Проводится
15 - 24 Апр 2019

Ломоносовские чтения 2019. Секция «Лингвистики, перевода, регионоведения и межкультурной коммуникации»

Ежегодная научная конференция «Ломоносовские чтения-2019» секция «Секция лингвистики, перевода, регионоведения и межкультурной коммуникации»

Город
Москва, Россия
Место
МГУ
15 - 24 Апр 2019
МГУ, Москва, Россия

Ломоносовские чтения 2019. Секция «Лингвистики, перевода, регионоведения и межкультурной коммуникации»

Ежегодная научная конференция «Ломоносовские чтения-2019» секция «Секция лингвистики, перевода, регионоведения и межкультурной коммуникации»

О мероприятии

Секция лингвистики, перевода, регионоведения и межкультурной коммуникации

Факультет иностранных языков и регионоведения

все заседания проходят по адресу Ленинские горы, 1, стр.13-14

(если не указан другой адрес)

Пленарное заседание

17 апреля (среда), 14.30

ауд. 440

 

1. Метафорическая антимеметика как средство разубеждения.

Доклад профессора Молчановой Г.Г.

2. Динамика развитии франкофонии: языковые, культурологические, дидактические аспекты.

Доклад профессора Загрязкиной Т.Ю.

3. Недаром помнит вся Россия про день ... Бородино", или Почему перестают склоняться топонимы на -ино, -ово.

Доклад профессора Федосюка М.Ю.

4. Формирование языковой политики государства: законодательные уровни – теория и практика (на примере Итальянской Республики, 1946-2017 гг.).

Доклад профессора Шевляковой Д.А.

5. Актуальные направления исследований медиаречи.

Доклад профессора Добросклонской Т.Г.

6. Абсурд: языковое измерение.

Доклад профессора Левицкого А.Э.

 

Кафедра лингвистики, перевода и межкультурной коммуникации

18 апреля (четверг), 14.30

ауд. 439

1. Новое пособие по русской лексике для студентов-иностранцев.

Доклад доцента Егоровой Ю.В.

2. «21 урок XXI века» по книге Юваля Харари.

Доклад доцента Асатиани Д.Н.

3. Обратная связь глазами студентов: самооценивание vs взаимооценивание.

Доклад доцента Колесниковой А.Н.

4. Вторичный учебный текст как метод контроля сформированности речевых навыков и умений в обучении иностранному языку.

Доклад ст. преподавателя Брыгиной А.В.

5. Словарь П. Р. Палажченко как материал для обучения переводчиков.

Доклад ст. преподавателя Давыдовой Н.А.

6. Особенности передачи иронии в синхронном переводе c русского на английский язык.

Доклад ст. преподавателя Михайловской М.В.

7. Трудности синтаксиса китайского языка для носителей русского языка.

Доклад преподавателя Литвиненко Е.С.

8. Антропоцентрический подход к изучению цитатной речи.

Доклад преподавателя Бахтуевой Е.С.

 

 

Кафедра лингвистики и информационных технологий

18 апреля (четверг), 11.00

ауд. 423

1. Дидактический потенциал телетандемного метода изучения иностранных языков для развития иноязычной и межкультурной компетенций обучающихся.

Доклад профессора Назаренко А.Л.

2. Дневник достижений как средство контроля развития ИКТ-компетенции у студентов-педагогов лингвистического профиля.

Доклад ст. преподавателя Фадеевой В.А.

3. Дидактические особенности применения метода ролевых игр на занятиях по английскому языку.

Доклад преподавателя Скакуновой В.А.

4. Дидактические возможности системы управления обучением Schoology.

Доклад преподавателя Хван М.В.

5. Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном курсе «Русский язык».

Доклад специалиста по учебно-методической работе Кукуряна В.А.

6. Формирование стратегий гендерно-нейтрального речевого поведения студентов лингводидактических специальностей.

Доклад специалист по учебно-методической работе Колушкиной А.И.

 

Кафедра сопоставительного изучения языков  

24 апреля (среда), 16.30

ауд. 314

 

Круглый стол на тему: «Говорение и письмо как лингвистическая и методическая проблемы».

