Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2018»
Оргкомитет секции:
Председатель – Зинченко Юрий Петрович, декан факультета психологии.
Заместитель председателя – Тихомандрицкая Ольга Алексеевна, заместитель декана факультета психологии по научной работе.
Члены оргкомитета секции:
Арестова О.Н., Базаров Т.Ю., Барабанщикова В.В., Баранов А.С., Бардышевская М.К., Белинская Е.П., Битюцкая Е.В., Блинникова И.В., Бурлакова Н.С., Величковский Б.Б., Винокуров Ф.Н., Войскунский А.Е., Гасимов А.Ф., Голынчик Е.О., Григорович С.С., Гусев А.Н., Дубовская Е.М., Долгих А.Г., Емелин В.А., Ениколоповa Е.В., Жуков Ю.М., Захарова Е.И, Злоказова Т.А., Иванов М.А., Качина А.А., Кисельников А.А., Климова О.А., Ковалев А.И., Коновалова А.М., Кузнецова А.С., Леонов С.В., Леонова А.Б., Липатов С.А., Львова Е.Н., Малышева Н.Г., Матвеева Л.В., Мельникова О.Т., Меньшикова Г.Я., Микадзе Ю.В., Митина О.В., Нестик Т.А., Николаева В.В., Носкова О.Г., Нуркова В.В., Онучин А.Н., Петренко В.Ф., Печникова Л.С., Рикель А.М., Рыжов А.Л., Сагова З.А., Садовникова Т.Ю., Сиднева А.Н., Соколова Е.Т., Солдатова Г.У., Соловьева О.В., Стефаненко Т.Г., Султанова Ж.А., Султанова Ф.Р., Теперик Р.Ф., Тихомандрицкая О.А., Тхостов А.Ш., Утробина М.А., Ушаков Д.В., Фоломеева Т.В., Хорошилов Д.А., Ченцов К.А., Чигарькова С.В., Чурбанова С.М., Шлягина Е.И., Шойгу Ю.С.
Тематика подсекций и руководители:
Контактная информация:
Адрес: Россия, 125009, Москва, ул. Моховая, 11, стр. 9; ауд. 101а, Оргкомитет секции «Психология» конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2018».
Ответственный секретарь — Султанова Фания Ривалевна
Социальные сети: https://vk.com/club140500460
Электронная почта: lomopsyorg@gmail.com
Описание подсекций:
Актуальные проблемы психологии спорта и здорового образа жизни
Секция посвящена обсуждению основных вопросов, связанных с психологическим сопровождением профессиональных атлетов, учащихся детско-юношеских спортивных школ. В рамках секции планируется презентация и анализ основных инновационных аппаратурных методов работы со спортсменами.
Гендерная психология
Работа секции посвящена современным исследованиям психологии гендера. В работе секции рассматривается изучение таких проблем, как гендерные отношения, гендерная социализация, гендерное лидерство, гендерные характеристики личности. Особое внимание уделяется современным проблемам конструирования гендера в культуре и в обществе. Будут обсуждаться материалы, посвященные истории становления и методологическим основам гендерной психологии, а так же прикладные аспекты гендерной психологии.
Информационные технологии (виртуальная реальность и айтрекинг) в психологическом исследовании, образовании и психологической практике
В секции «Информационные технологии (виртуальная реальность и айтрекинг) в психологическом исследовании, образовании, психологической практике» будут обсуждаться психологические исследования, выполненные с использованием современных информационных технологий. Основное внимание предполагается уделить методическим вопросам применения таких современных технологий, как системы виртуальной реальности и айтрекинга, а также актуальным задачам их применения в образовании и психологической практике.
Когнитивная психология
Работа секции посвящена исследованиям психологических механизмов широкого круга познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, моделированию познавательных структур. Принимаются тезисы докладов, содержащие результаты оригинальных теоретических, обзорно-аналитических и эмпирических исследований.
