которым следовать не рекомендуется)?
Спасибо.


Алена, Вы можете обратится к полной версии заявки, там подробнее прописаны этапы. Ситуации планируется конструировать на основе опыта участников, но естественно у нас продуманы и свои варианты. Но нам бы хотелось как можно полнее ипользовать субъектный опыт, так как нами заявлена личностно-ориентированная технология обучения. Ситуаций с неудачным финалом не планируются. Объясню почему- главная наша цель проиграть модель поведения, эффективного поведения, дающего воможность без ущерба для себя сказать НЕТ. Поэтому сами понимаете, как мы можем использовать варианты этюдов, где предложеные нами модели окажутся не эффективны. Возникнет противоречие, не желательное для данного занятия.
Спасибо за внимание :)

Добавлено спустя 28 минут:
Здравствуйте, создатели проекта, будущие учителя России! :) Ваш проект мне кажется весьма перспективным и интересным. Вот вопросы, которые наиболее заинтересовали меня: Как я поняла, проект представляет собой ролевую игру. Как заявленные приемы, типа упражнений по распознаванию голоса и тактильных ощущений, могут способствовать отказу от употребления ПАВ (психотропно активных веществ??) со стороны подростков? Как достоверно сыграть роль человека, провоцирующего подростков на употребление ПАВ (предполагается, исходя из манеры общения этого человека (особенности речи – интонация голоса, манера заискивать, убеждать) у подростка должна возникнуть реакция настороженности и недоверчивости)? Предполагают ли создатели проекта найти наиболее оптимальный метод обучения, приводящий к отказу подростков от потенциального желания употреблять ПАВ? Или участники окунутся в реализацию всех методов, дабы почувствовать эффективность комплекса всех предложенных методов. Тогда разумно использовать этюды как итог проведения всей системы методов.

Добавлено спустя 12 минуты:
Также очень интересует вопрос, связанный с неточным пониманием критериев оценивания лично у меня. Дело в том, что, насколько мне известно, если участники игры пытаются оценить игру одного из партнеров (например, блистательный уровень его артистичности или, напротив, отсутсткие артистизма у участника), то задача организатора - напомнить, что существуют различные способы игры (нет хороших или плохих). Тогда как оценивать заявленный критерий артистичности?


Здравствуйте)) Спасибо большое за такое внимание. Отвечаю на вопросы по порядку. Наше занятие не является в полной мере ролевой игрой, в нем присутствуют элементы драматизации, но как вы можете убедиться, обратившись к полной версии заявки, только на этапе закрепления. Поэтому упражнения по распознаванию голоса и потому подобное, есть только приемы подготовки к деятельности. Они нужны для того чтобы подросток более мягко вошел в новый вид деятельности, а именно приступил к актерской игре. Также данные упражнения помогают объяснить смысл невербального общения. В плане, как донести информацию до человека не только словами, но и своим телом. Потому как основная наша цель это не объяснить, почему следует отказаться от употребления ПАВ, а показать как это сделать без урона для собственного здоровья, авторитета в глазах сверстников и так далее. Думаю, Вы представляете как сложно подростку отстоять свое мнение в кругу сверстников и более взрослых людей. То, что принимать ПАВ вредно знают все, но вот как справится с давлением не многие. Вот примерно так :) Кстати этюды они как итог и предусмотрены.
Еще раз благодарю за внимание.



Лидия Леонидовна Нутрихина
Здравствуйте! Очень актуальная тема. А как вы будете применять метод примера ?


Здравствуйте. Разбирать примеры из жизни и литературы. В плане поступок и его следствие. Мы стремимся показать, что каждое принятое нами решение во многом определяет наше будущее.

Добавлено спустя 2 минуты:
Добрый день!
Тема Вашего проекта очень актуальна в условиях современного учебно-воспитательного процесса.
Вопрос: как Вы планируете сочетать между собой заявленные методы обучения; как Вы соотносите их с методами воспитания?

Добавлено спустя 7 минут:
И ещё: не относятся ли заявленные Вами методы обучения к различным классификациям? Ведь если оперется на классификацию И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, то метод обучения - частично-поисковый, а в рамках этого метода используются формы: лекция, дискуссия и т.д. А если брать традиционную классификацию методов обучения, тогда действительно, дискуссия и лекция - это методы.
Как Вы можете снять это противоречие?


