Текст заявки появится во вторник
Добавлено спустя 2 дня 2 часа 18 минут:
Содержание проекта
1. ЦО 1811 «Измайлово»
2. Формирование гуманитарной культуры немыслимо без развития способностей к пониманию текстов. Современная школа занимается этим направлением совершенно недостаточно. Школьники практически не работают с оригинальными текстами (работают с текстом учебника или с адаптированными текстами). В результате способность понимать сложное содержание культурных текстов (художественных, научных, фитлософских и др.) не формируется и не развивается.
Цель проекта: освоение средств и способов работы с текстом, обеспечивающих понимание содержания текста и достижение взаимопонимания в коллективной работе.
Задачи:
- передать учащимся категориальные средства структура и процесс и приёмы схематизации;
- получить опыт коллективной формы работы учащихся по пониманию текста
понять текст, используя категории процесс и структура
(понять текст – ответить на вопрос о чем этот текст, создать схему текста и построить свое отношение).
В данном проекте педагогическими результатами являются:
• индивидуальное понимание конкретного текста;
• начало освоения приемов схематизации;
• начало освоения понятий «процесс» и «структура» для организации понимания текста.
В результате использования такой формой работы развиваются коммуникативные навыки, творческие способности.
Время
(мин) План
20 Установочный доклад. (Цели, задачи, способы и средства понимания) деление по группам (5 -7 человек в группе).
20 Чтение текста, индивидуальные ответы на вопрос: «О чем этот текст?», «Что в тексте происходит?» Запись своей версии на отдельном листочке в виде схемы.
30 Работа в группах:
Построение групповой версии «О чем этот текст?», «Что в тексте происходит?» представить на пленарное заседание.
60 Пленарное заседание. Вопросы группам для работы на пленарном заседании. Критика и уточнение версий. Какие средства начинают использовать группы?
15 Рефлексия пленарного заседания и групповой работы.
30 Работа в группах с разнопредметными текстами.
Построение групповой версии «О чем этот текст?», «Что в тексте происходит?» представить на пленарное заседание в схеме.
60 Пленарное заседание. Вопросы группам для работы на пленарном заседании. Критика и уточнение версий. Какие средства начинают использовать группы?
15 Общая рефлексия всей работы (комментарии ко всей работе, уточнение специфики работы с разнопредметными текстами).
3. Основным условием отбора обучаемых является умение читать и писать. В данной ситуации обучаемым должно быть не менее 13 лет, в связи со спецификой текстов.
4. Входных измерений не предусмотрено.
5. Корни наших педагогических разработок следует искать в 1952 году, когда при философском факультете МГУ был создан Московский методологический кружок (далее ММК). Философы, объединившиеся в ММК (А.А.Зиновьев, М.К.Мамардашвили, Н.Г.Алексеев, В.Я.Дубровский, В.А.Лефевр, В.В.Давыдов, Г.П.Щедровицкий и др.) ставили перед собой две задачи:
1) преодолеть оторванность советской философии от мировой философской мысли (они переводили и издавали труды Платона, Аристотеля, Декарта, Канта, Фихте, Гегеля, ранние работы Маркса и др.);
2) сделать философию практической наукой, т.е. использовать знания и представления философов (в первую очередь о мышлении) для решения практических задач развития науки, производства, общества.
Поскольку развитие общества с самого начала не мыслилось в отрыве от развития человека, вопросам образования в ММК уделялось большое внимание. В 1963 году Г.П.Щедровицким была написана «Педагогика и логика». Эта работа и последовавшие затем работы Ю.В.Громыко и его коллектива послужили нам концептуальной основой разработки.
Для решения комплексных межпредметных проблем и практических задач развития различных практик в 1979 году ММК была создана специальная форма соорганизации различных профессионалов и организации коллективного мышления – организационно-деятельностная игра (далее ОДИ). ОДИ с успехом применялись для решения практических проблем в различных областях общественной практики: создание ассортимента товаров народного потребления для Сибирского региона, решение судьбы Белоярской атомной станции, выработавшей свой ресурс; выборы директора РАФа и др. Форма ОДИ была использована нами в качестве прототипа, но значительно модифицирована, так как исходно создавалась для взрослых и не учитывала специфики детского сознания.
С конца 80-х годов в нашей стране стало появляться достаточно большое количество методологических и педагогических команд, проводящих подобные мероприятия с детьми. Эти мероприятия посвящались как решению чисто учебных задач, связанных с более эффективным овладением школьной программой, так и решению воспитательных задач, обеспечивающих социализацию школьников. В частности, В.А.Жегалин и Ю.В.Громыко выдвинули идею создания детско-взрослой академии (далее ДВА), как формы детско-взрослого сообщества, позволяющей объединяться детям и взрослым вокруг решения культурно-значимых проблем. Идея ДВА реализуется нашим коллективом с 1997 года.
В 1998 году в УВК «Измайлово» была открыта экспериментальная площадка «Образовательная сессия как форма передачи культурных образцов мышления и деятельности». Главная цель образовательной сессии – сформировать у школьников способы учебной работы, позволяющие осваивать традиционно сложное учебное содержание с интересом и изяществом. В этом случае в сессии не только задаётся “зона ближайшего развития” детей и педагогов, но и выявляются или конструируются вполне определённые способы учебной работы. Важной особенностью образовательной сессии является внимание к индивидуальным особенностям работы детей. Специально инициируется, поощряется и культивируется личная точка зрения, поисковые ходы и т.п. Если учесть, что содержание, которое дети осваивают, ново для них, то можно представить, как ребята раскрываются в сессии.
Образовательные сессии проводятся на разных предметных материалах по заказу педагогов, классных руководителей, управленцев. Заказ может быть результатом поисковой деятельности учителя, который выявил проблемное место в учебной программе, требующее содержательной проработки. Основным средством понимания текста является категориальный анализ, в первую очередь, использование категорий “структура” и “процесс”. Это средство реализуется в создании схем (структуры текста, понимания текста, взаимоотношений героев и т. п.)
Использование категории “структура” предполагает схватывание целого в виде функционального отношения всех элементов.
Использование категории “процесс” предполагает схватывание целого в виде динамики структурных изменений, содержащихся в тексте.
Эти категории являются ведущими, остальные выполняют вспомогательную роль.
Поскольку для нас важно сохранить принцип сосуществования традиционных и нетрадиционных форм обучения, то в любом случае образовательная сессия не занимает дополнительного времени, а встроена в сетку часов, дополняя и качественно изменяя учебный процесс.
6. Средством фиксации достигнутого результата является:
- наличие версии и идеи текста
- полная схема.
Схема должна отражать:
• идею текста (соответствовать ей)
• все составляющие текста, (т.е. всех героев, действия, сюжет, конфликт, структуру, связи между персонажами и т.д.)
7. Распределение функций в команде.
Игротехники: 3 человека
Группа рефлексивно-методологического обеспечения: 3 человека
Руководитель игры: 2 человека
Исполнительная часть: 9 человек
Командная педагогическая олимпиада "Ломоносов"
Командная педагогическая олимпиада "Ломоносов"
Город
Москва, Россия
Место
МГУ
Регистрация
Регистрация закрыта