Проводится
28 Фев - 8 Апр 2013

Власть и общество в истории

Взаимоотношения власти и общества в историческом аспекте

Город
Москва, Россия
Место
МГУ
Регистрация
Регистрация закрыта
28 Фев - 8 Апр 2013
МГУ, Москва, Россия

Власть и общество в истории

Взаимоотношения власти и общества в историческом аспекте

О мероприятии
При поддержке Студенческого Совета Исторического факультета МГУ Студенческое Научное Общество Исторического факультета МГУ проводит интернет-конференцию «Взаимоотношения власти и общества в историческом аспекте». Конференция разбита на несколько подтем:

1. Средства и пути взаимодействия власти и общества в истории;
2. Власть и общество глазами общественных деятелей разных исторических эпох;
3. Эволюция политических взглядов общества, его отношения к власти и государству;
4. Изменение политических систем в контексте истории;
5. Взаимоотношения институтов власти и общества в историографии.

Краткая информация для участников конференции:
Для публикации своего доклада необходимо создать новую тему в разделе «Форум». «Слушатели» докладов имеют возможность оставлять комментарии к работам «Докладчиков». Последние также могут комментировать доклады других участников интернет-конференции, а также отвечать на комментарии к своим докладам.

Организаторы

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Исторический факультет
Студенческое Научное Общество Исторического факультета МГУ, Студенческий Совет Исторического факультета МГУ

Контактная информация

yakovsmirnov07@rambler.ru
ssshistmsu@yandex.ru
Обсуждения
Создать новую тему

А. Н. Радищев и императрица Екатерина II: что есть Сын Отечества?

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Исторический факультет


А. Н. Радищев и императрица Екатерина II: что есть Сын Отечества?


Доклад подготовила студентка I курса
дневного отделения исторического факультета МГУ
Безносенко А. М.
Научный руководитель: к. и. н., доц. Орлов А. С.


Москва

2012

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
2. Глава 1. Историография вопроса и использованные источники
1) Сложность вопроса
2) Исследования представлений А. Н. Радищева
3) Историки и публицисты об идеях Екатерины II
4) Источники
Глава 2. Характеристика взглядов императрицы Екатерины II и А. Н. Радищева
1) Преданность Отечеству
2) Готовность к самопожертвованию
3) «Любоведение»
4) Религиозность
5) Умение достойно держать себя
4. Глава 3. Некоторые из факторов, определивших сходство и различие взглядов Екатерины II и А. Н. Радищева.
1) Российские реалии XVIII века
2) Положение в обществе
3) Черты характера
4) Мировая общественная мысль
5) Великая французская буржуазная революция
5. Глава 4. Сыны Отечества в прошлом и настоящем. Личный пример будущим патриотам.
1) Петр I
2) Катон, Кромвель, Вашингтон
3) М. В. Ломоносов
4) Личный пример будущим сынам Отечества.
6. Глава 5. Принципы Екатерины II и А. Н. Радищева и современность.
7. Заключение
8. Список источников и использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

В своей работе я бы хотела рассмотреть и сравнить между собой взгляды двух величайших деятелей XVIII века – императрицы Екатерины II и представителя просвещенного дворянства А.Н. Радищева – на то, каким должен быть истинный «сын Отечества».
Взгляды Радищева и Екатерины представляли собой «два полюса русской общественной мысли: революционный и дворянско-монархический(1)». На первый взгляд кажется, что их концепции должны быть полярно разными. Однако после изучения источников можно обнаружить, что взгляды абсолютной монархини и «первого русского революционера» имеют между собой гораздо больше общего, чем можно было бы подумать, руководствуясь стереотипами. Поэтому в своей работе я бы хотела ответить на следующие вопросы:
а) Каковы представления о патриотизме Екатерины II и А.Н. Радищева, какие общие и особенные черты можно в них выделить;
б) Чем обусловленно подобное сходство и различие взглядов;
в) Почему, несмотря на сходство взглядов императрицы и просвещенного дворянина, в период последней трети XVIII века не получилось диалога между властью и общественным мнением?
Помимо этих вопросов, меня интересует следующий аспект: были ли теории правительницы и Радищева исключительно умозрительными или эти общественные деятели применяли их на практике, стараясь подать собственный пример будущим «сынам Отечества»? В связи с этим возникает вопрос: кого из исторических деятелей прошлого или своих современников Радищев и Екатерина считали истинными патриотами? Немалый интерес представляют оценки, которые дает Радищев различным историческим личностям: Оливеру Кромвелю, Джорджу Вашингтону и – что особенно актуально для России – Михаилу Ломоносову.
Итак, все сказанное выше дает основание говорить о сложности и неоднозначности затронутого в моей работе вопроса.
Следует также упомянуть, что проблема взглядов на то, кто есть истинный сын Отечества, является не только исторической, но и нравственной. Вопрос о понимании людьми сущности патриотизма был и остается крайне важным для любого из нас. Вне зависимости от исторической эпохи, страны, ее политического строя любовь к родине всегда формировала стержень человеческой личности. К сожалению, в истории есть множество примеров тому, как сочетание искренней любви к своей стране с невежеством и необразованностью использовалось для манипулирования сознанием людей в политических целях. Таким образом, было бы вполне логично задаться вопросом: изменились ли с эпохи Радищева ценностные ориентиры? Актуальны ли для современного мира принципы, провозглашенные Екатериной II или оппозиционным ей представителем дворянства? Какими качествами в представлении современных людей должен обладать «сын Отечества»?

ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА И ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ.

Сложность вопроса. Анализ представлений А.Н. Радищева и Екатерины II о патриотизме осложняется тем, что в историографии этот вопрос практически не затрагивается. Большинство исследователей делают акцент на политических воззрениях этих деятелей. Читая работы, посвященные Радищеву и Екатерине, следует также учитывать, что мнения, высказываемые в них, сильно различаются в зависимости от времени написания.
Исследования представлений А. Н. Радищева. В официально разрешенной литературе дореволюционной России господствовало мнение о Радищеве как о бунтаре и крамольнике. Так, А. С. Пушкин в своей статье 1836 г. «Александр Радищев» резко критикует взгляды деятеля и его произведения, отмечая, впрочем, его рыцарскую совестливость. Кроме этого упоминания, рассуждения об этических представлениях Радищева отсутствуют, однако стоит отметить, что эпиграфом к статье Пушкин взял слова Карамзина о Радищеве как об «honnête homme(2)», т.е. «честном человеке».
А. И. Герцен в 1858 г. издает «Путешествие из Петербурга в Москву» и в предисловии к нему отзывается о Радищеве как о предтече декабристов. Герцен пишет о «восторженных идеалах» Радищева, которые были «высоко на небе». Таким образом, взгляды Радищева на мораль не рассматриваются Герценом подробно.