«Ломоносовские чтения» 2018 года. Секция «Лингвистика и межкультурная коммуникация»
«Ломоносовские чтения» 2018 года. Секция «Лингвистика и межкультурная коммуникация»
все заседания проходят по адресу Ленинские горы, 1, стр.13-14
(если не указан другой адрес)
Пленарное заседание
18 апреля (среда), 15.00
ауд. 251
1. Смыслообразующая функция цвета в художественном тексте.
Доклад профессора Молчановой Г.Г.
2. Топология цитатной речи: от сферы функционирования к сфере фиксации.
Доклад профессора Полубиченко Л.В.
3. Единство в многообразии: типология праздничной и обрядовой культуры народов мира.
Доклад профессора Павловской А.В.
4. Особенности формирования ономастического сознания ребенка.
Доклад доцента Робустовой В.В.
5. Формы деятельности старой аристократии как реализации их русской идентификации (последние 50 лет).
Доклад профессора Федоровой Е.С.
Кафедра лингвистики и информационных технологий
23 апреля (понедельник), 13.00
ауд. 228
1. Информатизация образования: вызовы и решения.
Доклад профессора Назаренко А.Л.
2. How does technology affect the way we think, learn and teach? (доклад на английском языке).
Доклад ст. преподавателя Фадеевой В.А.
3. Использование ИКТ в обучении профессионально-ориентированной лексике.
Доклад преподавателя Скакуновой В.А.
4. Использование корпусов специальных текстов для преподавания языка для специальных целей на примере преподавания английского языка для инженеров авиационной отрасли.
Доклад преподавателя Хван М.В.
5. Игры жанра RPG в обучении общению на иностранном языке.
Доклад преподавателя Шайхлисламовой Л.Ф.
Кафедра лингвистики, перевода и межкультурной коммуникации
26 апреля (четверг), 13.00
ауд. 439
1. Сон и мечта в пространстве западногерманской и восточнославянской лингвокультур.
Доклад профессора Левицкого А.Э.
2. Многоязычие как одна из основных ценностей Организации Объединенных Наций.
Доклад доцента Асатиани Д.Н.
3. О семантике пунктуационных изменений в современной письменной речи.
Доклад доцента Егоровой Ю.В.
4. Роль фонологической компетенции в устной межкультурной коммуникации.
Доклад доцента Колесниковой А.Н.
5. Православные религионимы в межкультурных и переводных текстах.
Доклад доцента Пономаревой С.Н.
6. Реализация новых программ обучения иностранных стажеров ФИЯР МГУ имени М.В. Ломоносова в рамках кураторского часа.
Доклад ст. преподавателя Брыгиной А.В.
7. Устный перевод: идеологема как часть глобального вертикального контекста.
Доклад ст. преподавателя Михайловской М.В.
Кафедра испанского языка
16 апреля (понедельник), 12.30
ауд. 413
Тема: «Испанский язык в современном социокультурном пространстве Испании и Латинской Америки».
1. Эмоции в современном испаноязычном виртуальном пространстве.
Доклад профессора Раевской М.М.
2. Современный научный дискурс по-испански: стилевые черты и языковые средства.
Доклад доцента Кореневой Е.В.
3. Неологизмы и заимствования в венесуэльском варианте испанского языка.
Доклад доцента Машихиной Е.В.
4. Испанский авангард 1960-х гг.: музыка и перформанс группы Zaj.
Доклад ст. преподавателя Антонян М.А.
5. Современные подходы к обучению письменной речи на испанском языке в рамках высшего образования.
Доклад ст. преподавателя Кузьминой Е.В.
6. Завоевание Нового Света глазами российских исследователей.
Доклад ст. преподавателя Устимовой Ж.Б.
7. Институт благотворительности в Испании в период Гражданской войны: движущие силы.
Доклад ст. преподавателя Юровской М.А.
8. Развитие критического мышления при помощи заданий коммуникативного типа на уроке иностранного языка.
Доклад ст. преподавателя Ковригиной А.И.
9. Народные представления испанцев и русских о вере и грехе.
Доклад ст. преподавателя Русола А.А.
10. Путешествие М.И. Глинки по Испании.
Доклад ст. преподавателя Суви М.С.
11. «Las TICs» в преподавании испанского языка как иностранного.
Доклад преподавателя Горячевой И.Н.
Кафедра итальянского языка
17 апреля (вторник), 16.15
ауд. 409
1. Колониальный дискурс в итальянской прессе 1920-30-х гг.
