Содержание проекта по номинации «Педагогическое действие»
1. Название команды – Жамевю.
2. Педагогический результат. Демонстрируется метод обучения «Ключевое слово». Он является универсальным и может быть внедрен в практику обучения как детей, так и взрослых. Мы видим применение данного метода в процессе обучения персонала в организации.
Объект обучения посредством данного метода - руководители подразделений, которые непосредственно руководят и обучают подчиненных.
Цель внедрения метода «Ключевое слово» в процесс обучения руководителей – сформировать у руководителей модель каузального-генетического мышления, обучить навыкам применения данного метода.
Тем самым, предполагается, что систематическое использование данного метода со стороны руководителей по отношению к исполнителям, будет способствовать развитию у обучающих и обучаемых новых эффективных способов мышления.
Мы ожидаем смену традиционной модели взаимоотношений руководителя с персоналом-исполнителем, который призван не думать, а исполнять, на модель, где персонал – активный субъект, инициатор профессиональной деятельности. Таким образом, конечным результатом внедрения данного метода в обучение персонала является формирование сотрудников способных самостоятельно принимать, подвластные им решения.
Алгоритм метода «Ключевое слово».
Первый этап – поиск ключевого слова. В последнем повествовательном предложении (высказывании)сотрудника руководитель выбирает ключевое слово, - то, которое несет основную смысловую нагрузку и на котором автор делает акцент. Как правило, им оказывается глагол. Например, в предложении «Мы купим книгу» ключевым может быть слово «купим».
Если в предложении нет глагола или смысловой акцент(что нетрудно установить по интонации, интенциям, мимике) сделан на другом слове, то ключевым следует считать его. Например, если в приведенном выше пример говорящий в контексте уже состоявшегося диалога хочет сделать акцент не на слове «купим», а на слове «книга», то ключевым следует считать его. Или, в высказывании «Дом белый» ключевыми словами могут быть, как «дом», так и «белый», в зависимости от того, куда падает ударение при произношении.
Второй этап – формулировка вопроса к ключевому слову. К установленному ключевому слову руководитель формулирует («привязывает») свой вопрос.
Проиллюстрируем это следующим примером начала диалога.
Первый вариант.
– Я куплю книгу.
Вопрос: Где ты купишь ее?
Второй вариант.
– Мы купим книгу.
Вопрос: Почему именно книгу?
Ответ: Книга – самый оптимальный вариант.
Вопрос: На основании чего ты решил, что это – оптимальный вариант?
Третий этап – рефрен. В полученном ответе снова выбирается новое ключевое слово и к нему формулируется следующий вопрос. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока обучающийся не придет к ответу (решению).
3. Условия, которым должны удовлетворять обучаемые, для того, чтобы результат мог быть продемонстрирован. Специальные условия не требуются. Необходимо лишь присутствие группы людей от 2 до 10 человек.
4. Соответственно, отсутствуют и специальные средства отбора обучаемых.
5. Концептуальные позиции
-позиция современного менеджмента по отношению к персоналу: персонал – активный субъект, инициатор профессиональной деятельности"
- положение Л.С. Выготского о том, что педагог в процессе взаимодействия со своими подопечными должен сменить роль поводыря и рикши на роль социального организатора. Данное положение мы спроецировали на профессиональную организацию, в которой роль руководителя заключается в создании условий для того, чтобы работники сами обнаружили потребность в своем изменении, сами искали пути прихода к новому состоянию и сами бы строили траектории своего изменения(О.С.Анисимов). То есть, обучающий (руководитель) не должен быть «впереди» своих сотрудников, а должен оставаться «позади» и, выступая в роли социального организатора, создавать лишь педагогические условия для самостоятельного продвижения своих сотрудников вперед по пути познания и решения возникающих проблем.
- концепция самообучающейся организации (П. Сенге), а именно, принципы, на которых базируется понимание ее сущности:
-деятельность любой организации определяется взаимодействием сотрудников и их образом мысли;
- для того чтобы изменить организацию, нужно дать людям возможность изменить способы взаимодействия и их ментальные модели.
Обучение базируется на следующих психологических принципах:
- системного характера психики,
- системной дифференциации структуры мышления,
- реализации обучения в зоне ближайшего развития.
6. Средства фиксации достигнутого результата.
- Руководитель начал использовать данный метод в деятельности по управлению персоналом.
- Руководитель перестает выступать в роли «поводыря»: смена стиля руководства с авторитарного на демократический, заметно снижается количество жестких императивных указаний сотрудникам.
- Сотрудники самостоятельно приходят к заранее запланированному руководителем решению.
- Сотрудники реже обращаются к руководителю за решением своих производственных проблем. Проявляют активность в стремлении самостоятельно решить проблему.
- Фиксация мнений сотрудников по результатам анкетирования свидетельствует о желании и интересе персонала к данному виду взаимодействия с руководителем и подходу к решению производственных проблем.
- Смена мотивации избегания на мотивацию достижения.
7. Схема педагогического действия представлена и описана в п.2 «Педагогический результат». Более структурированной, данная схема, находится в основной работе.
8. Распределение функций в команде:
Маркин Дмитрий- Капитан, Координатор
Антоненко Юлия- Исследователь
Жванко Виктория- Дипломат
Михолап Екатерина- Исполнитель
Хромова Мария- Реализатор
Полозов Кирилл- Генератор идей
Славина Алена- Мотиватор
КПО(У)-VIII
VIII Международная командная педагогическая олимпиада-универсиада
Город
Москва, Росія
Место
МГУ
Регистрация
Регистрация закрыта