В выборе методов мы ориентировались не на классификации, а на необходимость и целесообразность. Но спасибо за вопрос, я думаю на этапе доработки мы серьезнее отнесемся к этому моменту, и поправим неточности если увидим существенную необходимость.

Добавлено спустя 2 дня 19 минут:
Здравствуйте!
Не планируется ли приглашение специалистов (наркологов) на такого рода занятия?
просто существует такое мнение, что слова словами, а лучшее средство предотвратить желание употреблять наркотики - отвести детей в наркодиспансер (клинику) и посмотреть на реальную картину... (вот только картина эта не для всех...)
думаю, присутствие специалиста именно по лечению наркозависимости было бы нелишним...
либо же среди участников команды есть такие люди?
в целом же считаю, что такого рода занятия возможно смогут сыграть позитивную роль в процессе решения рассматриваемой проблемы.


Здравствуйте. Соглашусь с Вами в том вопросе, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Вот поэтому приглашать специалиста не предполагаем, потому как подростки обладают теоретическими сведениями по поводу вреда и последствий употребления ПАВ, а вот практическими умениями, как с этим справиться, к сожалению нет. У нас все таки больше практическое занятие. Спасибо за внимание.

Наталья Игоревна Косолапова
Добрый вечер Лидия!
Вас приветствует команда из Курска!
Тема актуальна, но решение поставленной проблемы в проекте, на наш взгляд, не просматривается. Слишком силен реальный противник. Рассмотрение примеров, демонстрация видеороликов - малоэффективный прием, так как только личностный деятельностный фактор затрагивает подростка. Хочется отметить, что формирование умения сказать НЕТ очень важная педагогическая задача. Это касается не только отказа от наркотических препаратов, алкоголя и табака, но и отказа идти на поводу коллектива, если считаешь выбранный путь не правильным и т.д. Есть ли у Вашего проекта практическая реализация? Каков ее результат?

Лидия Леонидовна Нутрихина
Здравствуйте Наталья. Дейсвительно ваши наблюдения очень верные. Проект был реализован, не в таком виде как представлен, это так сказать усовершенствованный вариант. Результаты положительные. Но конечно в этом вопросе, как и во всех остальных главное- систематичность.

Светлана Игоревна Шевченко
Лидия, добрый день!
А возможна ли разработка каких-либо игр или упражнений, отвечающих целям Вашего проекта для дошкольников?
Спасибо!

Лидия Леонидовна Нутрихина
Лидия, добрый день!
А возможна ли разработка каких-либо игр или упражнений, отвечающих целям Вашего проекта для дошкольников?
Спасибо!



Здравствуйте Светлана. Думаю, что на ваш вопрос ответ будет отрицательным. Отчасти это связанно с возрастными особенностями (согласитесь дошкольник значительно другой в сравнении с подростком) и думаю, хотя конечно могу ошибаться, что в дошкольном возрасте проблема склонения к употреблению ПАВ не так остра. Вообще хотелось бы думать что ее нет, но в нашем мире случается всякое. Для детей дошкольного возраста мы организуем занятия по тематике: полезные привычки, и как быть здоровым.


Алена Александровна Извольская
Здравствуйте! Поясните, пожалуйста, на каких этапах Вашего занятия планируется использовать "мозговой штурм"? Какие ситуации Вы планируете разыграть (будут ли разыгрываться ситуации с неудачным финалом, чтобы продемонстрировать опыт действий, которым следовать не рекомендуется)?
Спасибо.


Наталья Владимировна Захарова
Здравствуйте, создатели проекта, будущие учителя России! :) Ваш проект мне кажется весьма перспективным и интересным. Вот вопросы, которые наиболее заинтересовали меня: Как я поняла, проект представляет собой ролевую игру. Как заявленные приемы, типа упражнений по распознаванию голоса и тактильных ощущений, могут способствовать отказу от употребления ПАВ (психотропно активных веществ??) со стороны подростков? Как достоверно сыграть роль человека, провоцирующего подростков на употребление ПАВ (предполагается, исходя из манеры общения этого человека (особенности речи – интонация голоса, манера заискивать, убеждать) у подростка должна возникнуть реакция настороженности и недоверчивости)? Предполагают ли создатели проекта найти наиболее оптимальный метод обучения, приводящий к отказу подростков от потенциального желания употреблять ПАВ? Или участники окунутся в реализацию всех методов, дабы почувствовать эффективность комплекса всех предложенных методов. Тогда разумно использовать этюды как итог проведения всей системы методов.