 

Основной докладчик: профессор Милославский И.Г.

Участники: профессор Богданова Л.И, профессор Федосюк М.Ю., доцент Гордиевская М.Л., доцент Корчагина Е.Л., доцент Мануйлова Н.А., доцент Ростова Е.Г., ст. преподаватель Антипова А.А., ст. преподаватель Епифанова В.В., ст. преподаватель Казимирчук А.Д., преподаватель Бобкова О.И., преподаватель Губкина В.С., преподаватель Ладьина К.А.

 

Кафедра сравнительного изучения национальных литератур и культур

24 апреля (среда), 12:30

ауд. 314

1. Деятельность миссионерских школ Поволжья в отчетах директора народных училищ Казанской губернии И.А. Износкова.

Доклад доцента Карташевой Н.В. 

2. «Северные письма»: перипетии судьбы.

Доклад профессора Лоевской М.М. 

3. Из университетского прошлого Я.П. Полонского: протоиерей П.М. Терновский в Московском университете 1830-1840-х гг.

Доклад профессора Моклецовой И.В. 

4. Приемы невербальной коммуникации в театральном искусстве.

Доклад доцента Анастасьевой И.Л. 

5. Символика заглавий в русской прозе 20-х годов XX века.

Доклад доцента Васильевой И.В. 

6. Предмет культуры в современном неомарксизме.

Доклад доцента Дудакова-Кашуро К.В. 

7. По ту сторону семиозиса: к топологической герменевтике культуры.

Доклад доцента Комкова О.А. 

8. Концепция учебного курса «Культуры народов России» в рамках программы высшего образования по направлению «Культурология».

Доклад доцента Овчинниковой Ю.С. 

9. Политика коммеморации наследия «первых наций» в современной Канаде.

Доклад доцента Романова К.С. 

10. Категории «события» и «поступка» в автодокументальных практиках.

Доклад преподавателя Шолоховой Я.П. 

11. Исторические предпосылки возникновения анимации.

Доклад специалиста по УМР Чашкиной Л.Ю. 

 

Кафедра теории преподавания иностранных языков

23 апреля (вторник), 14.45

ауд. 310

 

Круглый стол на тему: «Foreign Language Teaching: Changes and Challenges».

  1. ELT in Russia: Changes and Challenges. Доклад профессора Тер-Минасовой С.Г. 2. Роль российского гуманитарного образования в успехах российской дипломатии второй половины XIX века. Алексей Борисович Лобанов-Ростовский. Доклад доцента Федоровой Е.С. 3. Changes of teaching practical and theoretical phonetics at literary level. Доклад доцента Миндрул О.С. 4. Динамика мотивации обучения студентов ФИЯР МГУ лингводидактического профиля. Доклад доцента Коренева А.А. 5. Многокультурность этнопарков в изучении языков и культур. Доклад доцента Шварц Е.Д.

  

Кафедра региональных исследований

23 апреля (вторник), 16.15

ауд. 216

 

            Тема: «Актуальные проблемы регионоведения».

1. Международная коммуникация в глобальном мире.

Доклад профессора Павловской А.В.

2. Филиал МГУ в Армении: проблемы инокультурного общения.

Доклад профессора Жбанковой Е.В.

3. Литературный регион и этапы его развития.

Доклад профессора Калуцкова В.Н., Морозовой М.М.  

4. Новое направление в преподавании английского языка студентам отделения «Региональных исследований и международных отношений.

Доклад доцента Аветисян Н.Г., доцента Восканян С. К.

5. Музыкальная культура США: задачи и доминанты курса для студентов-регионоведов.

Доклад доцента Барсуковой Е.А.

6. Креативная экономика: тенденции и перспектива.

Доклад доцента Сильверстовой В.А.

7. Москва как образ: кросскультурный аспект.

Доклад доцента Тарабановой Т.А.

8. Источниковедение региональных исследований: теория и практика.

Доклад преподавателя Маринина М.О.

9. Дипломатия на два фронта: внешняя политика России на Дальнем Востоке в XVIII - XIX вв. Доклад преподавателя Царегородцевой Г.И.

