Деловая игра «Начни свое дело!»

Алексей Владиславович Боровских
Содержание проекта
Педагогический результат (цель и задачи игры)

Актуальность: Рынок как сложная саморегулирующая система объективно невозможен без наличия подсистем, обеспечивающих её функционирование и воспроизводство. В этой связи важнейшей подсистемой, способствующей функционированию рынка, является система воспроизводства главного субъекта рыночных отношений – предпринимателя.

Цель игры: повышение практической экономической грамотности и предпринимательской активности студентов, формирование и развитие ключевых компетенций, необходимых для предпринимательской деятельности.

Задачи игры:
1) Познакомить студентов экономических и управленческих специальностей с механизмом осуществления предпринимательской деятельности в РФ;
2) Создать благоприятные условия для формирования и развития предпринимательских и лидерских качеств (компетенций) экономически-образованной и активной молодежи;
3) Разрушить стереотип сложности создания своего бизнеса, инициировать открытие новых фирм;
4) В игровой форме познакомить широкую публику с мерами поддержки малого предпринимательства в конкретном регионе (Пензенской области).

Участники:
1) Студенческие команды (по 3 человека) – до 10 команд – по условиям игры: группы лиц, желающие заниматься предпринимательством, получать прибыль;
2) Представители различных сфер экономической среды (это могут быть как обучающиеся, получившие определенную инструкцию о преподавателя, так и представители реальных организаций с оговоренными условиями / 1-й вариант более простой, 2-й более эффективный, но предполагает более высокую степень организации):

Государство и гос.учреждения (регулирующие предпринимательскую деятельность и оказывающие содействие предпринимателям);

Кредитно-финансовые учреждения (банки и инвестиционные фонды);

Реальный сектор (представители бизнеса, обладающие средствами для инвестирования).

Другие участники рынка (консультанты, продавцы основных средств, потребители, акционеры и др.)

Содержание игры: Командам-участницам необходимо разработать идею бизнеса, зарегистрировать свое предприятие, привлечь инвесторов для эффективного функционирования фирмы, запустить производство, реализовать продукцию. Основной критерий оценки деятельности команд-участниц – прибыль от осуществления предпринимательской деятельности. В качестве дополнительных критериев оценки включаются также грамотность и последовательность действий участников, оригинальность идеи и ее реализации, количество клиентов (заключенных договоров).

Игра предполагает проведение нескольких этапов (соответствующих последовательности организации предпринимательской деятельности – см. рис.1):

1. Создание идеи для бизнеса.
2. Регистрация фирмы.
3. Поиск и привлечение инвестора (-ов) для финансирования разработки проекта.
4. Разработка проекта.
5. Поиск и привлечение инвестора (-ов) для реализации проекта.
6. Запуск производства.
7. Переговоры с покупателями и акционерами, продажа товаров и акций.
8. Выплата налогов и расчеты с инвесторами.
9. Анализ финансовых результатов.

== Рис. 1. Линейная модель инновационного процесса -- см. файл заявки

Подготовительная и заключительная часть игры включает:
 Формирование у аудитории заинтересованности к восприятию материала, а также конкретной потребности в знаниях и навыках;
 Отбор участников;
 Передача базовых знаний для участия в игре (теоретический минимум «под соусом» условий игры – т.е. с этого момента уже начинается подготовка к игре);
 Инициирование применения знаний на практике (игра);
 Рефлексия, обратная связь по итогам каждого этапа и игры в целом.

Составляющие человеческого развития, которые предполагается затронуть:
 знание основ предпринимательской деятельности;
 лидерские качества, навыки убеждения и командной работы, навыки межличностных коммуникаций, навыки адаптация к изменяющимся условиям, ситуативное мышление, творческое использование знаний, поиск новых решений;
 стереотипы, связанные с негативным восприятием, сложностью предпринимательской деятельности (в т.ч. качествами предпринимателя и риском).

Условия
Для эффективного проведения игры со стороны обучаемых необходимо соответствие, как минимум, 2-м условиям:
 наличие минимальных базовых знаний по экономической теории (функционированию рынка), маркетингу и менеджменту;
 желание обучаться, заинтересованность в получении данных конкретных компетенций (качеств, навыков, знаний).

На эффективность обучения могут также повлиять:
 согласие выполнять основные требования игры;
 настрой на победу.