Общая психология: познание и реальность
Работа секции посвящена современным исследованиям познавательных процессов. Материалы секции презентируют современные исследовательские подходы в исследовании познавательной деятельности - мышления, памяти, восприятия и внимания. Особое внимание в работе секции уделяется изучению познавательных процессов в контексте культурной принадлежности субъекта, а также изучению личностной регуляции познавательных процессов. К участию в данной подсекции приглашаются докладчики, исследовательские проекты которых направлены на реализацию цели, сформулированной выдающимся психологом У. Найссером «приложить усилия для понимания познавательной активности в том виде, какой она имеет в обычной среде в контексте естественной целенаправленной деятельности». В рамках секции предполагается обсуждение результатов и перспектив исследований восприятия, памяти, мышления, воображения человека, выполненные на максимально «жизненном» материале, но при этом претендующие на решение теоретически значимых проблем.
Организационная психология и организационное консультирование
Никто не может сказать нам, как правильно действовать в изменчивом и нестабильном мире. Для каждого это остается его личной проблемой. Однако организационному психологу важно понимать, что происходит с современным человеком. Как его можно мотивировать достигать высоких результатов в условиях дефицита информации и ресурсов? Какую цену приходится платить за продуктивность на работе? Можно ли в постоянной конкуренции удержать хрупкий баланс «работа – личная жизнь»?
В фокусе работы секции - проблемы, с которыми сталкивается сегодня каждый организационный психолог или консультант: эффективность сотрудника и организации, безопасность и надежность деятельности, стресс на рабочем месте, организационное культура и доверие, мотивация и вовлеченность, управление и лидерство в новых условиях.
Психология личности: вызовы, сложности, неопределенности и разнообразия
Рост разнообразия, сложности и неопределенности стали основными характеристиками жизни человека в двадцать первом веке. Эти вызовы современности заставляют человека не только глубоко переживать их, а ставят его перед необходимостью искать пути преодоления этих вызовов, оценивать состояние своих личностных психологических ресурсов, рефлексировать вопросы, связанные с изменчивостью/устойчивостью его личностной идентичности, ее потенциальными и возможными Я. Именно рассмотрению проблемам " изменяющегося человека в изменяющемся мире"( А. Г. Асмолов) и будет посвящена работа подсекции.
Психология интернета и киберпсихология
Принимаются теоретические и эмпирические тезисы и доклады по всем разделам психологической науки (напр., общая, клиническая, социальная, педагогическая, возрастная, инженерная психология, психофизиология, психолингвистика, гендерная психология, психология маркетинга и др.), связанные с поведением человека в Интернете. Приветствуются исследования опосредствованной Интернетом, компьютерами, гаджетами, смартфонами познавательной, коммуникативной, игровой деятельности, равно как психология применения систем виртуальной, дополненной и расширенной реальности, а также анализ совместных форм поведения членов социальных групп, сложившихся посредством Интернета. Возрастной диапазон испытуемых может простираться от младшего дошкольного до пенсионного возраста.
Психология интеллекта и творчества
В рамках подсекции будут обсуждаться эмпирические и теоретические исследования, посвященные проблемам общего, социального и эмоционального интеллекта, а также креативности.
Психология образования
Работа подсекции будет посвящена обсуждению современных проблем психологии образования на всех его ступенях – от дошкольного до высшего. Будут рассматриваться актуальные теоретические и эмпирические исследования, посвященные проблематике психологии учения и воспитания, а также прикладные аспекты работы психологов в образовании – организация психологического сопровождения учащихся в рамках школьных психологических служб, психологический мониторинг введения новых образовательных стандартов, развивающие эффекты различных программ и методов обучения.
