Деловая игра «Начни свое дело!»

Алексей Владиславович Боровских
Содержание проекта
Педагогический результат (цель и задачи игры)

Актуальность: Рынок как сложная саморегулирующая система объективно невозможен без наличия подсистем, обеспечивающих её функционирование и воспроизводство. В этой связи важнейшей подсистемой, способствующей функционированию рынка, является система воспроизводства главного субъекта рыночных отношений – предпринимателя.

Цель игры: повышение практической экономической грамотности и предпринимательской активности студентов, формирование и развитие ключевых компетенций, необходимых для предпринимательской деятельности.

Задачи игры:
1) Познакомить студентов экономических и управленческих специальностей с механизмом осуществления предпринимательской деятельности в РФ;
2) Создать благоприятные условия для формирования и развития предпринимательских и лидерских качеств (компетенций) экономически-образованной и активной молодежи;
3) Разрушить стереотип сложности создания своего бизнеса, инициировать открытие новых фирм;
4) В игровой форме познакомить широкую публику с мерами поддержки малого предпринимательства в конкретном регионе (Пензенской области).

Участники:
1) Студенческие команды (по 3 человека) – до 10 команд – по условиям игры: группы лиц, желающие заниматься предпринимательством, получать прибыль;
2) Представители различных сфер экономической среды (это могут быть как обучающиеся, получившие определенную инструкцию о преподавателя, так и представители реальных организаций с оговоренными условиями / 1-й вариант более простой, 2-й более эффективный, но предполагает более высокую степень организации):

Государство и гос.учреждения (регулирующие предпринимательскую деятельность и оказывающие содействие предпринимателям);

Кредитно-финансовые учреждения (банки и инвестиционные фонды);

Реальный сектор (представители бизнеса, обладающие средствами для инвестирования).

Другие участники рынка (консультанты, продавцы основных средств, потребители, акционеры и др.)

Содержание игры: Командам-участницам необходимо разработать идею бизнеса, зарегистрировать свое предприятие, привлечь инвесторов для эффективного функционирования фирмы, запустить производство, реализовать продукцию. Основной критерий оценки деятельности команд-участниц – прибыль от осуществления предпринимательской деятельности. В качестве дополнительных критериев оценки включаются также грамотность и последовательность действий участников, оригинальность идеи и ее реализации, количество клиентов (заключенных договоров).

Игра предполагает проведение нескольких этапов (соответствующих последовательности организации предпринимательской деятельности – см. рис.1):

1. Создание идеи для бизнеса.
2. Регистрация фирмы.
3. Поиск и привлечение инвестора (-ов) для финансирования разработки проекта.
4. Разработка проекта.
5. Поиск и привлечение инвестора (-ов) для реализации проекта.
6. Запуск производства.
7. Переговоры с покупателями и акционерами, продажа товаров и акций.
8. Выплата налогов и расчеты с инвесторами.
9. Анализ финансовых результатов.

== Рис. 1. Линейная модель инновационного процесса -- см. файл заявки

Подготовительная и заключительная часть игры включает:
 Формирование у аудитории заинтересованности к восприятию материала, а также конкретной потребности в знаниях и навыках;
 Отбор участников;
 Передача базовых знаний для участия в игре (теоретический минимум «под соусом» условий игры – т.е. с этого момента уже начинается подготовка к игре);
 Инициирование применения знаний на практике (игра);
 Рефлексия, обратная связь по итогам каждого этапа и игры в целом.

Составляющие человеческого развития, которые предполагается затронуть:
 знание основ предпринимательской деятельности;
 лидерские качества, навыки убеждения и командной работы, навыки межличностных коммуникаций, навыки адаптация к изменяющимся условиям, ситуативное мышление, творческое использование знаний, поиск новых решений;
 стереотипы, связанные с негативным восприятием, сложностью предпринимательской деятельности (в т.ч. качествами предпринимателя и риском).

Условия
Для эффективного проведения игры со стороны обучаемых необходимо соответствие, как минимум, 2-м условиям:
 наличие минимальных базовых знаний по экономической теории (функционированию рынка), маркетингу и менеджменту;
 желание обучаться, заинтересованность в получении данных конкретных компетенций (качеств, навыков, знаний).

На эффективность обучения могут также повлиять:
 согласие выполнять основные требования игры;
 настрой на победу.

