Разумный путь к истинным знаниям

Алексей Владиславович Боровских
Содержание проекта

Предлагаемый нами проект «Разумный путь к истинным знаниям» посвящен проблеме рационализации предметного обучения как методологии и конкретного подхода к разработке и реализации системы обучения химии, интенсификации учебного процесса, включающего согласованное целенаправленное использование комплекса дидактических средств. Значимость и актуальность подхода определяется тем, что проблема интенсификации касается такого важного, особенно для начального и базового этапов изучения химии процесса, как рационализация, позволяющая формировать и поддерживать мотивацию к учению, веру учащихся в себя, собственные возможности, способствовать развитию личности. Это тем более важно, так как большая часть учителей слабо осведомлены о психологических и педагогических сложностях рационализации, связанных с уровнями восприятия учебной информации. Мы рассматриваем рационализацию как сложную рецептивную, мыслительную деятельность, связанную с восприятием, пониманием и активной переработкой информации, содержащейся как в устном, так и в письменном сообщении. Проведенными нами исследованиями мы доказали, что рационализация учебного процесса представляется возможным только при использовании системы специальных методов, упражнений, приемов, целью которых является формирование навыков узнавания и понимания химического материала, совершенствование деятельности психологических механизмов восприятия и запоминания.

Такой подход согласуется с концепцией управления учебной деятельностью учащихся через организацию мыслительных процессов, позволяя максимально реализовывать скрытые личностные резервы школьника.

Для демонстрации мы выбрали один из модулей общей химии «Основные характеристики ковалентной связи: насыщаемость, направленность, делокализация и кратность; геометрия молекул».

Цель педагогического действия: разработка и организация рационализации химического образования с целью повышения качества обучения химии и формирования личности обучаемых. В соответствии с поставленной целью построена логика образовательного процесса, а, именно, рационализация обучения и рационализация предметного содержания.

Рационализация процесса обучения, предполагает интеграцию предметных, педагогических, психологических знаний, способов действий, средств и методов обучения. Выделяя ядро содержания, мы дальнейшее его изучение осуществляем при максимально значимом всестороннем анализе и возможности дальнейшего его развития.

Рационализация предметного содержания, опирается на минимизацию знаний, на их фундаментальность и на системно-структурный подход. Для этого мы используем особые приемы понимания и запоминания материала, такие как сжатие информации, графическое отражение материала, математические выражения физических закономерностей строения атома, обучающий алгоритм по определению типов гибридизации с участием - s, - p, - d- орбиталей, насыщаемости химической связи, математические формулы для нахождения числа неподеленных электронных пар и числа донорно-акцепторных связей.

Проектно - организационная схема рационального обучения химии

== Таблица -- см. файл заявки

При отборе обучаемых основным условием возможности проведения демонстрации нашего подхода является владение ими такими химическими понятиями как строение атома, типы химических связей, структурные формулы сложных химических веществ, общее представление о классах соединений. Перед началом занятий нам необходимо протестировать учащихся на предмет выявления типов восприятия учебной информации: аудиалов, визуалов, кинестетиков, находящихся в корреляции с типами мышления и стилями учебной деятельности. Это позволит нам при объяснении нового материала учитывать ключевые репрезентативные системы восприятия информации субъектов обучения, позволяя формировать индивидуальный стиль обучения каждому ученику, более четко определить основные средства изучения нового материала, в том числе интерактивную доску, компьютерные презентации, схемы, химический эксперимент. Для выполнения домашнего задания ученикам предлагается алгоритм интеллектуальных действий, который позволит им рационально выстраивать логику мыслительных операций.

