Командная педагогическая олимпиада "Ломоносов"

Main page

Привлечение интереса школьников к естественнонаучным дисциплинам

Привлечение интереса школьников к естественнонаучным дисциплинам

Алексей Владиславович Боровских
В последнее время вместе с уменьшением часов, выделяемых на изучение естественных дисциплин в средней школе, снизился интерес учащихся к данным предметам и, в частности, к химии. Вместе с тем в России существуют проблемы нехватки технических кадров и избытка специалистов с экономическим образованием. Одной из причин сложившейся ситуации является незаинтересованность в изучении технических наук. Формирование современного технического специалиста не возможно без популяризации естественнонаучных дисциплин. Если в дальнейшем не предпринимать никаких шагов для решения этой проблемы, начиная как со средней школы и заканчивая высшим образованием, то в будущем ситуация в российской промышленности, а значит в экономике и обществе, только ухудшится.

В связи с этим необходимо повысить мотивацию к обучению. Поэтому велика роль первого урока, на котором преподаватель обязан как можно более увлекательнее представить основы и задачи того или иного предмета, заинтересовав тем самым большую часть учеников.

Уже стало традицией на первых уроках химии демонстрировать химические процессы, превращения веществ. Это несомненно повышает заинтересованность школьников к обучению, но приводит к определенным недостаткам процесса обучения на последующих этапах образования по данному предмету, так как, начиная со второго занятия, преподаватели зачастую начинают рассматривать «голую» и «сухую» теорию. В итоге после едва зародившегося интереса к дисциплине, следует глубокое разочарование предметом. Таким образом, необходимо поэтапно развивать интерес школьников, направляя креативные усилия не только на начальный этап, но и на последующие занятия. В современных условиях внимание учащихся достигается с помощью использования мультимедийных средств, нестандартных заданий, зрелищных демонстраций, результатов творческой работы учителя.

В нашей работе мы постарались решить поставленную проблему на примере блока первых занятий по теме «Основы химии» в средней школе. Обучаемыми в данном случае могут быть школьники 8 класса (в общеобразовательных классах), 5-6 классов (в специализированных классах).
Данная работа не имеет задачи изменить кардинальным образом школьную программу, а создана для того, чтобы улучшить форму проведения урока.

Средства достижения педагогической цели.
Как можно заинтересовать школьников? Однозначно использованием в учебном процессе образов, информации, интересных им, так как в этом возрасте материал качественнее усваивается через ассоциации, через образное мышление. Наш проект направлен на развитие обучения школьников с различными интересами и способностями.

Мы предлагаем использование творческих передовых педагогических технологий, а также нестандартных педагогических приемов, чтобы урок по химии на первых этапах отличался от уроков по остальным предметам. Каждое занятие должно быть уникальным, а те или иные педагогические приемы должны чередоваться, а не повторяться из урока к уроку. В виду различий в развитии обучаемых стоит помнить, что как мышление человека функционирует сразу по нескольким механизмам (наглядно-действенный, наглядно-образный, словесно-логический, теоретический, творческий виды мышлений), так и запоминание информации может быть разным (двигательный, эмоциональный, образный, словесно-логический виды памяти). Соответственно учитель должен использовать все разнообразие каналов восприятия, и стремится привить в последствии ученикам умение логически рассуждать на естественнонаучные темы с помощью нестандартных задач, ведения диалога с учащимися, объяснение бытовых явлений через призму науки. Еще раз отметим, что данного умения нельзя требовать в обязательном порядке от учащихся на первых шагах познания химии, физики – только при заинтересованности самих учеников в таких знаниях можно развить в нем научный потенциал.