Доклад профессора Шевляковой Д.А.
2. Использование римского диалекта (romanesco) в Интернет-мемах и рекламе.
Доклад доцента Сидневой С.А.
3. Особенности обучения иностранным языкам в музыкальных ВУЗАх России и Европы на примере итальянского языка.
Доклад доцента Афанасьевой Л.Ю.
4. Современные информационные технологии в преподавании итальянского языка.
Доклад ст. преподавателя Кудиновой В.А.
5. Изображение итальянских реалий в американском кинематографе середины XX века.
Доклад ст. преподавателя Габриелян А.А.
6. Лингвостилистическая характеристика разговорного дискурса современного итальянского языка.
Доклад преподавателя Хлебникова М.И.
7. Этика межличностных отношений в простых и сложных формах итальянского глагола.
Доклад преподавателя Петрожицкого А.И.
8. Источники политического театра ДариоФо.
Доклад преподавателя Грушевской Е.Г.
9. Салон Марии Беллончи как явление культурного возрождения Италии после окончания Второй Мировой войны.
Доклад преподавателя Горбачевой Н.Л.
10. Основные акторы культурной политики Итальянской республики в начале 21 в. Доклад преподавателя Поллыевой С.М.
Кафедра немецкого языка и культуры
19 апреля (среда), 13.00
ауд. 420
1. Некоторые аспекты истории готического шрифта в Германии в первой половине ХХ века.
Доклад профессора Захарова В.В.
2. Языковая политика немецкоязычных стран в области графики.
Доклад доцента Едличко А.И.
3. О работе над словарем актуальной общественно-политической лексики немецкого языка.
Доклад доцента Ермакова О.А.
4. Анализ художественного текста как метод его перевода.
Доклад доцента Горбачевской С.И.
5. Особенности перевода прецедентных феноменов в предвыборном дискурсе Германии.
Доклад доцента Касаткина М.Л.
6. Funktion der Farbe im deutschen Expressionismus.
Доклад доцента Шаповаловой Г.К.
7. Номенклатурные наименования в немецкоязычном дискурсе зимнего спорта.
Доклад преподавателя Яфарова Р.Х.
8. Иноязычный художественный текст: аспекты исследования.
Доклад преподавателя Меркиш Т.А.
9. Методические особенности организации и проведения занятий по курсу «Мир 1-го иностранного языка».
Доклад лектора ОЕАД, магистра Далиот Ханны.
20 апреля (пятница), 13.00
1-й гум. корпус, ауд. 736
1. Особенности немецкой грамматики в научно-популярных медийных текстах.
Доклад доцента Карапетян Г.К.
2. Некоторые особенности авторского стиля в немецкой публицистике (на материале текстов по экономике).
Доклад доцента Кривцовой Т.Ф.
3. Лингвокультурные особенности немецкого учебного диалога (о некоторых когнитивных характеристиках немецкого учебного диалога).
Доклад доцента Кудрявцевой И.Н.
4. Философский оптимизм Вольтера в повести «Кандид».
Доклад ст. преподавателя Давыдовой М.В.
5. Научно-популярная литература как неотъемлемая часть обучения языку специальности на факультете психологии.
Доклад ст. преподавателя Дорофеевой Е.А.
6. Устойчивые словосочетания в разговорном языке на примере кино.
Доклад ст. преподавателя Ефимцевой О.Е.
7. Синтаксис прагматических эквивалентов русского и немецкого языков как методико-психологическая проблема.
Доклад ст. преподавателя Никифоровой Е.А.
8. Старое и новое в методике преподавания немецкого языка как иностранного в смешанных разноязычных группах.
Доклад ст. преподавателя Сыпаловой Н.О.
9. Диахрония фоторепортажа в культурологическом контексте.
Доклад ст. преподавателя Фидаровой Ф.К.
10. Отражение языкового опыта автора в драматургии (на материале пьес Г.Гауптмана).
Доклад ст. преподавателя Шитиковой И.А.
11. Проблемы и перспективы преподавания спецкурсов на немецком языке на примере курса «Немецкий для медиков».
Доклад преподавателя Башкирова В.М.
12. Судьба ученых в Третьем рейхе как отражение гражданской позиции человека.
Доклад преподавателя Морозовой Е.Б.