Средства отбора
В качестве средств отбора участников предполагается использовать метод наблюдения на предварительном этапе (вовлеченность в процесс, активность участия в дискуссиях, ответы на вопросы, действия в мини-тренинге), а также метод тестирования.

Концептуальные позиции
В основу деловой игры положена концепция формирования компетенций / обучения действием. Это соответствует 3-му поколению государственных образовательных стандартов, внедряющемуся в настоящее время (1-е поколение – квалификационная характеристика, построенная на знаниях, умениях и навыках; 2-е – Госстандарт, нацеленный на удовлетворение образовательных потребностей: общественных и индивидуальных; 3-е поколение – компетентностный подход).

Мы склонны понимать компетенцию как поведенческую категорию, «основную характеристику личности, обладатель которой способен добиться высоких результатов в работе». (Отметим, что такое понимание компетенций встречается в области образования достаточно редко, чаще под компетенциями понимают описание рабочих задач или ожидаемых результатов работы, иными словами – «что должен уметь делать специалист») Подход к компетенциям как к описанию поведения представляется наиболее интересным и стремится дать ответ на вопрос «как должен вести себя идеальный работник».

Мы убеждены, что именно такое понимание компетенций способно вывести образовательный процесс в нашей стране на качественно новый уровень. Безусловно, в связи с таким пониманием образовательного процесса возникают новые задачи и определенные сложности, в частности: 1) образовательный процесс должен обеспечить формирование компетенций как определенных механизмов поведения, что затрагивает глубинные свойства личности (мотивы, установки, ценности, Я-концепцию), которые изменяются значительно медленнее и труднее внешних (знаний, умений, навыков); 2) приоритет отдается обучению действием, так как этот метод непосредственно связан с поведением, позволяет отслеживать и корректировать его.

В качестве изменяемых и контролируемых параметров выступают поведенческие индикаторы – стандарты поведения, которые наблюдаются в действиях человека, обладающего конкретной компетенцией.

В процессе командной игры основные задачи достигаются за счет сочетания 3-х механизмов педагогического воздействия: 1) вовлеченность; 2) действие; 3) взаимодействие.

В игре находит отражение также интегрированный (междисциплинарный) подход к обучению. Затрагиваются такие области знания, как основы предпринимательской деятельности, инновационный менеджмент, маркетинг, налогооблажение.

Средства фиксации достигнутого результата
Оценка посредством поведенческих индикаторов оцениваемых компетенций. Использование в процессе оценки метода наблюдения и тестирования (в сочетании с сравнением – начальных результатов с конечными).

Распределение функций в команде
Распределение основных обязанностей в ходе игры:
Капитан команды – передача теоретического минимума, проведение мини-тренинга на этапе отбора и рефлексия по окончании каждого этапа.
1-й преподаватель (игротехник) – управление игрой (объявление задач этапа, инструктаж участников, наблюдение за участниками при отборе и в процессе игры с целью фиксации изменений в компетенциях, контроль соблюдения условий игры).
2-й преподаватель – предварительное и финальное тестирование, включая анализ результатов, подведение промежуточных и окончательных итогов, наблюдение за выполнением регламента.

Алена Александровна Извольская
Добрый вечер! В своем проекте Вы ведете речь о компетентностном подходе, целью своей работы называете "формирование и развитие ключевых компетенций, необходимых для предпринимательской деятельности". Поясните, пожалуйста, о каких компетенциях идет речь.
Спасибо.


Александр Игоревич Мельников
Интересная деловая игра, но жаль что всякого рода игры уже начинают отходить на второй план.

А в чем на ваш взгляд изюминка вашего проекта? В чем его неповторимость?

Николай Владимирович Копытов
Здравствуйте, участники!
Хотелось бы спросить авторов проекта, почему избрана деловая игра как форма реализации проекта? И одновремнно, хотелось бы спроситть предыдущего оратора, почему он утверждает, что "всякого рода игры уже начинают отходить на второй план"? Спасибо.

Александр Игоревич Мельников
Деловая игра, или моделирование игровой ситуации используется в педагогике уже давно, и создать такую игру (напоминаю, что в ограниченных условиях) чтобы все не уснули очень сложно. И я не в коем случае не имею ввиду данный проект, просто рынок всякого рода педагогических игр с вариациями на разные темы уже насыщен. И современные дети ими сыты.

Галина Юрьевна Ярославова
Здравствуйте!!! Вопрос от команды "МОСТ": а что вы понимаете под "практической экономической грамотностью" и как её можно повысить? Спасибо!