Одна из наших идей состоит в том, чтобы урок преподавателю помогал вести виртуальный «помощник». В качестве «помощника» предстают известные люди (персонажи) мира искусства, кино, спорта. Для этого подбирается удобный для переозвучки эпизод, который подходит для показа в средней школе. «Помощник» дает важные определения и термины. К примеру, определения могут передаваться из отрывка известного школьникам кинофильма, заранее переозвученного учителем на химическую тему. Запоминание информации идет через первичное концентрирование внимания на интересной школьникам «картинке», затем через этот образ пойдет дальнейшее запоминание. Отмечаем, что стоит избегать переизбытка использования такого приема, чтобы урок не превратился в просмотр фильмов.

Также мы предлагаем использовать заранее тщательно подобранные эффектные, эстетически красивые изображения и картинки, на которых должны тезисно прописываться главные идеи излагаемого материала.

Особую роль играет применение творческих заданий (сочинения, постановки, рисунки на химические темы) на уроках. Также не стоит забывать и о других педогагических приемах: использование тренинговых методик, игровых ситуациях, кроссвордов шарад. Школьники 10-14 лет пытаются проявить себя во многих сферах искусства, так как это в таком возрасте намного интереснее, чем «сухое» обучение в школе. Школьникам надо дать понять, что даже в науке есть место проявлению творческой нестандартности. Для закрепления информации преподаватель сам должен предлагать некоторые картины (к примеру, «Царство щелочных металлов», «Королевство неметаллов»), стихотворные зарисовки, видеоролики. Мы предлагаем создание нескольких роликов юмористического формата (в стиле клуба веселых и находчивых), следя за корректностью юмора (такие моменты направлены для ассоциативного запоминания информации, сопровождающейся юмором).
В данном проекте хотим отметить, что интерес должны вызывать не только занятия химии в классе, но и домашняя работа и самостоятельное изучение материала. Для этого школьникам предлагаем воспользоваться web-ресурсом, на котором можно пройти тест по теме, пройденной на уроке. Главной особенностью этих тестов является то, что в случае неправильного ответа выдается не только правильный ответ, но и пояснения, содержащие краткие сведения по тематики данного вопроса. Тест такой формы поможет качественно закрепить пройденный материал. Такая форма устраняет механическое прохождение тестов без анализа результатов. Ученик, получив своевременное объяснение своих ошибок, поймет суть своей ошибки.

Краткий план проведения уроков.
1. Первое занятие. «Вводное занятие. Что такое химия?»
Урок предполагает знакомство с кабинетом химии и правилами поведения в нем. Зачастую ознакомление с правилами техники безопасности является очень скучной информацией. Тем не менее данная информация очень важна. Мы предлагаем подавать ее в более интересной стихотворной форме (оригинальный текст ТБ прилагается в форме раздаточного материала и указывается на экране проектора).

После этого учащиеся должны ознакомиться с определением и задачами химии, краткой ее историей. Преподаватель, рассматривая данные вопросы, проводит простые, обыденные примеры применения химии в быту, раскрывая природу их с новой, до этого неизвестной, стороны. Также повествование нужно сопровождать иллюстрационным материалом принципиально новых для школьников предметов и явлений. На первом занятии мы не отказываемся от демонстрационной части, на которой учащимся в конце урока показываются наиболее эффектные химические опыты.

2. Второе занятие. «Вещества и их свойства. Физические и химические явления».

Виртуальные «помощники» дают определения «вещества» и «свойства веществ», «атома», «молекулы», «иона». После озвучивания каждого термина преподаватель вносит свои комментарии (примеры) для закрепления полученных знаний. В задачу преподавателя входит ведение диалога с обучаемыми, добиваясь активной работы школьников во время изучения материала. Подытоживается, что свойства всех окружающих предметов зависят от строения веществ, из которых данные объекты состоят. После чего педагог приводит свежую новость о получении нового соединения с необычными свойствами, - этим он подчеркнет справедливость и значимость предложенного вывода. Затем по описанному выше сценарию рассматриваем материал «Чистые вещества и смеси. Физические и химические явления». В конце занятия для усвоения еще раз озвучиваем основную мысль о взаимосвязи состава и свойств веществ. Домашнее задание: творческая работа на тему «Химик XXI века» (сочинение, рисунок)

3. Третье занятие. «Химические элементы и их знаки. Химические формулы. Простые и сложные вещества».

