В последнее время вместе с уменьшением часов, выделяемых на изучение естественных дисциплин в средней школе, снизился интерес учащихся к данным предметам и, в частности, к химии. Вместе с тем в России существуют проблемы нехватки технических кадров и избытка специалистов с экономическим образованием. Одной из причин сложившейся ситуации является незаинтересованность в изучении технических наук. Формирование современного технического специалиста не возможно без популяризации естественнонаучных дисциплин. Если в дальнейшем не предпринимать никаких шагов для решения этой проблемы, начиная как со средней школы и заканчивая высшим образованием, то в будущем ситуация в российской промышленности, а значит в экономике и обществе, только ухудшится.
В связи с этим необходимо повысить мотивацию к обучению. Поэтому велика роль первого урока, на котором преподаватель обязан как можно более увлекательнее представить основы и задачи того или иного предмета, заинтересовав тем самым большую часть учеников.
Уже стало традицией на первых уроках химии демонстрировать химические процессы, превращения веществ. Это несомненно повышает заинтересованность школьников к обучению, но приводит к определенным недостаткам процесса обучения на последующих этапах образования по данному предмету, так как, начиная со второго занятия, преподаватели зачастую начинают рассматривать «голую» и «сухую» теорию. В итоге после едва зародившегося интереса к дисциплине, следует глубокое разочарование предметом. Таким образом, необходимо поэтапно развивать интерес школьников, направляя креативные усилия не только на начальный этап, но и на последующие занятия. В современных условиях внимание учащихся достигается с помощью использования мультимедийных средств, нестандартных заданий, зрелищных демонстраций, результатов творческой работы учителя.
В нашей работе мы постарались решить поставленную проблему на примере блока первых занятий по теме «Основы химии» в средней школе. Обучаемыми в данном случае могут быть школьники 8 класса (в общеобразовательных классах), 5-6 классов (в специализированных классах).
Данная работа не имеет задачи изменить кардинальным образом школьную программу, а создана для того, чтобы улучшить форму проведения урока.
Средства достижения педагогической цели.
Как можно заинтересовать школьников? Однозначно использованием в учебном процессе образов, информации, интересных им, так как в этом возрасте материал качественнее усваивается через ассоциации, через образное мышление. Наш проект направлен на развитие обучения школьников с различными интересами и способностями.
Мы предлагаем использование творческих передовых педагогических технологий, а также нестандартных педагогических приемов, чтобы урок по химии на первых этапах отличался от уроков по остальным предметам. Каждое занятие должно быть уникальным, а те или иные педагогические приемы должны чередоваться, а не повторяться из урока к уроку. В виду различий в развитии обучаемых стоит помнить, что как мышление человека функционирует сразу по нескольким механизмам (наглядно-действенный, наглядно-образный, словесно-логический, теоретический, творческий виды мышлений), так и запоминание информации может быть разным (двигательный, эмоциональный, образный, словесно-логический виды памяти). Соответственно учитель должен использовать все разнообразие каналов восприятия, и стремится привить в последствии ученикам умение логически рассуждать на естественнонаучные темы с помощью нестандартных задач, ведения диалога с учащимися, объяснение бытовых явлений через призму науки. Еще раз отметим, что данного умения нельзя требовать в обязательном порядке от учащихся на первых шагах познания химии, физики – только при заинтересованности самих учеников в таких знаниях можно развить в нем научный потенциал.
Одна из наших идей состоит в том, чтобы урок преподавателю помогал вести виртуальный «помощник». В качестве «помощника» предстают известные люди (персонажи) мира искусства, кино, спорта. Для этого подбирается удобный для переозвучки эпизод, который подходит для показа в средней школе. «Помощник» дает важные определения и термины. К примеру, определения могут передаваться из отрывка известного школьникам кинофильма, заранее переозвученного учителем на химическую тему. Запоминание информации идет через первичное концентрирование внимания на интересной школьникам «картинке», затем через этот образ пойдет дальнейшее запоминание. Отмечаем, что стоит избегать переизбытка использования такого приема, чтобы урок не превратился в просмотр фильмов.
Также мы предлагаем использовать заранее тщательно подобранные эффектные, эстетически красивые изображения и картинки, на которых должны тезисно прописываться главные идеи излагаемого материала.
