Командная педагогическая олимпиада "Ломоносов"

Главная

Как снять оригинальный фильм за три часа?

Как снять оригинальный фильм за три часа?

Алексей Владиславович Боровских
Содержание проекта «Как снять оригинальный фильм за три часа?»

Педагогический результат и краткое описание педагогических действий

Цель проекта «Как снять оригинальный фильм за три часа?» – обучить участников оригинальной технологии создания короткометражных фильмов.

В ходе занятия обучающиеся приобретают следующие навыки и умения:
1) умение нестандартно мыслить, искать оригинальные подходы к решению поставленных задач;
2) умение слаженно работать в команде;
3) умение обращаться с профессиональной съемочной аппаратурой;
4) комплекс умений и навыков, развивающих творческий и физический интеллекты участников;
5) умение грамотно оценивать результат командной работы.

Принципиальная схема создания фильма:
Короткометражный (2-3 минутный) фильм рисуется участниками команды на большом холсте. Каждые 5 секунд фиксируется промежуточный результат (кадр фильма). В конце работы все кадры монтируются, подбирается музыкальное сопровождение.

Структура процесса
1. Ориентировочный этап. Подготовка участников игры и экспертов. Знакомство членов команды друг с другом. Обсуждение главной цели и задач занятия. Рассказ об особенностях съемочного процесса, подготовка оборудования, выдача реквизита.
2. Подготовка к проведению. Обсуждение сценария, распределение ролей между участниками команды.
3. Проведение съемок фильма. В процессе игры участники меняются ролями по предварительной договоренности. Монтаж фильма.
4. Обсуждение игры, премьера фильма и его оценка.

Условия, которым должны удовлетворять обучаемые:
1) любая возрастная группа (оптимальный интервал: от 6 до 45 лет);
2) разница в возрасте между участниками не должна превышать 3 лет для детей (от 6 до 18 лет) и 10 лет для взрослых (от 18 до 45 лет);
3) умение рисовать не обязательно, но желательно.

Средства отбора:
1) желание обучаемого развить свой творческий и физический интеллект (желание родителей развить творческий и физический интеллект ребенка);
2) предварительное анкетирование участников, которое поможет правильно сформировать возрастную группу, а также определить тематику фильма.

Концептуальные позиции:
В основу данного проекта положена концепция и технология интерактивного обучения (О.С. Гребенюк, 1996 г.). В процессе обучения происходит межличностное познавательное общение, а развитие индивидуальности каждого участника происходит в ситуациях взаимодействия членов команды друг с другом.
Выбранная форма реализации концепции – учебная игра. Данная форма проведения занятия имеет существенные преимущества перед другими, так как связанна не только с приобретением знаний, умений и навыков, их применением, отработкой и тренировкой, но и с учетом индивидуальных различий, вовлечением в игру учащихся с различными уровнями обученности. Вместе с тем игра несет в себе возможности значительного эмоционально-личностного воздействия, формирования коммуникативных умений и навыков. Поэтому применение учебных игр способствует развитию индивидуальных и личностных качеств обучаемых.

Под технологией интерактивного обучения понимается система способов организации взаимодействия педагогов и учащихся в форме учебной игры (в данном случае, съемок фильма), гарантирующая педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.

Средства фиксации достигнутого результата:
Достигнутый результат оценивается на четвертом (заключительном) этапе занятия по двум критериям:
1) эмоциональная оценка учащихся (понравилось ли занятие, довольны ли результатом);
2) критическая оценка фильма.
Оценка фильму дается в ходе дебатов. Обсуждается соответствие фильма первоначальному сценарию, а также работа актеров, режиссера и оператора. Итоговая оценка фильма является средним арифметическим оценок, данных всеми участниками команды.

Интерпретация итоговой оценки:
5 баллов – отличный фильм;
4 балла – хороший фильм, но можно было снять и лучше;
3 балла – посредственный фильм (необходимо обсудить недостатки);
2 балла – плохой фильм (необходимо обсудить недостатки);
1 балл – отвратительный фильм (провал педагогического занятия).