Данная тема важна в будущем при рассмотрении темы «Периодический закон. Периодическая таблица Д.И. Менделеева». Поэтому необходимо помочь школьникам в быстром запоминании символов важнейших химических элементов. Для этого мы предлагаем запоминание обозначений через ассоциативные ряды. Объяснение различий между простыми и сложными веществами ведется в виде игры (школьники будучи «химическими элементами» образуют «простые и сложные вещества», взявшись за руки). Закончить данный урок мы предлагаем показом подготовленного нами видеоролика на тему «Физические и химические явления» (3 минуты). Ролик показывает большое разнообразие процессов, которые мы можем наблюдать в окружающем мире и быту: разряд молнии, взрыв. Для закрепления пройденного материала в видео показываются химические формулы вступающих в реакции и химические уравнения. Домашнее задание: пройти дома тестирование на тему «Вещества. Химические превращения.

Иван Николаевич Шабля
Добрый день!
Скажите пожалуйста, какую программу по химии, действующую сегодня в школе, Вы брали за основу при разработке проекта?

Александр Евгеньевич Погонин
Здравствуйте, Любовь!

Правильно ли я понимаю, исходя из вашего текста, что в отличии от всех других проектов ваша задача - не научить чему-либо, а сформировать интерес к процессу обучения?

Нет, Вы нас не так поняли... Задачу "научить" никто не снимал. Мы тоже хотим научить, а формирование интереса - это инструмент, используемый для получения результата.
Как вы собираетесь оценивать достигнутые результаты? Какие градации и измерения для этого вы предлагаете?

Главные итоги можно будет оценить по прошествию нескольких лет, когда станет известно, сколько человек в итоге пошли получать высшее образование по специальностям, связанных с химией (другими естественнонаучными дисциплинами). НО безусловно преподаватель может и должен контролировать свою деятельность уже на ранних этапах. В качестве основного метода измерения мы предлагаем анкетирование учащихся. Выходной информацией будут сведения о популярности химии по сравнению с другими предметами, а также сведения о том, какие именно приемы и методы обучения предпочитают школьники (это позволит оперативно скорректировать планы проведения уроков для различных классов (групп)). Показателем также является активность самих учащихся на уроках.
Как вы понимате сам термин "интерес"?

интерес мы понимаем как отношение людей к значимым для них же самих предметам, т.е. это занимательность, особое внимание к чему-либо, потребность в чем-либо.
Но в данном случае хотелось бы немного отойти от научных терминов, и придать слову "интерес" обыденное значение. таким образом, мы хотим, чтобы уроки химии для школьников не были насильным рассмотрением обязательной информации, а чтобы учащиеся сами были заинтересованы в таких знаниях, чтобы обучаемые шли на такие уроки в позитивном настроении.

Добавлено спустя 15 минут:
Ваш проект направлен на интерес к урокам, или на интерес к СОДЕРЖАНИЮ предметов?
Если речь идет об интересе к урокам есть более эффективный способ, нежели предлагаемый вами - стриптиз учителя. Грег Хаус отдыхает!

Здравствуйте, Андрей! Спасибо за "юмористическую страничку" в данном обсуждении!
Наш проект, повторюсь, направлен не только на повышение интереса как к содержанию, так и урокам, но и непосредственно на обучение!
Без интереса к урокам не будет и интереса к дисциплине, и наоборот! Тем более усилия наши направлены не только на оформление, но и на сам материал...
По поводу предложения со стриптизом мы подумали и решили уступить эту идею другим энтузиастам, этот метод - не для нас!


