Проводится
18 - 19 Дек 2018
Программа

Пленарное заседание

Ведущий — М.М. Голубков

  • Вступительное слово декана филологического факультета проф. М.Л. Ремневой
  • Ковтун Н.В. (Красноярск) Тема мастера и его судьбы в прозе А. Солженицына, В. Шукшина и В. Распутина (к постановке проблемы)
  • Доманский Ю.В. (Москва) Художественный мир и мир реальный
  • Солнцева Н.М. (Москва) Борис Григорьев и Николай Клюев (история отношений и творческих связей)
  • Султанов К.К. (Москва). Историческая память и национальный нарратив: к вопросу об идентичности

Секция 1: «Теоретические аспекты изучения русской литературы ХХ — начала ХХI веков»

  • Закуренко А.Ю. (Москва) Романное сознание как типологическая основа литературного процесса
  • Автухович Т. Е. (Гродно, Беларусь) Экфрасис в русской и белорусской поэзии начала ХХI века
  • Лоскутникова М. Б. (Москва) Исследовательские векторыXX-XXI веков в изучении стилевой парадигматики русской прозы
  • Житенев А. А. (Воронеж) Категория «актуальности» в литературных дискуссиях 2000-х гг. и ее оценочные значения
  • Астрахан Н. И. (Житомир, Украина) Интерпретационные стратегии современного литературоведения
  • Иерей Георгий Белькинд (Москва) Пневматология культуры и эстетическая категория «возвышенного»
  • Ван Лидань (Тяньцзинь, Китай) Жанровое своеобразие и проблематика вербатим-пьес о Чеченской войне
  • Кучина Т. Г. (Ярославль) Семиотика молчания: о метапоэтических аспектах лирики современных авторов
  • Блищ Н.Л.(Минск, Беларусь) Писатель как персонаж в русской литературе ХХ века
  • Именных А.И.(Москва) История trauma studies в современном российском литературоведении
  • Арсенова Т. А. (Екатеринбург) Биспациальность как инвариант поэтического мира Бориса Рыжего. К вопросу о семиотическом потенциале «инициального рубежа» в судьбе художника
  • Быстров Н.Л. (Екатеринбург) Безобразное и прекрасное в творчестве Бориса Рыжего: к вопросу об источнике одной поэтической формулы.
  • Минеева И.Н. (Петрозаводск) Литературоведческий дискурс в романе М.В.Тлостановой «Залумма Агра»
  • Дубровская С.А.(Саранск) Проблема серьезности в книге М.М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса»
  • Ли Чжэнчжун (Пекин, КНР) Из глубины речевых жанров советского литературоведения — очерк о превосходстве теории «карнавализации»
  • Зотов С.Н. (Таганрог) Русский модернизм и литературный процесс
  • Абишева С.Д. (Алматы, Казахстан) Поэтическая повторяемость как знак неповторимости «Московского времени»
  • Кротова Д.В.(Москва) Неомодернизм как тенденция современной русской литературы
  • Кислова Л.С. (Тюмень) Травелог как «жанр десятилетия» в русской литературе ХХI века
  • Хлебус М.А. (Москва) Концепт «язык» в современной русской литературе
  • Лю Мяовэнь (КНР) Термин «метапроза» в англоязычных исследованиях
  • Арпентьева М. Р. (Калуга) Проблемы современной нонфикшн-литературы
  • Обласова Т.В.(Тюмень) Достраивание «сверхсюжета» о поэте-пророке в поэзии ХХ века

Секция 2: «Национальные и региональные аспекты
литератур народов России»