Кафедра сопоставительного изучения языков
16 апреля (понедельник), 14.45
ауд. 237
Круглый стол на тему: «Обеспечение речевых действий как цель лингвистического исследования».
Докладчики: профессор Милославский И.Г., профессор Богданова Л.И., доцент Марченко О.С.
Участники:
профессор Федосюк М.Ю., доцент Гордиевская М.Л., доцент Мануйлова Н.А., доцент Корчагина Е.Л., доцент Ващекина Т.В., ст. преподаватель Епифанова В.В., преподаватель Бобкова О.И.
Кафедра сравнительного изучения национальных литератур и культур
16 апреля (понедельник), 15:30
ауд. 350
Круглый стол на тему: «Содержание и структура основной профессиональной образовательной программы высшего образования по направлению «Культурология»: проблемы и перспективы».
Основной докладчик: доцент Карташева Н.В..
Участники: профессор Лоевская М.М., профессор Моклецова И.В., доцент Анастасьева И.Л., доцент Комков О.А., доцент Овчинникова Ю.О., доцент Дудаков-Кашуро К.В., доцент Романов К.С., ст. преподаватель Васильева И.В., преподаватель Шолохова Я.П., методист Чашкина Л.Ю.
Кафедра региональных исследований
25 апреля (среда), 14.45
ауд. 214
Тема: «Актуальные проблемы регионоведения».
1. «Круг года» средневекового человека: визуальный аспект.
Доклад профессора Павловской А.В.
2. О жизни одной мифологической страны (на примере Тартарии).
Доклад профессора Калуцкова В.Н.
3. Культурно-обусловленные модели вербальной и невербальной коммуникации.
Доклад доцента Аветисян Н.Г., доцента Восканян С. К.
4. Региональное деление Великобритании: историко-культурный аспект.
Доклад доцента Домниной Е.Г.
5. Пути решения национального вопроса приграничного региона (на примере Псковской области).
Доклад доцента Калякиной А.В.
6. Историко-культурный уровень студентов ФИЯР (на материале опросов).
Доклад доцента Тарабановой Т.А.
7. Основные принципы составления курса «Источниковедение региональных исследований».
Доклад преподавателя Маринина М.О.
Кафедра славянских языков и культур
17 апреля (вторник), 13.00
ауд. 217
1. Парадоксы грамматической атрибуции в славянских грамматиках XVII-XVIII вв.: конфликт семантики и идеосемантики.
Доклад доцента Запольской Н.Н.
2. Источники пополнения корпуса примеров в грамматиках - предшественниках «Писменицы» Вука Караджича.
Доклад научного сотрудника Обижаевой М.Г. (Институт славяноведения РАН)
3. Новые словари польского языка.
Доклад доцента Кульпиной В.Г.
4. Специфика лингвокультурной интерференции в славянских языках.
Доклад доцента Белоусовой В.Г.
5. Отражение универсальных европейских ценностей в польской языковой картине мира. Доклад доцента Шапкиной О.Н.
6. Метрополия и провинция в боснийских романах И. Андрича.
Доклад доцента Ивановой И.Е.
7. Творчество С. Алексеевич в контексте развития художественно-документальной прозы. Доклад Гурска Каролины (Польша)
8. Место славянских языков в программе преподавания иностранных языков на историческом факультете.
Доклад доцента Платоновой И.В.
9. Формирование профессионально ориентированной переводческой компетенции студентов-историков.
Доклад доцента Гливинской В.Н.
10. Отражение в сербских переводах комбинаций приемов индивидуально-авторских преобразований фразеологических единиц в произведениях М.А. Булгакова.
Доклад ст. преподавателя Вучкович Е.С.
Кафедра теории преподавания иностранных языков
23 апреля (понедельник), 14.45
ауд. 314
Круглый стол на тему: «Диалоги и конфликты языков и культур в современную эпоху».
1. Запад есть запад, Восток есть Восток и вместе им не сойтись. Доклад профессора Тер-Минасовой С.Г. 2. Формирование социокультурной компетенции в эпоху мобильных технологий (по методике «перевернутый класс»). Доклад доцента Авраменко А.П. 3. Прагмалингвистические аспекты изучения прецедентных феноменов. Доклад доцента Марининой Е.В. 4. К вопросу о политическом конформизме. Доклад доцента Медведевой Н.Е. 5. Культурное наследие России в диалоге с Западом. Доклад доцента Шварц Е.Д. 6. Пословицы как отражение национальной культуры (на материале японских пословиц). Доклад доцента Орлянскаой Т.Г. 7. Отражение культуры англоязычных стран в неологизмах. Доклад доцента Петросян И.В. 8. Реализация принципа соизучения родной и иностранной культур в современном школьном учебнике английского языка. Доклад преподавателя Мишиевой Е.М.