Ксения Анатольевна Руцкая
Юрий, понятно, что у всех будет замечательно и интересно.Однако, вот ведь ведь штука какая, когда мы одно вещество смешиваем с другим у нас происходит чаще всего не один "видимый" процесс, а несколько. Например, изменяется цвет, появляется осадок. В некоторых случаях, важно первое, а в некоторых - второе, а втретьем - и то и другое. Я в каждом проекте пытаюсь понять, как раз то, на что смотреть нужно по замыслу авторов. Вот у вас что изменяться будет, "куда" и на "что" смотреть?

Александр Евгеньевич Погонин
Здравствуйте, Ксения!
Извиняемся, что раньше не ответили. Думали, что обсуждения то и закрыли...
Вот у вас что изменяться будет, "куда" и на "что" смотреть?

возможно мы друг друга не понимаем... Если так - то уточните, пожалуйста, Ваш вопрос... (можно ознакомиться со следующими материалами http://lomonosov-msu.ru/uploaded/286/22339.doc )
просто иначе (если мы правильно поняли вопрос) мы изложим весь материал заново, только в другой формулировке...

Николай Владимирович Копытов
Здравствуйте, вы можете привести конкретный пример разъяснения какого-либо понятия из области химии с использованием переозвученного фильма? Заранее большое спасибо.

Мария Сергеевна Мельникова
"Мы предлагаем использование творческих передовых педагогических технологий, а также нестандартных педагогических приемов, чтобы урок по химии на первых этапах отличался от уроков по остальным предметам"

Можно уточнить какие именно педагогические технологии и приемы?

Александр Евгеньевич Погонин
Спасибо за вопрос!
Приемы, о которых идет речь, должны в первую очередь избавить обучаемого от сухого прохождения обязательных тем, предусмотренных программой. Если же, например, вместо обыденного объяснения "что такое химическая связь и какая она бывает", провести со школьниками обучающую игру, в которых они сами будут "образовывать" химические соединения,то материал по данной теме усвоится школьниками эффективнее. Занятия такого формата можно провести при рассмотрении других тем, которые мы в нашем проекте не затронули (процессы окисления/восстановления).
Также мы выступаем за применение специально подготовленных преподавателем видеоматериалов (снятых непосредственно преподавателями или смонтированных из уже существующих). В такого рода видео приветствуется наличие шуточных моментов (направлено на быстрое запоминание школьниками материала).
Затем мы говорим о применении таких видов творческих работ как написание сочинений, сказок, стихотворений, картин, составление и решение кроссвордов, ребусов, шарад на химические темы. Мы отмечаем, что не только школьники должны готовить данного рода работы, но и сам преподаватель должен использовать подобного рода информацию для изложения материала.
Важное значение мы уделяем закрепление материала с помощью обучающего теста (описан в заявке).
Возможна также внеклассная работа (или же в формате альтернативного итогового занятия) в форме проведения игр (интеллектуальных - "Что?Где?Когда?", "БрейнРинг", "О, Счастливчик"; либо в виде мероприятий самодеятельности и эстафет).

Алена Александровна Извольская
Добрый день! Поясните, пожалуйста, сколько занятий из описанных в проекте Вы планируете реально провести в ходе очного тура Олимпиады?

Пробовали ли вы реализовать этот проект в общеобразовательной школе? Если да, то насколько эффективно?

Разработаны ли Вами описанные в проекте "эпизоды с использованием Помощников"? Если да, то не могли бы вы привести конкретные примеры.

Спасибо.

Александр Евгеньевич Погонин
Доброй ночи!
1. Количество реально проведенных занятий мы подбирали из условий, предложенных организаторами (2-3 часа), в итоге сошлись на трех. Такое число занятий подойдет для того, чтобы рассмотреть основные предложения нашего проекта, показав, что последовательно идущие занятия не должны быть идентичными друг другу, чтобы не потерять внимание и интерес учащегося...

2. в общеобразовательной школе данный проект не реализовывался.