10. «Социокультурные корни современных процессов в российской благотворительности» Доклад преподавателя Цинпаевой Р.Ш.

Кафедра немецкого языка и культуры

23 апреля (вторник), 14.45

ауд. 337

 

1. Sonderauftrag Linz: история одного несостоявшегося музея.

Доклад профессора Захарова В.В.

2. Наблюдения над функционированием межнаучных терминов в немецком языке.

Доклад доцента Едличко А.И.

3. Трудности употребления и перевода отдельных слов и выражений немецкого языка.

Доклад доцента Ермакова О.А.

4. Аспекты перевода художественного текста.

Доклад доцента Горбачевской С.И.         

5. Некоторые аспекты перевода кинотекста (на примере фильмов «Первая любовь» и «Дворянское гнездо»).

Доклад доцента Касаткина М.Л.

6. Из опыта использования игровых технологий в обучении немецкому языку на неязыковом факультете.

Доклад ст. преподавателя Сыпаловой Н.О.

7. Графическая вариативность немецких наименований зимних видов спорта (на материале корпусных данных).

Доклад преподавателя Яфарова Р.Х.

8. Стратегия переводческого анализа текста коротких рассказов.

Доклад преподавателя Меркиш Т.А.

9. Das doppelte Perfekt.

Доклад лектора ОЕАД, магистра Далиот Ханны.

 

23 апреля (вторник), 14.30

1-й гум. корпус, ауд. 736


1. Лингвистический аспект нейминга.

Доклад доцента Кривцовой Т.Ф.

2. Гёте и Наполеон: проблема индивидуальности в культурно-политическом пространстве Германии.

Доклад доцента Фидаровой Ф.К.

3. Wichtige Gliederungsprinzipien in den frühneuhochdeutschen Texten. 

Доклад доцента Шаповаловой Г.К.

4. Пути оптимизации обучения грамматике и переводу на гуманитарных и естественных факультетах.

Доклад ст. преподавателя Шитиковой И.А.

5. Виды модальности в немецком языке и способы их выражения.

Доклад ст. преподавателя Давыдовой М.В.

6. Интенсификация процесса обучения немецкому языку.      

Доклад ст. преподавателя Дорофеевой Е.А.

7. Работа над словарем на продвинутом уровне изучения немецкого языка.

Доклад ст. преподавателя Ефимцевой О.Е.

8. Допустимые пределы отклонения от языковой нормы на примере молодежных немецкоязычных форумов.

Доклад ст. преподавателя Никифоровой Е.А.

9. Опыт использования песенного материала на занятиях по немецкому языку.

Доклад преподавателя Башкирова В.М.

 

 

Кафедра испанского языка
 16 апреля (вторник), 12.30

ауд. 413

1.    Идеологемы современной языковой политики испаноязычных стран.

Доклад профессора Раевской М.М.

2. Новый исторический словарь Испанской академии и электронные корпусы текстов.

Доклад доцента Кореневой Е.В.

3. Мадридский диалект и его разновидности. Социолингвистический аспект.

Доклад доцента Машихиной Е.В.

4. Современное искусство Страны Басков: этническая идентичность и международный контекст».

Доклад ст. преподавателя Антонян М.А.

5. Ценностно-смысловые категории картины мира испанского народа.

Доклад ст. преподавателя Русола А.А.

6. Нестабильность терминологии интернет-технологий.

Доклад ст. преподавателя Кузьминой Е.В.

7. К 200-ю Прадо: Герника в творчестве Пикассо.

Доклад ст. преподавателя Юровской М.А.

8. Шедевры испанского изобразительного искусства XVI - XVIII веков в коллекции Эрмитажа.

Доклад ст. преподавателя Суви М.С.

9. Особенности языка испанских печатных средств массовой информации.

Доклад ст. преподавателя Курындиной Т.Г.

10. Модели речевого поведения в испанских пословицах и поговорках.

Доклад преподавателя Угофяровой М.Р.

 

 

Кафедра итальянского языка

15 апреля (понедельник), 16.15

ауд. 409

 

1. Моделирование образа страны в описании исторических памятников Италии.