Кафедра французского языка для ФИЯР
25 апреля (среда), 15.00
ауд. 547
Тема: «Французский язык: теоретические и прикладные аспекты».
Доклады представляются и обсуждаются на французском языке.
1. Сопоставительный анализ: хезитационная фонация в русском и французском языках // Analyse contrastive: phénomènes d’hésitation du russe et du français.
Доклад профессора Бубновой Г.И.
2. Ошибки машинного перевода – опыт создания типологии / Erreurs de la traduction automatique – essai de typologie .
Доклад доцента Бунтман Н.В.
3. Формирование навыка фонетического связывания на французском языке как иностранном. L'acquisition de la liaison en L2: le cas des apprenants russophones du FLE.
Доклад доцента Ратниковой Е.И.
4. Особенности употребления артиклей перед антропонимами в современной французской литературе. / Les particularités de l'emploi des articles devant les anthroponymes dans la littérature française contemporaine.
Доклад доцента Степанюк Ю.В.
5. Восприятие качества устного перевода в зависимости от его интонационного оформления. // Rythme et intonation de l’interprétation simultanée : impact sur la perception de la qualité de la prestation.
Доклад ст. преподавателя Калинина А.Ю.
6. «Вожак…» Федора Каржавина (1794) и его место в истории изучения французского языка в России./Le guide français par Théodore Karjavine (1794) et sa place dans l’enseignement du français en Russie.
Доклад ст. преподавателя Шумиловой Г.Е.
7. Методы обучения чтению на французском языке с помощью ИКТ./ Enseignement de la lecture en français : méthodes soutenues par les TIC.
Доклад преподавателя Гарсиа К.А.
8. Размышления над опытом перекрестного редактирования художественного текста на базе материалов переводческого семинара Atelier Vice Versa de la Fabrique des traducteurs littéraites à CITL, Arles, в январе-феврале 2018 г.
Доклад преподавателя Аннинской М.Л.
9. Особенности функционирования механизма связывания в академическом вокале (на материале опер Массне). Particularités du fonctionnement de la liaison dans la diction lyrique. (dans les opéras de J.Massenet).
Доклад преподавателя Цыпиной И.А.
Кафедра английского языка для гуманитарных факультетов
18 апреля (среда), 13.00
1-й гум. корпус, ауд. 731
Круглый стол на тему: «Английский язык на гуманитарных факультетах».
Ведущий: доцент Кочетова М.Г.
1. Какую культуру должен отражать современный английский язык.
Доклад доцента Кочетовой М.Г.
2. Проблема поэтического перевода: анализ англоязычных переводов стихотворения Марины Цветаевой «Тоска по родине».
Доклад доцента Перцева Е.М.
3. Использование орнитологической лексики в политической метафоре. Компаративный анализ.
Доклад доцента Поцыбиной Е.П.
4. Словообразование и многозначность как средства языковой выразительности в Brexit-дискурсе (на материале текстов и выступлений Бориса Джонсона).
Доклад ст. преподавателя Казимовой Г.А.
5. Язык для специальных целей. Социологический английский в теории и на практике.
Доклад ст. преподавателя Рассошенко Ж.В.
6. Teaching Russian-English Translation through Titles of Academic Texts at Non-Linguistic Faculties: the Pedagogical Approach / Дидактический потенциал названий научных текстов в контексте обучения переводу на неязыковых факультетах (на материале английского языка.
Доклад ст. преподавателя Яковлевой И.О.
Developing the content of the ESP textbook «Reading the British Press»: the Structural Aspect/ 7. Особенности реализации содержательной стороны авторского учебного пособия по английскому языку «Читаем британскую прессу».
Доклад преподавателя Сергиенко П.И.
8. Критерии оценивания устного публичного выступления: сопоставление российских и зарубежных шкал оценок.
Доклад преподавателя Шмараевой А.А.
24 апреля (вторник), 10.30
Биологический факультет, ауд. 389
1. О перспективах распространения опыта преподавания английского языка специальности на биологическом факультете на другие естественнонаучные факультеты МГУ.
Доклад профессора Полубиченко Л.В.