Психология переговоров и разрешения конфликтов
В рамках работы секции рассматриваются теоретические и практические аспекты психологии переговоров и разрешения конфликтов, практических навыков несилового и творческого разрешения проблемных, конфликтных и кризисных ситуаций и миротворчества в целом. Вырабатываются стратегии, обеспечивающие на разных уровнях накопление согласия, рост доверия, обеспечение баланса интересов противоборствующих сторон, поддержку процессов социальной консолидации и групповой сплоченности. Одним из традиционных институтов достижения согласия является социальный институт переговоров, проявляющихся в самых разных формах и делающих фигуру «посредника» (толмача, арбитра, судьи, эксперта, консультанта, фасилитатора, переговорщика) ключевой фигурой в социальном спектакле различных исторических, этнических, религиозных и межличностных столкновений.
Психология развития и возрастная психология
Подсекция включает направление исследований, выявляющих условия и механизмы формирования личности в детском, подростковом, юношеском и зрелом возрасте; развитие ценностно-смысловой сферы, самосознания личности и профессионального самоопределения, эмоциональной и интеллектуальной сферы; исследование индивидуальных вариантов психического развития в рамках пространства нормативного возрастного развития.
Психология современной семьи
Подсекция отражает актуальные научно-исследовательские и прикладные аспекты психологических проблем функционирования семьи в современном мире и в разных типах культур, супружеских и родительско-детских отношений, психологии родительства, репродуктивной и перинатальной психологии; семейной психодиагностики, теории и практики семейной психотерапии и консультирования, подготовки специалистов в области психолого-педагогического сопровождения семьи.
Психология труда и инженерная психология
Подсекция "Психология труда и инженерная психология" посвящена проблемам профессиональной деятельности людей, где особое внимание уделяется методам и технологиям исследования трудовой деятельности, профессиональным задачам, психическим процессам работающего человека. Также к основным темам подсекции относятся инженерно-психологические исследования когнитивных процессов в труде, принятие решений в профессиональной деятельности, характеристики системы "человек-машина".
Психофизиология - междисциплинарный прорыв в будущее
Подсекция посвящена обсуждению широкого круга вопросов, связанных с современным состоянием нейронаук и перспективными направлениями в области психофизиологии и нейробиологии. Будут рассмотрены актуальные фундаментальные проблемы данной области, инновационные методические приемы и результаты применения классических психофизиологических методов. Не останется в стороне и тема прикладных исследований, в том числе аспекты применения бос-процедур и нейромаркетинга.
Социальная психология: проблемы исследования общения
На подсекцию принимаются тезисы, посвященные описанию проведенных авторами эмпирических исследований проблематики межличностного общения. Это проблематика вербальной и невербальной коммуникации; кооперативного, конкурентного и конфликтного взаимодействия; восприятия и понимания друг друга участниками общения. В обсуждении докладов будет сделан акцент на рефлексии исследовательского подхода, применяемого методического аппарата, способов анализа полученных эмпирических данных, а также на перспективах дальнейших исследований в изучаемой области.
Экстремальная психология
Работа подсекции посвящена обсуждению широкого круга вопросов, охватывающих научную область экстремальной психологии: переживание экстремальных и трудных ситуаций, совладание с ними; деятельность специалистов экстремального профиля; влияние стресса на функционирование познавательных процессов; теоретические и практические аспекты сохранения психического здоровья в экстремальных условиях.
В рамках подсекции планируется проведение интерактивного мастер-класса «Способы реагирования в экстремальной ситуации».
Этнопсихология и психология межгрупповых отношений
В подсекции основное внимание будет уделено проблемам культуры и этноса в строительстве личности, межличностного и межгруппового взаимодействия и социально-психологических особенностей культур и этносов. Предпочтение будет отдаваться тезисам с эмпирическими данными. Мы заинтересованы в обсуждении таких вопросов, как этнические стереотипы, кросс-культурный анализ различных психологических явлений, культурной и / или этнической идентичности, ситуации межгрупповой напряженности и конфликтов, межгрупповых атрибутивных процессов, предрассудков и дискриминации, процессы аккультурации, межгрупповых эмоций и т.д.