Если фильм набирает 3 балла и более, то, по желанию участников, он может быть размещен в глобальной сети Internet, где будут получены отсроченные результаты занятия (фильм будет оценен и прокомментирован случайными посетителями сайта).

Распределение функций в команде:
Демещук Ольга – организационная функция;
Жигачева Екатерина – организационная функция, техническая поддержка;
Кулибаба Роман – техническая поддержка;
Мельникова Анна – организационная функция;
Широкова Анастасия – организационная функция.

Екатерина Анатольевна Машурова
Здравствуйте, Анна! Я с интересом прочитала ваш проект, так как меня, если честно, заинтриговало его название. Поясните, пожалуйста, какие технологии по сплочению группы вы используете на занятии, так как среди навыков, которые должны развить в себе участники на вашем занятии вы указали умение слаженно работать в команде.

Алена Александровна Извольская
Здравствуйте! Ваш проект заинтересовал своей оригинальностью. Не могли бы Вы пояснить следующие позиции проекта:
1) "обучаемые должны приобрести умения нестандартно мыслить" - каким образом Вы хотите проверить, сформировались эти навыки или нет;
2) кто даст "критическую оценку" полученном фильму? (только участники, или члены команды-организаторы занятия, или и те и другие)

Если можно, поясните, пожалуйста, чем будут заниматься участники игры (только рисовать или что-то еще)?

Петр Петрович Петров
Здравствуйте! Ваш проект привлек мое внимание. Будьте добры, поясните каким образом вы планируете в ходе работы над фильмом развивать умения грамотно оценивать результат командной работы?

Екатерина Сергеевна Цыганова
Вы пишете
"Интерпретация итоговой оценки:
5 баллов – отличный фильм;
4 балла – хороший фильм, но можно было снять и лучше;
3 балла – посредственный фильм (необходимо обсудить недостатки);
2 балла – плохой фильм (необходимо обсудить недостатки);
1 балл – отвратительный фильм (провал педагогического занятия).
"
Не могли бы уточнить с помощью каких конкретно критериев вы собираетесь оценивать фильм.

Анна Дмитриевна Жукова
Добрый день, коллеги! Благодарю Вас за ваши вопросы.

1) "обучаемые должны приобрести умения нестандартно мыслить" - каким образом Вы хотите проверить, сформировались эти навыки или нет;
2) кто даст "критическую оценку" полученном фильму? (только участники, или члены команды-организаторы занятия, или и те и другие)
... поясните, пожалуйста, чем будут заниматься участники игры (только рисовать или что-то еще)?


1) сформированность умения нестандартно мылить будет проверена на этапе оценки и обсуждения фильма, например, при ответе на вопрос: "Оцените оригинальность идей, предложенных участником Х на этапе создания/реализации сценария? Оцените режиссерскую/операторскую находку участника Y?" и т.п.

2) участники команды и, возможно, пользователи сети Интернет. Члены проектной команды "Soilmen" только прокомментируют полученный результат после обсуждения.

3) Участники игры придумают сценарий, займутся операторской работой, попробуют себя в роли режиссеров и кинокритиков. И, конечно, нарисуют фильм.

Ответы на остальные вопросы мы сейчас обсуждаем в команде. Результаты нашего обсуждения Вы узнаете в самое ближайшее время.

Инна Сергеевна Попова
Данная разработка больше напоминает коллективное творческое дело, чем занятие в формальной системе образования.
Ставятся ли какие-то обучающие цели помимо воспитательных и развивающих?

Александр Евгеньевич Погонин
Здравствуйте!
Хотелось бы спросить:
1.какую профессиональную съемочную аппаратуру предполагается использовать при реализации Вашего проекта?
2.можно ли причислить Ваш проект к виду внеклассной работы со школьниками или студентами? и возможен ли вариант использование проекта на основных занятиях в школах или вузах?
спасибо.