Разработка рационального подхода к изучению химии была построена на таких концептуальных исследованиях как:
- Философские положения теории познания, теории деятельности, теории рациональности, формирования и развития личности (Р.Ф. Авдеев, В.В. Давыдов, КМ Кедров, А.И., А.Д. Урсул, Д.Б. Эльконин и др.);
- фундаментальные работы в области методологии управления образованием (СИ.Архангельский, Ю.К. Бабанский, А.П. Беляева, Б.С. Гершунский, и др);
- Социологические, педагогические, культурологические и гуманистические идеи о роли и функциях общего и профессионального образования, о его влиянии на становление человека и развитие общества (Ш.А. Амона-швили, А.Г. Асмолов, М.Н. Берулава, Г.А. Бордовский, , И.М. Титова, Г.П. Щедровицкий, И.С. Якиманская и др.);
- теории содержания образования и обучения (Ю.К. Бабанский, О.С. Зайцев, В.В. Краевский, Н.Е. Кузнецова, B.C. Леднев, И.Я. Лернер, А.Е. Марон, Е.Е. Минченков, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина, Л.А. Цветков и др.);
- Теории оптимизации, интенсификации, информатизации, компьютеризации учебного процесса, раскрывающие законы его рациональной организации и управления (Ю.К. Бабанский, Г.А. Бордовский, Е.П. Велихов, П.Я. Гальперин, B.C. Гершунский, Р. В.В. Давыдов, А.П. Ершов, В.А. Извозчиков, Н.Е. Кузнецова, Е.И. Машбиц, В.М. Монахов, Т.С. Назарова, М.С. Пак, Е.С. Полат, Н.Ф. Талызина, А.Ю. Уваров, );
- Исследования в области педагогических технологий и положения о развивающем обучении (-Б.Г. Ананьев, ME. Бершадский, В.П. Беспалько, Л.С. Выготский. В.В. Гузеев, Н.П. Гузик, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Зан-ков, И.С. Кон, Н.Е. Кузнецова, А.Н. Леонтьев, Т.Н. Литвинова, A.M. Ма-тюшкин, М.И. Махмугов, П.И. Пидкасистый, И.Н. Пономарёва, Л.С. Выготский

Для фиксации достигнутых результатов мы предлагаем следующие педагогические измерения:
- В качестве критерия, характеризующего степень усвоения содержания, нами выбран коэффициент усвоения знаний Куз по А.В.Усовой.
- Одним из показателей эффективности выбранной методики преподавания химии является такой компонент субъектности, как коэффициент активности учащихся, рассчитываемым по критериям, выдвинутым Лийметсом. По значению познавательной активности учащихся (максимальная - 5, минимальная – 1) опосредовано можно судить о мотивации к учению.
- Одним из показателей интереса к процессу обучения является низкая утомляемость учащихся. Для этого мы используем метод корректурных проб до и после занятий.
- В конце занятий желательно проведение анкетирования обучаемых на определение удовлетворенности их качеством учебного процесса.

В команде предусматривается следующее распределение функций:
1. Ведущий преподаватель
2. Ассистент-лаборант
3. Психолог
4. Аналитики

Николай Владимирович Копытов
Здравствуйте!
В качестве критерия, характеризующего степень усвоения содержания, Вами выбран коэффициент усвоения знаний Куз по А.В.Усовой.
Как он работает? Спасибо.


Наталья Игоревна Косолапова
[q=Мельникова Елена, 09.03.2010

Здравствуйте Елена!
Мы рассматриваем такие показатели качества как:
1. Наличие знаний у обучаемых, сформированность умений и навыков;
2. Умение применять вышеуказанные ЗУН для решения конкретных задач (это особенно важный для нас элемент);
3. Понимание учащимися значимости изученного материала (личностное отношение к материалу), другими словами, те знания, важность которых осознается, более интересны, лучше усваиваются и применяются на практике.