  • Бадуева Г.Ц. (Шанхай, КНР; Улан-Удэ). Мотив связи поколений в прозе Д. Эрдынеева
  • Булгутова И.В. (Улан-Удэ). Поэтика повествования в романе В. Бараева «Гонец Чингисхана»
  • Богданов Г.А. (Эрлинген, ФРГ) Чувашская поэзия второй половины ХХ — начала ХХI века (на примере творчества поэта и переводчика Геннадия Айги)
  • Сорокина В.В. (Москва) Повествовательные формы новейшей русскоязычной азербайджанской литературы
  • Гилёва Е.Ф. (Москва) Тема депортации в современной ингушской литературе
  • Монисова И.В. (Москва) Проза кинематографиста и проза художника: к проблеме синтеза искусств в национальных литературах
  • Шамуратова З.А. (Нукус, Узбекистан) Творчество русских писателей Каракалпакии в контексте диалога культур
  • Дворцова Н.П. (Тюмень) Реконструкция ненецкой мифологии в литературе рубежа ХХ—XXI веков
  • Давыдов О.М. (Челябинск) Геопоэтические фронтиры в структуре южноуральского литературного сказа
  • Ибрагимов М.И. (Казань, Татарстан) Маркеры идентичности в творчестве русскоязычных писателей татар
  • Еникеев И.А. (Казань, Татарстан) Традиции русской литературы в творчестве русскоязычного писателя Татарстана Равиля Бухараева
  • Николетич Сандра (Хорватия). Рецепция русских писателей в Хорватии в начале XXI века.

Секция 3: «Литературный процесс рубежа ХIХ—ХХ веков»

  • Красовский В.Е.(Москва) «Русская и западноевропейская поэзия в критике журнала „Аполлон“ (1911-1917)»
  • Леденев А.В. (Москва) Поэтика созерцания в стихотворениях М. Кузмина «Фузий в блюдечке» и Г. Иванова «Глядит печаль огромными глазами...»
  • Крылова Д.П. (Москва) Искусство «крика» и другие черты экспрессионисткой поэтики в творчестве В. Маяковского.
  • Чиан Чиех Хан (Тайбей, Тайвань)Тело и вещь в драме Л. Андреева «Собачий вальс»
  • Хайрулина О.И. (Москва) Концепция личности. Образ убийцы в прозе Л.Н. Андреева.
  • Чжан Юйвэй ( Китай) «От „Голубой звезды“ к „Золотому узору“: цветовая палитра в творчестве Б.К. Зайцева»
  • Коршунова Е. А. (Москва) Архетип сюжета о Дон Жуане в одноименной поэме С.Н. Дурылина: источники, литературные связи
  • Казеева Е.А. (Саранск) Виды и функции пейзажа в юношеской прозе А.И. Тинякова (Одинокого)

Секция 4: «Русская литература первой половины ХХ века»

  • Семина А.А. (Москва) «Розы» Г. Иванова как полемика с поэмой Блока «Двенадцать»: опыт интерпретации
  • Купченко Т.А. (Москва) Эволюция жанра поэмы В. Маяковского «150 000 000» в процессе создания: от анонимной былины к авторской эпической поэме (на основе текстологического анализа архивных материалов)
  • Ян Шень (КНР) «Иероглиф» как одно из ключевых понятий эстетики обэриутов
  • Нижник А. В. (Москва) «Брошюрка кладет личинку. Из личинки же родится мысль». «Исторический материализм» О. Мандельштама
  • Ливская Е.В. (Калуга) Авторский миф как основа "экспериментальной прозы«1920-1930-х годов: на материале романа «Козлиная песнь» К. Вагинова
  • Дронова Т.И. (Саратов) «Авторские повествовательные стратегии в историческом романе О. Форш „Современники“: проблема жанрового синтеза».
  • Хван Л. Б., Оразымбетова Ш. А. (Узбекистан). Художественное мастерство М. Булгакова: приемы создания образа Воланда-«сверхтипа» в романе «Мастер и Маргарита»
  • Кольцова Н.З. (Москва) Кинопоэма «Мёртвые души» М. А. Булгакова как «черновик» романа «Мастер и Маргарита»
  • Стефанов Орлин (София, Болгария) Великие комбинаторы? — код Ильфа и Петрова
  • Новикова Н.В. (Саратов) И. Вольный: «Повесть о днях моей жизни, радостях моих и злоключениях» (на перекрёстке традиций)
  • Романова К.С. (Москва) Ранняя стадия формирования соцреализма: стилевые поиски в «турецкой прозе» П.А. Павленко
  • Неклюдова О.А. (Москва) Кинематографическая поэтика двух редакций романа А. Н. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина».
  • Васильева Г. М. (Новосибирск) Заглавие как семантико-символическая система: «По ту сторону Тулы» А. Николева
  • Летаева Н.В.(Москва) Парадигма имени в заголовочном дискурсе женской прозы русского зарубежья
  • Кочеткова О.С. (Минск, Беларусь) «Автоматические стихи» Бориса Поплавского как явление русского сюрреализма
  • Янь Куань (КНР) Темпоральная поэтика дебютных романов В.Набокова и Г.Газданова: способы фиксации времени

