Власть и общество в истории

Взаимоотношения власти и общества в историческом аспекте

Город
Москва, Россия
Место
МГУ
Регистрация
Регистрация закрыта

Взаимоотношения власти и общества в историческом аспекте

Главная

Опыт движения за гражданские права под руководством Мартина Лютера Кинга в США в 1950-1960-е гг.

Опыт движения за гражданские права под руководством Мартина Лютера Кинга в США в 1950-1960-е гг.

Николай Александрович Коробков
В США в 50-60 годы двадцатого века определился новый виток обострения расовых противоречий. К началу 60 годов расовый кризис приобрел общенациональный характер, что создавало угрозу возникновения крупного гражданского конфликта. В настоящем докладе мы рассматриваем особенности формирования и развития опыта ненасильственного движения под руководством М.Л. Кинга в США в 50-60 годы двадцатого века. В данном исследовании мы опираемся на доступные нам исторические источники, а именно публичное выступление М.Л. Кинга «У меня есть мечта…» 28 августа 1963 года [1], публицистические работы М.Л. Кинга: «Шаг к свободе», «Письмо из Бирмингемской тюрьмы» [1], официальная статистика США [5], Конституция США [3], Закон о гражданских правах США 1964 года [4], инаугурационная речь президента США Л. Джонсона [2]. В процессе исследования применялись общенаучные и специальные методы исследования: сравнительно-исторический, историко-генетический методы, а также количественный метод: контент-анализ. На основании комплекса изученных источников мы сделали вывод об особенностях формирования и развития опыта ненасильственного движения под руководством М.Л. Кинга в США в 50-60 годы двадцатого века, суть которого можно выразить в следующих положениях:
1.опыт ненасильственного движения под руководством М.Л. Кинга формировался в условиях жесткого социально-экономического неравенства чернокожего населения США. Дискриминационная система «Джима Кроу», сложившаяся после отмены рабства [3], комплектовала афроамериканцами до 40 % рынка чернорабочих и 60 % сельских арендаторов [5], развивала систему черных гетто, запрещала смешанные браки. Чернокожее население представляло собой касту «отверженных». В то же время в среде афроамериканцев возрастал уровень гражданского самосознания, чему способствовала победа США во второй мировой войне, общемировые процессы демократизации развитых стран. Все выше сказанное создавало почву для обострения расового вопроса;
2. Огромный вклад в формирование ненасильственного движения внес М.Л. Кинг. Он разработал концепцию ненасилия, которая стала рабочей программой движения. Она вбирала в себя гуманистические идеи христианства, воззрения М. Ганди, Л.Н. Толстого, Гегеля и была направлена на интеграцию афроамериканцев и белого населения в рамках единой нации [1]. Мы развиваем именно интеграционный подход к проблеме борьбы афроамериканцев за гражданские права, отличающийся от того подхода, который развивала историография 60-80 годов прошлого столетия, рассматривая социальный протест, в спектре классовой борьбы;
3.Ненасильственное движение имело сформулированную координационные органы, четкую систему мирных средств и методов гражданского воздействия. Кинг к 1963 году разработал алгоритм действий, который заключался в выявлении проблемы, обязательных переговорах с властями, принятие решения для протеста и борьба до победного конца.
4. Активное взаимодействие с властью, развитие идеи единения всех американцев мирным путем, на платформе американской демократии, принесло движению огромную популярность в американской общественности и авторитет в правительственных кругах США. Опыт, который накопило движения за годы «борьбы» был активно воспринят обществом и правительством США. В 60 годы была запрещена дискриминация [4], президент США Л. Джонсон публично осудил расизм [2], разработана программа политкорректности. М.Л. Кинг стал лауреатом Нобелевской премии, и в честь него было назначено ежегодное празднования «Дня Мартина Лютера Кинга». Прослеживается и позитивная динамика в расовом вопросе при анализе социально-экономического положения афроамериканцев. Так отмечается рост доходов афроамериканских семей к белым семьям с 1960 года к 1970 году на 11,3 %, рост доли «белых воротничков» в афроамериканской среде с 1960 к 1975 году на 48,4 %. [5] Результаты опроса общественного мнения в 1942 году показал, что 30 % опрошенных белых американцев выступали за десегрегацию школ, в 1990 году данная цифра составляла 90 %. [6]
Подводя итог сказанному, мы отметим, что именно опыт ненасильственного движения под руководством М.Л. Кинга позволил направить вектор разрешения расового конфликта в мирную сторону, в сторону интеграции американской нации. Данный опыт может оказаться полезен в реалиях современной политической системы, когда гражданские конфликты плотно вошли в жизнь современного общества.
Список литературы
1. Кинг, М.Л. Есть у меня мечта… Избранные труды и выступления / М.Л. Кинг. - М.: Издательство «Наука», 1970.
2. Джонсон, Л. Б. Инаугурационная речь 1965 года / Л.Б. Джонсон. – Режим доступа: http://www.twirpx.com. – Дата обращения 21.02.2013 года.
3. Конституция Соединенных Штатов Америки от 17 сентября 1787 года. – Режим доступа: http://www.hist.ru. - Дата обращения 20.02.2013 года.
4. Закон о гражданских правах Соединенных Штатов Америки от 02 июля 1964 года. – Режим доступа: http://www.hist.ru. - Дата обращения 20.02.2013 года.
5. The Historical Statistics of the United States. Colonial Times to 1957 (A Statistical Abstract Supplement). Wash. 1960. – Режим доступа: http:// www.census.gov. - Дата обращения 20.02.2013 года.
6. Согрин, В.В. Социальная структура США в эпоху постиндустриального общества / В.В. Согрин // ННИ. – 2008. - №3. – С. 3-21