Добавлено спустя 4 минуты:


Здравствуйте Иван!
Спасибо за проявленный интерес к нашему проекту. Ответим на вопросы по порядку.
1. Тема «Основные характеристики ковалентной связи» была выбрана для демонстрации нашего подхода, безусловно, не случайно. Данная тема рассматривается в школе в рамках изучения одной из фундаментальных теорий - «Теории химической связи», без которой практически не один вопрос химии не может быть полноценно изучен. С этих позиций объясняются физические и химические свойства веществ, процессы протекания химических взаимодействий. В последнее время в основной школе получила развитие тенденция к минимизации содержания предметов естественно-научного цикла. Содержание курса химии в связи с этим оказалось «урезанным», что привело к тому, что вопросы, касающиеся химической связи стали рассматриваться несколько оторвано от других тем. Кроме того в учебниках отсутствуют алгоритмы, позволяющие учащимся самостоятельно определять тип гибридизации молекулы, установить геометрию молекулы и на этой основе и свойства вещества. У ребят не формируется целостного представления о химических веществах, не выстраиваются причинно-следственные связи, которые необходимы для осознания предмета. Кроме указанных факторов, усложняющих изучение «Теории химической связи» существует ряд причин, по которым усвоение данного материала вызывает у учащихся серьезные трудности, связанных с особенностями самой темы. Прежде всего, сюда относится абстрактный характер представлений о строении веществ, изучение которых требует хорошо развитого образного мышление и воображения.

2) Речь идет не просто о заданиях или иллюстрациях учитывающих тип восприятия, а о любом учебно-информационном материале, который преподносится на всех этапах урока: объяснение, закрепление, опрос, домашнее задание.
Поясним на примере. В случае преобладания у обучаемых кинестетического и визуального типа восприятия предлагаем использовать динамические и объемные схемы, вместо обычных статических, даже самых универсальных.
Динамическая схема психофизиологически воспринимается иначе, чем статическая. Говоря о динамике, мы имеем в виду не непосредственное движение конструкции, а движение отдельной детали таблицы или стрелки, к которой следует привлечь особое внимание учащихся. Почему движущаяся деталь схемы воспринимается лучше? Это объясняется физиологическими особенностями восприятия объектов глазом. Дело в том, что периферическая часть сетчатки раньше, чем центр, обнаруживает движущиеся объекты или их элементы, которые содержат нужные сведения, т.е. она как бы ведет разведку, а при помощи центральной части сетчатки, направленной на объект, эти сведения уточняются и воспринимаются.
Детали, содержащие наиболее важную или сложную для восприятия информацию могут делаться объемными. На процесс восприятия объемной информации влияет аккомодация - один из механизмов избирательного восприятия, который позволяет произвольно концентрировать внимание на объектах, расположенных на определенном расстоянии.
3) Противоречий в концептуальных позициях рационализации обучения химии не видим.

4,5) Это тесты Айзенка и Юнга для определения типов темперамента.
Согласно проведенным исследованиям тип мышления и тип темперамента связаны с типом восприятия, а именно: люди с доминантой правого полушария по психологическому типу являются экстравертами, следовательно, холериками или сангвиниками по типу темперамента и кинестетиками или аудиалами по типу восприятия. Интраверты - левополушарники являясь флегматиками или меланхоликами, по типу восприятия - визуалы или аудиалы. Следовательно, используя диагностические тесты Айзенка или Юнга для определения типа темперамента можно определить тип мышления и предпочтительную ключевую репрезентативную систему. Подчеркнем, что абсолютно точных способов определения типов восприятия нет, как действительно нет и людей с выраженной доминантой одного из полушарий и соответственно с чистым типом темперамента. Как правило, у каждого человека своеобразно сочетаются различные типы познавательной деятельности, каждый учащийся имеет свой, индивидуальный тип познания, которому должен соответствовать свой стиль обучения. Несмотря на то, что учащиеся достигают лучших результатов, используя предпочитаемый ими учебный стиль, имеет смысл попробовать увеличить гибкость их реакции на внешнюю информацию, выходящую за рамки этого стиля обучения. Это представляется особенно важным, если учесть, что не все преподаватели, с которыми школьники сталкиваются, оказываются способны «подогнать» свои стили преподавания под стили обучения учащихся. Таким образом, эффективность обучения зависит от типа восприятия учебной информации, кинестетического, визуального или аудиального, которые, являясь процессом сложной аналитико-синтетической деятельности мозга, связаны с мышлением и темпераментом. Такая зависимость позволяет диагностировать типы восприятия студентов и формировать стиль обучения.

