Содержание проекта (объем до 3 страниц А4):
Педагогическая задача возникает всякий раз тогда, когда нужно перевести учащихся из одного состояния в другое: приобщить их к определенному знанию, сформировать умения, навыки, или же переделать одну систему знаний, умений, навыков в другую. Умение решать педагогические задачи – общепрофессиональные умения, характеризующиеся целостным состоянием личности, выражающим ее сознание, стиль мышления и ярко выраженную направленность. Для развития интереса к предмету «математика», повышения общекультурного потенциала учащихся через развитие их мыслительных и языковых способностей предлагается проект «Виртуальная билингвальная математическая школа». Инновационность данного проекта заключается в том, что предлагается модель виртуальной билингвальной математической школы, которая способствует реализации принципа доступности образования посредством дистанционного обучения, а также предусматривает качественное обновление культурологического содержания базового математического образования.
Для достижения цели необходимо провести следующие действия:
отбор исторических сведений из народных былин, народного эпоса «Олонхо» на предмет наличия математической компоненты;
историко-математический анализ отобранного материала;
представление вариантов математических задач на историческом и фольклорном материале на двух языках (на родном и втором);
апробация отобранного материала посредством виртуальной билингвальной математической школы (далее ВБМШ) «Мындыр ой» («Мудрый ум» / «Wise Mind»);
определение методики билингвального обучения решению математических задач на историческом и фольклорном материале народов России, в т.ч. коренных народов Якутии;
создание сетевого педагогического сообщества «Виртуальная математическая школа «Мындыр ой» (веб-сайт), регистрация обучающихся.
В качестве обучаемого предполагается любой учащийся или студент, компетентный в сфере ИКТ, желающий изучить историко-математические сведения, расширить кругозор, развивать свои мыслительные и языковые способности через решение математических задач на историческом и фольклорном материале народов России.
Концептуальные позиции: С точки зрения культурологического содержания образования и воспитания гражданина важное место при обучении любому предмету занимает культуроведческая компетенция, которая должна пронизывать содержание образования вообще, а по родному языку – обязательно. Однако именно культуроведческая компетенция не заложена в содержание образования или же заложена фрагментарно и не образует стройную систему. Разрозненные сведения не могут претендовать на то, чтобы считать их содержанием образования, формирующим культуроведческую компетенцию. В этой связи встает проблема необходимости в теоретическом переосмыслении возможностей совершенствования системы математического образования в национальных школах как типа билингвального образования, способствующего развитию языковых и мыслительных способностей учащихся. Проблема двуязычия в математическом образовании школьников, учет особенностей обучения в условиях билингвизма – все это приводит к тому, что преподаватели не могут работать изолированно друг от друга, не представляя себе всего билингвистического комплекса, т.е. целостной картины изучения математики средствами двух языков одновременно. Необходимо решать вопросы методического обоснования того, каким должно быть преподавание математики в условиях учебного двуязычия, как учитывать специфику таких школ, как поднять в этих условиях культурологический уровень математического образования.
С другой стороны, приоритетные национальные проекты, провозглашенные Президентом России В.В. Путиным в 2005 г., дали мощный импульс для реализации дистанционного обучения по всей Республике Саха (Якутия). С учетом указанных тенденций развития образовательной информационной среды через информатизацию школ и создание сетевой организации муниципальной системы образования как условие для обеспечения высоких результатов участия школ (75%) в национальных проектах актуальность тематики настоящего проекта несомненна. Она обусловлена также тем, что в этих условиях назрела необходимость разработки научно обоснованной модели виртуальной билингвальной математической школы на языках коренных народов Якутии.
Кроме того, в отечественной образовательной теории и практике мало разработано направление, связанное с предметным дистанционным обучением на двух языках. Такой подход носит междисциплинарный характер, так как язык (родной, второй или иностранный) используется как средство учебно-познавательной деятельности по овладению знаниями в системе высшего, среднего и дополнительного образования. Учет региональной этнонациональной специфики, социокультурного окружения и речемыслительной деятельности учащихся призван смягчить резкий языковой переход с национального языка на русский язык, облегчить процесс двуязычного обучения математике. Более того, в русле Болонского процесса билингвальное и полилингвальное образование являются надежной основой интернационализации российского образования, сохранения его национально-культурной самобытности.
Средства фиксации достигнутого результата:
1. Реализация предложенной модели ВБМШ в практике деятельности школ республики;
2. Тесты для определения уровня развития мыслительных способностей обучающихся в условиях двуязычия;
3. Тесты для определения уровня развития языковых способностей обучающихся в условиях двуязычия;
4. Тесты для определения уровня развития интереса к предмету;
5. Сравнительный анализ результатов тестирования (мыслительных, языковых способностей, интереса к предмету) с входными данными в условиях двуязычия.
Команда работает по следующей схеме:
1. Капитан указывает членам команды источники для представления вариантов математических задач на историческом и фольклорном материале на двух (на родном и втором) языках для их историко-математического анализа;
2. Заместитель капитана отбирает эти задачи по мере их ценности с историко-математической точки зрения;
3. Историко-математический анализ ведется членами команды под руководством капитана и заместителя;
4. Создание веб-сайта под руководством капитана и при обсуждении с членами команды передается в руки профессионалов;
5. Обновление сайта, работа, учет зарегистрированных учащихся ведется капитаном и членами команды;
6. Составление заданий и проверка, рецензирование выполненных заданий ведется членами команды;
7. Определение уровня развития мыслительных, языковых способностей, интереса к предмету ведется капитаном и его заместителем.
Командная педагогическая олимпиада "Ломоносов"
Командная педагогическая олимпиада "Ломоносов"
Город
Москва, Россия
Место
МГУ
Регистрация
Регистрация закрыта