Две «руки» в одной ситуации

Алексей Владиславович Боровских
Тема: Обусловленность решения педагогической ситуации ценностными ориентирами и опытом педагога.

Проблема: Зависит ли решение педагогических задач от ценностных ориентаций и опыта педагога?

Конкретный педагогический результат будет представлен в форме мастерской. Целью проекта ставится научить решать педагогические задачи, опираясь на разные педагогические парадигмы. В качестве общей составляющей человеческого развития предполагается совершенствовать коммуникативные навыки, навыки командной работы, творческие способности. В качестве частных составляющих человеческого развития предполагается умения:
1. Выделять сущностные характеристики педагогической ситуации с позиции учителя и ученика;
2. Анализировать возможные пути решения педагогических задач, опираясь на разные ценностные парадигмы;
3. Сравнивать педагогические ситуации школ в разное время, делать вывод об их типичности или особенностях;
4. Выявлять в решении подобных педагогических ситуаций базовые ценностные ориентиры.
Концептуальной основой проекта являются две системы педагогических ценностей. По «правую» руку – ценности успешного, сильного и квалифицированного учителя традиционной школы, по «левую» - ценности учителя инновационного движения.

Схема реализации проекта:
1. Оргмомент: аудитория делится на две большие группы по критерию наличия или отсутствия значительного педагогического стажа. Группы в свою очередь разбиваются на подгруппы численностью от 3 до 5 человек по желанию.

== Таблица -- см. файл заявки

2. На стадии «вызова» предполагается просмотр видеоролика «Последствия педагогических ошибок» (на основе советских и современных отечественных фильмов о школе), задачей которого является обоснование актуальности темы проекта для школ во все времена.

3. Основная часть включает следующие этапы:
• Группы получают видеофрагменты с описанием педагогической ситуации, задания к ним и справочный материал.
== Таблица -- см. файл заявки

• Работа в группах. Группы просматривают видеофрагменты, выявляют конфликт, составляют его описание. Определяют характер педагогической ситуации, анализируют ее с целью определения сущности конфликта, лежащего в его основе. Далее группы формулируют педагогические задачи и выбирают способы их решения, опираясь на предоставленный им теоретический материал. Выбранный вариант решения задачи должен быть представлен в творческой форме (театрализованное действие, рисунок, кластер, литературная форма и т.п.). Каждая подгруппа выбирает творческую форму по своему усмотрению.
• Презентация результатов подгруппы предполагает следующую логику:
a) Демонстрация видеоролика подгруппами;
b) Группа выделяет базовый конфликт;
c) Демонстрация решения педагогической ситуации в творческой форме;
d) Представление решения педагогической ситуации в фильме;
e) Самоанализ и самооценка принятого решения с позиции ценностных ориентаций двух педагогических парадигм «заповеди левой и правой руки».

Презентация результатов каждой подгруппы длится не более 10 минут.
• Схема обсуждения результатов:
== Таблица -- см. файл заявки

Общий проблемный вопрос: Могут ли различия в стаже и ценностных ориентациях повлиять на решение педагогической ситуации?

4. Рефлексия. Составить образ учителя, который независимо от опыта, при наличии данных ценностей, способен решить любою педагогическую ситуацию. (На доске рисованный образ учителя и стикеры).

Надежда Владимировна Петрова
Авторы концепции подразумевают, что представителями "правой" руки являются педагоги традиционной советской педагогической школы, а представителями "левой" руки - учителя российского инновационного движения в педагогике!Интересно проверить, и с помощью нашего проекта в том числе, как взаимодействуют эти системы и какая работает лучше!!!


Ксения Анатольевна Баженова
Здравствуйте! У меня следующая тема по курсу как раз идентична заявленной вашей командой :)))
Поэтому замысел занятия сейчас обдумываю, а вот скажите, как вы считате, почему со студентами важно обсуждать ценностную сторону педагогической деятельности?

Можете ли Вы сформулировать затруднение, на решение которого направлен ваш проект, как задачу?


Алена Александровна Извольская
Добрый день. Поясните, пожалуйста, как Вы разделяете ценности "правой" и "левой" руки? А могут ли некоторые их них совпадать? (если да, то какие именно?) Спасибо.

Надежда Владимировна Петрова
Добрый вечер!! Спасибо за вопросы!
ценностные ориентации "левой" и "правой" руки качественно отличаются друг от друга. Чтобы было понятно, приведу простой пример: ориентация "левой" руки - отказ от постоянных подозрений - если ребенок нарушил правила, у него была причина это сделать. признать суверенитет ребенка рискованнее, чем контролировать каждый его шаг! ориентация "правой" руки - не оставлять нераскрытым ни одно нарушение, найти и наказать виновного, а если не удается - наказать всех!!!

Набор ценностей каждый выбирает для себя сам, все зависит от подхода к работе и от личностных качеств человека!


Надежда Владимировна Петрова
Ценности это то, что определяет критерии выбора при принятии самых разных решений. Ценности являются основой наших поступков, намерений и отношений. Ценности, на наш взгляд, это определяющие нашу жизнь положения. В педагогической деятельности очень важно правильно расставить приоритеты. От этого будут зависеть не только отношения в учительском коллективе и взаимоотношения с учениками, но и результат образовательной и воспитательной деятельности молодого педагога. Поэтому со студентами очень важно обсуждать наравне с теоретическим материалом и практическими приемами по курсу, ценностный аспект их дальнейшей деятельности.


Александр Викторович Караблин
Вас приветствует комманда М-АГА-ДАН, Нас заинтересовал ваш проект, но у нас возникли вопросы:

шать педагогические задачи, опираясь на разные педагогические парадигмы. В качестве общей составляющей человеческого развития предполагается совершенствовать коммуникативные навыки, навыки командной работы, творческие способности. В качестве частных составляющих человеческого развития предполагается умения:
1. Выделять сущностные характеристики педагогической ситуации с позиции учителя и ученика;
2. Анализировать возможные пути решения педагогических задач, опираясь на разные ценностные парадигмы;
3. Сравнивать педагогические ситуации школ в разное время, делать вывод об их типичности или особенностях;
4. Выявлять в решении подобных педагогических ситуаций базовые ценностные ориентиры./q]

Планируете ли проводить педагогические измерения позволяющие выявить уровень развития данных характеристик? Если планируете, то как?

Галина Юрьевна Ярославова
Здравствуйте! Вопрос от команды "МОСТ" :
Целью проекта ставится научить решать педагогические задачи, опираясь на разные педагогические парадигмы
а какие педагогические парадигмы вы имеете ввиду?

Светлана Игоревна Шевченко
Добрый день!
Говоря о педагогической ситуации и о решении педагогических задач, кто является целевой аудиторией Вашего проекта?
Как и где Вы планируете реализовать свой проект помимо олимпиады Ломоносов?
Какие задачи Вы ставите для достижения желаемого результата?
Спасибо за внимание!

Николай Владимирович Копытов
Цель Вашего проекта - "научить решать педагогические задачи", т.е., если мы правильно поняли, здесь имеется ввиду формирование привычных педагогических действий? Каким образом, в таком случае, Вы планируете научить применению определенной модели к соответствующей "задачной" ситуации? И какое место отводится педагогической импровизации? Спасибо.