6) Существует достаточно большое количество методик, позволяющих следить за уровнем интереса учащихся (сюда относятся и тесты по определению уровня самооценки, субъектной активности и т.д.). В процессе демонстрации нашего подхода, в связи с ограниченностью во времени и необходимостью диагностики практически сразу после изучения материала мы выбрали утомляемость, как физиологический фактор, определяющий интерес. Проще говоря, чем больший интерес вызывает процесс обучения и материал, тем меньше усталость. Определение утомляемости не требует специальных приборов, доступно и достаточно достоверно.

Добавлено спустя 5 минут:

Уважаемый Николай!
Действительно в качестве критерия, характеризующего степень усвоения содержания, выбираем средний коэффициент усвоения знаний Куз:
Куз:=∑ni /N*n, где n-количество элементов, подлежащих усвоению;
ni – количество элементов, усвоенных i-м студентом;
N – общее количество учеников в выборке.
Согласно результатам исследования В.П. Беспалько уровень усвоения знаний некоторой совокупностью обучаемых можно считать достаточным, если величина Куз: равна или больше 0.7.

Добавлено спустя 7 минут:

Добрый вечер Андрей!
Если Вы имеете в виду тот объем информации о ковалентной связи, который необходим для понимания материала предлагаемого к демонстрации на очном туре, то это – механизм и условия образования ковалентной связи.


Елена Валерьевна Мельникова
Здравствуйте!
Поясните, пожалуйста, какие критерии, показатели и индикаторы качества обучения химии вы рассматриваете.
Спасибо.

Иван Николаевич Шабля
Добрый вечер!
Нас заитересовал Ваш проект.
Однако у нас возник ряд вопросов:
1) Почему Вами выбрана именно эта тема курса "Общей химии"?
2) Какие задания с учетом типа восприятия учебной информации Вы планируете давать учащимся (построение шаростержневых моделей, графическое изображение электронных орбиталий и т. д.)? Не возникнет ли той ситуации, что кинестетик освоит практическую часть занятия, а визуалы и аудиалы получат только теорию?
3) Как Вы считаете, не противоречат ли друг другу некоторые выбранные Вами концептуальные основания положенные в основу проекта?

Иван Николаевич Шабля
Так же хотелось узнать:
1) Какие тесты предполагается использовать для выявления типа восприятия учебной информации?
2) Так же известно, что "чистых" визуалов, аудиалов и кинестетиков не бывает, соответсвенно как Вы предполагаете совмещение материала?
3) По каким еще критериям, кроме утомляемости учащихся, предполагается отслеживать интерес учащихся к изучаемому материалу?

Ксения Анатольевна Руцкая
Добрый день!
Могли бы вы кратко описать задачи, которые ставит учитель-ведущий занятия перед учениками? И какова логика выполнения этих задач (почему именно такая последовательность)?

Наталья Владимировна Захарова
Здравствуйте, Наталья! Ваш проект мне кажется актуальным по следующим причинам: во-первых, он позволяет дифференцировать процесс обучения и сделать его более интенсивным не просто исходя из интересов учащихся, а с помощью организации подхода к каждому учащемуся на основе типа восприятия учебной информации; во-вторых, интересна сама идея организации обучения обучения предмету (в данном случае химии) на основе типа восприятия материала. Однако не понятна технология такого обучения. Поясните, пожалуйста, какими методами обучения Вы будете пользоваться для решения педагогических задач. Средства кажутся очень интересными (особенно привлекательным представляется организация химического эксперимента). Однако не понятно, каким образом будет проявляться гибкость учителя в организации самой технологии обучения. Спасибо! Еще раз выражу свой интерес к проекту. Он весьма перспективный!