Секция 5: «Русская литература второй половины ХХ века»

  • Зыкова Г.В. (Москва) Самиздат Н.И. Глазкова в собрании Вс.Н. Некрасова (по материалам личного архива)
  • Мельничук Е.П. (Москва) Художник и власть как предмет творческой рефлексии в неофициальной литературе 50-60-х годов
  • Соколов Б.В. (Москва)Влияние нормативной эстетики на работу автора с источниками литературных образов (На примере повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» и романа Петра Проскурина «Судьба»)
  • Воронина Т.М. (Вологда) Дуэт судьи и жертвы в автобиографическом цикле В.Ф. Тендрякова
  • Зубарева Е.Ю. (Москва) «Ландшафтная проза» В.П. Некрасова в контексте литературной традиции: Образ Италии
  • Зубова О.В. (Москва) К вопросу о литературоцентричности художественного мира В.М. Шукшина
  • Гун Цинцин (КНР) Музыка и текст в повести В.С. Маканина «Где сходилось небо с холмами»
  • Коржова И.Н. (Орск) Мифологема «смерть — воскресение» и художественное время в поэзии К.М. Симонова
  • Матвеева Ю.В. (Екатеринбург) Российский/советский хронотоп в поэзии И. Елагина: к проблеме единства русской литературы эмиграции и метрополии
  • Лалетина О. С. (Санкт-Петербург), Линь Яюнь (Китай) Метрико-строфический репертуар М. Г. Визи: к проблеме описания стиха русской эмигрантской поэзии ХХ века
  • Чернова А. (Москва) Этнопоэтические константы в лирике поэтов ХХ века: Н.Рубцова, Н.Тряпкина и Ю.Кузнецова
  • Черникова Н.А. (Москва) Проблематика русской «деревенской прозы»: взгляд из Болгарии(1980-е- 2000-егг.)
  • Шинкарук В. Е. (Москва) «Пресса для детей» и «шум времени»: К истории создания журнала «Юность»

Секция 6: «Современный литературный процесс»

  • Суровцева Е.В. (Москва) К вопросу о функционировании жанра жития святителей: на материале двух вариантов жития Тихона Белавина
  • Колмакова О.А. (Улан-Удэ) Мифологема «Русский народ-богоносец» в постмодернистской прозе конца XX — начала XXI века
  • Иордани Н.П. (Москва) Древнерусские аллюзии в роман Владимира Сорокина «День опричника»: типология языковой стилизации
  • Ничипоров И. Б. (Москва) Молодежная среда на переломе эпох: роман Алексея Иванова «Общага-на Крови»
  • Руденко М. С. (Москва) «Метафизический реализм» А. Иванова
  • Крупчанов А.Л. (Москва) Поиск «утраченного рая» и столкновение цивилизационных принципов в трилогии А.Иванова «Путешествие Ханумана на Лолланд», «Бизар» и «Исповедь лунатика».
  • Борисова У.Ю. (Воронеж) Центон как категория литературоведения (на материале пьесы-романса А.И. Чепалова «Святая грешница Евлалия»)
  • Моисеева В. Г. (Москва) Фантастический реализм Алексея Сальникова
  • Спиваковский П.Е. (Москва) Метарелятивистская картина мира в романе П.В. Крусанова «Укус ангела»
  • Лосева Н.В. (Тверь) Духовный реализм в романах Юрия Красавина
  • Шпилевая Г.А., Толчеева Е.А. (Воронеж) Революция и космос в романе З. Прилепина «Санькя»: к вопросу о «сверхтексте» как категории литературоведения
  • Го Вэй (КНР) Китайские образы и темы в русской литературе (на примере творчества В. О. Пелевина)
  • Осьмухина О. Ю. (Саранск) Мифопоэтический контекст романной прозы В. Пелевина 2000-2010-х гг.
  • Ибадова Нармина Эльшад кызы (Москва) Художественное время в романах Юрия Полякова
  • Дин Ин (Ding Ying) (Пекин, КНР) Тема Урала в романе О. Славниковой «2017»
  • Шестакова Ю.Ю. (Москва) «Минералогическая» образность в романе Ольги Славниковой «Прыжок в длину»
  • Бочкина М.В. (Москва) Время и человек в романе Е.Водолазкина «Авиатор»
  • Буровцева Н.Ю. (Тайбэй, Тайвань) О верлибрических миниатюрах Андрея Сен-Сенькова
  • Гудкова С.П.(Саранск) Книга стихов на рубеже XX— XXI столетий: жанровая специфика, типологические разновидности
  • Нагорная Н.А. (Белгород) Сакральный персонаж в песенной поэзии Бориса Гребенщикова
  • Бокарев А. С.(Ярославль) Субъектная организация лирики М. Степановой