Доклад профессора Шевляковой Д.А.

2. Элементы научного дискурса в итальянских обрядах местночтимых святых.

Доклад доцента Сидневой С.А.

3. Особенности создания онлайн-курсов и УМК для изучения иностранных языков в ВУЗе (на примере итальянского языка).

Доклад доцента Афанасьевой Л.Ю.

4. Каузативные конструкции. Прагматический аспект.

Доклад ст. преподавателя Буэно Т.

5. Лингвострановедение на начальном этапе обучения: образы итальянских городов на занятиях со студентами первого курса.

Доклад ст. преподавателя Кудиновой В.А.

6. Южная Италия в американском кинематографе конца XX - начала XXI века: имагологический подход.

Доклад ст. преподавателя Габриелян А.А.

7. Особенности употребления возвратных глаголов итальянского языка в контексте современного устного речевого дискурса

Доклад преподавателя Хлебникова М.И.

8. Темпоральные категории в системе итальянского глагола.

Доклад преподавателя Петрожицкого  А.И.

9. Концепция маски и марионетки в итальянском модернистском театре

Доклад преподавателя Грушевской Е.Г.

 

Кафедра французского языка для ФИЯР

24 апреля (среда), 14.00

ауд. 547

 

Тема: «Французский язык: теоретические и прикладные аспекты».

Доклады представляются и обсуждаются на французском языке.

1. Фонетическое свертывание слов в устно порождаемой речи / Compression des mots dans l’oral.

Доклад профессора Бубновой Г.И.

2. Вопросы лингвистики в романе Лорана Бине "Седьмая функция языка" (2015) / Questions de linguistique dans le roman de Laurent Binet "La septième fonction du langage"(2015).

Доклад доцента Бунтман Н.В.

3. Современные методы составления контрольно-измерительных материалов по французскому языку. // Concevoir des outils d’évaluation en FLE : méthodes et typologie d’activités.

Доклад доцента Ратниковой Е.И.

4. Способы передачи диминутивности в переводах французской литературы на русский язык / Diminutivité dans les traductions russes da la littérature française.

Доклад доцента Степанюк Ю.В.

5. Из опыта создания и использования параллельного корпуса мультимедийных текстов. / Remarques sur la compilation et le dépouillement d'un corpus parallèle multimédia.

Доклад ст. преподавателя Калинина А.Ю.

6. Критерии оценивания экзаменационного письменного перевода / Critères d’évaluation d’une traduction en situation d’examen.

Доклад  ст. преподавателя Шумиловой Г.Е.

7. Интерактивные методики с использованием ИКТ: обучение французскому языку в малых группах / Méthodes interactives soutenues par les TICE: apprentissage du français en groupes à effectifs réduits.

Доклад преподавателя Гарсиа К.А.

8. Просодические средства стилизации письменного текста под устный (на материале устных монологических выступлений французских политиков). / Moyens prosodiques de la stylisation orale du texte écrit dans le discours politique français.

Доклад преподавателя Гладких М.В.

 

   

Кафедра славянских языков и культур

18 апреля (четверг), 10.00

ауд. 217


1. Периферия церковнославянских грамматических сочинений XVI-XVII вв.: словарь в грамматике / грамматика в словаре.

Доклад доцента Запольской Н.Н.

2. Общенаучные методы анализа и синтеза в процессе универбализации в чешском языке.

Доклад преподавателя Осиповой О. А.

3. Фразеологизмы с квантитативным компонентом в польском языке.

Доклад доцента Шапкиной О.Н.

4. Оформление деепричастий и деепричастных оборотов в сербском тексте.

Доклад доцента Ивановой И.Е.  

5. Новый учебник болгарского языка в представлении болгарских коллег (К обсуждению рабочего варианта первой части учебника «Болгарский язык. Практический курс»).

Доклад доцента Платоновой И.В. 

6. Лингводидактические основы курса «Язык и культура Чехии».

Доклад доцента Белоусовой В.Г. 

7. Современная лексикографическая база курса «Русский язык и культура речи».

Доклад доцента Кульпиной В.Г. 

8. Лингводидактический дискурс: перевод с русского на русский.