Средства отбора
В качестве средств отбора участников предполагается использовать метод наблюдения на предварительном этапе (вовлеченность в процесс, активность участия в дискуссиях, ответы на вопросы, действия в мини-тренинге), а также метод тестирования.

Концептуальные позиции
В основу деловой игры положена концепция формирования компетенций / обучения действием. Это соответствует 3-му поколению государственных образовательных стандартов, внедряющемуся в настоящее время (1-е поколение – квалификационная характеристика, построенная на знаниях, умениях и навыках; 2-е – Госстандарт, нацеленный на удовлетворение образовательных потребностей: общественных и индивидуальных; 3-е поколение – компетентностный подход).

Мы склонны понимать компетенцию как поведенческую категорию, «основную характеристику личности, обладатель которой способен добиться высоких результатов в работе». (Отметим, что такое понимание компетенций встречается в области образования достаточно редко, чаще под компетенциями понимают описание рабочих задач или ожидаемых результатов работы, иными словами – «что должен уметь делать специалист») Подход к компетенциям как к описанию поведения представляется наиболее интересным и стремится дать ответ на вопрос «как должен вести себя идеальный работник».

Мы убеждены, что именно такое понимание компетенций способно вывести образовательный процесс в нашей стране на качественно новый уровень. Безусловно, в связи с таким пониманием образовательного процесса возникают новые задачи и определенные сложности, в частности: 1) образовательный процесс должен обеспечить формирование компетенций как определенных механизмов поведения, что затрагивает глубинные свойства личности (мотивы, установки, ценности, Я-концепцию), которые изменяются значительно медленнее и труднее внешних (знаний, умений, навыков); 2) приоритет отдается обучению действием, так как этот метод непосредственно связан с поведением, позволяет отслеживать и корректировать его.

В качестве изменяемых и контролируемых параметров выступают поведенческие индикаторы – стандарты поведения, которые наблюдаются в действиях человека, обладающего конкретной компетенцией.

В процессе командной игры основные задачи достигаются за счет сочетания 3-х механизмов педагогического воздействия: 1) вовлеченность; 2) действие; 3) взаимодействие.

В игре находит отражение также интегрированный (междисциплинарный) подход к обучению. Затрагиваются такие области знания, как основы предпринимательской деятельности, инновационный менеджмент, маркетинг, налогооблажение.

Средства фиксации достигнутого результата
Оценка посредством поведенческих индикаторов оцениваемых компетенций. Использование в процессе оценки метода наблюдения и тестирования (в сочетании с сравнением – начальных результатов с конечными).

Распределение функций в команде
Распределение основных обязанностей в ходе игры:
Капитан команды – передача теоретического минимума, проведение мини-тренинга на этапе отбора и рефлексия по окончании каждого этапа.
1-й преподаватель (игротехник) – управление игрой (объявление задач этапа, инструктаж участников, наблюдение за участниками при отборе и в процессе игры с целью фиксации изменений в компетенциях, контроль соблюдения условий игры).
2-й преподаватель – предварительное и финальное тестирование, включая анализ результатов, подведение промежуточных и окончательных итогов, наблюдение за выполнением регламента.

Галина Юрьевна Ярославова
Здравствуйте!!! Вопрос от команды "МОСТ": а что вы понимаете под "практической экономической грамотностью" и как её можно повысить? Спасибо!

Александр Игоревич Мельников
Деловая игра, или моделирование игровой ситуации используется в педагогике уже давно, и создать такую игру (напоминаю, что в ограниченных условиях) чтобы все не уснули очень сложно. И я не в коем случае не имею ввиду данный проект, просто рынок всякого рода педагогических игр с вариациями на разные темы уже насыщен. И современные дети ими сыты.

Николай Владимирович Копытов
Здравствуйте, участники!
Хотелось бы спросить авторов проекта, почему избрана деловая игра как форма реализации проекта? И одновремнно, хотелось бы спроситть предыдущего оратора, почему он утверждает, что "всякого рода игры уже начинают отходить на второй план"? Спасибо.

Александр Игоревич Мельников
Интересная деловая игра, но жаль что всякого рода игры уже начинают отходить на второй план.

А в чем на ваш взгляд изюминка вашего проекта? В чем его неповторимость?


Алена Александровна Извольская
Добрый вечер! В своем проекте Вы ведете речь о компетентностном подходе, целью своей работы называете "формирование и развитие ключевых компетенций, необходимых для предпринимательской деятельности". Поясните, пожалуйста, о каких компетенциях идет речь.
Спасибо.