Анна Дмитриевна Жукова
Здравствуйте!
Хотелось бы спросить:
1.какую профессиональную съемочную аппаратуру предполагается использовать при реализации Вашего проекта?
2.можно ли причислить Ваш проект к виду внеклассной работы со школьниками или студентами? и возможен ли вариант использование проекта на основных занятиях в школах или вузах?
спасибо.


1.Съемка со штатива с использованием пульта на полупрофессиональную фотокамеру Оlimpus C4040zoom. В настоящее время договариваемся об аренде профессиональной камеры, чтобы использовать уже имеющуюся для "страховочной съемки".
2.Да, наш проект можно рассматривать и как проект внеклассной работы, и как вариант дополнительного занятия по основному предмету. Например, экологам-второкурсникам можно предложить снять обучающий фильм на тему "Возникновение жизни на Земле" по предмету "Биогеграфия".

Андрей Юрьевич Губанов
В развитие вопроса Ирины Поповой:
Чему должны научиться участники?
Случайная малая группа, не руководимая режиссером выдаст либо очень плохой "продукт", либо нечто интересное, но по не зависящим от вас причинам.
Каковы ваши управляющие и обучающие действия, или всё будет пущено на самотёк?

Мария Сергеевна Никитенко
Уважаемые участники, у нас вопрос, связанный с вашим результатом. кроме того, что учащиеся научатся за 3 часа создавать фильм. чему вы их еще планируете научить? мы ознакомились с умениями и навыками, которые должны быть сформированы у учащихся в процессе игры, а как проверить, измерить их сформированность? нам это неясно.
кто делает оценку фильма? сами участники, создающие это фильм? или зрители, которые оценивают результат?
заранее спасибо.

Анна Дмитриевна Жукова
Здравствуйте, Анна! Я с интересом прочитала ваш проект, так как меня, если честно, заинтриговало его название. Поясните, пожалуйста, какие технологии по сплочению группы вы используете на занятии, так как среди навыков, которые должны развить в себе участники на вашем занятии вы указали умение слаженно работать в команде.


Отвечает участница команды Ольга Демещук (организатор учебного занятия):

"Для сплочения группы мы используем такие методы, как включение обучающихся в совместную деятельность; развитие самоуправления; определение общих интересов группы; развитие стремления приспособиться в специфических условиях; выявление лидера; обсуждение результатов урока, закрепляющее коллективные достижения и др."

Добавлено спустя 3 минуты:
Здравствуйте! Ваш проект привлек мое внимание. Будьте добры, поясните каким образом вы планируете в ходе работы над фильмом развивать умения грамотно оценивать результат командной работы?


Отвечает участница команды Ольга Демещук (организатор учебного занятия):
"В процессе съемки фильма мы сделаем несколько пауз (3-5), во время которых будет просматриваться отснятый кусок. Там же будет проведено его обсуждение и планирование изменений/усовершенствований в работе, перераспределение ролей, будут сделаны попытки оптимизировать процесс. Тогда на финальном "разборе полетов" можно будет проследить динамику РАБОТЫ ГРУППЫ.

Наталья Владимировна Захарова
Здравствуйте! Проект перспективен. Однако у меня сразу вопрос дополняющего характера к последнему комментарию: если организатор после обсуждения отснятого куска принимает решение что-то изменить в работе, усовершенствовать, перераспределить роли, получается, что априори не может быть получен плохой результат, ведь оптимизирующие действия организатора тогда не будут состоятельными? А что Вы понимаете под физическим интеллектом? Где задействованы актеры? Интересно также, как опыт создания фильмов можно использовать в педагогической деятельности (ведь олимпиада педагогическая)?


Наталья Игоревна Косолапова
Вас приветствует команда из Курска!
Проект интересный! Дело даже не в том, чтобы научится снимать фильм, познание нового уже само по себе не плохо, а если это еще приводит к сплачиванию коллектива, улучшению взаимопонимания и просто служит «школой общения», то просто замечательно!