Особую роль играет применение творческих заданий (сочинения, постановки, рисунки на химические темы) на уроках. Также не стоит забывать и о других педогагических приемах: использование тренинговых методик, игровых ситуациях, кроссвордов шарад. Школьники 10-14 лет пытаются проявить себя во многих сферах искусства, так как это в таком возрасте намного интереснее, чем «сухое» обучение в школе. Школьникам надо дать понять, что даже в науке есть место проявлению творческой нестандартности. Для закрепления информации преподаватель сам должен предлагать некоторые картины (к примеру, «Царство щелочных металлов», «Королевство неметаллов»), стихотворные зарисовки, видеоролики. Мы предлагаем создание нескольких роликов юмористического формата (в стиле клуба веселых и находчивых), следя за корректностью юмора (такие моменты направлены для ассоциативного запоминания информации, сопровождающейся юмором).
В данном проекте хотим отметить, что интерес должны вызывать не только занятия химии в классе, но и домашняя работа и самостоятельное изучение материала. Для этого школьникам предлагаем воспользоваться web-ресурсом, на котором можно пройти тест по теме, пройденной на уроке. Главной особенностью этих тестов является то, что в случае неправильного ответа выдается не только правильный ответ, но и пояснения, содержащие краткие сведения по тематики данного вопроса. Тест такой формы поможет качественно закрепить пройденный материал. Такая форма устраняет механическое прохождение тестов без анализа результатов. Ученик, получив своевременное объяснение своих ошибок, поймет суть своей ошибки.
Краткий план проведения уроков.
1. Первое занятие. «Вводное занятие. Что такое химия?»
Урок предполагает знакомство с кабинетом химии и правилами поведения в нем. Зачастую ознакомление с правилами техники безопасности является очень скучной информацией. Тем не менее данная информация очень важна. Мы предлагаем подавать ее в более интересной стихотворной форме (оригинальный текст ТБ прилагается в форме раздаточного материала и указывается на экране проектора).
После этого учащиеся должны ознакомиться с определением и задачами химии, краткой ее историей. Преподаватель, рассматривая данные вопросы, проводит простые, обыденные примеры применения химии в быту, раскрывая природу их с новой, до этого неизвестной, стороны. Также повествование нужно сопровождать иллюстрационным материалом принципиально новых для школьников предметов и явлений. На первом занятии мы не отказываемся от демонстрационной части, на которой учащимся в конце урока показываются наиболее эффектные химические опыты.
2. Второе занятие. «Вещества и их свойства. Физические и химические явления».
Виртуальные «помощники» дают определения «вещества» и «свойства веществ», «атома», «молекулы», «иона». После озвучивания каждого термина преподаватель вносит свои комментарии (примеры) для закрепления полученных знаний. В задачу преподавателя входит ведение диалога с обучаемыми, добиваясь активной работы школьников во время изучения материала. Подытоживается, что свойства всех окружающих предметов зависят от строения веществ, из которых данные объекты состоят. После чего педагог приводит свежую новость о получении нового соединения с необычными свойствами, - этим он подчеркнет справедливость и значимость предложенного вывода. Затем по описанному выше сценарию рассматриваем материал «Чистые вещества и смеси. Физические и химические явления». В конце занятия для усвоения еще раз озвучиваем основную мысль о взаимосвязи состава и свойств веществ. Домашнее задание: творческая работа на тему «Химик XXI века» (сочинение, рисунок)
3. Третье занятие. «Химические элементы и их знаки. Химические формулы. Простые и сложные вещества».
Данная тема важна в будущем при рассмотрении темы «Периодический закон. Периодическая таблица Д.И. Менделеева». Поэтому необходимо помочь школьникам в быстром запоминании символов важнейших химических элементов. Для этого мы предлагаем запоминание обозначений через ассоциативные ряды. Объяснение различий между простыми и сложными веществами ведется в виде игры (школьники будучи «химическими элементами» образуют «простые и сложные вещества», взявшись за руки). Закончить данный урок мы предлагаем показом подготовленного нами видеоролика на тему «Физические и химические явления» (3 минуты). Ролик показывает большое разнообразие процессов, которые мы можем наблюдать в окружающем мире и быту: разряд молнии, взрыв. Для закрепления пройденного материала в видео показываются химические формулы вступающих в реакции и химические уравнения. Домашнее задание: пройти дома тестирование на тему «Вещества. Химические превращения.
Командная педагогическая олимпиада "Ломоносов"
Командная педагогическая олимпиада "Ломоносов"
Город
Москва, Россия
Место
МГУ
Регистрация
Регистрация закрыта