Содержание проекта
Предлагаемый нами проект «Разумный путь к истинным знаниям» посвящен проблеме рационализации предметного обучения как методологии и конкретного подхода к разработке и реализации системы обучения химии, интенсификации учебного процесса, включающего согласованное целенаправленное использование комплекса дидактических средств. Значимость и актуальность подхода определяется тем, что проблема интенсификации касается такого важного, особенно для начального и базового этапов изучения химии процесса, как рационализация, позволяющая формировать и поддерживать мотивацию к учению, веру учащихся в себя, собственные возможности, способствовать развитию личности. Это тем более важно, так как большая часть учителей слабо осведомлены о психологических и педагогических сложностях рационализации, связанных с уровнями восприятия учебной информации. Мы рассматриваем рационализацию как сложную рецептивную, мыслительную деятельность, связанную с восприятием, пониманием и активной переработкой информации, содержащейся как в устном, так и в письменном сообщении. Проведенными нами исследованиями мы доказали, что рационализация учебного процесса представляется возможным только при использовании системы специальных методов, упражнений, приемов, целью которых является формирование навыков узнавания и понимания химического материала, совершенствование деятельности психологических механизмов восприятия и запоминания.
Такой подход согласуется с концепцией управления учебной деятельностью учащихся через организацию мыслительных процессов, позволяя максимально реализовывать скрытые личностные резервы школьника.
Для демонстрации мы выбрали один из модулей общей химии «Основные характеристики ковалентной связи: насыщаемость, направленность, делокализация и кратность; геометрия молекул».
Цель педагогического действия: разработка и организация рационализации химического образования с целью повышения качества обучения химии и формирования личности обучаемых. В соответствии с поставленной целью построена логика образовательного процесса, а, именно, рационализация обучения и рационализация предметного содержания.
Рационализация процесса обучения, предполагает интеграцию предметных, педагогических, психологических знаний, способов действий, средств и методов обучения. Выделяя ядро содержания, мы дальнейшее его изучение осуществляем при максимально значимом всестороннем анализе и возможности дальнейшего его развития.
Рационализация предметного содержания, опирается на минимизацию знаний, на их фундаментальность и на системно-структурный подход. Для этого мы используем особые приемы понимания и запоминания материала, такие как сжатие информации, графическое отражение материала, математические выражения физических закономерностей строения атома, обучающий алгоритм по определению типов гибридизации с участием - s, - p, - d- орбиталей, насыщаемости химической связи, математические формулы для нахождения числа неподеленных электронных пар и числа донорно-акцепторных связей.
Проектно - организационная схема рационального обучения химии
== Таблица -- см. файл заявки
При отборе обучаемых основным условием возможности проведения демонстрации нашего подхода является владение ими такими химическими понятиями как строение атома, типы химических связей, структурные формулы сложных химических веществ, общее представление о классах соединений. Перед началом занятий нам необходимо протестировать учащихся на предмет выявления типов восприятия учебной информации: аудиалов, визуалов, кинестетиков, находящихся в корреляции с типами мышления и стилями учебной деятельности. Это позволит нам при объяснении нового материала учитывать ключевые репрезентативные системы восприятия информации субъектов обучения, позволяя формировать индивидуальный стиль обучения каждому ученику, более четко определить основные средства изучения нового материала, в том числе интерактивную доску, компьютерные презентации, схемы, химический эксперимент. Для выполнения домашнего задания ученикам предлагается алгоритм интеллектуальных действий, который позволит им рационально выстраивать логику мыслительных операций.
Разработка рационального подхода к изучению химии была построена на таких концептуальных исследованиях как:
- Философские положения теории познания, теории деятельности, теории рациональности, формирования и развития личности (Р.Ф. Авдеев, В.В. Давыдов, КМ Кедров, А.И., А.Д. Урсул, Д.Б. Эльконин и др.);
- фундаментальные работы в области методологии управления образованием (СИ.Архангельский, Ю.К. Бабанский, А.П. Беляева, Б.С. Гершунский, и др);
- Социологические, педагогические, культурологические и гуманистические идеи о роли и функциях общего и профессионального образования, о его влиянии на становление человека и развитие общества (Ш.А. Амона-швили, А.Г. Асмолов, М.Н. Берулава, Г.А. Бордовский, , И.М. Титова, Г.П. Щедровицкий, И.С. Якиманская и др.);
- теории содержания образования и обучения (Ю.К. Бабанский, О.С. Зайцев, В.В. Краевский, Н.Е. Кузнецова, B.C. Леднев, И.Я. Лернер, А.Е. Марон, Е.Е. Минченков, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина, Л.А. Цветков и др.);
- Теории оптимизации, интенсификации, информатизации, компьютеризации учебного процесса, раскрывающие законы его рациональной организации и управления (Ю.К. Бабанский, Г.А. Бордовский, Е.П. Велихов, П.Я. Гальперин, B.C. Гершунский, Р. В.В. Давыдов, А.П. Ершов, В.А. Извозчиков, Н.Е. Кузнецова, Е.И. Машбиц, В.М. Монахов, Т.С. Назарова, М.С. Пак, Е.С. Полат, Н.Ф. Талызина, А.Ю. Уваров, );
- Исследования в области педагогических технологий и положения о развивающем обучении (-Б.Г. Ананьев, ME. Бершадский, В.П. Беспалько, Л.С. Выготский. В.В. Гузеев, Н.П. Гузик, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Зан-ков, И.С. Кон, Н.Е. Кузнецова, А.Н. Леонтьев, Т.Н. Литвинова, A.M. Ма-тюшкин, М.И. Махмугов, П.И. Пидкасистый, И.Н. Пономарёва, Л.С. Выготский
Для фиксации достигнутых результатов мы предлагаем следующие педагогические измерения:
- В качестве критерия, характеризующего степень усвоения содержания, нами выбран коэффициент усвоения знаний Куз по А.В.Усовой.
- Одним из показателей эффективности выбранной методики преподавания химии является такой компонент субъектности, как коэффициент активности учащихся, рассчитываемым по критериям, выдвинутым Лийметсом. По значению познавательной активности учащихся (максимальная - 5, минимальная – 1) опосредовано можно судить о мотивации к учению.
- Одним из показателей интереса к процессу обучения является низкая утомляемость учащихся. Для этого мы используем метод корректурных проб до и после занятий.
- В конце занятий желательно проведение анкетирования обучаемых на определение удовлетворенности их качеством учебного процесса.
В команде предусматривается следующее распределение функций:
1. Ведущий преподаватель
2. Ассистент-лаборант
3. Психолог
4. Аналитики
Командная педагогическая олимпиада "Ломоносов"
Командная педагогическая олимпиада "Ломоносов"
Город
Москва, Россия
Место
МГУ
Регистрация
Регистрация закрыта