3. в качестве примера может служить переозвученный эпизод из популярного ныне сериала "Доктор Хаус". Герои, находясь в лаборатории, могут дать ученикам
определение ( возможен вариант преподнесения в таком виде свежих новостей по химии, тем или иным образом связанных с проходимым материалом; на дальнейших уроках эти моменты могут быть использованы для краткого введения к лабораторной работе). Для преподнесения определения подойдет момент из кинофильма "Брюс Всемогущий", где Брюс ведет серию репортажей. Могут быть использованы анимационные отрывки ("Смешарики"...)


Юрий Александрович Жабанов
Добрый вечер!
Добрый день!
Скажите пожалуйста, какую программу по химии, действующую сегодня в школе, Вы брали за основу при разработке проекта?


За основу мы брали учебник Габриеляна. Но сразу же отметим, что мы несколько по-другому взглянули на содержание уроков нежели авторы учебника.

А зачем нужно так быстро к таблице Менделеева переходить?

В учебнике Габриеляна "Периодическая система химических элементов" представлена в параграфе №4. Мы же на третьем занятии не касаемся этой темы, а только готовим базу под неё...

Любовь Алексеевна Зотова
Доброго времени суток!
Правильно ли я понимаю, исходя из вашего текста, что в отличии от всех других проектов ваша задача - не научить чему-либо, а сформировать интерес к процессу обучения?
Если это так, то хотелось бы уточнить:
1)Как вы собираетесь оценивать достигнутые результаты? Какие градации и измерения для этого вы предлагаете?
2) Как вы понимате сам термин "интерес"?

Андрей Юрьевич Губанов
У меня вопрос о педагогическом смысле вашего проекта. Кстати, только что увидел похожий вопрос от Л.Зотовой.
Ваш проект направлен на интерес к урокам, или на интерес к СОДЕРЖАНИЮ предметов?
Если речь идет об интересе к урокам есть более эффективный способ, нежели предлагаемый вами - стриптиз учителя. Грег Хаус отдыхает!

Иван Николаевич Шабля
Спасибо за ответ. А дальше после первых вводных уроков по программе О.С. Габриеляна, на которых Вы будете так хорошо привлекать внимание учащихся и формировать позвавательный интерес, идут темы, связанные со строением атома и химической связью. Как быть с ними? Будете ли Вы так же продолжать уроки в этом же ключе? Если да, то не уйдет ли научность на второй план? Как будет перекинут "мостик" между Вашими вводными уроками и последующими?

Добавлено спустя 8 минут:
А, и ещё: скажите, знакомы ли Вы с программой по химии для средней школы, разработанной авторским коллективом под руководством Н.Е. Кузнецовой (РГПУ им. А.И. Герцена). В ней, особенно в 8 классе, практически для всех уроков (а особенно для первых вводных) предлагаются пути и способы привлечения внимания учащихся и формирования у них интереса к предмету.
Это к тому, что зачем тратить силы и время на разработку того, что уже сделано? Не лучше ли просто выбрать другую программу (тем более, что учитель вправе это делать) и работать по ней, адаптируя её под условия своего учебного заведения и свои личностные творческие особенности?

Александр Евгеньевич Погонин
Доброй ночи, Иван! Большое спасибо за вопрос!
Отвечая на Ваш вопрос, хотел затронуть несколько моментов:
1) мы считаем, что преподаватель может (а иногда и должен) отходить от плана учебника (по какому бы ни занимались школьники) и рассматривать материал по-своему (а не копировать данные учебника!)
2) на самом деле тему "строение атома" вряд ли нужно так бояться! ту теорию, которую должны преподносить школьникам на этом этапе, несмотря на всю её специфичность нельзя назвать основным "камнем преткновения" в химии.
3)
Будете ли Вы так же продолжать уроки в этом же ключе? Если да, то не уйдет ли научность на второй план?