2. Экзамен по английскому языку в магистратуре факультета почвоведения: задачи, перспективы, формат.
Доклад доцента Егоровой О.А.
3. Основные принципы построения лекционного курса для аспирантов "Педагогическая психология: современные концепции и подходы"
Доклад доцента Глинской Н.П.
4. Учебник «Английский язык для медиков (2017): методическое осмысление обучения устной речи студентов факультета фундаментальной медицины».
Доклад ст. преподавателя Долтмурзиева Д.О.
5. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Teaching earth and life sciences in English: Язык естественно-научных дисциплин».
Доклад ст. преподавателя Козловой О.Н.
6. «Семейство» оксфордских словарей цитат.
Доклад преподавателя Фурсовой А.А.
7. Дидактические свойства и функции вики-технологии в обучении иностранным языкам.
Доклад преподавателя Харламенко И.В.
Кафедра иностранных языков для географического факультета
18 апреля (среда), 10.30
Главное здание, ауд.1718
1. Научные публикации по географическим наукам на английском языке: анализ содержания, структуры и стиля статей в рецензируемых географических журналах.
Доклад профессора Комаровой А.И.
2. Работа студентов-географов над звучащим научным текстом.
Доклад доцента Орловой М.В.
3. Типовые ошибки в английских названиях курсовых и дипломных работ выпускников географического факультета 2017, 2018 гг.
Доклад ст. преподавателя Окс И.Ю.
4. Статус французского языка в Западной Африке: Мали и Сенегал - сравнительная характеристика.
Доклад ст. преподавателя Лядского В.Г.
5. Словарь вариантов немецкого языка (Разнообразный немецкий).
Доклад ст. преподавателя Рожковой Г.В.
6. Говорящие фамилии в английской литературе.
Доклад преподавателя Григорьевой Т.В.
7. Когнитивный подход в изучении метафоры.
Доклад преподавателя Попковой А.В.
8. Роль обучающих игр в системе высшего образования (на примере студентов географического факультета).
Доклад преподавателя Чемякиной Н.В.
9. Cамостоятельная работа – важнейший элемент в изучении иностранного языка студентами неязыковых специальностей.
Доклад преподавателя Богданова А.В.
10. Немецкий язык современной молодёжи Германии.
Доклад преподавателя Ткановой А.В.
11. Преимущества и недостатки изучения иностранного языка с преподавателем – носителем языка.
Доклад преподавателя Федоровой А.А.
12. Взгляд на Россию в романе Д. Дефо «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо»
Доклад преподавателя Морозовой А.М.
Кафедра французского языка и культуры
18 апреля (среда), 13.30
ауд. 238
Круглый стол на тему: «Франкофония: «центр» и «периферия» языка и культуры».
1. «Центр» и «периферия» национальной научной традиции, или Миф о вечном возвращении (на материале проекта «Entrées historiques et diversité de l’enseignement du français dans l’espace russophone»).
Доклад профессора Загрязкиной Т.Ю.
2. Форма города: очертание, концептуальная метафора, образ?
Доклад доцента Афинской З.Н., ст. преподавателя Кулаженковой Л.Н.
3. «Центр» и «периферия» языка и культуры на страницах УМК по французскому языку как иностранному: об эволюции социокультурного содержания.
Доклад доцента Крюковой О.С.
4. Французская реклама – «двигатель» изучения французского языка и культуры.
Доклад доцента Глазовой Е.А.
5. Вторичные цветовые номинации как показатель многозначности цветовой семантики.
Доклад ст. преподавателя Воробьевой Е.Ю.
6. Топонимы России в дискурсе французов XVI − XVII вв.: центр и периферия.
Доклад ст. преподавателя Смирновой В.Е.
7. Центр и регионы в культуре Франции (на примере регионов Вандея и Руссильон). Доклад ст. преподавателя Есиной Ю.Г.
8. Анкетирование как способ изучения региона на примере сопредельных регионов Франции и Бельгии.
Доклад ст. преподавателя Невежиной Е.А.
9. Сотрудничество России и Франции в освоении космического пространства.
Доклад ст. преподавателя Кажукова А. А.
10. «Провансальское солнце» в региональном пространстве (на материале творчества Ф. Мистраля).
Доклад преподавателя Моисеевой Д.П.
11. Есть ли границы у волонтерских движений? Пример скаутинга в России, Франции и США.
Доклад преподавателя Печатновой Е.Г.