Анна Дмитриевна Жукова
На ваши вопросы отвечает Кулибаба Роман
Здравствуйте, весьма интересно!
Кто выбирает сюжет фильма? и кто оценивает результат?

Сюжет будет выбираться жеребьевкой из нескольких заранее приготовленных тем. Достается фант из шапки
возможности оценки доступны для участников, организаторы лишь предъявляют конечный результат)

Добавлено спустя 1 минуту:
Здравствуйте! Проект перспективен. Однако у меня сразу вопрос дополняющего характера к последнему комментарию: если организатор после обсуждения отснятого куска принимает решение что-то изменить в работе, усовершенствовать, перераспределить роли, получается, что априори не может быть получен плохой результат, ведь оптимизирующие действия организатора тогда не будут состоятельными? А что Вы понимаете под физическим интеллектом? Где задействованы актеры? Интересно также, как опыт создания фильмов можно использовать в педагогической деятельности (ведь олимпиада педагогическая)?

Конечно,никто не застрахован от плохого результата, но фильм является лишь побочным продуктом процесса, главным же является получение участниками навыков перечисленных выше видов деятельности и умение применить новые полученные знания уже в процессе съемки. Центральным же моментом является тим-билдинг, выделение лидеров и умение решать все командно,а не индивидуально, для улучшения эффективности процесса.
Физический интеллект – это работа мозгового комплекса, под контролем которого находится любая физическая деятельность, как внешняя, так и внутренняя. Ставя перед участниками задачу в короткие сроки слаженно провести операцию,требующую одновременно максимальной сосредоточенности физической (процесс нанесения мазков) и умственной составляющей(самоконтроль плюс наблюдение за остальными членами команды), мы тем самым развиваем эту часто недооцениваемую характеристику человека, ведь реальная жизнь не даёт человеку не обращать на неё внимания - В критических ситуациях телесное мышление(синоним физического интеллекта) действует быстрее, чем сознание.
Поменять роли, значит, возможно, поменять местами людей,занятых рисованием, и тех, кто учится техническим аспектам действа-помогает\наблюдает за работой фотографов и клипмейкеров-компьютерщиков.
Интересно также, как опыт создания фильмов можно использовать в педагогической деятельности (ведь олимпиада педагогическая)?
Это уже обсуждалось выше.
Будущие педагоги освоят на нашем занятии мощный инструмент по вовлечению учащихся непосредственно в учебный процесс

Ксения Васильевна Климчук
Здравствуйте! Проект оригинален и интересен! Возникло несколько вопросов: сколько человек вы планирует задействовать в проекте в качестве обучающихся? Рисовать участники будут на одном холсте? Было приятно ознакомиться с таким творческим проектом! Спасибо!

Иван Иванович Павлов
Содержание проекта «Как снять оригинальный фильм за три часа?»

Педагогический результат и краткое описание педагогических действий

Цель проекта «Как снять оригинальный фильм за три часа?» – обучить участников оригинальной технологии создания короткометражных фильмов.

В ходе занятия обучающиеся приобретают следующие навыки и умения:
1) умение нестандартно мыслить, искать оригинальные подходы к решению поставленных задач;
2) умение слаженно работать в команде;
3) умение обращаться с профессиональной съемочной аппаратурой;
4) комплекс умений и навыков, развивающих творческий и физический интеллекты участников;
5) умение грамотно оценивать результат командной работы.

Принципиальная схема создания фильма:
Короткометражный (2-3 минутный) фильм рисуется участниками команды на большом холсте. Каждые 5 секунд фиксируется промежуточный результат (кадр фильма). В конце работы все кадры монтируются, подбирается музыкальное сопровождение.