Доклад доцента Гливинской В.Н.

9. Несоответствия в коммуникативном поведении русских и сербов в аспекте преподавания сербского языка как иностранного.

Доклад ст. преподавателя Вучкович Е.С. 

    Кафедра английского языка для естественных факультетов

15 апреля (понедельник), 15.30

 Биологический факультет, ауд. 273

 

1. Преподавание английского языка в аспирантуре естественнонаучных факультетов: традиции и инновации.

Доклад профессора Полубиченко Л.В.

2. Курс “Fundamentals of Management” в магистратуре факультета почвоведения МГУ имени М. В. Ломоносова: результаты и перспективы.

Доклад доцента Егоровой О.А.

3. Газета в преподавании английского языка на факультете фундаментальной медицины.

Доклад доцента Черезовой Т.Л.

4. Специальный корпус английских научных текстов в преподавании: составление и использование.

Доклад доцента Шевырдяевой Л.Н.

5. Компетентностный подход в преподавании практики научно-технического перевода на программе «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации».

Доклад ст. преподавателя Долтмурзиева Д.О.

6. Особенности преподавания языка специальности в интернациональной группе.

Доклад ст. преподавателя Козловой О.Н.

7. TED-ed - DIY. Как создать собственный урок на международном образовательном портале.

Доклад преподавателя Кожарской Е.Э.

8. Использование словарей цитат в преподавании английского языка.

Доклад преподавателя Фурсовой А.А.

9. Методика подготовки студентов-биологов к устной части экзамена по английскому языку.

Доклад преподавателя Харламенко И.В.

 

Кафедра иностранных языков для географического факультета

24 апреля (среда), 10.00

Главное здание, ауд.1718

 

1. Метафорические термины географии и туризма.

Доклад профессора Комаровой А.И.

2. Топонимы и этнонимы в составе идиоматических выражений европейских языков.

Доклад ст. преподавателя Лядского В.Г.

3. Трудности перевода на английский язык топонимов и названий объектов городской среды.

Доклад ст. преподавателя Окс И.Ю.

4. Роль немецкого языка в мире.

Доклад ст. преподавателя Рожковой Г.В.

5. Подготовка студентов-географов к участию в научно-практических конференциях на иностранных языках.

Доклад ст. преподавателя Войтенко Т.Г.

6. Метод «круглого стола» в процессе обучения иностранным языкам.

Доклад преподавателя Григорьевой Т.В.

7. Антропоморфные метафоры природных явлений в русском и английском языках.

Доклад преподавателя Попковой А.В.

8. Особенности использования юмора в конфликтном учебном взаимодействии.

Доклад преподавателя Курило Н.П.           

9. Драмогерменевтика и социо-игровая методика. 

Доклад преподавателя Чемякиной Н.В.

10. "Khan Academy" - академия в кармане. Видео уроки и адаптивные тесты в помощь преподавателю и студенту.

Доклад преподавателя Богданова А.В.

11. Семантические особенности обозначений участников и институтов образовательной деятельности во французском и русском языках.

Доклад преподавателя Пряхиной Е.В.

 

Кафедра английского  языка для гуманитарных факультетов

                                                                              24 апреля  (среда), 11.00

1-й гум. корпус, ауд. 731

 

Круглый стол на тему: «Английский язык на гуманитарных факультетах».

Ведущий: доцент Кочетова М.Г.

1. Когнитивная лингвистика: что сдерживает ее развитие?

Доклад доцента Кочетовой М.Г.

2. Лингвострановедческий эксперимент как способ выявления лакун в русском и китайском этносознании.

Доклад преподавателя Бережных Е.Ю.

3. Концептуальные метафоры Brexit-дискурса.

Доклад ст. преподавателя Казимовой Г.А.

4. О роли импровизации на занятиях по английскому языку.

Доклад доцента Мурзы А.Б.

5. Употребление неопределённого артикля с абстрактными существительными в философском тексте: факторы, определяющие выбор артикля, и перевод.

Доклад доцента Перцева Е.М.

6. Методологические подходы к обучению реферированию профессионально ориентированных и научных текстов на английском языке.