Секция 7: М. Горький, А.И. Солженицын: два юбилея 2018 года

  • Голубков М.М.(Москва) Два юбилея 2018 года: Горький и Солженицы пространстве русской литературной истории ХХ века
  • Колобаева Л.А. (Москва) Структура и смысл художественного произведения в понимании А.И. Солженицына
  • Умеров Ш.Г. (Москва) «До чего не допишешься в этой вторичной литературе...» Очерковая эпопея А.И. Солженицына
  • Михайлова М.В. (Москва) Горький — символист? (Пьеса «Фальшивая монета»)
  • Богданова О. В. (Санкт-Петербург) Концептуально-образная структура триптиха М. Горького «Старуха Изергиль»
  • Крылов В.Н. (Казань) Роль критики в формировании литературной репутации М. Горького
  • Шаронова Е.А. (Москва) Карнавал смерти в трилогии М. Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты»
  • Назарова А.В. (Москва) Образ интеллигенции в романах М. Горького «Жизнь Клима Самгина» и Е.Н. Чирикова «Отчий дом».
  • Кознова Н.Н. (Санкт-Петербург) «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Окаянные дни» И. Бунина — диалог со временем: эволюция публицистической риторики и устойчивость стилевых доминант
  • Жуйкова Е.В. (Москва) Война глазами Воротынцева: к вопросу об авторской позиции в «Красном колесе» А. Солженицына
  • Ванюков А.И. (Саратов) Пословицы и поговорки в структуре «Апреля Семнадцатого» А. Солженицына как формы выражения авторской концепции
  • Богданов Г.А. (Эрланген, ФРГ) Лагерная тема в контексте русской литературы на примере рассказа «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына.
  • Цзюньжу Би (КНР) Образы жён заключённых в романе А.И.Солженицына «В круге первом»

Секция 8: «Проблемы литературы для детей и подростков»

  • Октябрьская О.С. (Москва) Принципы формирования списка литературы для детей от 0 до 10 лет
  • Орлова Г.К. (Москва) Мистификация как художественный прием в структуре волшебной повести Анастасии Строкиной «Кит плывет на север».
  • Ши Юйцин (КНР) Языковые средства комического в цикле рассказов В.Ю. Драгунского о Денисе Кораблёве
  • Кириллина О.М. «Мультики» М.Ю. Елизарова как современный роман воспитания: попытка воскрешения Отца
  • Нерезенко Н.А. (Москва) «Деревенская проза» в круге детского и юношеского чтения
  • Хворостьянова Е.В. (Санкт-Петербург) Лирика С.Е. Вольфа: к проблеме «поэзия прозаика»
  • Митев Юлиан Николов (Болгария) Место и роли экфрасиса в поэзии для детей Олега Тарутина
  • Симановская Н.Н.(Москва) Метрико-ритмическая организация поэзии Бориса Заходера

Заключительное пленарное заседание

Ведущий — М.М. Голубков

  • Чагин А.И. (Москва) Взаимодействие поэтических систем в 1920 — 1930-е годы: между «петербургской школой» и авангардом
  • Большакова А.Ю.(Москва) Деревенская проза 2 половины ХХ века в полемическом контексте: идеология и художественность
  • Шеметова Т.Г. Роль иконографии в конструировании и трансформациях мифа о Пушкине в литературе ХХ века
  • Фенчук О.Н. (Барановичи, Беларусь) «Странная дружба» И.Бунина и М. Горького: проблемавзаимоотношений
  • Николаева С. Ю. (Тверь) Традиции Ф.М. Достоевского в творческом сознании И.С. Соколова — Микитова
  • Редькин В.А. (Тверь) Художественная аксиология Николая Тряпкина