Структура процесса
1. Ориентировочный этап. Подготовка участников игры и экспертов. Знакомство членов команды друг с другом. Обсуждение главной цели и задач занятия. Рассказ об особенностях съемочного процесса, подготовка оборудования, выдача реквизита.
2. Подготовка к проведению. Обсуждение сценария, распределение ролей между участниками команды.
3. Проведение съемок фильма. В процессе игры участники меняются ролями по предварительной договоренности. Монтаж фильма.
4. Обсуждение игры, премьера фильма и его оценка.

Условия, которым должны удовлетворять обучаемые:
1) любая возрастная группа (оптимальный интервал: от 6 до 45 лет);
2) разница в возрасте между участниками не должна превышать 3 лет для детей (от 6 до 18 лет) и 10 лет для взрослых (от 18 до 45 лет);
3) умение рисовать не обязательно, но желательно.

Средства отбора:
1) желание обучаемого развить свой творческий и физический интеллект (желание родителей развить творческий и физический интеллект ребенка);
2) предварительное анкетирование участников, которое поможет правильно сформировать возрастную группу, а также определить тематику фильма.

Концептуальные позиции:
В основу данного проекта положена концепция и технология интерактивного обучения (О.С. Гребенюк, 1996 г.). В процессе обучения происходит межличностное познавательное общение, а развитие индивидуальности каждого участника происходит в ситуациях взаимодействия членов команды друг с другом.
Выбранная форма реализации концепции – учебная игра. Данная форма проведения занятия имеет существенные преимущества перед другими, так как связанна не только с приобретением знаний, умений и навыков, их применением, отработкой и тренировкой, но и с учетом индивидуальных различий, вовлечением в игру учащихся с различными уровнями обученности. Вместе с тем игра несет в себе возможности значительного эмоционально-личностного воздействия, формирования коммуникативных умений и навыков. Поэтому применение учебных игр способствует развитию индивидуальных и личностных качеств обучаемых.

Под технологией интерактивного обучения понимается система способов организации взаимодействия педагогов и учащихся в форме учебной игры (в данном случае, съемок фильма), гарантирующая педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.

Средства фиксации достигнутого результата:
Достигнутый результат оценивается на четвертом (заключительном) этапе занятия по двум критериям:
1) эмоциональная оценка учащихся (понравилось ли занятие, довольны ли результатом);
2) критическая оценка фильма.
Оценка фильму дается в ходе дебатов. Обсуждается соответствие фильма первоначальному сценарию, а также работа актеров, режиссера и оператора. Итоговая оценка фильма является средним арифметическим оценок, данных всеми участниками команды.

Интерпретация итоговой оценки:
5 баллов – отличный фильм;
4 балла – хороший фильм, но можно было снять и лучше;
3 балла – посредственный фильм (необходимо обсудить недостатки);
2 балла – плохой фильм (необходимо обсудить недостатки);
1 балл – отвратительный фильм (провал педагогического занятия).

Если фильм набирает 3 балла и более, то, по желанию участников, он может быть размещен в глобальной сети Internet, где будут получены отсроченные результаты занятия (фильм будет оценен и прокомментирован случайными посетителями сайта).

Распределение функций в команде:
Демещук Ольга – организационная функция;
Жигачева Екатерина – организационная функция, техническая поддержка;
Кулибаба Роман – техническая поддержка;
Мельникова Анна – организационная функция;
Широкова Анастасия – организационная функция.

Здравствуйте!
А не кажется ли вам, что творческая деятельность, на то и творческая, что нельзя указывать какие то алгоритмы и навязывать свой ход решения. Не проще ли было детям дать свободу действий в форме домашнего задания, ведь это проявление творческой активности. А само педагогическое действие провести в форме презентации, конференции или творческого экзамена, но не как в форме проектной деятельности. Спасибо!

Анна Дмитриевна Жукова
Команда "Soilmen" благодарит всех, участвовавших в обсуждении. Благодаря Вам, мы смогли существенно доработать нашу заявку. Спасибо!

Добавлено спустя 6 минут:
Финальная версия нашей заявки находится здесь:
http://lomonosov-msu.ru/uploaded/286/16178.doc