СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Ожидаемый педагогический результат: пробуждение (или активизация) продуктивной составляющей мышления.
Обучаемые должны удовлетворять следующим требованиям:
• высокий уровень познавательной мотивации;
• освоенность содержания школьного курса математики по предлагаемой теме
Средства отбора обучаемых:
• методика потока Д. А. Леонтьева (для оценки уровня познавательной мотивации)
• входные тесты достижений по математике (для оценки подготовленности к восприятию предлагаемой темы)
Концептуальные позиции:
«Дети должны получать радость от открытия для себя мира. Задания должны быть содержательными, и главная привлекательность их должна быть в их выполнении, а не во внешних формах вознаграждения. Последнее лишь отвлекает от содержательной работы» .
М. Вертгеймер считал, что чисто логические построения, освобожденные от всяких следов интуиции и имеющие основания на определенном этапе развития математики (когда «анализировались вопросы валидности идеальных, аксиоматических систем, в которых конкретные теоремы выводятся только путем применения к аксиомам силлогистических и сходных формальных операций») лишают мышление тех свойств, которые играют важную роль в действительно продуктивных процессах . Именно М. Вертгеймером были впервые сформулированы положения о мышлении, центральным звеном которого являются процессы понимания. Основное его требование к возникающим психическим новообразованиям — целостность . Решение проблемной ситуации – это перестройка ситуации, в результате которой отдельные ее элементы обретают связи и образуют целостную структуру (гештальт), позволяющую решить проблему.
Командой реализуется деятельностная теория учения, т. е. в качестве единицы деятельности учения выбирается действие. «Действие — это целостная система взаимосвязанных между собой элементов. В ходе выполнения действия эти элементы обеспечивают три основные функции: ориентировочную, исполнительскую, контрольно-корректировочную…В процессе учебной деятельности каждая из частей действия может стать и самостоятельным действием…
Исполнительская часть тоже может стать самостоятельным действием, если учитель выполнит за ученика ориентировочную часть…чисто исполнительские функции должны быть по возможности исключены из учебного процесса, потому, что они формируют механические навыки, не обеспечивают понимания» . Таким образом, при построении циклов обучения определяющую роль играет категория деятельностной теории учения, введенная П. Я. Гальпериным: ориентировочная основа действия. Ориентировочная основа действия (ООД) — это та система условий, на которую реально опирается человек при выполнении действия. Н. Ф. Талызиной по трем характеристикам, определенным П. Я. Гальпериным (обобщенности, полноте и способу получения) теоретически выделены восемь типов ориентировочной основы действия (ООД):
== Таблица -- см. файл заявки
Введем следующие обозначения: неполная — 0, полная — 1, конкретная — 0, обобщенная — 1, дается готовая – 0, составлена самостоятельно — 1. Будем записывать единицу или ноль, соответствующую характеристике каждого типа ООД по порядку (соответственно последовательности характеристик в столбцах таблицы) в кортеж. Тогда каждый из восьми теоретически возможных типов ООД может быть задан кортежем длины три, составленным из нулей и единиц. Добавим столбец кортежей, задающих типы ООД в таблицу. При оценке конкретной реальной ООД можно говорить только о ее степени близости к одному из восьми теоретических. Построим следующую геометрическую модель: нанесем оценки трех характеристик ООД на координатные оси пространственной системы координат. Тогда восемь теоретически выделенные Н.Ф.Талызиной типов ООД, изобразятся вершинами куба (см. рис.).
== Рисунок -- см. файл заявки
Любая реальная ООД может быть изображена на модели точкой пространства, в той или иной степени приближенной к одной из вершин этого куба. На наш взгляд, самая важная характеристика — способ получения. Поэтому, первый тип ориентировки часто лучше, чем второй. От него легче перейти к третьему, чем от второго. Если цель: получить результат, а не понять процесс, то нужен именно второй тип ориентировки. В частности, если при обучении ставится цель не развить мышление, а пройти определенный тест, то появляется стремление ученика получить ориентировку второго типа: «Скажите мне как, я так и буду делать». Если такую же цель ставит и учитель, то он и выдает своим ученикам ООД второго типа, т. е. выполняет за ученика ориентировочную часть действия. И пока ученик осуществляет исполнительскую часть действия, решая задачи определенного класса, результат достигается. Проблемы возникают при решении задач из разных предметных разделов. В средней школе при традиционном обучении математике ориентировочная основа действия учеников строится как раз преимущественно по второму типу. Алгоритмичность математики позволяет учителям легко строить такие ориентировки и снабжать своих учеников подробнейшей учебной картой. Таким образом, они выделяют только формализованную составляющую математики, именно не осознавая единства формального и интуитивного в ее познании, чем наносят своим ученикам непоправимый вред. Особенно заметно это стало после появления ЕГЭ. И развитие мышления, как цель математического образования, интуитивно понимаемая математиками и приоритетная для авторов некоторых учебно-методических комплексов (например, А. Г. Мордковича, Г. В. Дорофеева), к сожалению, не реализуется на практике школьными учителями. Вторая, на наш взгляд, не менее важная характеристика ООД — обобщенность, которая перекликается с понятием гештальт, используемым М. Вертгеймером. Приучать ученика к полной схеме ООД, по нашему мнению, вообще не стоит. Человек часто вынужден действовать в условиях неопределенности, и не только в обыденной жизни, но и в работе. Нередко приходится полагаться на интуицию. Для пробуждения продуктивной составляющей мышления обучаемому надо предоставить неполную, но максимально обобщенную схему ООД. Далее необходимо стремиться достроить ООД до полной в совместно-разделенной деятельности с каждым учеником. Поэтому занятия проводятся индивидуально.
Схема действий:
• Устанавливаются демократические взаимоотношения с учеником, позволяющие отследить динамику процесса.
• Перед учащимся ставится математическая проблема (задача).
• Совместно с обучаемыми строится обобщенная, полная ООД (приближенная к третьему типу по Гальперину).
• Организованная преподавателем учебная деятельность приводит учащегося к открытию (субъективно или объективно новому).
Средства фиксации достигнутого результата:
• «АГА-эффект» (внешнее проявление инсайта) — показатель пробуждения (или активизации) продуктивной составляющей мышления.
• Полученный продукт — открытие ученика (субъективно или объективно новый результат)
Шкала измерения достижений
успешно получен продукт
удовлетворительно один-два «АГА-эффекта»
провал ни одного «АГА-эффекта»
Распределение функций в команде:
Исполнительная часть осуществляется всей командой, роли между членами команды распределяются в соответствии с их лидерскими качествами (измеряемыми с помощью теста Белбина).
Командная педагогическая олимпиада "Ломоносов"
Командная педагогическая олимпиада "Ломоносов"
Город
Москва, Россия
Место
МГУ
Регистрация
Регистрация закрыта