Трансформация педагогики в эпоху постмодернизма или постмодернистская педагогика
Трансформация педагогики в эпоху постмодернизма или постмодернистская педагогика
Необходимо признать, что среди учёных о постмодернизме сложились разные мнения. Анализ показывает, что немало людей имеют негативную оценку постмодернизма лишь в силу незнания постмодернистских проектов и ограниченного представления о философии постмодернизма. Поэтому стоит только исследователям подтянуть свои представления об этом направлении, как они становятся сторонниками постмодернизма.
В настоящее время часто говорят о коренном реформировании сферы образования, но практика показывает, что это возможно только при условии принятия постмодернистских подходов.
Формирование образовательного пространства, которое традиционно связано с онтологическими представлениями о человеческом бытии, вряд ли может привести к воистину коренной реформе образования. Педагогика сегодня, конечно, испытывает на себе влияние постмодернистских идей, но это никакого отношения не имеет к конкретному внедрению постмодернистских проектов. Постмодернизм имеет признание на нашей планете благодаря развитию информационных технологий. При этом необходимо различать влияние на образование постмодернистской среды, от влияния на образование постмодернистских проектов, основанных на глубоком понимании постмодернистской философии. До сих пор, образование испытывало на себе лишь дико-потребительское влияние постмодернистской среды, задаваемой развитием информационных технологий. При этом до сих пор, по-настоящему не внедрены постмодернистские проекты в образование.
Цели образования в рамках постмодернистской подхода основательно преобразуются. В рамках модернизма школы – это школы-«паноптикумы», это школы-тюрьмы с непластичной и мёртвой иерархией системы передачи знаний, которая безразлична к запросам учащихся. Постмодернистский подход предполагает школу, свободную от репрессий, авторитета и иерархии. Постмодернистский подход основывается на запросах учащихся, но это, не предполагает вседозволенность, которую критикуют представители традиционных подходов. Если мы желаем внедрить в педагогическую теорию постмодернистские подходы, причём такие, чтобы они вписались в систему современной культуры, то должны строить систему ценностей и смыслов так, чтобы не делать акцента на сложное соединение ценностей индивидуальности и сообщности. Это должна быть теория, основанная на другом мировоззрении. В основании этой теории, уже не должны лежать классические дихотомии «причина – следствие»,«объект – субъект»«человек – общество», «мышление – деятельность» и т. п.
Таким образом, во время выступления будут приведены основные ключевые тезисы постмодернистской педагогики, которые были выявлены на основании анкетирования студентов старших курсов КФУ и педагогов казанских вузов и средних школ.
garifullin@mail.ru
бесплатно