Илона Бучуевна Кометиани
Доброго часа суток. Спасибо за вопросы. Задачи. которые ставит учитель перед учениками мы разделяем на несколько блоков. напрмер: задачи психолого-педагогического блока- познакомить учащихся с их типом восприятия и стилем обучения; предметные задачи- овладение сложным сквозным материалом по предсказанию физико-химических свойств соединений на основе знаний о направленности и геометрии молекул; и т.д.; дидактические задачи- знакомство с методами рационализации материала.

Добавлено спустя 22 минуты:
Доброго времени суток, Наталья!
Спасибо вам за интерес проявленный к нашему проекту. Относительно методов обучения: методы обучения, которые мы используем подразделяются: по источникам передачи и характеру восприятия материала(словесные , наглядные. практические); по характеру познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный. исследовательский с эвристическим элементом). По сочетанию методов преподавания и учения мы используем инструктивно -практический и продуктивно-практический, объяснительно-побуждающий и частично-поисковый.
Всего доброго.

Галина Юрьевна Ярославова
Здравствуйте!!! Проект очень интересный!!! Вопрос от команды "МОСТ": скажите, пожалуйста, а возможна ли в вашем проекте мобильность такого характера как рассмотрение темы из курса физики или математики, из гуманитарных дисциплин?

Наталья Игоревна Косолапова
[q=Ярославова Галина, 1

Добрый вечер Галина!
Спасибо за оценку!
Да, безусловно, использование представленного в проекте подхода возможно при рационализации учебного процесса организуемого учителями (преподавателями) любой дисциплины. Более того такой опыт (весьма положительный) уже есть.
4.03.2010 - 23:33]

Светлана Игоревна Шевченко
Доброе утро!
Вы пишите:"рационализация учебного процесса представляется возможным только при использовании системы специальных методов, упражнений, приемов, целью которых является формирование навыков узнавания и понимания химического материала, совершенствование деятельности психологических механизмов восприятия и запоминания".
Возник вопрос: Готовы ли учителя школы искать и использовать те самые методы и приёмы, которые будут совершенствовать учебную деятельность?!
Актуальность выбранной Вами темы бесспорно не вызывает сомнений, но вопрос мотивации...
Заранее благодарю!

Наталья Игоревна Косолапова
Уважаемая Светлана!
Спасибо за вопрос!
Безусловно, для осуществления организации обучения с использованием нашего подхода учитель должен обладать:
1) хорошим знанием и глубоким пониманием материала;
2) навыками установления межпредметных связей;
3) знанием особенностей психологического восприятия информации и т.д.
За реализацию подхода может взяться креативная личность. Отметим, что наш университет («Курский государственный университет) является основным ВУЗом, осуществляющим подготовку учителей для школ города и области, т.е. большинство работающих по специальности учителей химии – это выпускники нашего университета. Связь с ними не теряется даже спустя годы после завершения их обучения, организовываются курсы повышения квалификации, на которых многие специалисты проявляют желание овладеть приемами рационализации обучения (что особенно для них актуально в связи с сокращением часов на изучение дисциплины). С учетом таких пожеланий и выстраивается работа курсов, многие слушатели которых делятся затем своим опытом работы и идеями по рационализации обучения. К нашей радости энтузиасты вопреки всему еще работают в наших школах!

Иван Иванович Павлов
Здравствуйте, Наталья!
А каким образом в вашем проекте формируется личность ребенка? Как это отслеживается? Может нам кажется, но в самой формулировке цели не лишним ли, вернее, не слишком ли глобальным, является ожидаемый результат для частного проекта. Я не говорю о "знаниевой" части, речь идет о формировании личности. Как прослеживается развитие этого качества? Может формирование личности ребенка это ожидаемый результат всего образовательного процесса, а не отдельно взятого педагогического действия? Спасибо!