на самом деле ждали такой вопрос. Действительно, задавшись целью, какую поставили мы, категорически нельзя чрезмерно увлекаться способами достижения результата, дабы не превращать урок в "шоу". И на этом этапе мы все равно не отказываемся от применения таких способов. Другой вопрос в том, что используемые приемы не должны быть из занятия к занятию одинаковыми, иначе внимание школьников вновь будет притупляться... и еще раз отмечу (это действительно важно), что таких приемов должно быть в меру! на последующих уроках их будет меньше в виду объективных причин, но они все равно должны присутствовать (соответственно могут встретиться новые формы!).
Не отказываясь от таких методов, мы не забываем, что на занятиях химии нужно постепенно приучать школьников к логическому и техническому мышлению, тем самым развивая в них задатки к науке. Безусловно от "научности" уходить никто не собирается... (использую этот термин в кавычках, так как многие моменты, проходящие в школе, и в особенности по "строению атома и веществ", сами понимаете, к чистой науке отнести нельзя)

Да, мы знакомы с аспектами этой программой. Мы тоже пытаемся привлечь внимание школьников и мотивировать их. Но делаем это по-другому, используя в более широкой степени творческую сторону человека. Конечно же, можно и нужно привлекать и те пути решения. Это только разнообразит школьный курс! И несомненно многие положения этой программы применялись, применяются и в дальнейшем будут применяться, но не исключат введение новых нюансов!

Ксения Анатольевна Руцкая
Здравствуйте! У меня позиция искренне желающего понять суть проекта, и возможного участника реализации замысла. Отсюда вопросы:
1) чему учить будете?
2) какие обучаемые вам подойдут?
3) как поймете, что научили?
4) почему в вашем проекте важно рассматривать перелдическую таблицу и собственно какая ее часть важна для целостности проекта?

Юрий Александрович Жабанов
1) чему учить будете?

Будем учить основам химии.
2) какие обучаемые вам подойдут?

Ученики 8-х классов общеобразовательных школ или 5-х классов школ с углубленным мзучением химии.
3) как поймете, что научили?

В качестве домашнего задания ученикам предлагается пройти тест на web-узле. В случае неправильного ответа выводится пояснение по данному вопросу, однако результаты теста отправляются преподавателю.
4) почему в вашем проекте важно рассматривать перелдическую таблицу и собственно какая ее часть важна для целостности проекта?

В рамках нашего проекта переодическая система не рассматривается. Мы лишь подводим базу под изучение этой темы.

Ксения Анатольевна Руцкая
Спасибо :)
А как изменится замысел, если участники взрослые? Чем на ваш взгляд, будет им интересено участие в реализации проекта?

Николай Владимирович Копытов
Здравствуйте, авторы проекта и участники дискуссии! Обращение к проблеме мотивации очень важно. Согласимся, есть , конечно, некоторая опасность "заигрывания", "стриптиза", "ухода науки на второй план", но при необходимом чувстве меры, которое, надеемся есть у авторов, эти опасения преувеличены. Спасибо.

Юрий Александрович Жабанов
Спасибо :)
А как изменится замысел, если участники взрослые? Чем на ваш взгляд, будет им интересено участие в реализации проекта?

Мы думаем, что для людей не имеющих химического образования будет интересно действо, предлагаемое нами, а для химиков будет интересно с точки зрения подачи материала.

Николай, большое спасибо!

Юрий Александрович Жабанов
Спасибо. Однако пока у меня нет картики того, что же бует происходить.

Мы планируем провести первые три урока химии. Но сделать это так, чтобы участники поняли, что это не скучная и сухая наука, а новый мир полный удивительного и интересного.

Наталья Игоревна Косолапова
Добрый вечер Юрий!
Вас приветствует команда из Курска!
Химия действительно сложная для изучения дисциплина, знакомство с которой начинается несколько сухо и абстрактно, несмотря на то, что это, пожалуй, единственная школьная дисциплина, изучение которой может опираться практически на все рецептивные каналы (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Отметим, что есть авторы, имеющие очень интересный опыт преподавание начальной химии через личный чувственный опыт. Желаем успехов!