Содержание проекта
На олимпиаде будет представлен фрагмент курса подготовки к ГИА «Математика с человеческим лицом», специально разработанного нами для тех школьников, которые испытывают негативные эмоции по отношению к математике и имеют слабые знания по предмету. Мы ставим перед собой задачу показать школьникам, что учиться может быть интересно и легко, что понимать математику может каждый, и они в том числе. В результате мы ожидаем увидеть улучшение успеваемости в школе и удовлетворительные оценки на экзамене.
Мы выделяем следующие группы возможных причин неуспеваемости по предмету:
недостаток знаний (из-за пропусков по болезни, невнимательности и пр.),
личностные проблемы (коммуникативные - проблемы во взаимоотношениях с учителями и родителями, одноклассниками, - мотивационно-ценностные - понижение ценности знаний в окружающей подростка среде, нежелание учиться по различным причинам, - эмоциональные – протесты в учебе, негативный опыт, заниженная самооценка и т.д.),
неумение организовывать свою учебную деятельность (планировать, контролировать и корректировать её исполнение самостоятельно),
особенности некоторых психических функций (внимания, памяти, мышления), требующие индивидуального подхода.
Для решения последних трёх типов проблем в группе работает психолог. В его задачу входит выяснить причины неуспеваемости в каждом конкретном случае и по возможности устранить их при помощи групповой и индивидуальной работы; помочь преподавателю математики создать психологически комфортную атмосферу на занятиях.
На олимпиаде мы предлагаем одну из тем, которую рассматриваем на курсах - «Степени: определение и свойства».
В связи с этим педагогический результат, который будет демонстрировать команда на олимпиаде – освоение математических понятий, относящихся к теме «Степени: определение и свойства», освоение математических операций (на примере действий со степенями), ознакомление учащихся с некоторыми особенностями способов организации своего учебного процесса.
В своей деятельности мы предпринимаем следующие педагогические действия. Преподавание математики мы строим таким образом, чтобы ученик как можно больше догадывался сам до решения предложенных задач. Мы идём от простого к сложному, создавая ситуации успеха на каждом шагу. Монолог преподавателя звучит не больше 3-5 минут. На это время школьнику легко сосредоточиться и воспринять информацию. Затем предлагается задание , для выполнения которого достаточно того, что ученики знают к тому моменту и того, что было сказано в последние 3-5 минут. Каждый выполняет задание у себя в тетради, а ответ пишет крупными буквами на личной доске. Таким образом мы добиваемся того, что работает каждый член группы. Если все ответы правильные, то преподаватель продолжает излагать тему дальше. В случае, если есть ошибки, предлагается ещё два-три задания: проще предложенного изначально, такое же по сложности и сложнее предложенного. Тот, кто хорошо усвоил рассказанное, выполняет все три. С теми, у кого были ошибки, мы находим причины ошибок, а затем предлагаем решить первые два задания. Самое сложное всегда разбираем на доске: либо это делает преподаватель, либо ученик, если есть желающие.
Если в процессе возникает необходимость создать алгоритм решения задания, то мы приходим к нему пошагово, «изобретаем» его вместе. Преподаватель часто обращается к аудитории в поисках идей и догадок. В некоторых случаях, если позволяет время и сложность темы, проверяются все идеи и догадки, показываются их состоятельность или несостоятельность, рациональность или нерациональность. Таким образом, алгоритм становится понятным инструментом решения какой-то группы задач, ученику легко его воспроизвести, так как он понимает логику данного алгоритма.
Обучаемые на курсах должны удовлетворять следующим условиям: 1) Иметь слабые знания по предмету (в противном случае обучение не будет эффективным, так как занятия не смогут дать им многого нового и ситуации успеха не будут стимулировать на дальнейшую учебную деятельность) 2) Иметь нормальное психическое развитие (без органических отклонений).
Для проведения демонстрационного занятия на олимпиаде нам будут необходимы ученики, освоившие арифметические действия с целыми и дробными числами, но не имеющие знаний в области свойств степеней. Также нам будет интереснее работать с теми, кто к математике относится изначально негативно. Курс рассчитан на группу из 5ти человек.
При проведении курсов мы используем в качестве средств отбора стандартные тесты ГИА и собеседование с психологом и математиком. Задача этого собеседования и тестирования выявить как тех, кому будет скучно в нашей группе, так и тех, кто будет замедлять её работу.
При реализации проекта на олимпиаде мы проведём тестирование по математике и устное собеседование с целью выявить тех, кому математика не нравится.
Концептуальные позиции.
Мы опираемся на педагогику сотрудничества, используем элементы активного обучения.
Средства фиксации достигнутого результата.
Для наблюдения результата в динамике мы ориентируемся на успешность в выполнении заданий ГИА прошлых лет на наших занятиях и пробных ГИА в школе, успеваемость в школе и отзывы учащихся. Мы считаем, что можем говорить об успешности проекта, если постепенно растут оценки на пробных экзаменах и успеваемость в школе, и если ученикам нравится ходить на наши занятия.
Курс прошёл апробацию на мини-группе из 5ти человек в 2008/2009 уч. году, поставленные задачи были достигнуты: были исправлены текущие оценки не только по алгебре, но и по смежным дисциплинам (физике, химии, геометрии), экзамен все сдали на 3-4-5. Изначально каждому члену группы грозила неаттестация по алгебре. С нашей точки зрения, первый результат говорит о состоятельности нашей теории о том, что многие проблемы с учёбой носят психологический характер.
Чтобы проконтролировать результат нашей деятельности на олимпиаде, мы предложим ученикам тестирование по теме на основе заданий ГИА и небольшую анкету. Результаты финального тестирования мы сравним с начальным тестированием. Если результаты не будут отличаться или будут отличаться в худшую сторону, то наш проект можно будет признать полностью проваленным. Слабым результатом мы будем считать улучшение показателей тестирования на 0-30%. Удовлетворительным — 30-50%, успешным — 50-70%, вполне успешным — свыше 70%. Также ощущение успеха, которое сложно измерить, у нас появится, если после реализации проекта его участники будут радостным и довольным и смогут сказать, что что-то в их отношении к математике переменилось.
Распределение функций в команде.
Подбор методических материалов по математике – ведущий-математик (Новичкова Дана)
Подбор методических материалов по психологии – психолог (Денисова Людмила).
Организация занятия – ведущий-математик.
Объяснение и разбор материала (математики) – ведущий-математик.
Создание благоприятной обстановки на занятии – оба ведущих.
Отслеживание индивидуальных особенностей учащихся – оба ведущих
Отслеживание динамики группы – психолог.
Проведение психологических упражнений, либо диагностик – психолог.
Контроль успешности обучения – ведущий-математик.
Командная педагогическая олимпиада "Ломоносов"
Командная педагогическая олимпиада "Ломоносов"
Город
Москва, Росія
Место
МГУ
Регистрация
Регистрация закрыта