Добавлено спустя 12 минуты:
Также очень интересует вопрос, связанный с неточным пониманием критериев оценивания лично у меня. Дело в том, что, насколько мне известно, если участники игры пытаются оценить игру одного из партнеров (например, блистательный уровень его артистичности или, напротив, отсутсткие артистизма у участника), то задача организатора - напомнить, что существуют различные способы игры (нет хороших или плохих). Тогда как оценивать заявленный критерий артистичности?

Мария Сергеевна Мельникова
Скажите, пожалуйста, правильно ли я понимаю, что самым главным результатом в вашем проекте будет то, что участники не станут употреблять ПАВ. А как это можно проконтролировать? Заранее спасибо!

Андрей Иванович Щетников
То есть вы будете учить, как надо говорить "нет", когда тебе предлагают наркотики или закурить. Я правильно понял?

Лидия Леонидовна Нутрихина
То есть вы будете учить, как надо говорить "нет", когда тебе предлагают наркотики или закурить. Я правильно понял?


Абсолютно верно. Как сказать нет, так чтобы тебя поняли, услышали и приняли твой отказ. В целом это умение пригодится не только в ситуации столкновения с ПАВ.

Добавлено спустя 2 минуты:
Здравствуйте!
Поясните, пожалуйста, по какому принципу проходит отбор в группу.
Спасибо.


Занятие рассчитано на подростков. Больше ни каких показателей нет.
Пожалуйста :-))

Наталья Владимировна Захарова
Спасибо за ответ! :) По поводу этюдов с отрицательным финалом - это точно: на уровне подсознания могут отпечататься негативные формы поведения. Так что, лучше создать положительный стимул. Вы говорите, что контингент обучаемых - подростки. А ведь я тоже могу принять участие в реализации проекта, хотя неподросток уже давно? В моем личном опыте не имеется ситуаций, в которых мне бы приходилось отказываться от употребления ПАВ (не подумайте ничего плохого!) :) Просто я не сталкивалась лично с принуждением принимать эти вещества. И как в таком случае делиться опытом?

Лидия Леонидовна Нутрихина
Спасибо за ответ! :) По поводу этюдов с отрицательным финалом - это точно: на уровне подсознания могут отпечататься негативные формы поведения. Так что, лучше создать положительный стимул. Вы говорите, что контингент обучаемых - подростки. А ведь я тоже могу принять участие в реализации проекта, хотя неподросток уже давно? В моем личном опыте не имеется ситуаций, в которых мне бы приходилось отказываться от употребления ПАВ (не подумайте ничего плохого!) :) Просто я не сталкивалась лично с принуждением принимать эти вещества. И как в таком случае делиться опытом?


Вот как раз для этого и предусмотрена работа в группе. Ведь если у вас нет опыта, он может быть у вашего товарища. К тому же это только на первый взгляд кажется что нет опыта, а если задуматься такие ситуации возникают часто. В плане возраста участников, тут конечно можно варьировать, только подстраивать содержание, потому как вы сами понимаете что к каждой возрастной группе нужен свой подход.

Иван Николаевич Шабля
Добрый день!
Тема Вашего проекта очень актуальна в условиях современного учебно-воспитательного процесса.
Вопрос: как Вы планируете сочетать между собой заявленные методы обучения; как Вы соотносите их с методами воспитания?

Добавлено спустя 7 минут:
И ещё: не относятся ли заявленные Вами методы обучения к различным классификациям? Ведь если оперется на классификацию И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, то метод обучения - частично-поисковый, а в рамках этого метода используются формы: лекция, дискуссия и т.д. А если брать традиционную классификацию методов обучения, тогда действительно, дискуссия и лекция - это методы.
Как Вы можете снять это противоречие?

Александр Евгеньевич Погонин
Здравствуйте!
Не планируется ли приглашение специалистов (наркологов) на такого рода занятия?
просто существует такое мнение, что слова словами, а лучшее средство предотвратить желание употреблять наркотики - отвести детей в наркодиспансер (клинику) и посмотреть на реальную картину... (вот только картина эта не для всех...)
думаю, присутствие специалиста именно по лечению наркозависимости было бы нелишним...
либо же среди участников команды есть такие люди?
в целом же считаю, что такого рода занятия возможно смогут сыграть позитивную роль в процессе решения рассматриваемой проблемы.