Доклад ст. преподавателя Рассошенко Ж.В.

7. К вопросу о переводе культурозначимых политических концептов и их вербализации с английского языка на русский.

Доклад преподавателя Сергиенко П.И.

8. Преимущества и недостатки использования модели смешанного обучения иностранному языку в вузе.

Доклад преподавателя Шмараевой А.А.

9. Context-based learning techniques in teaching ESP to political science students.

Доклад ст. преподавателя Яковлевой И.О.

 

 

Кафедра французского языка и культуры

17 апреля (среда), 12.15 

   ауд. 238 

 

                Круглый стол на тему: «Франкофония: рациональное и эмоциональное в развитии языка и культуры».

 

1. Франкофонные исследования: языковые, культурологические, дидактические аспекты. Доклад профессора Загрязкиной Т.Ю.

2. Об аффективности политического дискурса (на материале высказываний о языке франкоязычных политиков). 

Доклад доцента Крюковой О.А.

3. «Желтые жилеты»: рациональное и эмоциональное в интернет-пропаганде. 

Доклад доцента Глазовой Е.А.

4. Сюррационализм как синтез рационализма и сюрреализма.  

Доклад доцента Афинской З.Н.

5. Имидж вариантов французского языка за пределами метрополии. 

Доклад ст. преподавателя Невежиной Е.А.

6. Эмотивность цветовой гаммы поэтического образа. 

Доклад ст. преподавателя Воробьевой Е.Ю.

7. Смысловое содержание топонимов России в письменной речи французов XVII и XVIII вв.: рациональное и эмоциональное. 

Доклад ст. преподавателя Смирновой В.Е.

8. Пища людей и богов: образ оливы в творчестве Фредерика Мистраля.

Доклад преподавателя Моисеевой Д.П.

9. Духовно-религиозные поиски в творчестве Владимира Высоцкого и Рено Сешана.

Доклад преподавателя Печатновой Е.Г.

 

 

 

И.о. декана

факультета иностранных языков и регионоведения,

профессор                                                                                                             Г.Г. Молчанова

Организаторы

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Факультет иностранных языков и регионоведения

Факультет иностранных языков был создан в 1988 году на базе отделения по преподаванию иностранных языков, входящего в структуру филологического факультета МГУ. Первый набор студентов был осуществлен в 1992 году. В 2005 году факультет был переименован в факультет иностранных языков и регионоведения (ФИЯиР). Возглавляет факультет декан – профессор д.ф.н. Молчанова Г.Г. Президентом является д.ф.н., профессор Тер-Минасова С.Г., которая была первым деканом факультета.

На сегодняшний день факультет готовит бакалавров, специалистов и магистров. Подготовка ведется на четырех отделениях (лингвистики и межкультурной коммуникации, региональных исследований и международных отношений, культурологии, перевода и переводоведения) и обеспечивается 15 кафедрами. Преподавательский состав насчитывает 31 профессора, 97 доцентов.

Аспирантура на факультете иностранных языков и регионоведения была открыта в 1990 году. В настоящее время прием аспирантов ведется по следующим специальностям: «Языкознание и литературоведение», «Образование и педагогические науки», «Культурология». 

Факультет иностранных языков и регионоведения МГУ сотрудничает с британскими университетами: Университетом Лондон Метрополитен (London Metropolitan University) и Университетом Ковентри (University of Coventry) с 1999 года. Студенты факультета имеют возможность получить второй аутентичный британский диплом этих университетов (BA – степень бакалавра, MA – степень магистра и PhD – степень доктора наук). 

Факультет предлагает широкий спектр программ дополнительного образования в дистанционной и очной формах: для преподавателей и специалистов разного профиля, имеющих высшее образование; для школьников и абитуриентов;  для студентов, магистрантов и аспирантов ФИЯР и языковые курсы для всех желающих.

Контактная информация

Декан факультета - Молчанова Галина Георгиевна
(495) 734 03 22; dean@ffl.msu.ru

Деканат
Ленинские горы 1, стр. 13-14 (IV гуманитарный корпус)
(495) 734 03 22; (495) 932 88 67 (факс)